«Чудеса в песочнице».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Вепрева Марина Сергеевна

Познавательно-исследовательский проект. Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

 «Чудеса в песочнице».

        Авторы проекта: Вепрева М.С., Салангина Т.Г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели 2 младшей группы «Колокольчики».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: сезонно-циклический, долгосрочный.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Актуальность: наблюдая за играми детей с песком, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Выяснить представления детей о разнообразных качествах песка  (сыпучий,           сухой-мокрый,  легкий-тяжелый,  речной-морской…), способах действия с ним в зависимости от состояния.

Задачи: создать условия для поисково-познавательной деятельности детей. Расширить представления об объектах неживой природы. Развивать у детей сообразительность, любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании с объектами. Побуждать детей делать элементарные умозаключения. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; умение играть сообща.

Проблема: Что нужно для игры в песок                                                                            

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желание, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола покрасим  голубою краской.

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмём в игру…

Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,

Пройдя  ПОЗНАНИЯ дорогу!  (Т.Грабенко).

Гипотеза: если дети будут больше знать о свойствах песка, то они смогут использовать обогащенные знания в повседневной жизни, и в дальнейшем обогащать приобретенные навыки работы с песком и пополнять познавательный опыт.

Ожидаемый результат: на основе пробуждения познавательной активности расширить спектр использования песка.

Ресурсное обеспечение: совочки, формочки, ведра, лейки, печатки, разные по форме и объему емкости и другой материал для экспериментально-опытнической деятельности.

Этапы:

  1. Подготовительный  (накопление знаний)
  • Определение цели и задач проекта
  • Изучение литературы, подбор материала
  • Привлечение родителей к изготовлению пособий для уголка экспериментирования и песочницы на детской площадке
  • Выявление знаний детей о предметах неживой природы        (о песке)
  1. Основной  (практическое экспериментирование)
  • Свойства песка: сухой-мокрый, сыпется-лепится.
  • Строится: горки, пирожки, постройки, рисунки и т.д.
  • Взаимодействует: с водой, солнцем (при испарении)
  • Превращается: в мокрый песок, сухой песок.
  • Игры с песком.
  1. Заключительный (продукты проекта)
  • Составление схемы по свойствам песка
  • НОД «Песочные фантазии»
  • Информация для родителей «Пусть не сердится родитель, что измажется строитель»
  • Презентация уголка «Экспериментирования» в группе, приобретение пособия «Живой песок», обновление песочницы на детской площадке.
  • Оформление фотоальбома  «Вот так мы знакомились с удивительным песком».
  • Пополнение групповой библиотеки подборкой загадок, пословиц, поговорок о песке.
  • Составление картотеки: познавательные забавы, беседы, дидактические игры, наблюдения.
  • Беседа по ОБЖ «Когда песок друг, а когда враг».

Практическое экспериментирование (по свойствам песка):

  • Какой  песок сыпется через воронку?
  • Каким  песок становится при взаимодействии с водой?
  • Из какого песка можно строить?
  • Определи качество песка с закрытыми глазами?
  • На каком песке остается четкий рисунок?

Игры с песком:

Цель: развивать  пространственные представления , тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, произвольность, обогащать словарный запас  детей.

  • «Песочные струйки»;
  • «Вулкан»;
  • «Определи  с закрытыми глазами»;
  • «Узнай на ощупь»;
  • «Песочные фантазии на доске»;
  • «Приведи мельницу в движение»;
  • «Игры с палкой-пескомером»;
  • «Такие разные печатки»;
  • «Следы на песке»;
  • «Песочная кулинария»;
  • «Рисуем на песке водой»;
  • «Волшебные трубочки»;
  • «Цветной песок»;
  • «Живой песок»;
  • «Песочные часы»;
  • «Когда песок друг, а когда враг»;
  • «Игры с формочками и воронками»;
  • Босохождение по разному песку.

Библиография:

  1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008, Последнее издание 2011.
  2. Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы», ООО «Метода», Воронеж, 2014.
  3. Гризик  Т.И. «Познавательное развитие детей 3-4 лет», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2010.
  4. «Ребенок в мире поиска (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста)», под редакцией Дыбиной О.В., Москва, Творческий Центр СФЕРА, 2007.
  5. Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка (занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром)», Москва, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2006.
  6. Карпухина Н.А. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, 2009.
  7. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Волгоград, Издательство «Учитель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей 2 младшей группы "Чудеса в песочнице"

Экологическое воспитание является важным условием гармонично развитой личности.Человек становится человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых ...

Творческо-исследовательский проект «Чудеса в песочнице» Подготовила: Храмова Татьяна Евгеньевна

Игра с песком,   как способ развития ребенка,  известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как со...

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса в песочнице"

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...

Статья из опыта работы: "Чудеса из песочницы"

Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога – психолога муниципального бюджетного образовательного учреждения «Крутинский детский сад «Светлячок»»  Крутинск...

Проект "Чудеса в песочнице"

младший дошкольный возраст...

Дополнительная программа "Чудеса в песочнице"

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто с...