Проект "Чудеса в песочнице"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №40 дошкольное отделение
Проект
"Чудеса в песочнице"
(младший дошкольный возраст)
разработала:
Рашидова М.К., воспитатель
Цель: Возбудить интерес детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, два обруча, крышечки от пластиковых бутылок
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
1. Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
2. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 4 дня.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направляет детей, удивляет, создаёт атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2- й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный):Игра – развлечение с песком: «Ручейки»Фотоотчёт проекта.
Предварительная работа:
Подбор дидактических игр по экологии.Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений группировка материала, составление плана.
Реализация проекта:
Дни недели | Образоват. область, деятельность. | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
Образ. деятельность в режиме дня | Организ. образовательная деятельность | ||||
Понед. | Познавательное развитие Элементарный труд. Речевое развитие | Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет). Цель: формировать умение осознанно действовать в соответствии с текстом игры. | Опыт №1. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Игры с песком: «Я пеку, пеку, пеку», «Испечём торты (куличики). | Поливка песка в песочнице из леечек. Игра «Рисование на песке», «Волшебные отпечатки на песке» | Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». |
Вторник | Речевое развитие | Утро: чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. | Проведение опытов №2, №4 «Мокрый песок» (Полить сухой песок водой). Опыт №3 «Песок может двигаться» Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. | Проведение опытов с мокрым песком, используя различные формочки. Опыты с сухим песком (решето, воронки). Копание песка совком «Угадай, что спрятано в песке?», «Что я закопала в песок?», «Норка для мышки». | Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
Среда | Речевое развитие Элементарный труд. | Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам | Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. Игры «Приготовим обед», «Новая квартира для Маши», | Подобрать стихи, загадки о песке. |
Итоговое мероприятие: | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | Игра – развлечение с песком: «Ручейки»Цель: Предложить детям строительную игру «Ручейки для лодочек». Развивать способности к ориентировки в пространстве и конструктивной деятельности. Музыкально – ритмичное движение «Танец маленьких утят» Цель: Формировать умение детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. «Заборчики», «Горка для куклы». | Изготовление лодочек. Строительство ручейков совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек |
Результаты проекта:
Создание папки «Игры с песком»
Фотоотчёт ( презентация проекта).
Список используемой литературы:
Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.
Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с
Консультация для родителей: «Играем с песком и водой»
О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого мышления, и совершенствование навыков манипуляции, и положительное воздействие на психическое здоровье ребенка. Недаром сегодня всё больше и больше используют терапию песком, позволяющую естественным путем разгружать психику и находить равновесие. Не лишайте малыша удовольствия повозиться в мини-песочнице, домашнем «островке лета», в любое время года! Играть с песком очень полезно. В песочнице ребенок развивает мелкую моторику – пересыпая песок в руках, глазомер – наполняя формочки песком, здесь он приобретает первые навыки общения с другими детьми и именно в песочнице начинают развиваться его творческие способности.
Игры для ребенка от трех до шести лет
Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.
В какие игры поиграть с ребенком в песочнице
На улице потеплело, и вся детвора устремила свои взгляды на песочницы. И это вполне понятно. Ведь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство - и вперед! Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком. Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.
1. Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо. Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики. Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.
2. Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам: с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.
3. Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.
4. Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.
Поиграем в археологов
Пусть малыш отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям малыш догадается, что вы спрятали.
Сыграем в прятки
Малыш закапывает свои ручки в песок, ваша задача искать пальчики по именам. Это поможет выучить крохе названия пальчиков.
Отыщем клад
В песочнице ваш малыш может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите малыша ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».
Пальчик-машинка
Для развития мелкой моторики нарисуйте на песке дорожку и попросите ребенка проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину». Однако прежде чем подпускать своего малыша к песочнице, предлагаем обратить внимание на следующие пунктики.
- Обязательно перед игрой с песком взрослым нужно просмотреть песочницу. Ведь не все люди хорошо воспитаны, и бывает такое, что в песке можно обнаружить и окурки сигарет или колющие предметы. В любом случае, даже если игровая площадка ограждена от окружающих, было бы не лишним проявить бдительность в данном вопросе.
- Не забывайте о том, что те песочницы, которые доступны всем людям, также могут быть загрязнены домашними животными. Естественно, в такой песочнице не стоит играть ребятам.
- После игр желательно помыть руки. Конечно, не каждый родитель берет на прогулку все время воду, но обыкновенные влажные салфетки будут весьма кстати. Тем более, если после активного времяпровождения сын или дочка захотят подкрепиться.
Вот такие несложные манипуляции можно осуществлять благодаря обычному песку, и тем самым радовать своих детей.
Картотека схем - опытов с песком
ОПЫТ №1
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.
Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.
Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Как выглядят песчинки? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.
Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).
ОПЫТ №2
Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения).
Материал: песочница, совки, грабли, лейки с водой, камешки.
Что это? (собачка, машинка, уточка). У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере). Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок). Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж
ОПЫТ № 3«Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочница – волшебный мир.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Из песка лепится первый кулич, приходит понимание, ...
схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице
схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....
Разборки в песочнице
Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...
В какие игры играть с ребенком в песочнице?
Многие педагоги отмечают важность занятия ребенка с песком. Игры в песок развивают у детей моторику рук,которая в свою очередь связана с речевым центром; помогают развивать коммуникативные навыки. Игр...
"Песочница" наш семейный проект.
https://vk.com/video123426216_165259455...
"Елочка и гномы" Сочиняем сказку в песочнице.
Поиск наиболее эффективных средств и возможностей коррекции речевых нарушений все чаще обращает внимание логопедов на нетрадиционные методы воздействия.Одним из таких методов, пользующихся популярност...