Статья из опыта работы: "Чудеса из песочницы"
консультация
Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога – психолога муниципального бюджетного образовательного учреждения «Крутинский детский сад «Светлячок»» Крутинского района Омской области по теме «Использование песочной терапии при проведении психокоррекционной работы с детьми с особыми образовательными способностями. Автор раскрывает сущность данного метода, высказывает своё мнение по поводу необходимости использования метода песочной терапии в дошкольном образовательном учреждении с детьми с особыми образовательными возможностями. Также в данной статье автор делится своими способами работы с песочной терапией и рассказывает о результатах этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_pesochnitsy.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чудеса и з песочницы»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
В соответствии с Федер альным государственным образов ательным стандартом дошко льного образования, од ной из важн ейших задач дошко льного образования явля ется создание усл овий для индивид уального развития вс ех обучающихся, а в особе нности тех, к то в наибольшей сте пени нуждается в осо бых условиях обуч ения, детей с ограни ченными возможностями здор овья.
Согласно требо ваниям ФГОС Д О, к структуре осно вной образовательной прог раммы дошкольного учреж дения, коррекционная раб ота должна бы ть направлена н а коррекцию нару шений развития разл ичных категорий де тей с ОВЗ, оказ ание им квалифиц ированной помощи, и х разностороннее разв итие с учётом и х возрастных и индивид уальных особенностей и осо бых образовательных потреб ностей, социальной адап тации.
Выстраивая коррек ционную работу с дет ьми «особой заб оты» в нашем дет ском саду, я испо льзую метод песо чной терапии.
К то из н ас в детстве н е играл в песо чнице? Формочки, вед ёрко, совочек – в от что зача стую в первую оче редь покупают роди тели для пер вых прогулок с мал ышом на ул ице. На м ой взгляд, в песо чнице любой реб ёнок, любого возр аста и развития в пе ске раскрывается полн остью. Играя и созд авая свой м ир, он к ак бы нахо дится в естественной д ля него ср еде. При эт ом малыш выра жает на пе ске то, ч то спонтанно возн икает в его созн ании.
А чем ж е мне, к ак педагогу – псих ологу так инте ресен песок. Пот ому что иг ры на пе ске одна и з форм естест венной деятельности реб енка. Эти иг ры развивают творч еские способности реб ёнка и воображение. Созд анная ребенком кар тина или це лый сюжет и з песка явля ется творческим прод уктом. Игры в пе ске развивают фант азию ребёнка. Осно вной акцент дела ется на творч еском самовыражении реб енка, благодаря эт ому происходит вы ход внутреннего напря жения и поиск пу тей развития. В от почему, т ак интересна песо чная терапия м не, как педа гогу – психологу. Особ енно этот ме тод хорош д ля коррекционной раб оты с детьми О ВЗ. Метод песо чной терапии мо жно использовать в раб оте с детьми, нач иная с 3-х летнего возр аста. Метод позв оляет решать р яд проблем, возни кающих у детей с О ВЗ.
Зачастую, та кие дети н е могут п о другому расск азать о себе и о св оих переживаниях. Прика саясь же к пе ску, «особенные» де тки, словно раскр ывают свой внутр енний мир. Оста ётся только с пом ощью умелой интерп ретации считывать с резул ьтатов творчества и х тревоги, волн ения, разгадывать разл ичные эмоциональные переж ивания ребёнка. К то му же, созд ание песочных компо зиций, в отличии напр имер, от рис унка, не тре бует от реб ёнка каких – т о особых уме ний.
Песочная тер апия включает в се бя упражнения, направ ленные на об щую релаксацию, сня тие двигательных заж имов и судорожных движ ений. В процессе иг ры с песком, реб ёнок имеет возмо жность выразить св ои самые глуб окие эмоциональные переж ивания, имеет возмо жность освобождения о т каких-т о страхов, б ез развития психи ческих травм. Упраж нения с песком обла дают огромным потен циалом для разв ития психики реб ёнка. Во-пер вых, они стабил изируют эмоциональное сост ояние детей. В о-вторых, нар яду с развитием такти льной чувствительности и мел кой моторики р ук, учат реб енка прислушиваться к се бе и проговаривать св ои ощущения, помо гают ребёнку чувст вовать себя защищ ённым, в комфортной д ля него ср еде. Так заклад ывается база д ля дальнейшего формир ования навыков позит ивной коммуникации, совершен ствуется предметно-игр овая деятельность, ч то способствует разв итию сюжетно-рол евой игры и коммуни кативных навыков реб ёнка с ОВЗ. Ва жно, что иг ры на пе ске, когда реб ёнок что-т о строит и соор ужает, открывают потенц иальные возможности реб енка с ОВЗ, разв ивая его творч еский потенциал и фант азию.
В своей раб оте с детьми я испо льзую игровые мет оды, такие иг ры, как «Чувстви тельные ладошки», «Отпе чатки наших р ук», «Секретик» д ля развития такти льной чувствительности, кот орая в свою оче редь способствует разв итию речи и коммуни кативных способностей. С це лью диагностики испо льзую песок д ля определения нал ичия внутренних конфл иктов (в состоянии внутр енней борьбы, напр имер, все пост ройки на пе ске оказываются разруш енными), для опред еления направленности агре ссии, если о на присутствует (гет еро или аутоаг рессия), диагностика конфл иктов с близкими люд ьми. Также выя вляю потенциальные ресу рсные возможности реб ёнка и развитие эмоцио нально – волевой сф еры.
Также испо льзую метод психокорр екционного воздействия (напр имер, при нал ичии у ребёнка эмоцио нальных и поведенческих нару шений невротического хара ктера). В других слу чаях применяю ме тод пескотерапии, в каче стве вспомогательного сред ства, позволяющего стимул ировать ребёнка, разв ивать его сенс орные навыки, сни жать эмоциональное напря жение.
Очень ча сто на заня тиях с детьми О ВЗ использую ме тод простых рису нков на пе ске, которые способ ствуют стабилизации эмоцион ального состояния реб ёнка. На заня тиях с песком реб ёнок получает пер вый опыт рефл ексии – он учи тся понимать се бя и других. Оп ыт работы с дет ьми ОВЗ, показ ывает, что исполь зование песочной тер апии развивает мел кую моторику, улуч шает память, раб оту мозга, плас тику движений, ч то крайне ва жно при коррек ционной работе име нно с детьми с О ВЗ. Помогает боро ться со стрес совыми состояниями орга низма ребёнка О ВЗ. Страхи и напря жения исчезают. И резу льтат этой корр екции виден ср азу.
Я считаю ме тод песочной тер апии, одним и з самых эффек тивных методов психокорр екционной работы п ри работе с дет ьми с ограниченными возмож ностями здоровья в усло виях детского са да.
Список литер атуры
1 .Грабенко. Т.М. Игры с песком или песочная терапия - 2014 №5 – С26-29.
2. Тинникова О.А. Хакимова М.Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников// Молодой учёный. – 2016. - №17 – С172 – 174.
3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:Речь, 2010. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"
Консультация для родителей. «Опыты и эксперименты в песочнице».Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёно...
Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в песочнице»
Песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации....
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице».
Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёнок в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками золотистый песок. Прост...
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"...
«ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПЕСОЧНИЦЕ».
Опыты и эксперементы в песочнице. Группа раннего возраста...
Статья в газету "Пустите детей в песочницу"
Статья рассказывает об играх с песком для малышей...