Статья из опыта работы: "Чудеса из песочницы"
консультация

Денюшина Валентина Алексеевна

Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога – психолога муниципального бюджетного образовательного учреждения «Крутинский детский сад «Светлячок»»  Крутинского района Омской области по теме  «Использование песочной терапии при проведении психокоррекционной  работы с детьми с особыми образовательными способностями. Автор раскрывает сущность данного метода, высказывает своё мнение по поводу необходимости использования  метода песочной терапии в дошкольном образовательном учреждении с детьми с особыми образовательными возможностями. Также в данной статье автор делится своими способами работы с песочной терапией  и рассказывает о результатах этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_iz_pesochnitsy.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Чудеса из песочницы»

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования является создание условий для индивидуального  развития всех обучающихся, а в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в особых условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно требованиям ФГОС ДО, к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения, коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи, их разностороннее развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Выстраивая коррекционную работу с детьми «особой заботы» в нашем детском саду, я использую метод песочной терапии.

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Формочки, ведёрко, совочек – вот что зачастую в первую очередь покупают родители для первых прогулок с малышом на улице.  На мой взгляд, в песочнице любой ребёнок, любого возраста и развития  в песке раскрывается полностью. Играя и создавая свой мир, он как бы находится в естественной для него среде. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

 А чем же мне, как педагогу – психологу так интересен песок. Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Эти игры развивают  творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина или целый сюжет  из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию ребёнка. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Вот почему,  так интересна  песочная терапия мне, как педагогу – психологу. Особенно этот метод хорош  для коррекционной работы с детьми ОВЗ. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Зачастую, такие дети не могут по другому рассказать  о себе и о своих переживаниях. Прикасаясь же к песку, «особенные» детки, словно раскрывают свой внутренний мир. Остаётся только с помощью умелой интерпретации считывать с результатов  творчества их тревоги, волнения, разгадывать различные эмоциональные  переживания ребёнка.  К тому же, создание песочных композиций, в отличии  например, от рисунка, не требует от ребёнка каких – то особых  умений.

Песочная терапия  включает в себя упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных зажимов и судорожных движений.  В процессе игры с песком, ребёнок имеет возможность выразить свои самые  глубокие эмоциональные переживания, имеет возможность освобождения от каких-то страхов, без развития  психических травм.  Упражнения с песком обладают огромным  потенциалом для развития психики ребёнка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильной  чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.  Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что  игры на песке, когда ребёнок что-то строит  и сооружает, открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

В своей работе с детьми я использую игровые методы, такие игры, как «Чувствительные ладошки»,  «Отпечатки наших рук», «Секретик» для развития тактильной чувствительности, которая в свою очередь способствует развитию речи и коммуникативных способностей.  С целью диагностики использую песок для определения наличия  внутренних конфликтов (в состоянии внутренней борьбы, например, все постройки на песке оказываются разрушенными), для определения направленности агрессии, если она присутствует (гетеро или аутоагрессия), диагностика конфликтов с близкими людьми. Также выявляю потенциальные ресурсные возможности ребёнка и развитие эмоционально – волевой сферы.

Также использую метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребёнка эмоциональных и  поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях применяю метод пескотерапии, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсорные навыки, снижать эмоциональное напряжение.

 Очень часто на занятиях с детьми ОВЗ использую метод простых рисунков на песке, которые способствуют стабилизации эмоционального состояния ребёнка.  На занятиях с песком ребёнок получает первый опыт рефлексии – он учится понимать себя и других. Опыт работы  с детьми ОВЗ, показывает, что использование песочной терапии развивает мелкую моторику, улучшает память,  работу мозга, пластику движений, что крайне важно при коррекционной работе именно с детьми с ОВЗ. Помогает бороться со стрессовыми состояниями организма ребёнка ОВЗ. Страхи и напряжения исчезают.  И результат этой коррекции виден сразу.

Я считаю метод песочной терапии, одним из самых эффективных методов психокоррекционной работы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.

Список  литературы

1 .Грабенко. Т.М. Игры с песком или песочная терапия  - 2014 №5 – С26-29.

2. Тинникова О.А. Хакимова М.Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников// Молодой учёный. – 2016. - №17 – С172 – 174.

3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:Речь, 2010. – 176с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"

Консультация для родителей.  «Опыты и эксперименты в песочнице».Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёно...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в песочнице»

Песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации....

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице».

Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёнок в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками золотистый песок. Прост...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"...

«ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПЕСОЧНИЦЕ».

Опыты и эксперементы в песочнице. Группа раннего возраста...

Статья в газету "Пустите детей в песочницу"

Статья рассказывает об играх с песком для малышей...