Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса в песочнице"
рабочая программа (средняя группа)

Ряшенцева Татьяна Валерьевна

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesa_v_pesochnitse.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                            УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                                Директор Детского сада «Алёнушка»,

 №____4____от__30.08.2019                                          филиал Детский сад «Светлячок

                                                                                           _________________Р.В.Худышкина

                                                                                          «_____»________________2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧУДЕСА В ПЕСОЧНИЦЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

                                             Составитель: Ряшенцева Татьяна Валерьевна,

воспитатель

г. Заводоуковск, 2019 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………...3
  2. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………4
  3. Содержание программы…………………………………………………………………………………..7
  4. Годовой календарный учебный график………………………………………………………………..21
  5. Организационно – педагогические условия реализации программы, планируемые результаты………………………………………………………………………………………………..21
  6. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы…………………………………………………………..24
  7. Список литературы……………………………………………………………………………………....28

 

 


Пояснительная записка

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Цель программы:

Развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством игр с песком.  

Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с  учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Учебно – тематический план программы дополнительного образования

«Чудеса  в песочнице»

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий всего

Количество занятий теории

Количество занятий практики

1

Здравствуй чудо – песок!

2

1

1

2

Что я знаю о песке? Свойства песка (продолжение)

2

1

1

3

Подружимся с песком

2

1

1

4

«Волшебные грибочки»

2

1

1

5

« В волшебном лесу».

2

1

1

6

«Осенняя прогулка»

2

1

1

7

«Острова чувств»

2

1

1

        8

«Страна Гномов»

2

1

1

9

«Чудо-дерево»

2

1

1

10

«Город зеркал»

2

1

1

11

«Страна чудес»

4

1

3

12

«Ковёр-самолёт»

13

«Птица счастья»

2

1

1

14

«Путешествие в сказку»

2

1

1

15

«Приключение ракушки»

2

1

1

16

«Тайны подводного мира»

2

1

1

17

«Трусливые черепашки»

2

1

1

18

«Прогулка по зоопарку»

2

1

1

19

«Игрушечный город»

2

1

1

20

« Искатели сокровищ»

2

1

1

21

«Весёлые вагончики»

2

1

1

22

«Строители песочного города»

2

1

1

23

«Феи времён года»

2

1

1

24

«В гостях у цветочной Феи»

2

1

1

25

«Джунгли зовут»

2

1

1

26

«Затерянный мир динозавров»

2

1

1

27

«Звёздная страна»

28

«Космическое путешествие»

2

1

1

29

«В стране Вообразилии»

2

1

1

30

«Прощание с песочной страной»

2

1

1

31

«Волшебные грибочки»

2

1

1

32

« В волшебном лесу».

2

1

1

33

«Осенняя прогулка»

2

1

1

34

«Острова чувств»

2

1

1

35

Знакомство с чудесным песочком

2

1

1

36

Моё настроение

2

1

1

37

Фруктовые истории

2

1

1

38

Любимые игрушки

2

1

1

39

Мир песочных фантазий

2

1

1

40

Мой город

2

1

1

41

Угадай фигуру

2

1

1

42

Встреча

2

1

1

43

Помощник

2

1

1

44

Покормим лошадку

2

1

1

45

Ожившее пятно

2

1

1

46

Я и мои друзья

2

1

1

47

Я умею рисовать

2

1

1

Итого:

98

49

49

3. Содержание работы с детьми 4-5 лет.

мес

кол

название

задачи

содержание

 

                        Сентябрь

1

 

Знакомство с чудесным песочком.

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1. Приветствие, введение в игру, правила.

2. Разминка: упр. «Здравствуй песочек», «Песочный дождик» «Необыкновенные следы».

3. Игровая часть: упр. «Песочные прятки», «Мой мир»

4.Творческое задание: упр. «Рисунок мира».

5. Релаксация

6. Прощание

Знакомство с материалом, свойствами, наблюдение, экспериментирование

2

«Волшебные грибочки»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1. Приветствие, введение в игру, правила.

2. Разминка: упр. «Здравствуй, песок», «Песочный дождик».

3. Игровая часть: упр. «Грибочки».

4. Творческое задание: упр. «Художники», «До свидания, песок»

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно

3

 «В волшебном лесу»»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1. Приветствие, введение в игру, правила.

2. Творческое задание: «Оживи»

3. Разминка: упр. «Здравствуй, песок!»

4. Игровая часть: упр. «Дорожка из камушков», «Укрась животного», «Волшебный лес»

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой – маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

 «Осенняя прогулка»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2. Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Осень», «Ёжик».

3. Игровая часть: упр. «Грабельки», «Дворники»

4. Творческое задание: «Домик для…».

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно

Ноябрь

1

«Остров чувств»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Творческое задание: упр. «Песочные часы»

3. Разминка: упр. «Здравствуй песок», «Узоры на песке».

4. Игровая часть: упр. «Острова чувств», «Остров»

5. Релаксация

6. Прощание

Различать и правильно называть и показывать основные, базовые эмоции.

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

«Страна Гномов»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Узоры на песке», «Ладошки».

3.Игровая часть: упр. «Песочные прятки», сказка: «Страна гномов», упр. «Страна гномов».

4.Творческое задание: упр. « Гномик»

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

«Чудо-дерево»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: « Здравствуй песок», «Узоры на песке», «Кончики пальцев», «Ладошки».

3. Игровая часть: сказка, упр. «Песочная радуга», «Чудесная полянка», «Сундучок с ленточками», «Новый город».

4. Творческое задание: упр. « Герб города»

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

«Город зеркал»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2. Разминка: «Здравствуй, песок!»

3. Игровая часть: « Кроты», «Песочное зеркало», « Лепим дракона».

4. Творческое задание: упр. « Великая тайна пустыни», «Каравай», «Танец радости».

5. Релаксация

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Январь

1

«Страна чудес»

 

 

                           

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: «Здравствуй, песок!», «Здравствуй сосед», «Дождик», «Повтори»

3. Игровая часть: упр. «Песочные облака», «Лес чудес», «Магазин».

4. Творческое задание: упр. «Предметы из магазинов

5. Релаксация

6. Прощание

Развивать умение называть диких, домашних животных

Учимся сравнивать:

 Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

«Ковёр-самолёт»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!»

3.Игровая часть: упр. «Ковёр-самолёт», «Строители»

4.Творческое задание: упр. « Мешочек», «Секрет».

5. Рефлексия

6. Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

«Птица счастья»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», « Узоры на песке»

3. Игровая часть: упр. «Комплимент, «Раскопки»

4. Творческое задание: «Рисование волшебной птицы»

5. Рефлексия

6. Прощание

Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая  и левая рука)

Цвета, формы, размеры

Установление закономерностей (чередование)

4

«Путешествие в сказку»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Ладошки», «Здравствуй, песок!»

3. Игровая часть: упр. «Сказочный сон», «Мостики»

4. Творческое задание: упр.« Волшебный кувшин», « Сундучок с сюрпризом»

5. Рефлексия

6. Прощание

Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая  и левая рука)

Цвета, формы, размеры

Установление закономерностей (чередование)

Март

1

«Приключение ракушки»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори»

3.Игровая часть: упр. «Удивительная ракушка», «Дорожка из камушков», «Отыщи игрушку», «Река-море», «Морское дно».

4.Творческое задание: упр. «Рыбка»

5.Релаксация

6.Прощание

Знакомство с обитателями моря : кит, рыба, черепаха, морская звезда, морская раковина, морской конёк, дельфин.

Развитие фантазии и воображения, расширение кругозора детей.

Развитие умения различать цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»

Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»

2

«Тайны подводного мира»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка:упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори»

3.Игровая часть: упр. «Подводные жители», «Собери морских жителей», «Укрась морскую звезду», «Сказочный подводный мир».

4.Творческое задание: упр. «Морской обитатель».

5.Ралаксация

6.Прощание

Расширение  знаний о жителях подводного мира

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

«Трусливые черепашки»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: «Здравствуй, песок!», «Ладошки»

3.Игровая часть: упр. «Песочные черепашки», «Сонные черепашки», «Мост страха».

4.Творческое задание: упр. «Рисование на песке», «Мост страха»

5.Релаксация

6.Прощание

Учимся сравнивать:

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

«Прогулка по зоопарку»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори»

3.Игровая часть: упр. «Найди животных», «Звери в клетке», «Разноцветные камушки», «Случай в зоопарке»

4.Творческое задание: упр. «Витраж с животным»

5.Релаксация

6.Прощание

Знакомство с животными зоопарка, части тела животных

Расширение знаний о животных (диких, домашних)

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Май

1

«Игрушечный город»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки»

3.Игровая часть: упр. «Найди игрушки в песке», «Создаем игрушечный город», «Превращение в игрушки»

4.Творческое задание: упр. «Игрушка»

5.Релаксация

6.Прощание

Знакомство со строительными профессиями.

Различать и правильно называть части дома.

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

«Искатели сокровищ»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Лодочки»

3.Игровая часть: упр. «Мост из кирпичиков», «Лес и его жители», «Морские жители», «Сундук сокровищ»

4.Творческое задание: упр. «Остров сокровищ»

5.Релаксация

6.Прощание

Закрепление морских, домашних, диких животных.

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Некоторые правила дорожного движения

3

«Весёлые вагончики»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!»

3.Игровая часть: упр. «Весёлый паровозик», «Вагончики»

4.Творческое задание: упр. «Кубики», «Карусель»

5.Релаксация

6.Прощание

Различать и правильно называть части транспорта

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

«Строители песочного города»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки»

3.Игровая часть: упр. «Разрезная картинка», «Жители города», «Строим город»

4.Творческое задание: упр. «Песочный город»

5.Релаксация

6.Прощание

Закрепление знаний о строительных профессиях

Величина (большой – маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Июнь

1

«Феи времён года»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори», «Ладошки»

3.Игрова часть: упр. «Снежинки», «В весеннем лесу», «Однажды в летний день…», «Осенние листочки»

4.Творческое задание: упр. «Любимое время года»

5.Релаксация

6.Прощание

Закрепление и расширение знаний о временах года

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

«В гостях у цветочной Феи»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки»

3.Игровая часть: упр. «Корзинка с цветами», физминутка «Наши алые цветки», сказка «Цветочная поляна», упр. «Мои желания»

4.Творческое задание: упр. «Бабочка»

5.Релаксация

6.Прощание

Беседа о празднике 8 Марта - женский день

Знакомство с названиями цветов

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

«Джунгли зовут»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр.  «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори»

3.Игровая часть: упр. «Голоса животных», «Превращение в животных», «Африка»

4.Творческое задание: упр. «Жираф»

5.Релаксация

6.Прощание

Знакомство с животными жарких стран

Развивать умение изображать голосом звуки животных, части тела животных

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

«Затерянный мир динозавров»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори»

3.Игровая часть: упр. «Раскопки», «Следы динозавров», «Мир динозавров»

4.Творческое задание: упр. «Динозавр»

5.Релаксация

6.Прощание

Знакомство с динозаврами (история существования)

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Август

1

«Звёздная страна»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки»

3.Игровая часть: упр. «Летает-не летает», «Картинки на песке», «Чего не стало», «Волшебные превращения», «Строительство звёздной страны»

4.Творческое задание: упр. «Звезда»

5.Релаксация

6.Прощание

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

«Космическое путешествие»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», Повтори» «Лодочки»

3.Игровая часть: упр. «Найди транспорт», «Планета заколдованных животных», «Планета загадок»

4.Творческое задание: упр. «Моя планета»

5.Релаксация

6.Прощание

Профессия космонавт

Название частей ракеты

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

«В стране Вообразилии»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр.  «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Мячик»

3.Игровая часть: упр. «Необычная тропинка», «Собери животных», «Нелепица», «Страна Вообразилия»

4.Творческое задание: упр. «Страна Вообразилия»

5.Релаксация

6.Прощание

Время года весна, приметы

Части тела животных

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

«Прощание с песочной страной»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Изобрази руками»

3.Игровая часть: упр. «Животные пустыни», «Лес полный чудес», «Морские обитатели»

4.Творческое задание: упр. «Подарок из песочной страны»

5.Релаксация

6.Прощание

Закрепить знания о животных (домашних, диких, морских

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.09.2019 - 31.08.2020

Продолжительность образовательного процесса

45 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2019г. – 09.01.2020г.

Педагогическая диагностика

Сентябрь, август

Количество занятий

В неделю: 2

В год: 98

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Программа кружка «Чудеса в песочнице» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Общее количество 98 занятия. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Групповая и индивидуальная форма работы.

Методы и приёмы реализации программы:

Наглядные: наблюдение, показ, образец;

Словесные: беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические: показ способов действия (общий и индивидуальный).

-Упражнения и развивающие игры для развития детской самостоятельности и инициативы, умения реализовывать свои интересы.

-Упражнения и игры для развития мысленной активности, сообразительности, умения сравнивать.

-Упражнения и игры для способствования положительного влияния игр с песком на развитие психики ребёнка.

-Упражнения на релаксацию.

-Упражнение на установление тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами.

  Учебно-методическое обеспечение: педагогические песочницы, мультимедийный проектор, песок, лопатки, пуговицы, бусины, камешки, миниатюрные игрушки (люди, животные, деревья, домики, и т.д), кубики, палочки, кисточки, трубочки, песочные часы, лупа, набор трафаретов.

Планируемые результаты: 

- Развитие детской самостоятельности и инициативы, чувства социальной - успешности ребёнка.

- Повышение эффективности  процесса обучения за счёт средств песочных технологий.

- Способствование развитию коммуникативных навыков ребёнка, его любознательности

Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы

Критерии отслеживания усвоения программы

Диагностика в зависимости от поставленных задач, охватывает ряд основных показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:

1. Освоение техникой песочного рисования ребенком (владение техниками рисования песком)

2. Уровень развития психо-моторного развития ребенка (координации, внимания, усидчивости, речевой деятельности, образной памяти).

3. Проявления творческих способностей (мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).

 4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику).

 Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся диагностические процедуры.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И.О ребёнка

Наименование критерия

Освоение песочного рисования ребёнком

Уровень формирования психомоторного развития ребёнка

Проявление творческих способностей ребёнка

Уровень развития психо-эмоциональной сферы и познавательной активности ребёнка

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/  

Освоение техникой песочного рисования ребенком:

3б.- воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования.

2б.- есть незначительные искажения в технике.

1б.- искажения значительные, форма не удалась.

Уровень развития психо-моторного развития ребенка:

 3б.- движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения.

2б.- есть незначительное искажение в зрительно- моторной координации в изображении песочных картин.

1б.- зрительно моторная координация сформирована слабо.

Проявления творческих способностей и владением:

 3б.- изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.

 2б. - изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны. не всегда самостоятелен в выборе форм.

 1б. – изображения повторяются. Не оригинальны. Затрудняется в выборе форм изображения.

Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка:

3б. – рисунки эмоционально насыщены и отражают настроение и красоту окружающего мира. Может выразить эмоции словами.

 2б. – почти каждый рисунок характеризуется эмоциональной выразительностью.

 1б. – рисунки чаще всего маловыразительны.

Диагностика по методике  Рене Жиля

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка (любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими (отношение к семейному окружению,отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинокс изображением детей и взрослых,а также текстовых заданий.

Диагностика «Цветовой тест Люшера»

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемьразличных по цвету карточек,и предлагается сделать выборнаиболее привлекательных цветовна момент тестирования. Наборкарточек предъявляется дважды.

                                               

Список литературы

1. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми / авт.- сост. Е.Ю. Конаныхина. – Москва: Генезис, 2016. – 128с.

2. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.

3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста / авт.- сост. Н.В. Зеленцова-Пешкова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015. – 96с.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

7. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

8. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.:  Питер, 2001г.

9. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2

10. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010

11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная программа "Чудеса в песочнице"

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто с...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...