Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса в песочнице"
рабочая программа (средняя группа)
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudesa_v_pesochnitse.docx | 63.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «Алёнушка»,
№____4____от__30.08.2019 филиал Детский сад «Светлячок
_________________Р.В.Худышкина
«_____»________________2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧУДЕСА В ПЕСОЧНИЦЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Составитель: Ряшенцева Татьяна Валерьевна,
воспитатель
г. Заводоуковск, 2019 г.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………...3
- Учебно-тематический план………………………………………………………………………………4
- Содержание программы…………………………………………………………………………………..7
- Годовой календарный учебный график………………………………………………………………..21
- Организационно – педагогические условия реализации программы, планируемые результаты………………………………………………………………………………………………..21
- Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы…………………………………………………………..24
- Список литературы……………………………………………………………………………………....28
Пояснительная записка
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Цель программы:
Развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством игр с песком.
Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
Учебно – тематический план программы дополнительного образования
«Чудеса в песочнице»
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий всего | Количество занятий теории | Количество занятий практики |
1 | Здравствуй чудо – песок! | 2 | 1 | 1 |
2 | Что я знаю о песке? Свойства песка (продолжение) | 2 | 1 | 1 |
3 | Подружимся с песком | 2 | 1 | 1 |
4 | «Волшебные грибочки» | 2 | 1 | 1 |
5 | « В волшебном лесу». | 2 | 1 | 1 |
6 | «Осенняя прогулка» | 2 | 1 | 1 |
7 | «Острова чувств» | 2 | 1 | 1 |
8 | «Страна Гномов» | 2 | 1 | 1 |
9 | «Чудо-дерево» | 2 | 1 | 1 |
10 | «Город зеркал» | 2 | 1 | 1 |
11 | «Страна чудес» | 4 | 1 | 3 |
12 | «Ковёр-самолёт» | |||
13 | «Птица счастья» | 2 | 1 | 1 |
14 | «Путешествие в сказку» | 2 | 1 | 1 |
15 | «Приключение ракушки» | 2 | 1 | 1 |
16 | «Тайны подводного мира» | 2 | 1 | 1 |
17 | «Трусливые черепашки» | 2 | 1 | 1 |
18 | «Прогулка по зоопарку» | 2 | 1 | 1 |
19 | «Игрушечный город» | 2 | 1 | 1 |
20 | « Искатели сокровищ» | 2 | 1 | 1 |
21 | «Весёлые вагончики» | 2 | 1 | 1 |
22 | «Строители песочного города» | 2 | 1 | 1 |
23 | «Феи времён года» | 2 | 1 | 1 |
24 | «В гостях у цветочной Феи» | 2 | 1 | 1 |
25 | «Джунгли зовут» | 2 | 1 | 1 |
26 | «Затерянный мир динозавров» | 2 | 1 | 1 |
27 | «Звёздная страна» | |||
28 | «Космическое путешествие» | 2 | 1 | 1 |
29 | «В стране Вообразилии» | 2 | 1 | 1 |
30 | «Прощание с песочной страной» | 2 | 1 | 1 |
31 | «Волшебные грибочки» | 2 | 1 | 1 |
32 | « В волшебном лесу». | 2 | 1 | 1 |
33 | «Осенняя прогулка» | 2 | 1 | 1 |
34 | «Острова чувств» | 2 | 1 | 1 |
35 | Знакомство с чудесным песочком | 2 | 1 | 1 |
36 | Моё настроение | 2 | 1 | 1 |
37 | Фруктовые истории | 2 | 1 | 1 |
38 | Любимые игрушки | 2 | 1 | 1 |
39 | Мир песочных фантазий | 2 | 1 | 1 |
40 | Мой город | 2 | 1 | 1 |
41 | Угадай фигуру | 2 | 1 | 1 |
42 | Встреча | 2 | 1 | 1 |
43 | Помощник | 2 | 1 | 1 |
44 | Покормим лошадку | 2 | 1 | 1 |
45 | Ожившее пятно | 2 | 1 | 1 |
46 | Я и мои друзья | 2 | 1 | 1 |
47 | Я умею рисовать | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 98 | 49 | 49 |
3. Содержание работы с детьми 4-5 лет.
мес | кол | название | задачи | содержание |
Сентябрь | 1
| Знакомство с чудесным песочком. | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1. Приветствие, введение в игру, правила. 2. Разминка: упр. «Здравствуй песочек», «Песочный дождик» «Необыкновенные следы». 3. Игровая часть: упр. «Песочные прятки», «Мой мир» 4.Творческое задание: упр. «Рисунок мира». 5. Релаксация 6. Прощание Знакомство с материалом, свойствами, наблюдение, экспериментирование |
2 | «Волшебные грибочки» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1. Приветствие, введение в игру, правила. 2. Разминка: упр. «Здравствуй, песок», «Песочный дождик». 3. Игровая часть: упр. «Грибочки». 4. Творческое задание: упр. «Художники», «До свидания, песок» 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно | |
3 | «В волшебном лесу»» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1. Приветствие, введение в игру, правила. 2. Творческое задание: «Оживи» 3. Разминка: упр. «Здравствуй, песок!» 4. Игровая часть: упр. «Дорожка из камушков», «Укрась животного», «Волшебный лес» 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой – маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Осенняя прогулка» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2. Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Осень», «Ёжик». 3. Игровая часть: упр. «Грабельки», «Дворники» 4. Творческое задание: «Домик для…». 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно | |
Ноябрь | 1 | «Остров чувств» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Творческое задание: упр. «Песочные часы» 3. Разминка: упр. «Здравствуй песок», «Узоры на песке». 4. Игровая часть: упр. «Острова чувств», «Остров» 5. Релаксация 6. Прощание Различать и правильно называть и показывать основные, базовые эмоции. Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
2 | «Страна Гномов» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Узоры на песке», «Ладошки». 3.Игровая часть: упр. «Песочные прятки», сказка: «Страна гномов», упр. «Страна гномов». 4.Творческое задание: упр. « Гномик» 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
3 | «Чудо-дерево» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: « Здравствуй песок», «Узоры на песке», «Кончики пальцев», «Ладошки». 3. Игровая часть: сказка, упр. «Песочная радуга», «Чудесная полянка», «Сундучок с ленточками», «Новый город». 4. Творческое задание: упр. « Герб города» 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Город зеркал» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2. Разминка: «Здравствуй, песок!» 3. Игровая часть: « Кроты», «Песочное зеркало», « Лепим дракона». 4. Творческое задание: упр. « Великая тайна пустыни», «Каравай», «Танец радости». 5. Релаксация 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
Январь | 1 | «Страна чудес»
| 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: «Здравствуй, песок!», «Здравствуй сосед», «Дождик», «Повтори» 3. Игровая часть: упр. «Песочные облака», «Лес чудес», «Магазин». 4. Творческое задание: упр. «Предметы из магазинов 5. Релаксация 6. Прощание Развивать умение называть диких, домашних животных Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
2 | «Ковёр-самолёт» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!» 3.Игровая часть: упр. «Ковёр-самолёт», «Строители» 4.Творческое задание: упр. « Мешочек», «Секрет». 5. Рефлексия 6. Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
3 | «Птица счастья» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», « Узоры на песке» 3. Игровая часть: упр. «Комплимент, «Раскопки» 4. Творческое задание: «Рисование волшебной птицы» 5. Рефлексия 6. Прощание Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая и левая рука) Цвета, формы, размеры Установление закономерностей (чередование) | |
4 | «Путешествие в сказку» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Ладошки», «Здравствуй, песок!» 3. Игровая часть: упр. «Сказочный сон», «Мостики» 4. Творческое задание: упр.« Волшебный кувшин», « Сундучок с сюрпризом» 5. Рефлексия 6. Прощание Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая и левая рука) Цвета, формы, размеры Установление закономерностей (чередование) | |
Март | 1 | «Приключение ракушки» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори» 3.Игровая часть: упр. «Удивительная ракушка», «Дорожка из камушков», «Отыщи игрушку», «Река-море», «Морское дно». 4.Творческое задание: упр. «Рыбка» 5.Релаксация 6.Прощание Знакомство с обитателями моря : кит, рыба, черепаха, морская звезда, морская раковина, морской конёк, дельфин. Развитие фантазии и воображения, расширение кругозора детей. Развитие умения различать цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко» Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше» |
2 | «Тайны подводного мира» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка:упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори» 3.Игровая часть: упр. «Подводные жители», «Собери морских жителей», «Укрась морскую звезду», «Сказочный подводный мир». 4.Творческое задание: упр. «Морской обитатель». 5.Ралаксация 6.Прощание Расширение знаний о жителях подводного мира Учимся сравнивать: Величина (большой– маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
3 | «Трусливые черепашки» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: «Здравствуй, песок!», «Ладошки» 3.Игровая часть: упр. «Песочные черепашки», «Сонные черепашки», «Мост страха». 4.Творческое задание: упр. «Рисование на песке», «Мост страха» 5.Релаксация 6.Прощание Учимся сравнивать: Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Прогулка по зоопарку» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори» 3.Игровая часть: упр. «Найди животных», «Звери в клетке», «Разноцветные камушки», «Случай в зоопарке» 4.Творческое задание: упр. «Витраж с животным» 5.Релаксация 6.Прощание Знакомство с животными зоопарка, части тела животных Расширение знаний о животных (диких, домашних) Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
Май | 1 | «Игрушечный город» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки» 3.Игровая часть: упр. «Найди игрушки в песке», «Создаем игрушечный город», «Превращение в игрушки» 4.Творческое задание: упр. «Игрушка» 5.Релаксация 6.Прощание Знакомство со строительными профессиями. Различать и правильно называть части дома. Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
2 | «Искатели сокровищ» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Лодочки» 3.Игровая часть: упр. «Мост из кирпичиков», «Лес и его жители», «Морские жители», «Сундук сокровищ» 4.Творческое задание: упр. «Остров сокровищ» 5.Релаксация 6.Прощание Закрепление морских, домашних, диких животных. Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно Некоторые правила дорожного движения | |
3 | «Весёлые вагончики» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!» 3.Игровая часть: упр. «Весёлый паровозик», «Вагончики» 4.Творческое задание: упр. «Кубики», «Карусель» 5.Релаксация 6.Прощание Различать и правильно называть части транспорта Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Строители песочного города» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки» 3.Игровая часть: упр. «Разрезная картинка», «Жители города», «Строим город» 4.Творческое задание: упр. «Песочный город» 5.Релаксация 6.Прощание Закрепление знаний о строительных профессиях Величина (большой – маленький) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
Июнь | 1 | «Феи времён года» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори», «Ладошки» 3.Игрова часть: упр. «Снежинки», «В весеннем лесу», «Однажды в летний день…», «Осенние листочки» 4.Творческое задание: упр. «Любимое время года» 5.Релаксация 6.Прощание Закрепление и расширение знаний о временах года Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
2 | «В гостях у цветочной Феи» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки» 3.Игровая часть: упр. «Корзинка с цветами», физминутка «Наши алые цветки», сказка «Цветочная поляна», упр. «Мои желания» 4.Творческое задание: упр. «Бабочка» 5.Релаксация 6.Прощание Беседа о празднике 8 Марта - женский день Знакомство с названиями цветов Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
3 | «Джунгли зовут» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Повтори» 3.Игровая часть: упр. «Голоса животных», «Превращение в животных», «Африка» 4.Творческое задание: упр. «Жираф» 5.Релаксация 6.Прощание Знакомство с животными жарких стран Развивать умение изображать голосом звуки животных, части тела животных Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Затерянный мир динозавров» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Повтори» 3.Игровая часть: упр. «Раскопки», «Следы динозавров», «Мир динозавров» 4.Творческое задание: упр. «Динозавр» 5.Релаксация 6.Прощание Знакомство с динозаврами (история существования) Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
Август | 1 | «Звёздная страна» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки» 3.Игровая часть: упр. «Летает-не летает», «Картинки на песке», «Чего не стало», «Волшебные превращения», «Строительство звёздной страны» 4.Творческое задание: упр. «Звезда» 5.Релаксация 6.Прощание Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
2 | «Космическое путешествие» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», Повтори» «Лодочки» 3.Игровая часть: упр. «Найди транспорт», «Планета заколдованных животных», «Планета загадок» 4.Творческое задание: упр. «Моя планета» 5.Релаксация 6.Прощание Профессия космонавт Название частей ракеты Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
3 | «В стране Вообразилии» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Ладошки», «Мячик» 3.Игровая часть: упр. «Необычная тропинка», «Собери животных», «Нелепица», «Страна Вообразилия» 4.Творческое задание: упр. «Страна Вообразилия» 5.Релаксация 6.Прощание Время года весна, приметы Части тела животных Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно | |
4 | «Прощание с песочной страной» | 1.Снижение психофизического напряжения. 2.Расслабление. 3.Развитие зрительного и тактильного восприятия. 4.Развитие внимания и наблюдательности. 5.Развитие слуховой и зрительной памяти. 6.Развитие мышления и речи. 7.Развитие мелкой моторики. 8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1.Приветствие, введение в игру, правила. 2.Разминка: упр. «Здравствуй, песок!», «Изобрази руками» 3.Игровая часть: упр. «Животные пустыни», «Лес полный чудес», «Морские обитатели» 4.Творческое задание: упр. «Подарок из песочной страны» 5.Релаксация 6.Прощание Закрепить знания о животных (домашних, диких, морских Величина (большой – маленький ) Цвета Геометрические формы Счёт Сравнивать по длине, ширине, высоте Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ) Предлоги: под, на, перед, в, над Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно |
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.09.2019 - 31.08.2020 |
Продолжительность образовательного процесса | 45 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | 01.01.2019г. – 09.01.2020г. |
Педагогическая диагностика | Сентябрь, август |
Количество занятий | В неделю: 2 В год: 98 |
Организационно –педагогические условия реализации программы:
Программа кружка «Чудеса в песочнице» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Общее количество 98 занятия. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Групповая и индивидуальная форма работы.
Методы и приёмы реализации программы:
Наглядные: наблюдение, показ, образец;
Словесные: беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические: показ способов действия (общий и индивидуальный).
-Упражнения и развивающие игры для развития детской самостоятельности и инициативы, умения реализовывать свои интересы.
-Упражнения и игры для развития мысленной активности, сообразительности, умения сравнивать.
-Упражнения и игры для способствования положительного влияния игр с песком на развитие психики ребёнка.
-Упражнения на релаксацию.
-Упражнение на установление тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами.
Учебно-методическое обеспечение: педагогические песочницы, мультимедийный проектор, песок, лопатки, пуговицы, бусины, камешки, миниатюрные игрушки (люди, животные, деревья, домики, и т.д), кубики, палочки, кисточки, трубочки, песочные часы, лупа, набор трафаретов.
Планируемые результаты:
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, чувства социальной - успешности ребёнка.
- Повышение эффективности процесса обучения за счёт средств песочных технологий.
- Способствование развитию коммуникативных навыков ребёнка, его любознательности
Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы
Критерии отслеживания усвоения программы
Диагностика в зависимости от поставленных задач, охватывает ряд основных показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:
1. Освоение техникой песочного рисования ребенком (владение техниками рисования песком)
2. Уровень развития психо-моторного развития ребенка (координации, внимания, усидчивости, речевой деятельности, образной памяти).
3. Проявления творческих способностей (мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).
4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику).
Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся диагностические процедуры.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ | Ф.И.О ребёнка | Наименование критерия | |||||||
Освоение песочного рисования ребёнком | Уровень формирования психомоторного развития ребёнка | Проявление творческих способностей ребёнка | Уровень развития психо-эмоциональной сферы и познавательной активности ребёнка | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/
Освоение техникой песочного рисования ребенком:
3б.- воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования.
2б.- есть незначительные искажения в технике.
1б.- искажения значительные, форма не удалась.
Уровень развития психо-моторного развития ребенка:
3б.- движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения.
2б.- есть незначительное искажение в зрительно- моторной координации в изображении песочных картин.
1б.- зрительно моторная координация сформирована слабо.
Проявления творческих способностей и владением:
3б.- изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.
2б. - изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны. не всегда самостоятелен в выборе форм.
1б. – изображения повторяются. Не оригинальны. Затрудняется в выборе форм изображения.
Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка:
3б. – рисунки эмоционально насыщены и отражают настроение и красоту окружающего мира. Может выразить эмоции словами.
2б. – почти каждый рисунок характеризуется эмоциональной выразительностью.
1б. – рисунки чаще всего маловыразительны.
Диагностика по методике Рене Жиля
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка (любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими (отношение к семейному окружению,отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинокс изображением детей и взрослых,а также текстовых заданий.
Диагностика «Цветовой тест Люшера»
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемьразличных по цвету карточек,и предлагается сделать выборнаиболее привлекательных цветовна момент тестирования. Наборкарточек предъявляется дважды.
Список литературы
1. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми / авт.- сост. Е.Ю. Конаныхина. – Москва: Генезис, 2016. – 128с.
2. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста / авт.- сост. Н.В. Зеленцова-Пешкова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015. – 96с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
7. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
8. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер, 2001г.
9. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
10. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная программа "Чудеса в песочнице"
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто с...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
- Мне нравится (1)