Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследовательской деятельности " С чего начинается Родина"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
Тема: «С чего начинается Родина»
с использованием информационно-компьютерной технологии
и технологии исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие»: ознакомление детей с окружающим социальным миром, формирование первичных представлений о малой родине, о социальных объектах своего района, элементарных умений работы с картой; закрепление знания домашнего адреса, представления о том, что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов (песок, камень, дерево), совершенствование умения устанавливать простые закономерности, делать выводы.
«Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы воспитателя и задавать вопросы, составлять связные рассказы, читать стихи наизусть, отгадывать загадки; формирование интереса к истории города и топонимическим названиям: Сызрань, Волга, Заусиновский.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитание чувства гражданской принадлежности к малой родине – родному району, любви к Родине, патриотических чувств.
«Художественно-эстетическое развитие»: формирование у детей позитивной установки к совместной деятельности со сверстниками - созданию коллективной аппликации «Наш район».
«Физическое развитие»: создание условий для динамической разгрузки детского организма.
Педагогические технологии: информационно-компьютерная технология, технология исследовательской деятельности, педагогика сотрудничества, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация, «чтение» карты, игра - моделирование «Сложи город»; игра с мячом «Кто, где живет?»; исследовательская деятельность: «Подумай и ответь»; коллективная аппликация «Наш район».
-наглядные: рассматривание слайдов электронного обучающего пособия «Моя малая родина»;
-словесные: беседа, вопросы, объяснение топонимических названий, загадки, чтение стихов наизусть, составление рассказов детьми.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное обучающее пособие «Моя малая родина»; игра «Сложи город»; мяч; две прозрачные емкости с песком, емкость с водой, формочки для песка, совочки, до щечка, камень, гвозди, молоточек.; тонированный лист ватмана, картинки (дома, детсад, школа, библиотека, детская площадка, клумба и др.), клей- карандаши, клеенки и салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: экскурсии в общеобразовательную школу №5, школу искусств, библиотеку; рассматривание альбомов «город Сызрань», «Наш район», карты города; рассказ воспитателя о легендах возникновения топонимических названий; беседы с детьми; заучивание стихов.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | 1.Создание игровой ситуации. Цель: способствовать возникновению у детей эмоциональной заинтересованности в восприятии материала. 2. Игра – моделирование «Сложи город». Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей, на основе модели помочь понять деление города на районы. |
Двигательная | Игра с мячом: «Кто где живет». Цель: создать условия для динамической разгрузки детского организма, закрепить знание домашнего адреса. |
Познавательно-исследовательская | 1. «Чтение» карты города. Цель: формировать у детей элементарное представление о географической карте, понимание некоторых условных обозначений. 2. Рассматривание слайдов ЭОП «Моя малая родина» Цель: знакомить детей с окружающим социальным миром, формировать первичное представление о малой родине. 3.Экспериментальная деятельность: «Подумай и ответь» Цель: закрепить представления о том, что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов (песка, камня, дерева), устанавливать простые закономерности и делать выводы. |
Коммуникативная | 1.Вопросы. Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя и задавать вопросы. 2.Объяснение топонимических названий. Цель: формировать у детей интерес к истории своего города, к названиям Сызрань, Волга, Заусиновский. 3. Составление рассказов детьми. Цель: развивать связную речь детей, уточнять представление о социальных объектах своего района – детский сад, школа, школа искусств, библиотека. 5.Беседа. Цель: развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу; воспитывать чувство гражданской принадлежности, любви к Родине, патриотические чувства. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | 1.Чтение стихов наизусть. Цель: совершенствовать у детей интонационную выразительность речи, память. 2. Отгадывание загадок. Цель: совершенствовать умение по ряду признаков отгадывать объект. |
Продуктивная | Создание коллективной аппликации «Наш район». Цель: формировать у детей позитивную установку к совместной деятельности со сверстниками, воспитывать чувство принадлежности к малой родине – родному району. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Создание игровой ситуации. Обращает внимание детей на слайд №1 ЭОП «Моя малая родина», просит помочь гостю - анимационному герою Нику- узнать о городе. Вопросы: - Подскажите гостю, как называется наш город? - Как называют жителей города Сызрань? | Рассматривают слайд, заинтересованно слушают, эмоционально включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы. | Создана игровая ситуация, возникла эмоциональная заинтересованность в восприятии материала, закреплено название города, его жителей |
2 | Объяснение топонимического названия Сызрань. Привлекает внимание детей к слайду №2 ЭОП «Моя малая родина», предлагает рассказать Нику легенду о возникновении названия города Сызрань. Чтение стихов наизусть детьми. Просит детей прочитать наизусть стихи поэтов-земляков о родном городе. | Рассматривают слайд, пересказывают легенду, читают стихи наизусть. | Сформирован интерес к истории своего города, его названию; созданы условия для совершенст-вования интонационной выразительности речи, памяти. |
3 | «Чтение» карты города. Предлагает рассмотреть слайд №3 ЭОП «Моя малая родина», по очереди приглашает желающих выйти к экрану и рассказать гостю о том, что изображено на карте города, уточняет понимание детьми некоторых условных обозначений (цвет, линии). | Рассматривают слайд, желающие по очереди подходят к слайду, показывают и называют, что изображено на карте с помощью условных обознач. | Сформировано элементарное представление о географической карте, понимание некоторых условных обозначений |
4 | Объяснение топонимического названия Волга. Переключает внимание детей на слайд №4 ЭОП «Моя малая родина» Вопросы: -На берегу какой реки расположен город? -Что означает название реки Волга? -Какими словами народ выражает свою любовь к реке Волга? Чтение стихов наизусть детьми. Просит детей прочитать наизусть стихи о Волге. | Рассматривают слайд, отвечают на вопросы (светлая, священная; матушка, кормилица, всем рекам царица, великая русская река). Читают стихи наизусть. | Созданы условия для формирования представлений о малой родине, интереса к названию реки Волга ; совершенствова-ния выразительности речи, памяти. |
5 | Игра – моделирование «Сложи город». Обращает внимание детей на слайд №5 ЭОП «Моя малая родина», приглашает выйти на ковер и сложить из частей карту города, на основе модели закрепляет представление детей о делении города на районы, просит показать местоположение района Заусиновский. Объяснение топонимического названия Заусиновский. -Почему наш район называется Заусиновский? | Рассматривают слайд, на ковре выкладывают из частей целое изображение города, показывают районы, район Заусиновский, объясняют название (находится за Усинским оврагом) | Закреплено умение составлять целое из частей, созданы условия для понимания деления города на районы, формирования интереса к названию |
6 | Игра с мячом: «Кто где живет?». Предлагает детям рассмотреть слайд №6 ЭОП «Моя малая родина», затем поиграть, объясняет правила игры, бросает мяч детям. | Рассматривают слайд, стоя в кругу, ловят мяч, называют свою улицу, кидают мяч воспитателю. | Обеспечена динамическая разгрузка детск. организма, закреплено знание домаш. адреса. |
7
| Составление рассказов детьми. Приглашает детей подойти к столу, выбрать фотографию одного из мест своего района, о котором они хотели бы рассказать гостю. Просит детей назвать здание, изображенное на слайде №7 ЭОП «Моя малая родина», интересуется, кто из детей выбрал такое же фото, предлагает рассказать о детском саде. | Подходят к столу, выбирают одно фото; рассматривают слайды, отгадывают загадки; выбравшие фото, которое совпадает со слайдом, составляют рассказ о изображенном объекте. Перечисляют объекты на оставшихся фото. | Созданы условия для знакомства с окружающим социальным миром, формирования первичного представления о малой родине, развития связной речи, умение по ряду признаков отгадывать объект. |
Загадывает загадку: «Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет», после отгадывания детьми, показывает слайд №8 ЭОП «Моя малая родина», просит ребенка, у которого на фотографии отгадка на эту загадку, рассказать о школе. | |||
Предлагает детям назвать здание, изображенное на слайде №9 ЭОП «Моя малая родина», и рассказать о школе искусств. | |||
Загадывает загадку: « Что за чудо этот дом, каждой книжке место в нем», после отгадывания детьми, показывает слайд №10 ЭОП «Моя малая родина», предлагает, выбравшему это фото, рассказать о библиотеке. Интересуется, что изображено на других фотографиях, просит детей назвать объекты. | |||
8 | Исследовательская деятельность: «Подумай и ответь» Обращает внимание детей на слайд №11 ЭОП «Моя малая родина». Вопросы: - Кто построил важные и нужные здания в городе? -Из чего строят дома? Эксперименты: Предлагает детям проверить, какой строительный материал наиболее прочный, демонстрирует две прозрачные емкости с песком, на глазах у детей наливает в одну емкость с песком воду, спрашивает: - Из какого песка можно лепить? почему? проверим? – приглашает детей. Показывает детям дощечку, камень, 2 гвоздя, молоточек, спрашивает: - Как вы думаете, куда можно вбить гвоздь, а куда нет? почему? попробуем? - Почему из песка можно лепить, а из камня нельзя? - Какой строительный материал наиболее прочный? | Рассматривают слайд, отвечают на вопросы, участвуют в экспериментах, делают выводы | Закреплено представление, что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов, умение устанавливать простые закономерности и делать выводы. |
9 | Беседа. Переключает внимание детей на слайд №12 ЭОП «Моя малая родина», вовлекает в беседу о том, что город Сызрань, Заусиновский район - самое родное место на Земле, это малая родина; сызранцы любят свой город и все делают для того, чтобы родной город становился все лучше и краше. - А что вы, дети, можете сделать для своего района, города? | Рассматривают слайд, поддерживают непринужденную беседу, отвечают на вопросы (сажать цветы, не ломать деревья, на улице не мусорить, дружить, уважать старших,помогать..), задают вопросы. | Созданы условия для развития умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы и задавать их; воспитания чувства гражданской принадлежности, любви к Родине, патриотических чувств |
10 | Создание коллективной аппликации «Наш район». От имени анимационного героя благодарит детей за интересный рассказ о малой родине, предлагает проститься с гостем. Привлекает детей к выражению своих впечатлений в коллективной аппликации. Звучат песни о Сызрани. | Прощаются с гостем, совместно создают коллективную аппликацию, договариваются о размещении картинок на листе ватмана, наклеивают. | Сформирована позитивная установка к совместной деятельности со сверстниками, заложена основа воспитания чувства принадлежности к малой родине – родному району. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»
Работа с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...
План- конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Собака – лучший друг человека» с применением информационно-компьютерной технологии иигровых технологий.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ИКТ и игровыми технологиями...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Познавательное развитие «Откуда хлеб пришёл».(с использованием ЭОР)
*Формируется представление детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о процессе его изготовления и профессиях людей производящих хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию.*Форм...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использов...