План- конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Собака – лучший друг человека» с применением информационно-компьютерной технологии иигровых технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ИКТ и игровыми технологиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_ikt_shnurovka.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект непосредственно-образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Собака – лучший друг человека»

с применением информационно-компьютерной технологии

иигровых технологий.

Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Реализация образовательных областей:  

«Познавательное развитие»: закрепление представления детей о собаке воспитание безопасного поведения при обращении с собакой,гуманного отношения к домашнему животному;активизация слухового внимания, мыслительных процессов, памяти; совершенствование в счете на слух без наглядной опоры, ориентировке в  окружающем пространстве, понимания смысла предлогов и наречий  с пространственным значением.

«Речевое развитие»: совершенствование умения детей самостоятельно и полно излагать свои мысли, делать выводы, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы воспитателя;

укрепление голосового и артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, фонетического слуха, дифференцировки звуков «Ч» и «Щ» на слух, правильного произношения их во фразовой речи;

закрепление умения образовывать и  употреблять в речи имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе, подбирать к заданному имени прилагательному антонимы;

воспитание интереса к художественной литературе, уточнение знания содержания литературных произведений и фольклора, героями которых являются собаки,  умения узнавать по описанию сказку и кличку собаки;создание условий для восприятия стихотворных текстов, развития интонационной выразительности речи.

«Социально-коммуникативное развитие»: формирование у детей позитивных установок к совместной деятельности,   свободному общению;

совершенствованиеумения передавать основные эмоции, использовать для воплощения образа в инсценировке выразительные средства (интонацию, голос, мимику, жест).

«Физическое развитие»:  удовлетворение потребности детей в движении, снятие статического напряжения.

«Художественно-эстетическое развитие»: создание условий для восприятия детьми смысла музыкальных произведений – песен, самовыражения в импровизации музыкально – ритмических движений;реализации творческих способностей детей в изготовлении поделок с использованием шнуровки.

Методы и приемы:

- практические: сюрпризный момент, игровая ситуация; голосовые, артикуляционные, дыхательные и мимические упражнения;  игра-имитация «Чищу щенка», проговаривание чистоговорки; словарное упражнение «Подскажи словечко»; словарная игра «Назови ласково»; дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»; толкование поговорки, игровое задание «Отгадай, что хочет «сказать» собака»; чтение стихотворных текстов детьми наизусть; инсценирование стихотворения А.Усачева «Очень странный разговор»; мини-викторина «Отгадай кличку собаки из сказки»; создание художественного продукта –поделок с использованием шнуровки «Красивые ошейники в подарок щенкам»; занимательные задачки; игра «Найди предмет»; динамическая пауза; импровизация музыкально-ритмических движений.

-наглядные: демонстрация электронного обучающего пособия «Собаки»;  обследование мягкой игрушки «Собака»;  слушание фонограмм песен.

-словесные:  беседа, вопросы, объяснение правил игры, чтение стихотворных текстов воспитателем, загадывание воспитателем загадок о собаках - литературных героях.

Материалы и оборудование:компьютер, проектор, экран, электронное  пособие «Собаки»; фонограмма песен «Мой щенок похож немного..» сл. П.Синявского, муз.Ю.Чичкова,  «Преданней собаки нету существа»сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова; мягкая  игрушка собака; костюм кондуктора – фуражка, сумка; полоски картона 10х25 см с отверстиями, шнурки разных цветов.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

1.Сюрпризный момент.

Цель:сформировать у детей интерес к предстоящей деятельности.

2.Создание игровой ситуации.

Цель: способствовать возникновению у детей эмоциональной заинтересованности в восприятии материала.

3.Игровые упражнения голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Цель:укреплять голосовой и артикуляционный аппараты, развивать речевое дыхание, умениевоспроизводить ряд слогов на одном выдохе.

4.Игра-имитация«Чищу щенка».

Цель: повысить игровую активность, закрепить произношение звуков «Ч» и «Щ» во фразовой речи, умение дифференцировать их на слух.

5.Словарное упражнение «Подскажи словечко».Цель:развивать слуховое внимание, мыслительные процессы, умение договаривать слово в стихотворениипо смыслу.

6.Словарная игра «Назови ласково».

Цель:активизировать способность образовывать и  употреблять в речи имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

7.Обследование мягкой игрушки «Собака».

Цель:повысить эмоциональную мотивацию к игре.

8. Занимательные задачки.

Цель: совершенствовать слуховое внимание, умение считать на слух без наглядной опоры, логическое мышление.

9.Игровое задание «Отгадай, что хочет «сказать» собака»

Цель: закрепить представление о повадках собаки

Двигательная

1.Динамическая пауза.

Цель: создать условия для динамической разгрузки детского организма,

2.Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».Цель:совершенствовать умение подбирать к заданному имени прилагательному антонимы; снять статическое напряжение.

3.Игра «Найди предмет».

Цель:развивать умение ориентироваться в  окружающем пространстве, понимать смысл предлогов и наречий  с пространственным значением;снять статическое напряжение.

Коммуникативная

1.Беседа.

Цель: создать условия для свободного общения, совершенствовать умение детей самостоятельно и полно излагать свои мысли, делать выводы;закрепить представление о том, что собака приносит пользу людям, человек заботится о домашнем животном, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать гуманное отношение к домашнему животному – собаке; безопасное поведение при обращении с собакой.

2.Вопросы

Цель:развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы воспитателя.

3.Объяснение правил игры «Найди предмет»

Цель:формировать умение понимать инструкцию и правильно ее выполнять.

4. Толкование поговорки: «все понимает, только сказать не может»

Цель: формировать у детей речь-рассуждение.

5.Инсценирование стихотворения А.Усачева «Очень странный разговор».

 Цель: ввести детей в игровую ситуацию,  использовать для воплощения образа выразительные средства интонацию, голос.

6.Мимические упражнения

Цель: совершенствовать у детей умение передавать с помощью мимики основные эмоции.

Восприятие художественной литературы и фольклора        

1.Чтение стихотворных текстов детьми наизусть.

Цель:развиватьу детей интонационную выразительность речи, память.

2.Мини-викторина «Отгадай кличку собаки из сказки».

Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, уточнить знание детьми содержания литературных произведений и фольклора, героями которых являются собаки,  узнавать по описанию сказку и кличку собаки, развивать память.

Изобразительная

1.Создание художественного продукта «Красивые ошейники в подарок щенкам»

Цель:развивать творческие способности детей в изготовлении поделок с использованием шнуровки.

Музыкальная

1.Слушание фонограмм песен.

Цель:создатьу детей положительный эмоциональный настрой.

2.Импровизация музыкально-ритмических движений.

Цель:способствовать самовыражению детей в музыкально-ритмических движениях.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

I.

Сюрпризный момент.

1.1

Эмоционально сообщает, что почтальон принес в детский сад письмо,  читает: «Здравствуйте, дети! Пишет вам щенок Дружок. Я живу в собачьем питомнике, это детский сад для щенят. Приглашаю вас в гости».

Предлагает поехать в собачий питомник на трамвае.

Заинтересованно слушают, принимают приглашение.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

II.

Голосовые, артикуляционные и мимические упражнения.

2.1.

Обращает внимание детей на слайд №1 ЭОП «Собаки»

Инсценирование стихотворения

Организует детскую деятельность.

Голосовые упражнения.

Дает игровое задание.показать голосом, что чувствует собачка.

Рассматривают слайд.

Заранее подготовленный ребенок надевает  костюм контролера, читает наизусть стих-е А.Усачева «Очень странный разговор» (см.приложение), делая паузы в оговоренных местах. Дети (стоя)перевоплощаются в пассажиров трамвая, в паузах повторяют звукоподражания, модулируя голос: тонкий и жалобный, громкий и сердитый, требовательный.

Введены в игровую ситуацию,  развито умения перевоплощаться  в образы героев стих., использовать выразительные средства: интонацию, голос; укреплен голосовой аппарат.

2.2

Привлекает внимание к слайду №2 ЭОП «Собаки». Артикуляционные упражнения.

Предлагает детям выполнять упражнения в соответствии с текстом: СОБАЧКЕЖАРКО!      

Жарко нашему Дружку:

Он побегал по лужку,  

Язык в сторону свалился,

Дружок устал – воды напился.

(Е.К.Карельская)

Рассматривают слайд.

Выполняют артикуляционные упр.:

язык высунут

частые вздохи-выдохи,

соответственно,

имитация: лакают языком.

Укрепленартикуляционный аппарат.

2.3

Предлагает рассмотреть слайд №3 ЭОП «Собаки».

Мимические упражнения

Просит показатьс помощью выражения лица характеры собак, говорит:

СЕРДИТЫЙ ПОЛКАН.    

-Почему сердит Полкан?

- Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить.

Все! Не буду я служить!

ТУЗИК УЛЫБАЕТСЯ.

Вкусных косточек  пакет

Тузику принес в обед.

Скушал Тузик весь пакет,

Улыбнулся мне в ответ.(Е.К.Карельская)

Рассматривают слайд.

С помощью мимики изображают удивление, обиду, удовольствие.

Совершенствовано умение передавать спомощью мимики основные эмоции.

III.

Фонетика

3.1.

Дыхательное упражнение

Читает текст, дает установку детям произнести три слога на одном выдохе.

ДВЕ СОБАКИ.

Две собаки у порога

Нам сказали строго:

- Гав, гав,гав!

- Тяф, тяф, тяф!

Выполняют дыхательное упражнение: произносят три слога на одном выдохе.

Закреплено умение воспроизводить ряд слогов на одном выдохе.

3.2.

Предлагает рассмотреть слайд №4 ЭОП «Собаки».

Вопрос:

- В питомнике о щенках заботятся люди. А вы знаете, как надо ухаживать за собакой?

Игра-имитация «Чищу щенка»:произносит

чистоговорку «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока», просит детей представить, что они чистятщеткой шерстку щенка, проговаривать чистоговорку вместемедленно, быстрее, затем индивидуально.

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопрос.

Выполняя имитацию действий, проговаривают чистоговорку хором и индивидуально, в умеренном и быстром темпе.

Закреплено представления о том, что человек заботится о домашнем животном - собаке.

Повышена игровая активность, закреплено произношение звуков «Ч» и «Щ» во фразовой речи, умение дифференцировать их на слух.

IV.

Расширение словарного запаса.

4.1.

Словарное упражнение

«Подскажи словечко»

Объясняет правила выполнения упр., после ответа детей открывает слайды №5, 6,7 ЭОП «Собаки».

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я ..

(собака)

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет?

Кто на задних лапах пляшет?

Лижет руки, лижет нос.

Это наш любимый ..(пес)

На цепи сидит Трезор,

День и ночь

Несет дозор.

Хозяин двора

Его дом - .. (конура)

Внимательно слушают, договаривают слово в рифму, проверяют правильность ответа по слайдам.

Созданы условия для развития слухового внимания, мыслительных процессов,умения договаривать слово в стихотворении по смыслу.

4.2.

Словарная игра «Назови ласково»

Обращает внимание слайд№8 ЭОП, берет

игрушечную собаку, гладит, называет часть тела, образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (голова-головушка), передает игрушку ребенку.

Рассматривают слайд.

Дети по очереди берут,обследуют мягкую игрушку, гладят, называютодну из частей тела, подбирают ласковые слова.

Повышена эмоциональная мотивация к игре,активизирована способность образовывать и  употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе.

4.3.

Предлагает посмотреть слайд №9 ЭОП «Собаки». Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Просит детей встатьв круг, объясняет правила игры: называет слово, кидает мяч ребенку, ловит мяч.

Смотрят на слайд.

Дети в кругу.

Ребенок, поймав мяч, произносят антоним к заданному слову, бросает мяч воспитателю.

Снято статическое напряжение,

активизировано понимание и употребление в речи имен прилагательныхс противоположным значением.

V.

Восприятие  художественной литературы и фольклора.

5.1.

Мини-викторина «Отгадай кличку собаки из сказки»

Объясняет правила выполнения, после ответа детей открывает слайды №10-14 ЭОП «Собаки».

1.Как звали собаку в русской народной сказке «Репка»?

2. Вот вопрос совсем нетрудный,он про город Изумрудный: назовите кличкуговорящей собачки, которая путешествовала вместе со своей хозяйкой-девочкой Элли?

3.В Простоквашино живет,службу там свою несет: как звали пса из сказки Э.Успенского «ДядяФедор, кот и пес»?

4. От злого Карабаса

сбежали навсегда

Мальвина, Буратино

И их верные друзья.

Назовите кличку пуделя из этой сказки.  

5.Как звали маленькую, но очень умную собачку необычной породы Королевская дворняжка?

Внимательно слушают, узнают по описанию сказку или кличку собаки, проверяют правильность ответа по слайдам.

Развит интерес детей к художественной литературе, память, уточнено знание содержания литературных произведений и фольклора, героями которых являются собаки.

VI.

Динамическая пауза.

6.1.

Предлагает рассмотреть слайд №15 ЭОП «Собаки».

Вопросы:

- Для чего нужна тренировочная площадкав собачьем питомнике?

-Зачем дрессируют собак?

Приглашает потренироваться вместе с Дружком: пробежать «змейкой» между кеглями, пройти по скамейке, перепрыгнуть через «ров», пролезь в туннель и сказать «ав!».

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения поточным способом под фонограмму песни «Мой щенок похож немного..» сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова

Закреплено умение отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать непринужденную беседу.

Удовлетворена потребность детей в движении, снято статическое напряжение, создан положительный эмоциональный настрой посредством восприятия музыкального произведения - песни

VII.

Развитие элементарных математических представлений.

7.1

Обращает внимание  слайд на №16 ЭОП «Собаки».

Занимательные задачки.

Предлагает решить задачки цирковой собачки:

-сколько лап у 2 собак,

-ушей у трех собак?

-Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, я,

Кот, щенок и попугай,

Всехпопробуй,сосчитай!

Рассматривают слайд.

Ребенок читает наизусть:  Ап, ап!

В цирке прыгает щенок, просит сахарок,

Он на лапках служит, по арене кружит, Ап, ап!

Он готов опять цифры посчитать.

Дети считают и дают ответы.

Активизировано слуховое внимание, умение считать на слух без наглядной опоры, логическое мышление.

7.2.

Игра «Найди предмет».

Показывает детям предмет, затем убирает его, предлагает найти такой же, описывает его местоположениев комнате (около окна, на верхней полке, между матрешкой и  домиком).

Ребенок читает наизусть:

Раз, два, три, четыре,

Собак грамоте учили,

Не читать и не считать,

А по запаху искать.

Дети запоминают предмет и словесную инструкцию,внимательно смотрят вокруг, увидев предмет, подходят к нему.

Созданы условия для совершенствования умения ориентироваться в  окружающем пространстве, понимания смысла предлогов и наречий  с пространственным значением, развития памяти; снято статическое напряжение.

VIII.

Развитие связной речи. Основы безопасности при обращении с собакой

8.1

Вопрос.

- Как вы понимаете поговорку о собаке: «Все понимает, только сказать не может»?

Игровое задание «Отгадай, что хочет «сказать» собака».

Предлагает определить состояние собаки по поведению:

-виляет хвостом;

-поджала хвост;

- навострила уши;

-обнюхивает;

-оскалила зубы;

-прыгает и пытается лизнуть,

-высунула язык, часто дышит.

Отвечают на вопрос, рассуждают, приводят примеры.

Называют состояние собаки.

Созданы условия для формирования у детей речи-рассуждения.

Закреплено представление о повадках собаки.

8.2

Чтение детьми наизусть стихотворенияПредлагает детям прочитать стихотворение.

Читают наизусть стихи - перекличка.

СОБАКА – ВЕРНЫЙ ДРУГ.

1.Я – человека верный друг, Имею множество заслуг:

2.На цепи сижу, зорко дом сторожу,

3.Пасу на пастбище коров,

4.Охочусь смело на волков,

5.Стою в дозоре на границе, Мимо не пролететь и птице,

6.В полиции служу

По запаху пропажу ищу,

7.Слепого с белой тростью поддержу -

До дома аккуратно провожу,

8.В упряжке снежною зимой

Бегу по тундре вековой.

9.Служить готова целый век,

И хорошо, чтоб рядом

был настоящий человек

10.- Собака любит человека,

Она во всем ему верна,

Но и собаке очень важно,

Чтобы она была ему нужна.

Созданы условия для развития у детей интонационной выразительности речи, памяти,закреплено представление о том, что

собака приносит пользу людям.

8.3

Беседа:

-  Собаки преданно служат человеку, во всем ему доверяют.  Но на улицах все же встречаются бродячие собаки.Почему так происходит?

- Чем опасны бродячие собаки?

- Как вести себя при встрече с бродячей собакой?

- Как взрослые помогают бродячим животным? (приюты

для животных)

Участвуют в беседе,свободно общаются по теме, самостоятельно излагают свои мысли, делают выводы.

Созданы условия для свободного общения, самостоятельного и полного изложениядетьми мыслей, формулировки выводов;воспитания гуманного отношения к домашнему животному – собаке;

сформировано представление о безопасном поведении при обращении с собакой.

IX.

Изготовление поделок с использованием шнуровки

 «Красивые ошейники в подарок щенкам».

9.1

Творческое задание:

Обращает внимание  на слайд ЭОП «Собаки», предлагает  сделать для щенков красивые ошейники и украсить их узорамииз шнурков.

Рассматривают слайд. Придумывают узор, подбирают шнурки,  выполняют узор стежками шнурков на полосе картона с   отверстиями, завязывают узлы, бантики; кладут поделки на поднос перед экраном.

Созданы условия для реализации творческих способностей детей в изготовлении поделок со шнуровкой.

X.

Восприятие смысла музыки.

10.1

Музыкально-ритмическиедвижения.

Привлекает внимание к слайду №2 ЭОП «Собаки», предлагает  попрощаться с Дружком и вернуться в детский сад пешком,  по пути под веселую песню потанцевать.Фонограмма песни «Преданней собаки нету существа»

муз. Е.Крылатова

Прощаются с щенком на слайде, выполняют музыкально-ритмические движенийимпровизируют.

Созданы условия для восприятия песни, самовыражения в движениях под музыку,снятия статического напряжения.

Приложение

А.Усачев

ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ РАЗГОВОР.

Контролер зашел в трамвай.

-Что такое?  Ай–ай –ай!

Прямо под сиденьем,

Прячась и моргая,

Белая собачка ехала в трамвае.

Удивился контролер,

На нее глядит в упор:

- Попрошу, гражданка,Предъявить билет!

А ему собачка:«У-у..»- скулит в ответ.Рассердился контролер:

-Что за странный разговор?

Нет билета – выйдите!

Будьте так добры!

А ему собачка отвечала: «Рр–ры..»

-Это что за разговор! –

Возмутился контролер.

-Не хотите выходить,

Заплатите штраф!

А ему собачка отвечала: «Аф!»

Растерялся контролер:

-Очень странный разговор

Пассажиры вы скажите –

Разве я не прав?

Пассажиры хором отвечали: «Аф!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы. Тема: «Виды транспорта».

Обобщить знания по теме «Транспорт». Продолжать учить понимать детей значимость разновидностей транспорта. Познакомить детей со специальным транспортом....

План-конспект театрально-игровой деятельности с дошкольниками в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть»

План-конспект театрально-игровой деятельности с дошкольниками в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть»...