Конспекты НОД: "Друг в беде не бросит" и "Друг заболел"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цели:
1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drug_v_bede_ne_brosit_i_drug_zabolel.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Друг в беде не бросит»
Цели:
1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Ход занятия:
Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
— Что произошло с мальчиками в лесу?
— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?
— Что значит «быть плохим другом» ?
— Как бы вы поступили в этой ситуации?
Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».
— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?
— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:
1. Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?
2. Как помочь стать добрее, внимательнее?
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».
Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.
Советы Светлячка:
Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
Упражнение «Помоги другу»
Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».
— Вам жалко Ваню?
— Можно ли ему помочь?
— Каким образом?
Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.
Игра «Веселая смесь»
Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.
Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.
Тема: «Друг заболел»
Цели:
1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу.
2. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу.
3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.
Ход занятия
Светлячок демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к детям, а нельзя ».
— Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?
— Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?
— Почему важно проявлять заботу о больном товарище?
— Какие слова утешения вы знаете?
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:
• как у девочки болит горло, ей очень больно;
• как девочка грустит;
• как мама нежно и бережно ухаживает за ней;
• как девочка радуется тому, что выздоровела.
— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую девочку?
— Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая ухаживает за больной дочкой?
— Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счастливую девочку?
Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».
Упражнение «Пишу письмо другу»
Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?».
Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».
...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила.
Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.
Советы Светлячка:
Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили.
Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.
Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.
Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова)
Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!
После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», слова Е. Шварца, музыка А. Спадавекки).
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте, в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг!
Полюбили мы жука — старика-добряка, —
Очень уж душа легка у него, весельчака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""
Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....
Конспект Нод по социально-личностному развитию "Друга в беде не бросим" [2.1]
Нравственное воспитание дошкольников в активном приобщении их к доступным формам гуманного и культурного поведения.Программное содержание: Учить детей оценивать поступки и разрешать конфликтные ситуац...
План-конспект ОД с дошкольниками старшего возраста "Друг в беде не бросит"
Тема: «Друг в беде не бросит»Задачи: 1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим сверстникам.2.Раскрывать значимость моральной поддержки товарища,...
конспект НОД "Друг познается в беде"
НОД по развитию речи "друг познается в беде"...
Конспект занятия во второй младшей группе "Друг в беде не бросит".
Цель: Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста. Задачи: -Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и окружающими, вести диалог, используя разли...
Конспект занятия «Друг познается в беде»
Конспект занятия "Друг познается в беде"...
Конспект занятия « Друг в беде не бросит»
Цель: Расширить и углубить представления детей доброжелательном отношении к окружающим его людям.Задачи:- развивать монологическую речь детей, продолжать воспитывать партнерские каче...