Планирование экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ТНР
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Перспективное планирование дважды апробировано в работе по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью. Опыты и эксперименты адекватны возрасту старших дошкольников, а также отвечают задачам адаптированной образователньой программы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_eksperimentalno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
города Дзержинска Нижегородской области
Перспективное планирование экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи)
Составила:
воспитатель
Захарова
Людмила Владимировна,
вторая кв. категория
Дзержинск, 2011
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Социальное партнерство с семьями воспитанников | |
Октябрь Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о физических свойствах воздуха. Заложить у детей представления о том, что людям необходим воздух для жизни. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Воздух вокруг нас” | I нед. Опыт “Воздух в воде”. II нед. Опыт “Можно ли сжать воздух”. III нед. Опыт “Быть в воде и не замочиться”. IV нед. Опыт “Давит ли на нас слой воздуха, находящийся над землей”. | Поместить емкость и разнос с материалом для опыта. Наблюдение в уголке природы. Работа в уголке экспериментов, повтор опытов. Д/и “Соседи на планете” | Анкетирование родителей. Организация выставки книг по природе для детей | |
Ноябрь. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о физических свойствах воды. Значение воды для жизни человека | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Вода – это жизнь” | I нед. Опыт “Вода поднимается вверх” II нед. Опыт “Почему тепло приводит воду в движение”. III нед. Опыт “Почему идет дождь?”. IV нед. Опыт “Вода исчезает”. | Работа в уголке природы: поместить материал: цв. чернила, вода, банка. Наблюдение за растениями в “Уголке природы”. Д/и “Приключение капельки” Зарисовка результатов опыта. | Консультация “Научите ребенка любить живую природу”. Родительский журнал. | |
Декабрь. Задачи: Уточнить и обобщить понятия детей о тайнах света, распространения света. Зависимость света для жизни людей и всего живого на Земле | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Свет и его влияние” | I нед. Опыт “На свету и в темноте” II нед. Опыт “В погоне за светом” III нед. Опыт “Защитим себя от солнца” IV нед. Опыт “Уличные тени” | Работа в уголке природы. (емкость с зеленью, коробка). Наблюдение в природе (за бальзамином, колеусом). Наблюдение за уличным освещением. | Беседа: “Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок?” День открытых дверей: “Эксперименты в нашей жизни” | |
Январь: Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о Земле: это почва. “Земля необходима для жизни” | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Земля и её недра”. | I нед. Опыт “Что у нас под ногами?” II нед. Опыт “Могут ли животные жить в земле?” III нед. Опыт “Почему все падает на землю?” IV нед. Опыт “загрязнение почвы, водоемов” | Д/и “Найди и назови” Работа в уголке природы. Поместить емкость с почвой, лупа тарелка, палочка. Наблюдение в природе. Д/и “Чистота залог здоровья” Работа в “Уголке природы”. Д/и “Живое - неживое” | Родительский журнал (материал по охране природы). Выставка детских работ “Охраняй природу”. Консультация “Открой мир природы своему ребенку” | |
Февраль. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о как распространяются звуковые волны. Заложить у детей представления о том, как важно слышать звуки в жизни. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Звук и его значение”. | I нед. Опыт “Как распространяется звук?” II нед. Опыт “Где живет эхо?” III нед. Опыт “Почему Мишутка пищал?” IV нед. Опыт “Проверим слух”. | Д/и “Определи по звуку”. Наблюдение на экскурсии Работа в уголке природы. | Викторина “Открой дверь в мир опытов”. Родительский журнал. | |
Март. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о магнитах. Влияние магнетических бурь на самочувствие людей. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Что такое магнетизм, его свойства”. | Iнед. Опыт “Притягиваются - не притягиваются” II нед. Опыт “Необычная скрепка” III нед. Опыт “Магнитные бури”IVнед. Опыт “Два магнита” | Поместить предметы разн. материалы, магнит. Опыты в уголке природы Наблюдение в природе. Д/и “Угадай на ощупь Работа в уголке природы (2 магнита, нитка). | Рекомендации оборудование уголка природы”. Родительское собрание “Мое здоровье и окружающая среда”. | |
Апрель. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о строении глаза. Заложить у детей представления о том, что глаза нужно беречь | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Для чего нужны глаза?”. | I нед. Опыт “Наши помощники - глаза” II нед. Опыт “Проверка зрения” III нед. Опыт “Большой и маленький” IV нед. Опыт “Если не видишь?” | Работа с перфокартой. Д/и “Какую пользу приносит” Рисован. “Глаза наши помощники”. Карточки с изображением предметов (проверка зрения). | Конкурс плакатов “Береги планету земля”. Участие в природоохранной акции “Посади дерево” | |
Май. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о том, что органы осязания необходимы для жизни и здоровья | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Осязание”. | I нед. Опыт “Экзамен для кожи” II нед. Опыт “Что мы узнаем с помощью осязания?” III нед. Опыт “Горячо - холодно”. IV нед. Опыт “Познание с помощью осязания” | Работа в уголке природы. Материал для опыта: вата. Тампон, чайная ложка Работа с перфокартой. Работа в “Уголке природы”. Д/и “Угадай на ощупь” Зарисовка опыта Д/и “Собери фигуру человека”. | Беседа: “Как выбрать место для летнего отдыха”. Анкетирование родителей |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
города Дзержинска Нижегородской области
Перспективное планирование экспериментально-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи)
Составила:
воспитатель
Захарова
Людмила Владимировна,
вторая кв. категория
Дзержинск, 2012
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Вода. Цель: познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использова- нием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы. | Опыт с водой. Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров. | Почва. Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. | Магнит. Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы.
|
октябрь | . Дерево. Цель: познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево | Опыт с деревом. Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | Земной шар. Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. | Климатические зоны Земли Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные. |
ноябрь | Камень. Цель: познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают. | Опыт с камнем. Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет. | Движение. Скорость. Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления. Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше? | Солнечная система. Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении. |
декабрь | Песок. Цель: познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют. | Опыт с песком. Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. | Опыт с водой. Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что получится? | Опыт со снегом. Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) |
январь | Стекло. Цель: познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом. | Опыт со стеклом. Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным. | Опыт со снегом и льдом. Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) | Ландшафт. Цель: дать детям понять, что такое ландшафт?( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте. |
февраль | Резина. Цель: из чего производят резину, что из неё делают, где используют. | Опыт с резиной. Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему? | Замерзание воды. Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду. | Опыт с мыльными пузырями. Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? |
март | Пластмасса. Цель: познакомить детей с разно- образием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют. | Опыт с зеркалом. Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? | Испарение воды. Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода? | Закон сохранения вещества Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром). |
апрель | Тема: Знакомство с металлом. Цель: познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его получают, где используют. | Опыт с металлом. Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает | Опыт с парафином. Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. | Как работает термометр. Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания. |
май | Воздух. Цель: познакомить детей с тем, что воздух это смесь газов, в основном кислород, которым мы дышим. Где используют газ? Газ бывает и ядо- витым (угарный газ). С помощью газа надувают воздушные шарики. | Ветер. Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)? | Опыт: как растение дышит. Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух. | Опыт с дождевыми червями Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.Задачи:• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментально...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе
Экспериментирование в старшей группе....
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Опытно-экспериментальная деятельность для старшей и подготовительной группы: «Вода».
Экспериментирование – деятельность, основанная на наблюдении, дающая ребенку возможность узнать этот мир, и как он устроен. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, да...
Ежедневное планирование образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе
Ежедневное планирование образовательной деятельностив старшей и подготовительной группе...