Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
рабочая программа (подготовительная группа)

Абалакина Евгения Александровна

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течении двух лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunnyy_issledovatel.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка»

комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

опытно – экспериментальная деятельность в старших и

подготовительных группах

 

Составитель:

Воспитатель Абалакина Е.А.

                                    г. Искитим

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течении двух лет.

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию.  Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Рабочая образовательная программа разработана   с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  1. ФГОС ДО
  2.  Закон РФ «Об образовании»
  3. Конституция ст. 43. 72
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. СанПин 2.4.1.3049-13
  6. Устав ДОУ

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

-  создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Программа рассчитана на 2 года обучения. В старшей и подготовительной к

школе группах.

Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25

минут.

Форма организации:

 - непосредственно-организованная деятельность;

 - совместная деятельность;

 - самостоятельная деятельность.

Количество детей –  10 – 15 человек (подгруппа)

Место проведения:

- кабинет экспериментирования;

- участок;

- прилегающая территория детского сада.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- опыты и эксперименты;

- занятия путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

- трудовая деятельность;

Ожидаемые результаты реализации Программы

Старшая группа:

- высказывать предположения об ожидаемом результате;

- определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

Подготовительная к школе группа:

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;

- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения 2019-2020 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

2

«Наши помощники - органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

3

«Необычные кораблики»

Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

4

«Волшебная вода»

Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Октябрь

1

«Вода – растворитель»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

2

«Воздух»

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться,  и содержится в различных предметах.

3

«Звук»

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой

4

«Волшебный свет»

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

Ноябрь

1

«Что такое масса, длина и высота»

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

2

«Песок»

Выявить значение почвы

3

«Глина. Камень»

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

4

«Соль. Сахар»

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

Декабрь

1

«Почва»

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

2

«Само удивительное вещество на земле»

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

3

«Дерево»

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

4

«Бумага»

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

Январь

1-2

«Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

3-4

«Стекло»

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

Февраль

1

«Зеркало»

Выявить особенности отражение в зеркал.

2

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

3

«Резина»

Познакомить со свойствами резины и её качествами

4

«Пластмасса»

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

Март

1

«О мире растений»

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

2

«Как дышат растение»

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

3

«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения»

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде

4

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Апрель

1

«Дружба красок»

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

2

«Металл»

Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

3

«Магнит»

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

4

«Цветы в вазе»

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

Май

1

«Вес, притяжение»

Определить, почему все падает на землю.

2

«3 состояния вещества»

Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

3

«Секретные записи»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

4

«Все обо всем»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

2 год обучения 2020-2021 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

2

«Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

3

«Водяные весы»

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

4

«Поможем воде стать чистой»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Октябрь

1

   «Делаем облако»

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

2

«Растущие малютки»

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

3

«Свет и тень»

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

4

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Ноябрь

1

«Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

2

«Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

3

«Кислород и пламя»

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

4

«Упрямы предметы»

Знакомство с инерцией

Декабрь

1

«Вкусовые зоны языка»

Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

2

«Откуда берётся голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

3

«Влажное дыхание»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы

4

«Изготовление цветных льдинок»

Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях

Январь

3

«Где рождается снег»

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой

4

«Полярное сияние»

Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать

умение работать с различными материалами.  

Февраль

1

«Вырастим кристаллы»

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

2

«Появление островов»

Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

3

«Появление гор»

Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто

4

«Плавление парафина»

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина

Март

1

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

2

«Как не обжечься?»

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность)

3

«Мир ткани»

Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения

4

«Мир металлов»

Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования

Апрель

1

«Мир пластмасс»

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства.

2

«Скорость звука»

Выявить особенности передачи звука на расстояние

3

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

4

«Необычная картина»

Действие магнитных сил

Май

1

«Что такое молния»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

2

«Волшебная расческа»

Знакомство со статическим электричеством

3

«Поющая струна»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

4

 «Какими мы были исследователями?»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
  3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  5.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
  7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)

Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментал...