Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течении двух лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunnyy_issledovatel.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка»
комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области
Рабочая программа кружка «Юный исследователь»
опытно – экспериментальная деятельность в старших и
подготовительных группах
Составитель:
Воспитатель Абалакина Е.А.
г. Искитим
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течении двух лет.
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Рабочая образовательная программа разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- ФГОС ДО
- Закон РФ «Об образовании»
- Конституция ст. 43. 72
- Конвенция о правах ребенка
- СанПин 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В старшей и подготовительной к
школе группах.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25
минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 10 – 15 человек (подгруппа)
Место проведения:
- кабинет экспериментирования;
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- опыты и эксперименты;
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации Программы
Старшая группа:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа:
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения 2019-2020 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | |
3 | «Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | |
4 | «Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды | |
Октябрь | 1 | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. |
2 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. | |
3 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | |
4 | «Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | |
Ноябрь | 1 | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. |
2 | «Песок» | Выявить значение почвы | |
3 | «Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | |
4 | «Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | |
Декабрь | 1 | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. |
2 | «Само удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | |
3 | «Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. | |
4 | «Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | |
Январь | 1-2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. |
3-4 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло | |
Февраль | 1 | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркал. |
2 | «Мыло-фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | |
3 | «Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами | |
4 | «Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | |
Март | 1 | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений |
2 | «Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | |
3 | «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде | |
4 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | |
Апрель | 1 | «Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. |
2 | «Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | |
3 | «Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | |
4 | «Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | |
Май | 1 | «Вес, притяжение» | Определить, почему все падает на землю. |
2 | «3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | |
3 | «Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | |
4 | «Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
2 год обучения 2020-2021 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | ||
2 | «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | |
3 | «Водяные весы» | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | |
4 | «Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | |
Октябрь | 1 | «Делаем облако» | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. |
2 | «Растущие малютки» | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | |
3 | «Свет и тень» | Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение | |
4 | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра | |
Ноябрь | 1 | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета |
2 | «Необычное рисование» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | |
3 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | |
4 | «Упрямы предметы» | Знакомство с инерцией | |
Декабрь | 1 | «Вкусовые зоны языка» | Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. |
2 | «Откуда берётся голос?» | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | |
3 | «Влажное дыхание» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы | |
4 | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях | |
Январь | 3 | «Где рождается снег» | Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой |
4 | «Полярное сияние» | Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать умение работать с различными материалами. | |
Февраль | 1 | «Вырастим кристаллы» | Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. |
2 | «Появление островов» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | |
3 | «Появление гор» | Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто | |
4 | «Плавление парафина» | Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина | |
Март | 1 | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
2 | «Как не обжечься?» | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность) | |
3 | «Мир ткани» | Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения | |
4 | «Мир металлов» | Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования | |
Апрель | 1 | «Мир пластмасс» | Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства. |
2 | «Скорость звука» | Выявить особенности передачи звука на расстояние | |
3 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) | |
4 | «Необычная картина» | Действие магнитных сил | |
Май | 1 | «Что такое молния» | Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. |
2 | «Волшебная расческа» | Знакомство со статическим электричеством | |
3 | «Поющая струна» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). | |
4 | «Какими мы были исследователями?» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
- Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментал...