Опытно-экспериментальная деятельность для старшей и подготовительной группы: «Вода».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_voda.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о свойствах воды, ее значимости для человека.
2. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь.
2. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Ход опытно - экспериментальной деятельности:
В группе оборудована мини-лаборатория.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы вместе с вами займемся увлекательным занятием – экспериментированием. Угадайте, с чем мы сегодня будем экспериментировать:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- Правильно, это вода!
- Вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газоообразном. Различное состояние воды зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода жидкая. На морозе вода замерзает и превращается в лёд. А при нагревании она испаряется и становится водяным паром.
- А еще вода бывает соленой и пресной. Большинство рек на планете пресноводные. Реки питаются тающими ледниками. А ведь именно в них заключено порядка 90% всех пресноводных резервов планеты. А вот в морях и океанах вода соленая. Повышенная соленость морей и океанов вызвана быстрым и активным испарением. В ходе него улетучивается влага. При этом соли остаются в море и океане. За счет этого соленость морской и океанской воды всегда высокая.
- Я предлагаю вам провести первый эксперимент.
Эксперимент № 1 «Соленая и пресная вода».
Материал и оборудование: две одинаковые емкости с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложка.
Воспитатель: Возьмите две емкости. В них одинаковое количество воды – больше половины. Насыпьте 4 ложки соли в первую емкость и хорошо перемешайте. Какая вода на вкус получилась?
Дети: Соленая.
Воспитатель. Какая вода на вкус во второй емкости?
Дети: Без вкуса, пресная.
Воспитатель: Теперь опустим яйца в емкости с водой: сначала в одну, потом в другую. Что происходит?
Дети: В емкости с пресной водой яйцо утонуло, а в емкости с соленой водой всплыло.
Воспитатель: Ребята, это произошло потому, что соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научится плавать – в реке или на море? Почему?
Воспитатель: А сейчас мы проведем второй эксперимент.
Эксперимент № 2 «Безопасность на воде».
Материал и оборудование: емкость с водой, два мандарина.
Воспитатель: В емкость с водой мы опускаем мандарины. Ребята, что мы видим? Мандарины не опускаются на дно емкости, «плавают», не тонут. А теперь достанем один мандарин и почистим его. Снова опустим его в емкость с водой. Что произошло? Мандарин без кожуры «утонул», а мандарин с кожурой «плавает». Для мандарина кожура «спасательный круг», он ее держит. Ребята, а вы знаете, что такое спасательный круг и для чего он нужен?
Воспитатель: - Ребята, находясь на отдыхе на реке или море обязательно одевайте жилет или нарукавники для плавания. Они необходимы не только как мера предосторожности, но и для того, чтобы быстро научиться плавать и избавиться от страха глубины.
Воспитатель: - Все живые организмы на земле нуждаются в воде: и человек, и животные, и растения. Человеку вода нужна для питья, приготовления пищи, соблюдения гигиены, в промышленных целях. Без воды жизнь человека была бы не возможной. Вода берется из водоема - это может быть и река, и озеро, и родник. В каждом городском доме есть водопровод. Трубы прокладываются от берега, ставятся насосы. У самого начала водопровода ставят решетку, чтобы не пропускать «крупный» мусор. Потом вода попадает на станцию очистки, вода течет через «баки», проходит соответствующую очистку. Ребята, а можно пить не очищенную воду? А можно скидывать мусор в водоемы? Почему нельзя? Предлагаю вам провести следующий эксперимент.
Эксперимент № 3 «Очистка воды».
Материал и оборудование: емкость с водой, песок, емкость без воды, марля.
Воспитатель: - В емкость с водой мы насыпаем песок. Какая стала вода?
- Правильно, грязная, мутная. Вторую емкость мы накрываем марлей и льем воду. Какая теперь вода. - Правильно, чистая, весь песок остался на марле. Это первая ступень в очистке воды. Марля послужила нам в качестве фильтра.
Воспитатель: - Ребята, а какую воду человек употребляет в пищу пресную или соленую? – Правильно, пресную! Только 2,5% всей воды в мире является пресной водой. Дефицит пресной воды – это проблема, от которой ежегодно страдает 1,8 миллиарда человек. Водный кризис – это когда не хватает питьевой воды для населения, что, в свою очередь, приводит к засухе, голоду и смерти. Основные причины дефицита пресной воды следующие: загрязнение воды, изменение климата, чрезмерное, неправильное и нерациональное (бессмысленное) использование воды. Я предлагаю провести очень простой эксперимент.
Эксперимент № 4 «Открытый край».
Материал и оборудование: бутылка с пробкой, наполненная водой, пустая емкость.
Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что наша бутылка – это кран, из которого бежит вода. Что будет, если кран плохо закрыть? – Правильно, вся вода будет вытекать в канализацию. Запомните! Обязательно нужно закрывать кран и беречь воду.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Вы хорошо работали, внимательно меня слушали. Я предлагаю вам немного развлечься. Ну, и, конечно, нам для этого понадобиться вода.
Эксперимент № 5 «Мыльные пузыри».
Материал и оборудование: Вода 1 стакан, жидкость для мытья посуды 60 мл, сахар 1 чайная ложка, коктейльные трубочки.
Воспитатель: - Все ингредиенты смешиваем и у нас получаются мыльные пузыри. Всеми любимое развлечение, которое дарит нам улыбку и радость.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравились наши эксперименты? Что нового вы узнали? Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по театрализованной деятельности для старшей и подготовительной групп
Так я планирую свою работу с детьми по театрализованной деятельности. Очень удобно, все сразу видно. И вид деятельности и содержание деятельности и используемая литература все прописано....
Планирование по театрализованной деятельности для старшей и подготовительной групп
Очень удобный вид планирования. Я им пользуюсь уже не первый год....
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект беседы для детей старшей и подготовительной группы " Вода вокруг нас"
Основная цель этой беседы - обогатить знания и представления детей о воде....