ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Куликова Людмила Николаевна

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kulikovoy_lyudmily_nikolaevny.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №79 «Рыбка»

ПРОЕКТ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

для детей средней группы

ТЕМА: «Свойства почвы»

Подготовила:

воспитатель второй

квалификационной категории

Куликова Людмила Николаевна

п.Рыбное

2014г.

Актуальность

Проблем ы  экологии – это одна из ведущих проблем современности. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Каждый человек, живущий в природном мире, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства, поэтому обучение по экологическому воспитанию начинается с самого  раннего возраста. Побуждается интерес к окружающему миру, умение делать открытия и удивляться им. Исследовательская, поисковая активность создаёт условия неизведанного и неопознанного.

Необходимо с детства прививать человеку любовь к природе. Основой этой любви должны стать не только эстетические чувства, но и знания основных элементарных законов природы. На основе двух составляющих – эмоциональной и познавательной необходимо формировать бережное отношение к природе. Осваивая экологические знания, ребёнок узнаёт о неразрывной связи живого организма с внешней средой. Важно, чтобы каждый ребёнок воспринимал человека, не как хозяина природы, а как её важную, имеющую огромное влияние часть.

Цель

Формировать познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.

Задачи

  • Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и живому миру.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности: учить устанавливать связи взаимодействия человека с природой.
  • Создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать представления о роли почвы в жизни растений.
  • Показать, что в почве есть воздух.
  • Показать, что в результате топтания  почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь  детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдать правила поведения на отдыхе.

Практическая значимость

Данная работа может использоваться другими педагогами.

Ожидаемый результат                                                

Вырастить отзывчивых,  добрых,  милосердных детей, экологически грамотных. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Материал и оборудование

Образцы почвы рыхлой и с тропинки, банки с водой (на каждого) и большая банка у воспитателя, на них наклеены этикетки: на одной – силуэт человеческого следа, на другой – рисунок любого растения, воздушные шарики, салфетки.

Обогащение словаря: воздух, вода, почва, рыхлая, тропинка, подземное царство.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Предварительная работа

Беседы:

  • “ Подземное царство”
  • “Как зимуют насекомые”

Наблюдения:

  • Почему на тропинках не растет трава?
  • Почва после дождя и в сухую погоду.
  • Куда исчезает вода после дождя?
  • Где лучше растут растения?

Ход:

Ребята, давайте полюбуемся весенней красотой и ответим на вопрос:

– Что бывает только весной? (зеленеет трава, цветут фруктовые деревья, появляются первые цветы)

– Ребята, а зачем мы с Вами пересадили наши комнатные растения (бальзамин, герань) на улицу?

– Какими были у них листики?

– Чего не хватало комнатным растениям?

– Что необходимо для хорошего роста растений? (свет, тепло, питание, влага, воздух)

– А сейчас отгадайте загадку:

Он прозрачный и бесцветный

И как в шапке невидимке

Совершенно незаметный

Без него же не прожить. (воздух)

– А мы с Вами чем дышим? (воздухом)

– Какого цвета воздух, кто его видел? Как определить наличие воздуха? Давайте с вами проведем опыты.

Опыт 1.

Надуем воздушный шарик. Каким он стал? А был? Значит, воздух есть (добиваться, чтобы дети сами делали вывод).

– Ребята, а в почве есть воздух? Как вы думаете? А вы знаете, что в подземном царстве – почве обитает много жильцов. Чем они дышат? Сейчас мы с вами проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 2.

В банку с водой  бросить горсточку почвы  и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки  воздуха  (вначале делаю сама, а затем каждый ребёнок повторяет опыт самостоятельно). Все вместе выясняем  и делаем вывод, что почва дышит, поэтому в ней живут жучки, червячки, кроты и другие жильцы.

– Ребята, а где червячкам,  жучкам, растениям лучше жить и расти: на полянках, где почти никто не ходит, или на тропинках, по которым часто ходят люди? Почему?

Вывод: в почве на полянке больше воздуха, чем в почве с тропинки, так как она рыхлая, мягкая.

Физкультурная минутка. Воспитатель приглашает детей на солнечную полянку и предлагает превратиться в цветы.

Вырос красивый цветок на полянке,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

Опыт 3.

Проведём ещё один опыт. Перед вами стоят две баночки: на одной из них наклеен силуэт человеческого следа, а на другой растение. И две баночки с почвой. В одной почва с полянки, по которой люди ходят редко, в другой-с тропинок.

Одновременно опускаю образцы почв в банки с водой, и наблюдаем:  где, в какой из них больше воздушных пузырьков. Затем дети делают этот опыт самостоятельно.

Делаем вывод: в образце рыхлой почвы воздуха больше, поэтому жить и расти в ней лучше.

– Ребята, вам понравилось проводить опыты? Хорошо!

– А сейчас давайте поиграем с вами в игру « Дышит – не дышит». Вставайте в круг. Я буду кидать каждому из вас мяч, и если я говорю “дышит” вы называете слово (что же дышит?) (почва, человек).

Выводы:

В ходе  исследования мы расширили знания детей о почве. Дети будут бережнее относиться к объектам живой и неживой природы: не будут вырывать цветы с корнем, топтать клумбы, огород. Данный проект прививает ребёнку экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др.. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2-е издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».  Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,2010.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.:  пед. Университет «Первое Сентября», 2006.
  8. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по экологическому воспитанию(для детей средней группы) Чудесный подарок.Пчелы полезные насекомы

Цель:Уточнить представления детей о пчелах,их отличии от других насекомых,формировать представление детей о том , что пчелы полезные насекомые,развивать вооброжение,уметь высказывать свои ...

НОД по экологическому воспитанию(для детей средней группы) Чудесный подарок.Пчелы полезные насекомы

Цель:Уточнить представления детей о пчелах,их отличии от других насекомых,формировать представление детей о том , что пчелы полезные насекомые,развивать вооброжение,уметь высказывать свои мысли.Матери...

КВН «Почти все о неживой природе» Игра – развлечение по экологическому воспитанию для детей средней группы

В игре дети обобщают и систематизируют знания и  представления детей о неживой природе...

Конспект НООД по экологическому воспитанию для детей средней группы

Конспект НООД по экологическому воспитанию для детей средней группы...