Непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы «Откуда пришел хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Волкова Наталья Алексеевна

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей и подготовительной группы «Откуда пришел хлеб»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема «Откуда пришел хлеб»

Приоритетная образовательная область – «Познавательно-исследовательская»

Интегрируемые образовательные области - «Коммуникативная», «Социализация» «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Двигательная активность»

Цель образовательной деятельности:

Область «Познавательно-исследовательская»

1. Уточнить и закрепить представление детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

2. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб: тракторист, сеяльщик, комбайнер, рабочие элеватора, пекарь.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу – самому главному богатству страны, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Область «Коммуникативная»

1. Воспитывать любознательность.

2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. Побуждать детей в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Область «Восприятие художественной литературы и фольклора »

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.

Область «Двигательная активность»

1.Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.

Материалы: презентация слайдов на тему «Откуда пришел хлеб», колоски пшеницы, овса, ржи, ячменя, иллюстрации, мяч.

Этапы НОД

Действия педагога

Действие воспитанников

Организационный момент

Предлагается детям побеседовать и ответить на вопросы, корректируя ответы детей.

Слушают педагога, отвечают на вопросы.

Включение в игровую ситуацию

Загадывает загадку

Слушают педагога, дают ответ.

Работа по презентации «Откуда пришел хлеб»

Предлагается посмотреть презентацию и ответить на вопросы.

Просмотр презентации. Отвечают на вопросы.

Работа по иллюстрациям зерновые культуры «Что и где?»

Предлагается рассмотреть иллюстрации и рассказать, что на них нарисовано.

Показывают иллюстрации, отвечают на вопрос.

Проверка усвоение темы «Скажи какой?»

Предлагает выполнить упражнение.

Слушают педагога, отвечают на вопрос.

Пословицы и поговорки «Я начинаю, а вы продолжаете»

Предлагается детям вспомнить и продолжить знакомые пословицы и поговорки.

Слушают педагога, продолжают пословицы и поговорки.

Динамическая пауза

Предлагает детям отдохнуть и выполнить действия по тексту.

Имитируют движения по тексту.

Работа с раздаточным материалом «От зерна до булочки»

Просит детей сесть на свои места, посмотреть, что лежит на столах картинки. Управляет деятельностью детей с помощью вопросов.

Садятся за столы, рассматривают картинки, лежащие перед ними. Расставляют картинки по порядку.

Проверка усвоения темы

Предлагается ответить на вопросы.

Слушают педагога, отвечают на вопрос.

Оценка деятельности детей в течении НОД

Комментирует оценку деятельности воспитанников, предлагает сюрприз

Делятся впечатлениями.

Подробный конспект

Организационный момент.

Собрать детей для беседы.

- Ребята, что вы кушали сегодня на завтрак? (Ответы детей) .

- А вчера? (Ответы детей).

- Вот видите, ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе, и утром, и вечером? (Ответы детей).

Включение в игровую ситуацию.

Я вам загадаю загадку, послушайте.

Он и черный, он и белый

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. (Хлеб)

- Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома ХЛЕБ. Ребята, а вы любите хлеб? (Ответы детей). А какой хлеб вы любите? (Ответы детей).

- Давайте с вами подумаем и скажем много слов, каким бывает хлеб (вкусный, мягкий, аппетитный, черный, белый, горячий, ароматный, черствый и т. д.).

- Молодцы, ребята, много слов назвали. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

- Ребята, как вы думаете, долгий или короткий путь проходит хлеб, пока дойдет до нашего стола? (Ответы детей).

- А вы хотите проследить этот путь с самого начала, чтобы потом рассказать своим родным и близким? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в путешествие под названием «Откуда хлеб пришел».

Работа по презентации «Откуда пришел хлеб» (включить слайды)

Вы готовы отправиться? (Да). Ну что ж, занимайте места в машине времени.

Итак, наше путешествие начинается с поля (2 слайд). Вы видите, что в поле выехали трактора. А в какое время года они выехали? (Ответы детей). Правильно, весной в поле выехали трактора. Ими управляют кто… трактористы. Они готовят землю к посеву зерновых.

Задание «Что и где?»

Кстати, ребята, какие зерновые культуры вы знаете? (Ответы детей). (По мере называния на доску вывешивать иллюстрации зерновых культур). Что же трактора в поле делают, ребята? (Ответы детей: трактора в поле пашут, боронуют). Чтобы приготовить поле к посеву, трактористам приходится очень много трудиться, иногда они работают даже ночью.

Затем землю надо проверить, готова ли она к посеву. Этим занимается агроном (3 слайд). Кто проверяет землю? (Землю проверяет агроном). Агроном – это тот человек, который знает, когда надо сеять зерно, когда надо убирать урожай и в какую землю надо сеять. А вы как думаете, в какую землю надо сеять зерно? (Ответы детей: зерно надо сеять в мягкую (влажную, теплую) землю) .

Наше путешествие продолжается (4 слайд). И мы видим в поле другие машины и там стоят люди. Что же это за люди и как называются эти машины? (Ответы детей). Это сеялки и стоят там … кто? (ответы детей… сеяльщики. Кто работает на сеялках? (На сеялках работают сеяльщики). Сеяльщики следят за тем, чтобы сеялка всегда была полной зерном и зёрна равномерно сыпались на землю.

Быстро проросли семена из теплой и влажной земли (5 слайд). Подросли, и появились вот такие ростки. А что же им помогает расти? (Ответы детей). Энергию для роста дают солнце, вода и полезные вещества из почвы.

Через некоторое время засеянное поле выглядит вот так (6 слайд).

Все лето тянулись колоски к солнцу, наливаясь зерном. Вот послушайте загадку, про что она.

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стрелы позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом (Колос).

(можно попросить 1 ребенка объяснить загадку)

Вот хлеб созрел, колоски пожелтели. Пора их убирать. Какие машины выходят для этого в поле? (Ответы детей). Комбайны (7 слайд). Комбайнами управляют (кто) … комбайнеры. Кто управляет комбайнами? (Комбайнами управляют комбайнеры). Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев. И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины (8 слайд). А кто управляет машиной? (Ответы детей). Правильно, шофер. Шоферу тоже приходится нелегко. Он во время должен отвезти зерно и вернуться обратно, чтобы забрать ещё. Как вы думаете, куда отвозит зерно шофер? (Ответы детей). В большое зернохранилище, которое называется элеватор (9 слайд). Как называется большое зернохранилище. (Большое зернохранилище называется элеватор). На элеваторе зерно хранится в больших контейнерах – это специальные ёмкости для зерна. Рабочие элеватора следят за состоянием зерна: высушивают её, очищают от мусора. Кто следит за состоянием зерна? (За состоянием зерна следят рабочие элеватора).

Что же нужно сделать из зерна? (Муку) (10 слайд). Из зерна нужно сделать муку. Раньше муку мололи на мельнице. А сейчас… Сейчас муку производят на мукомольном заводе. А работает на мукомольном заводе … Кто вы думаете? (Ответы детей). Мукомол. Сережа, кто работает на мукомольном заводе? (На мукомольном заводе работает мукомол).

Куда же держит путь мука с мукомольного завода? (На хлебозавод или в пекарню) (11 слайд). Там из неё сначала замешивают … что? Правильно, тесто. А из теста пекут … что? (Хлеб, булки, каравай, батоны, плюшки). Кто печет их? (Ответы детей). Кто печет хлеб? (Хлеб печет пекарь).

И вот благодаря стараниям хлеборобов – так называют людей, которые выращивают хлеб, в магазине появляется свежий, вкусный, полезный хлеб (12 слайд). Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами).

Задание «Скажи какой?» (с мячом)

Я вам буду бросать мяч и буду говорить, например, «колос пшеницы», а вы должны сказать «пшеничный колос» и бросать мяч мне обратно.

Колос ржи – ржаной колос,

Колос ячменя – ячменный колос,

Колос овса – овсяной колос,

Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб,

Хлеб из ржи – ржаной хлеб,

Зерно ячменя – ячменное зерно,

Зерно ржи – ржаное зерно,

Зерно пшеницы – пшеничное зерно,

Зерно овса – овсяное зерно,

Мука из пшеницы – пшеничная мука,

Мука из ржи – ржаная мука,

Мука из овса – овсяная мука, и т. д.

Молодцы, ребята, очень хорошо отвечали. Присаживайтесь, пожалуйста.

Вот, ребята, какой длинный и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Как много людей трудится, чтобы мы каждый день ели свежий и вкусный хлеб. Хлеборобы в поле работают с любовью, старанием.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Свои силы не жалеют.

Хлеб, ребята, является самым главным богатством нашей страны и основным продуктом питания. Как же надо обращаться с хлебом? (Ответы детей). (Обобщаю)

Всё верно вы сказали:

• Хлеб надо беречь, его надо брать столько, сколько необходимо, нельзя играть с хлебом;

• Хлеб нужно обязательно доедать. Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь здоровье;

• Хлеб нельзя бросать на землю, на пол;

• Хлеб всегда считался главным блюдом на столе;

• С давних времен считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

Задание «Я начинаю, а ты продолжаешь»

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

• Хлеб – наше богатство;

• Хлеб – всему голова;

• Хлебушек ржаной – отец наш родной;

• Без хлеба – половина обеда;

• Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Молодцы, ребята, так много пословиц и поговорок вы знаете.

Сейчас мы пересаживаемся с машины времени на грузовые машины.

Динамическая пауза

Едем в поле, едем в поле (друг за другом имитируют езду за рулем)

На кочку наехали (подпрыгивают)

В яму заехали (приседают)

Горки объехали (повороты вправо, влево)

И на поле приехали! (опустить руки)

А в поле колоски золоченые (руки в стороны)

На ветру качаются (руки вверх, покачивать)

Низко наклоняются (наклоны в стороны).

Задание «От зерна до булочки».

Эти картинки нужно расставить по порядку – от зернышка до хлебобулочных изделий (зерно – росток – зеленые колоски – желтые колоски – опять зерно – мука – тесто – хлебобулочные изделия.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Задание из письма от Лунтика

Здравствуйте, дорогие! Я не знаю, к кому попадет моё письмо. Но очень надеюсь, что кто-нибудь мне поможет. Мне так стыдно, но я даже не знаю, откуда берется хлеб. Раньше я думал, что хлеб растет на дереве. А сейчас вижу, что на дереве нет никакого хлеба. У меня так много вопросов. Я бы сказал большое спасибо тому, кто ответит на мои вопросы в этом письме, запишет их и перешлёт письмо обратно мне. Спасибо заранее.

• Кто работает на тракторе?

• Какие машины сеют зерно?

• Кто проверяет землю перед посевом зерна?

• Какие машины убирают урожай?

• Как называют человека, который работает на комбайне?

• Куда везут зерно грузовые машины?

• Где из зерна делают муку?

• Где пекут хлеб?

• Как называют человека, который печет хлеб?

• Куда везут хлеб из пекарни?

• Как называют людей, которые выращивают хлеб?

• Из какой муки пекут белый хлеб?

• Из какой муки пекут черный хлеб?

Оценка работы детей.

Если вы ответили на все мои вопросы, то вместе с письмом вы найдете посылку с изделиями из муки – это моя благодарность вам. Угощайтесь на здоровье. И большое вам спасибо вы все старались, хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: Путешествие в мир сказок.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: Путешествие в мир сказок....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: В стране дорожных знаков.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: В стране дорожных знаков....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа Тема: Умеешь ли ты дружить?

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.  Подготовительная группа Тема: Умеешь ли ты дружить?...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: Мастерская Деда Мороза.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: Мастерская Деда Мороза....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Беседа " Берегите хлеб".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Беседа " Берегите хлеб"....