План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа № 9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Выполнила
воспитатель
Никитина
Татьяна Ивановна
г.о.Новокуйбышевск, 2013г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Волшебница вода»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность»
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях(«Познание»);
- Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого («Социализация»);
- Стимулировать на самостоятельный поиск решения («Познание»);
- Развивать любознательность, мышление и речь детей. («Коммуникация»)
- Ввести в активный словарь детей новые слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная («Коммуникация»):
- Воспитывать бережное отношение к воде («Безопасность»)
- Развивать умение выслушивать ответы товарища и приходить к общему решению («Социализация»);
- Формировать умение отгадывать загадки, развивать логическое мышление, стимулировать познавательную активность («Чтение художественной литературы»)
- Формирование двигательной активности («Здоровье»)
Методы и приемы:(по Паршуковой И.Л.)
- практические: прослушивание аудиозаписи, эксперимент по очистке воды, дидактическая игра «Кому нужна вода», физкультминутка, рассматривание разных свойств воды, опыт со льдом, коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме», опыт с соленой водой и яйцом, игра «Море волнуется».
- наглядные: рассматривание глобуса, наблюдение за проведением опыта
- словесные: загадывание загадок, ответы навопросы воспитателя, беседа «Волшебница вода», чтение стихотворения о воде, дидактическая игра «Подумай, отгадай», беседа на тему: «Почему нужно беречь воду».
Материалы и оборудование: (по Паршуковой И.Л.) капли воды изготовленные из бумаги, картинки с изображением человека, рыб, растений, животных, емкости с водой, марля, вата, льдинки, глобус, аудиозапись «Шум моря», яйцо, соль, ватман с изображением аквариума, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, прозрачные пластиковые стаканы, молоко, чайные ложки, соломинки для коктейля.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | подвижные игры, игровые, физминутка, НОД ( образовательная деятельность) в спортзале. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные) |
Продуктивная | Изготовление панно. Коллективная работа |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание глобуса, наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, дидактические игры |
Коммуникативная | Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкально-художественная | Слушание аудиозаписи «Шум моря» |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение стихотворений, обсуждение |
Трудовая | Поручения, познавательные опыты и задания, совместный (коллективный) труд, уборка своего рабочего места. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Звучит аудиозапись «Шум моря» Педагог загадывает детям загадку: Мы говорим: она играет; | Отгадывают загадку | Созданы условия для развития словесно-логического мышления. |
2. | Педагог задает вопросы Примерные вопросы: - Где мы встречаем воду? - Какая вода может быть? - Почему она может быть грязной? - Могут ли жить в грязной воде жить обитатели? - Можно ли пить грязную воду? - Можно ли очистить грязную воду? - Почему воду нужно беречь? | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Актуализирован опыт детей |
3. | Педагог вносит глобус и показывает на нем воду объясняя, что цвет воды на нём – голубой. Обращает внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Обращает внимание детей на значение воды в жизни людей. Человек без воды может прожить всего три дня! | Дети рассматривают глобус, находят на нем океаны, моря, реки, озера. Отмечают, что большая часть земного шара покрыта водой | Созданы условия для развития зрительного и слухового восприятия, активизирован словарь по теме |
4. | Педагог поясняет детям, что не всю воду можно пить. Для того, чтобы вода стала пригодны для питья ее необходимо очистить. Люди очищают воду с помощью специальных сооружений, дома очищают с помощью фильтра. Предлагает детям организовать мини лабораторию и очистить воду. Проводится эксперимент по очистке воды. | Дети очищают грязную воду с помощью марли и с помощью ваты. Делают вывод какая вода чище. | Расширен кругозор детей. Сформированы представления о способах очистки воды |
5. | Педагог задает вопросы детям. Цель: Выявление имеющихся знаний у детей. Примерные вопросы:
Воспитатель предлагает провести опыты с водой: Опыт №1 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. Предлагает положить в каждый стакан чайные ложки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Опыт №2 «У воды нет вкуса» Предлагает детям попробовать через соломинку воду. Спрашивает: есть ли у нее вкус? Если затрудняются с ответом дать для сравнения сок. Если они не убедились, предложить еще раз попробовать воду. Доказать, что у воды нет вкуса.А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить. Опыт №3 «Вода – жидкая, может течь» Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Предложить вспомнить как течет кисель. Подводит детей к мысли, что поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Опыт №4 «Вода не имеет формы» Предложить рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предлагает налить воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Чтопроисходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. | Дети отвечают на вопросы педагога. Дети опускают в стакан с водой и в стакан с молоком чайную ложку и приходят к выводу, что в воде ложку видно, а в молоке – нет. Значит вода прозрачная Дети пробуют воду через соломинку и определяют есть ли у воды вкус. Для сравнения дети пробуют через соломинку сок. Сравнивают вкус воды и сока. Делают выводы. Дети берут два стакана, один с водой, второй пустой и аккуратно переливают вводу из одного стакана в другой. Вспоминают, что кисель гораздо медленнее переливается. Дети приходят к выводу, что вода – жидкая. Дети рассматривают кусочек льда и отмечают , что он имеет форму емкости в которую налит. Выкладывают кусочек льда на стол, в стакан, кладут на ладошку и отмечают, что он остался прежней формы. Далее дети наливают воду в тарелку, стакан, на поверхность стола и наблюдают, что вода принимает форму той емкости в которой находиться, а на ровном месте расползается лужицей. | Расширен кругозор детей. Сформированы представления о том, что вода прозрачная, у нее нет вкуса, она жидкая и не имеет формы. Сформирован интерес к экспериментальной деятельности. Созданы условия для логического мышления. Закреплен навык ведения диалога. |
6. | Дидактическая игра: «Кому нужна вода» Цель: Закрепить представления детей о необходимости воды в жизни растений и животных. | Дети отмечают капелькой картинки на которых изображены: человек, животные, растения, насекомые, рыбы. | Сформированы представления детей о необходимости воды для жизни всего живого |
7. | Физкультминутка: К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись: Раз, два, три, четыре- Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – кроль. Все, как один, Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Дети выполняют движения в соответствии со словами физкультминутки | Осуществлена координация речи и движений. |
8. | Беседа: «Волшебница - вода». Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, лед, иней. Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Показать разнообразие воды в окружающей среде. Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? Проводиться эксперимент по превращению воды из твердого состояния в жидкое. | Дети рассматривают разнообразные состояния воды: замороженные льдинки складывают на поднос и наблюдают как лед тает и превращается в воду. | Сформировано понятие, что вода бывает в разных состояниях: твердом, жидком и газообразном |
9. | Педагог читает стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда. | Дети слушают стихотворение о воде | Активизировано чувство восприятия художественного слова. Воспитан интерес к художественному слову |
10. | Художественное творчество (коллективная аппликация) на тему: «Рыбки в аквариуме». | Дети выполняют коллективную аппликацию | Совершенствованы навыки работы с бумагой и ножницами. Созданы условия для развития умения критически оценивать свою работу и работу товарищей. |
11. | Дидактическая игра: «Подумай отгадай» Цель: Учить детей отгадывать загадки. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня. (Река) Без пути и без дороги ходит Самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька) Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман) | Отгадывание загадок | Созданы условия для развития словесно-логического мышления |
12. | Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Как вы думаете в море вода солёная? А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут? (Показывает опыт с солёной водой и яйцом). | Дети отвечают на вопросы воспитателя. Наблюдают опыт с соленой водой и яйцом. | Расширен кругозор детей. Сформированы представления о том, что в соленой воде яйцо не тонет. |
13 | Игра малой подвижности «Море волнуется раз….» Цель: Учить детей проявлять фантазию при выполнении фигур. | Дети играют в игру «Море волнуется раз…» выполняя разнообразные фигуры | |
14. | Беседа: «Почему воду нужно беречь?» Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. Объяснить детям, откуда берётся вода в кране. Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. | Сформировано желание сохранять и беречь воду. |
15. | Анализ |
Итоговое мероприятие: Развлечение «В гостях у Нептуна» Цель: Закрепить знания детей о воде, ее свойствах, ее значении для всего живого, о бережном отношении к воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-конспекты зантий по развитию речи для старших дошкольников с ОНР.
Занятия разработаны с использованием книг Н. Нищевой, Л.Смирновой, В.Коноваленко. Замечательные книги, но адресованы они в основном логопедам, для воспитателей в чистом виде не годятся. Пришлось адапт...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Зимние каникулы»
План-конспект для детей старшей группы...
План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»
Конспект занятия по развитию речи "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....
План-конспект экологического досуга с дошкольниками в старшей комбинированной группе Тема: «С любовью к природе».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области средняя общеобразовательная школа № 9городского округа Чапае...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников старшей группы «Моя малая Родина»
Интеграция образовательных направлений: «Социальное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».Цель: развивать у детей интерес к знаниям о малой Родине.Зада...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать сенсорну...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Реклама - двигатель торговли»
Знакомство детей с финансовой грамотностью....