План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никитина Татьяна Ивановна

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа № 9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Выполнила

воспитатель

Никитина

 Татьяна Ивановна

г.о.Новокуйбышевск, 2013г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей  группе

Тема: «Волшебница вода»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность»

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях(«Познание»);
  2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого («Социализация»);
  3. Стимулировать на самостоятельный поиск решения («Познание»);
  4. Развивать любознательность, мышление и речь детей. («Коммуникация»)
  5. Ввести в активный словарь детей новые слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная («Коммуникация»):
  6. Воспитывать бережное отношение к воде («Безопасность»)
  7. Развивать умение выслушивать ответы товарища и приходить к общему решению («Социализация»);
  8. Формировать умение отгадывать загадки, развивать логическое мышление, стимулировать познавательную активность («Чтение художественной литературы»)
  9. Формирование двигательной активности («Здоровье»)

Методы и приемы:(по Паршуковой И.Л.)

- практические: прослушивание аудиозаписи, эксперимент по очистке воды, дидактическая игра «Кому нужна вода», физкультминутка, рассматривание разных свойств воды, опыт со льдом, коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме», опыт с соленой водой и яйцом, игра «Море волнуется».

- наглядные: рассматривание глобуса, наблюдение за проведением опыта

- словесные: загадывание загадок, ответы навопросы воспитателя, беседа «Волшебница вода», чтение стихотворения о воде, дидактическая игра «Подумай, отгадай», беседа на тему: «Почему нужно беречь воду».

Материалы и оборудование: (по Паршуковой И.Л.) капли воды изготовленные из бумаги, картинки с изображением человека, рыб, растений, животных, емкости с водой, марля, вата, льдинки, глобус, аудиозапись «Шум моря», яйцо, соль, ватман с изображением аквариума, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, прозрачные пластиковые стаканы, молоко, чайные ложки, соломинки для коктейля.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой одного из изученных авторов)

Двигательная

подвижные игры, игровые,  физминутка, НОД  

( образовательная деятельность) в спортзале.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные)

Продуктивная

Изготовление панно. Коллективная работа

Познавательно-исследовательская

Рассматривание глобуса, наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, дидактические игры

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкально-художественная

Слушание аудиозаписи «Шум моря»

Чтение художественной литературы  (восприятие)

Чтение стихотворений, обсуждение

Трудовая

Поручения, познавательные опыты и задания,  совместный (коллективный) труд, уборка своего рабочего места.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Звучит аудиозапись «Шум моря»

Педагог загадывает детям загадку:

Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Отгадывают загадку

Созданы условия для развития словесно-логического мышления.

2.

Педагог задает вопросы

Примерные вопросы:

 - Где мы встречаем воду?

- Какая вода может быть?

- Почему она может быть грязной?

- Могут ли жить в грязной воде жить обитатели?

- Можно ли пить грязную воду?

- Можно ли очистить грязную воду?

- Почему воду нужно беречь?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Актуализирован опыт детей

3.

Педагог вносит глобус и показывает на нем воду объясняя, что цвет воды на нём – голубой. Обращает внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Обращает внимание детей на значение воды в жизни людей. Человек без воды может прожить всего три дня!

Дети рассматривают глобус, находят на нем океаны, моря, реки, озера. Отмечают, что большая часть земного шара покрыта водой

Созданы условия для развития зрительного и слухового восприятия, активизирован словарь по теме

4.

Педагог поясняет детям, что не всю воду можно пить. Для того, чтобы вода стала пригодны для питья ее необходимо очистить. Люди очищают воду с помощью специальных сооружений, дома очищают с помощью фильтра. Предлагает детям организовать мини лабораторию и очистить воду.

Проводится эксперимент по очистке воды.

Дети очищают грязную воду с помощью марли и с помощью ваты. Делают вывод какая вода чище.

Расширен кругозор детей. Сформированы представления о способах очистки воды

5.

Педагог задает вопросы детям.

Цель: Выявление имеющихся знаний у детей.

Примерные вопросы:

  1. Вода прозрачная или нет?
  2. Есть ли у воды вкус?
  3. Что может вода? Какая она?
  4. Имеет ли форму вода?

Воспитатель предлагает провести опыты с водой:

Опыт №1

«Вода прозрачная»

     Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. Предлагает положить в каждый стакан чайные ложки. В каком  из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

Опыт №2

«У воды нет вкуса»

 Предлагает детям попробовать через соломинку воду. Спрашивает: есть ли у нее вкус? Если затрудняются с ответом дать для сравнения сок. Если они не убедились, предложить еще раз попробовать воду. Доказать, что у воды нет вкуса.А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт №3

«Вода – жидкая, может течь»

 Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Предложить вспомнить как течет кисель. Подводит детей к мысли, что поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт №4

«Вода не имеет формы»

 Предложить рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предлагает налить воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Чтопроисходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети опускают в стакан с водой и в стакан с молоком чайную ложку и приходят к выводу, что в воде ложку видно, а в молоке – нет. Значит вода прозрачная

Дети пробуют воду через соломинку и определяют есть ли у воды вкус.

Для сравнения дети пробуют через соломинку сок. Сравнивают вкус воды и сока. Делают выводы.

Дети берут два стакана, один с водой, второй пустой и аккуратно переливают вводу из одного стакана в другой.

Вспоминают, что кисель гораздо медленнее переливается. Дети приходят к выводу, что вода – жидкая.

Дети рассматривают кусочек льда и отмечают , что он имеет форму емкости в которую налит. Выкладывают кусочек льда на стол, в стакан, кладут на ладошку и отмечают, что он остался прежней формы.

Далее дети наливают воду в тарелку, стакан, на поверхность стола и наблюдают, что вода принимает форму той емкости в которой находиться, а на ровном месте расползается лужицей.

Расширен кругозор детей. Сформированы представления о том, что вода прозрачная, у нее нет вкуса, она жидкая и не имеет формы.

Сформирован интерес к экспериментальной деятельности. Созданы условия для логического мышления. Закреплен навык ведения диалога.

6.

Дидактическая игра: «Кому нужна вода»

Цель: Закрепить представления детей о необходимости воды в жизни растений и животных.

Дети отмечают капелькой картинки на которых изображены: человек, животные, растения, насекомые, рыбы.

Сформированы представления детей о необходимости воды для жизни всего живого

7.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один,

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети выполняют движения в соответствии со словами физкультминутки

Осуществлена координация речи и движений.

8.

Беседа: «Волшебница - вода».

Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, лед,  иней. Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?»

Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться?

Проводиться эксперимент по превращению воды из твердого состояния в жидкое.

Дети рассматривают разнообразные состояния воды: замороженные льдинки складывают на поднос и наблюдают как лед тает и превращается в воду.

Сформировано понятие, что вода бывает в разных состояниях: твердом, жидком и газообразном

9.

Педагог читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Дети слушают стихотворение о воде

Активизировано чувство восприятия художественного слова. Воспитан интерес к художественному слову

10.

Художественное творчество (коллективная аппликация) на тему:

«Рыбки в аквариуме».

Дети выполняют коллективную аппликацию

Совершенствованы навыки работы с бумагой и ножницами. Созданы условия для развития умения критически оценивать свою работу и работу товарищей.

11.

Дидактическая игра: «Подумай отгадай»

Цель: Учить детей отгадывать загадки.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня.

(Река)

Без пути и без дороги ходит

Самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман)

Отгадывание загадок

Созданы условия для развития словесно-логического мышления

12.

Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Как вы думаете в море вода солёная?

А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?

 (Показывает опыт с солёной водой и яйцом).

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Наблюдают опыт с  соленой водой и яйцом.

Расширен кругозор детей. Сформированы представления о том, что в соленой воде яйцо не тонет.

13

Игра малой подвижности «Море волнуется раз….»

Цель: Учить детей проявлять фантазию при выполнении фигур.

Дети играют в игру «Море волнуется раз…» выполняя разнообразные фигуры

14.

Беседа: «Почему воду нужно беречь?»

Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Объяснить детям, откуда берётся вода в кране. Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения.

Сформировано желание сохранять и беречь воду.

15.

Анализ

Итоговое мероприятие: Развлечение «В гостях у Нептуна» Цель: Закрепить знания детей о воде, ее свойствах, ее значении для всего живого, о бережном отношении к воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты зантий по развитию речи для старших дошкольников с ОНР.

Занятия разработаны с использованием книг Н. Нищевой, Л.Смирновой, В.Коноваленко. Замечательные книги, но адресованы они в основном логопедам, для воспитателей в чистом виде не годятся. Пришлось адапт...

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

План-конспект экологического досуга с дошкольниками в старшей комбинированной группе Тема: «С любовью к природе».

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждениеСамарской  области  средняя  общеобразовательная  школа  №  9городского  округа  Чапае...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников старшей группы «Моя малая Родина»

Интеграция образовательных направлений: «Социальное развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие».Цель: развивать  у детей интерес к знаниям о малой Родине.Зада...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать  сенсорну...