Планы-конспекты зантий по развитию речи для старших дошкольников с ОНР.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Занятия разработаны с использованием книг Н. Нищевой, Л.Смирновой, В.Коноваленко. Замечательные книги, но адресованы они в основном логопедам, для воспитателей в чистом виде не годятся. Пришлось адаптировать для себя. Зато теперь легко.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Темы
Тема: ИГРУШКИ
Тема: ПРОФЕССИИ
Тема: Обучение творческому рассказыванию по картине «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Тема: Пересказ сказки Л.Толстого «БЕЛКА ПРЫГАЛА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ»
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема: Составление рассказа по картине «НА ГРАНИЦЕ»
Тема: Составление рассказа по картине «ОХРАНА ГРАНИЦЫ»
Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Тема: «ХЛЕБ»
Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Тема: «ЗИМА»
Тема: «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»
Тема: «РЫБЫ»
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания».
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: ИГРУШКИ
Программное содержание: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь.
Активизация словаря: названия частей игрушек, материалов, числительные.
Оборудование: пирамидка, мяч, машина, медвежонок, кукла, матрешка, картинки с изображением разного кол-ва игрушек (от 1 до 5), мелкие игрушки на каждого ребенка.
1. Организационный момент (расширение объема словаря) | Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: - кукла, мяч, танк; - матрешка, собака, ведро; - машина, кубики, юла; - неваляшка, пирамидка, мозаика; - домино, лото, ракетка; - велосипед, дудочка, самокат. | |
2.Классификация предметного словаря | Игровое упр. «Из чего это?» Выставить пирамидку. Из каких частей состоит пирамидка? Каких цветов части пирамидки? Из какого материала она сделана? Как с ней можно играть? И/у «Что изменилось?» (мяч, пирамидка, машина) Загадка о медведе: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. - Что есть у игрушечного медвежонка? Из какого материала он сделан? Какого он цвета? Как с ним можно играть? | |
3. Словоизменение | Д/и «Игрушки-малютки» Кукла-куколка, матрешка – матрешечка, и т.д. | |
4. Физминутка | «Игрушки» | |
5. Словоизменение | И/у «Сосчитай» По картинкам с изображением игрушек. | |
6. Развитие связной речи. | Раздать детям по одной игрушке, попросить поиграть с ними, потом спрятать. Спросить, с какой игрушкой ребенок играл. - Я играл с мишкой. - Я играла с куклой. И т.п. | |
ФИЗМИНУТКА «ИГРУШКИ»
На большом ковре и в ряд Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок 1,2,3,4,5 – Вместе мы идем гулять | Дети маршируют на месте, Останавливаются Изображают персонажей Прыгают Маршируют, уходят с ковра. |
Игровое упражнение «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»
МАТРЕШКА | ПИРАМИДКА | МЯЧ |
ПИРАМИДКА | МЯЧ | МАТРЕШКА |
МЯЧ | МАТРЕШКА | ? |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: ПРОФЕССИИ
Программное содержание: продолжать учить составлять предложения, рассказывать о том, где и кем работают родители (по вопросам); упражнять в словообразовании; воспитывать уважение к труду взрослых.
Активизация словаря: названия профессий, глаголы, обозначающие действия представителей разных профессий, определения.
Оборудование: картинки с изображение людей разных профессий,
Классификация предметного словаря | Организационный момент. «Назови профессию» (показ картинок) | |
Образование существительных от глаголов | И/у «Кто что делает?» Учит – учитель, строит – строитель, воспитывает – воспитатель, водит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец, варит – повар, убирает – уборщица, танцует – танцовщица, летает- летчик. | |
Расширение объема словаря (подбор определений) | И/у «Подбери слово» Летчик какой? – храбрый, смелый. Учитель какой? – умный, добрый. Водитель – внимательный, осторожный. Грузчик – сильный, могучий. Строитель – умелый, ловкий. Врач – старательный, добрый. Танцовщица – талантливая, изящная, красивая. Воспитательница – добрая, веселая, умная. | |
Развитие связной речи (составление предложений) | Дид. игра «Кем я буду?» У детей открытки с изображением детей в одежде представителей разных профессий. Пример: «Когда я вырасту, я стану врачом и буду лечить людей». | |
Физминутка | «Почтальон» (см. картотеку) | |
Словообразование | И/у «Кто работает на машинах?» На тракторе работает тракторист. На поезде – машинист. На машине – шофер. На корабле – капитан. На самолете – летчик. На экскаваторе – экскаваторщик. На трамвае = водитель. На кране – крановщик. На ракете – космонавт. | |
Расширение объема словаря | И/у «Разгадай слово» Хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод. | |
Развитие связной речи | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам: Фамилия, имя, отчество мамы (папы) Где работает мама (папа) и кем? Это профессия мужская или женская? Что маме (папе) нужно для работы? Где работает мам (папа) – на улице или в помещении? С кем (с чем) работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами). |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной
логопедической группе
Тема: Обучение творческому рассказыванию по картине «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Программное содержание: Учить детей составлять творческий рассказ по картине, в том числе от имени разных объектов, придумывать загадки; закреплять умение выделять объекты и предметы, изображенные на картине, устанавливать взаимосвязи между ними; активизировать использование в речи качественных прилагательных.
Активизация словаря: усатая, мягкая, ласковая, чистоплотная, игривая, ловкая,
Оборудование: картина «Кошка с котятами», картинки с изображением дедушки, тигра, мышки, снега, ваты, меха, мамы, нот, человека, ребенка, щенка, акробата, обезьяны.
1.Организационный момент | Сегодня мы совершим путешествие в картину. Если отгадаете загадку, узнаете, кто нарисован на ней. Мохнатенька, усатенька, Сядет – песенки поет. О ком говорят: «Он родился с усами»? (о котенке) Действительно, эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востер, который, как есть начинает, - песенку поет. Зверь этот – кошка. И картина, в которую мы совершим путешествие, называется «Кошка с котятами». | |
2. Определение состава картины | Выделите предметы и объекты, изображенные на картине (кошка, котенок серый, тарелка, молоко, коврик, спящий котенок, клубок, корзинка, полка, пол.) | Предметы, обозначаются кружочками. |
3. Установление связей между объектами | Игра «Ищу друзей» Кошка – котенок, тарелка – молоко; молоко – котенок. Игра «Хорошо - плохо» Корзинка – клубки – беспорядок – это плохо, но это и хорошо, т.к. котенок играет и катает клубок, ему весело. Игра «Живые картинки» Распределяются роли, и каждый ребенок должен найти свое место относительно других объектов. | |
4. Представление объектов | К нам пришел гость Я Только Слышу. Как вы думаете, что он может услышать на нашей картине? (как пищат котята, как дышит кошка, как мама кошка разговаривает со своими котятами). К нам пришел гость Я Ощущаю Запах. Что он может ощутить? (запах свежего молока). К нам пришел гость Я Ощущаю Лицом И Руками. Что он сможет ощутить? (что шерстка мягкая, пушистая и гладкая. Язычок шершавый и теплый. Нос холодный. Молоко в миске теплое. В доме тепло и сухо) Что может почувствовать гость Я Пробую На Вкус? Что вкусно, а что нет?(молоко вкусное, а клубок - невкусный). Какое время года и суток на картине? Что было с котятами раньше? Что будет завтра? А через месяц? | |
5. Составление загадок (на доске картинки) | Кошка (какая?) Усатая дедушка, тигр, мышь… Мягкая но не снег, вата, мех… Ласковая мама, песенка… Чистоплотная человек… Игривая как ребенок, щенок… Ловкая акробат, обезьяна… Например: Усатая, но не дед. Ловкая, но не акробат Мягкая, но не вата. | |
6.Физминутка. | См. картотеку | |
7. Составление рассказов от имени разных объектов. | Я – миска с молоком. Хозяйка знает, что кошка Машка и ее маленькие котята очень любят молоко, поэтому ранним утром, когда подоит корову, наливает в меня теплое молочко. Как приятно, когда котята лакают из меня молоко! Оно капает с их холодных носиков, а язычки у них шершавые и теплые. Я счастлива, что от меня такая польза! Я – глаза мамы- кошки. У меня целый день много работы. котята маленькие, шустрые, за ними нужен глаз да глаз. Смотри, как играет мой белый котенок! Он запутался, ему нужно срочно помочь. А серый котенок лакает молоко – пусть наедается. А где третий котенок? Да вот же он здесь, под боком лежит, тепленький такой, и урчит: «Мр-мр». |
Дополнительные сведения для углубления и расширения знаний детей (можно использовать во время предварительных бесед)
1. У кошек очень тонкий слух: они слышат самый тихий шорох, который производят мыши, и могут не обращать внимания на громкую музыку, которая играет под ухом.
2. Кошки очень чистоплотны и часто умываются. Они слизывают с шерсти не только грязь, но и собственный запах. Все кошки – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча почует опасность, то кошка останется голодной.
3. У кошек очень острое зрение. В полутьме их глаза отражают самый слабый свет и светятся зеленоватым светом.
4. С помощью усов кошки точно определяют расстояние до предмета, поэтому спокойно ходят в темноте.
5. Ходят кошки бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками. Они ловко лазают и умеют прыгать с высоты. Один кот выпал из окна 20-тиэтажного дома – и хоть бы что.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.
Активизация словаря: названия дом.птиц, глаголы: расхаживала, разбежались, определения: медлительный, заботливая, игривые, притяжательные прилагательные.
Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних птиц; раздаточный - карточки с изображением домашних птиц.
1. Организационный момент | Отгадайте загадки: Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко – ребятишек покормлю. (курица) Звонко время отмечает, утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» - поет… (петух) По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (гусь) Явился в желтой шубке: прощайте вы, скорлупки! (цыпленок) Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку – спотыкалочку. (утка) Тело перьями покрыто, борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, когти остры, ноги длинны. - Разгоню я всех вокруг. А зовут меня…(индюк) Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять как его родная мать. (утенок) | |
2.Расширение, уточнение, систематизация словаря | Работа с картинками. - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? - Как можно назвать их одним словом? - Что есть только у птиц? - Какие это птицы? (домашние). Почему? Выставить картинку с изображение курицы, петуха, цыплят. - Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом. - Кто как голос подает? - Что есть у курицы? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв…) - Где она живет? - Чем питается? - Какую пользу приносит? | Аналогично рассмотреть индюка. |
3. Словообразование (притяжательные прилагательные) | Дид. упражнение «Скажи по-другому» Яйцо курицы – куриное яйцо, пух курицы - …, мясо курицы - …, лапы курицы - …. Дом курицы - курятник | |
4. Расширение объема словаря. | Игровое упражнение «Подбери слова - действия» Курица – квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает. Индюк – болбочет, шипит, надувается. Индюшка – расхаживает. Индюшата – разбежались. Игровое упр. «Подбери слова-признаки» Индюк – злой, сердитый, грустный, медлительный. Индюшка – заботливая, быстрая. Индюшата – веселые, игривые, быстрые, пушистые. | |
5. Словооизменение. | Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными) | |
6. Развитие связной речи. | Игровое упражнение «Составь предложение» Придумай, какой характер у вашей птицы. | |
7. Физминутка. | Дид игра «Скажи ласково», «Один - много». | |
8. Развитие связной речи | Составление описательных рассказов по плану - Кто это? (назвать внешние признаки) - Чем питается? - Как голос подает? - Где живет? - Какую пользу приносит? | |
9. Итог занятия |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Программное содержание: закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать названия детенышей и семью, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами.
Активизация словаря: названия детенышей животных, притяжательные прилагательные.
Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних животных; раздаточный мат-л – карточки с изображением домашних животных.
1. Организационный момент. | - Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…, и т.д. | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Отгадывание загадок Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род – на охоту вышел…(кот) Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (пес) Молоко дает нам кто-то, детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (коровы) Назовите домашнее животное, у которого тоже есть копыта. (лошадь) Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья) Бегут по дорожке борода да рожки. (коза) кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (овца) - Как можно назвать этих животных одним словом? - Где они живут? | Дети отгадывают, вос-ль выставляет картинки. |
2. Словоизменение | Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными.) | |
3. Словообразование | У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи.(аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза) | |
4. Физминутка | Дид игра «Скажи ласково» (с мячом) | |
5. Расширение объема словаря | Подбор слов – антонимов У коровы хвост длинный, а у свиньи… У козы рога острые, а у барана… У свиньи щетина жесткая, а у кошки шерсть… У свиньи ноги толстые, а у ягненка… | |
6. Словообразование | Образование притяжательных прилагательных. У коровы длинный хвост. Корова какая? – Длиннохвостая У быка острые рога. Бык какой?… У свиньи короткие ноги. Свинья какая?... У кролика длинные уши. Кролик какой?... У лошади длинная грива. Лошадь какая?... | |
7.Словообразование. | Образование притяжательных прилагательных Конура собаки. Чья конура? – Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта?... Борода козы. Чья борода?... Грива лошади. Чья грива?... Уши кролика. Чьи уши?... Хвост кошки. Чей хвост?... | |
8. Связная речь | Составление предложений с предлогами. Использовать сюжетные картинки. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.
Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с изображением зимующих птиц.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Пересказ сказки Л.Толстого «БЕЛКА ПРЫГАЛА С ВЕТКИ НА ВЕТКУ»
Программное содержание: Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Активизировать в речи детей сложные предложения; упражнять в образовании однокоренных слов, подборе существительных к прилагательным; развивать вербально-логическое мышление.
Активизация словаря: антонимы.
Оборудование: картинки с изображением белки и волка, лист бумаги, ручка, доска, маркер.
Литература: Ф.АСохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова. Занятия по развитию речи в детском саду – М., Просвещение. 1993.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто назовет зверя – обитателя зимнего леса. Во время ответов попросить детей уточнить, впадает животное в спячку или нет. | |
2. Развитие вербально-логического мышления. | Загадки. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (белка) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк) | |
3. Развитие восприятия. | Чтение сказки Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». | |
4. Развитие связной речи. | Беседа по содержанию:
| |
4. Развитие памяти | Повторное чтение сказки. | |
5. Развитие связной речи. | Пересказ. (Один начинает, следующий продолжает) Воспитатель записывает. После пересказа текст прочитать целиком, внести поправки. | |
6. Физминутка. | См. картотеку. | |
7. Обогащение словаря. | Подбор антонимов. - Белка веселая, а волк…; - Белка веселится, а волк…; -Белке весело, а волку…; | |
8. Обогащение словаря. | Подбор однокоренных слов
| |
9. Развитие фонематического слуха. | Упражнение «Какое слово не подходит?» Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий. |
Л.Н.Толстой
«Белка прыгала с ветки на ветку»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Программное содержание: учить составлять рассказ, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.
Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.
Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи | Чтение стихов об Армии (выучить заранее) | |
5. Физминутка | См. на обороте. | |
5. Словоизменение | И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - … | |
6. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи по другому» (с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь; | |
7. Словоизменение | И/упр. «Сосчитай» (дети передают мяч друг другу) Одна быстрая ракета, две быстрые ракеты, три… - пять быстрых ракет; один тяжелый танк…, один боевой корабль…, один военный вертолет. | |
8.Развитие связной речи | Дид.игра «Составь рассказ о папе» Дети рассказывают о том, где и кем служили их папы или дедушки. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Составление рассказа по картине «НА ГРАНИЦЕ»
Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.
Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.
Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».
Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | Можно провести перед занятием. |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи 5. Развитие моторики и координации | Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учует, если через границу прошел человек. - У другого пограничника рация, он говорит по рации с другими пограничниками. - Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: три человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего») | |
6. Физминутка | «Солдатик» | |
7. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи наоборот» (с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-… . | Смотреть по времени, можно провести в свободное время. |
8. Развитие памяти, мышления. | Составление плана рассказа по картине.
| |
9. Подготовка к рассказыванию. | Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа. | |
10. Развитие связной речи. | Составление рассказа по картине | |
11. Итог занятия |
На границе
На картине мы видим отряд пограничников. Это три человека и собака. Они идут вдоль границы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учует, если через границу прошел человек. У второго пограничника рация. Он говорит по рации с другими пограничниками. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы. Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Составление рассказа по картине «ОХРАНА ГРАНИЦЫ»
Программное содержание: Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.
Активизация словаря: работа, служба, граница, охрана, пограничник, поводок, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, охранять, наблюдать, смелый, отважный, важный.
Оборудование: Картина «На границе», картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники, конструктор «Лего».
Литература: Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых занятий в старшей группе с ОНР. Стр 454.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинках(пушка, самолет, автомат, танк, ракета, каска, шинель, корабль, парашют…) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | Можно провести перед занятием. |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи 5. Развитие моторики и координации | Рассматривание картины, беседа по картине. - Кого вы видите на картине? (пограничников) - Давайте расскажем о каждом из них. Дети: - Один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек. - Пограничники увидели следы , значит нарушитель перешел границу. - У пограничников есть оружие - автоматы. - Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя. Вос-ль: мы видим отряд пограничников: два человека и служебная собака. Они идут вдоль границы. Что мы видим на заднем плане, расскажите. Дети: - Справа мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы. - Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Упражнение «Кто скорее?» - Какого цвета пограничный столб (на нем чередуются красные и зеленые полосы). - Давайте проведем соревнование и узнаем, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора. (дети собирают столбы из конструктора «Лего») | |
6. Физминутка | «Солдатик» | |
7. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи наоборот» (с мячом) Далеко – близко, высоко - …, легкий - …, медленный - …, кривая - …, толстая - …, чистая-…, громкий-… . | Смотреть по времени, можно провести в свободное время. |
8. Развитие памяти, мышления. | Составление плана рассказа по картине.
| |
9. Подготовка к рассказыванию. | Предложить детям еще раз внимательно посмотреть на картину и подготовиться к составлению рассказа. | |
10. Развитие связной речи. | Составление рассказа по картине | |
11. Итог занятия |
На границе
На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Физминутка «СОЛДАТИК»
На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг! | Маршируют Стоят на правой ноге Стоят на левой ноге Маршируют, садятся на места |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Программное содержание: учить детей полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; учить применять в речи образные выражения; развивать фонематический слух.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
Оборудование: картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», иллюстрации с изображением полевых работ, людей разных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.
Введение в занятие | Послушайте стихотворение и подумайте, как можно его назвать. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой. Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся. Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился. Как вы думаете, как можно назвать стихотворение? Оно называется «Каравай». Обратите внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился». Давайте сегодня побеседуем о тех людях , которые выращивают хлеб. | |
Игра «Волшебная палочка» | Поиграем в волшебную палочку: палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выходят трактора. Ими управляют… (палочка переходит к другому ребенку). - Какую работу делает тракторист на транспорте? -Какие машины используют для уборки хлеба? (комбайны). Какую работу делает комбайнер ? (Жнет, обмолачивает.) Кто вывозит зерно с поля? Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Как вы думаете, почему профессия называется - (хлебороб)? Затем тема для разговора меняется. Итак люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать быстро (медленно, аккуратно, старательно, лениво, спустя рукава, не покладая рук, не зная отдыха, и т.п.) Как вы понимаете фразу «спустя рукава»? В давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали, за них все делали слуги. Вот народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами помыть посуду, расставить по местам игрушки, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это значит лентяйничать, ничего не делать. Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый). А как назвать человека, который трудиться не хочет (ленивый, лентяй, лодырь). недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться». | |
Игра «Да - нет» | Водящий загадывает одно из хлебобулочных изделий, на картинке. Дети должны отгадать какое. Можнозадавать вопросы, на которые водящий может отвечать «да или нет». Например - сухарь. - Этот продукт их пшеничной муки? – Да. - Он мягкий? - Нет. - Он круглый? – нет. -Он мягкий? – да. | |
Физминутка | См. картотеку. | |
Игра «Сложи картинку» | Дети складывают разрезные картинки и придумывают по ним рассказы. Чтобы рассказ получился связным, предложения должны соединяться друг с другом, цепляться друг за друга, образуя единую цепь. Например, следующее предложение может начинаться со слова, которым закончилось предыдущее.(Я расскажу о трактористе. Тракторист работает на большом тракторе. Трактор пахал землю.) | |
Итог | Ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. предлагаю вам послушать одно стихотворение. Написал его Я.Аким Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. | |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ХЛЕБ»
Программное содержание: закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова - антонимы, закрепить словарь по данной теме; закреплять умение составлять предложения по картинкам.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
Оборудование: : картинки с изображением различных изделий из хлеба, иллюстрации с изображением полевых работ, зерноуборочной техники, разрезные картинки.
Литература: Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. Развитие и коррекция речи детей; О Скоролупова. Осень.
Организационный момент | Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам – хлебом. | |||
Беседа о хлебе | - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе) - Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине? - Какие вы знаете зерновые культуры? (показать картинки) (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес) Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (колос) Рассмотреть колос (можно картинку) - Из чего состоит колос? (стебель, зерно, усики) - Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (растут в поле, из них делают хлеб) - Чем отличаются эти колосья? (колос пшеницы толще, чем колос ржи; зерна пшеницы круглые, а зерна ржи длинные; из ржи получают темную муку и пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.) - Где растет хлеб? (в поле) - Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Рассмотреть картинки. - Какие машины пашут землю? (Трактора) - Кто работает на тракторе? - Кто работает на комбайне? - Куда везут зерно на машинах (на элеватор) - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно) - С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку. - Куда потом везут муку? (на хлебозавод) - Что выпекают на хлебозаводе из муки? (хлеб, булки...) | |||
Физминутка |
| |||
Синонимы | - На какое огромное поле мы приехали. Много на нем колосьев. - Один колосок высокий (большой, толстый, длинный, прямой), а другой... | |||
Большой - маленький | И/у «Назови ласково» - Поле – полюшко. - Колос - … - Пшеница - …(пшеничка) - Ячмень – ячменёч, - Кукуруза - кукурузка… - Зерно - … - Стебель - … | |||
Образование прилагательных от существительных | - Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (пшеничный) - Из ржи пекут лепешки, значит лепешка какая? (ржаная) - Из кукурузы делаю масло, значит масло какое? (кукурузное) - Из пшена варят кашу, значит каша какая? (пшенная) - Из риса (гречки) варят кашу, значит каша какая?... | |||
Составление предложений по картинкам. | Соберите разрезные картинки и составьте по ним предложения. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Программное содержание: закреплять и систематизировать знания детей о продуктах питания; упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;
В составлении предложений с однородными членами, развивать слуховое внимание; учить пересказывать рассказ по ролям; пополнять словарь словами – обобщениями. Воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать.
Активизация словаря: продукты – мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные, молочные.
Оборудование: предметные картинки – рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца; предметные картинки – блюда из разных продуктов(кефир, творог, сметана, колбаса, сосиски, котлеты, суп, салат, сок томатный, или овощной, яблочный сок, фруктовый сок, компот, батон, торт, пирожное, пирожки, )
Организационный. Образование относительных прилагательных от существительных | Дид.игра «Что приготовим?» У детей предметные картинки. - Расскажите, что вы приготовите из своего продукта. (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т.п.) |
|
Связная речь. Составление предложений с однородными членами, развитие слухового внимания. | И/у «Найди ошибку». - Я пеку чай и кипячу блины. - Я ем сок и пью суп. - Я жарю крем и взбиваю картошку. - Я варю котлеты и жарю суп. - Я пью торт и ем компот. - Я пеку молоко и пью пирог. - Я пью рыбу и жарю молочный коктейль. | |
Расширение объема словаря | И/у «Какие это продукты?» - Назовите молочные продукты.(кефир, йогурт, творог, сметана) – Какие это продукты? (молочные) - Назовите мясные продукты (колбаса, сосиски, котлеты). – Какие это продукты? - Назовите рыбные продукты (жареная рыба, уха, рыбные котлеты). – Какие это продукты? - Назовите овощные продукты (овощной суп, салат, томатный сок)… - Назовите фруктовые продукты. (сок, компот, начинка для пирога)… - Назовите хлебобулочные продукты (пирожки, батон, пирожное и т.п.)… | |
Словообразование | И/у «Для чего нужен предмет?» - Для чего нужна хлебница? (Для хранения хлеба). Где храним хлеб? (В хлебнице) Сухарница, сахарница, солонка, конфетница, перечница, салатница, соусник, молочник, чайник. | |
Физминутка | Проговорить рифмовку, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – 4 хлопка) Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, Называем их – еда, Очень любим их всегда. | |
Связная речь. Пересказ рассказа «Что вкуснее?» | Прочитать рассказ, распределить роли (раздать картинки). Разыграть сказку. «Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала: - Я вкуснее всех, потому я из мяса. Суп сказал: - Я вкуснее всех, потому я из курицы. А салат им в ответ: - Я вкуснее всех, потому я из овощей. -Я вкуснее всех, потому я из фруктов, - возразил компот. - Я вкуснее всех, потому я из творога, - вмешался в спор пирог. - Я вкуснее всех, потому я из рыбы, - крикнула запеканка. Пюре сказало: - Я вкуснее всех, потому я из яблок. Квас закричал: - Я вкуснее всех, потому я хлебный. Кисель не согласился: - Я вкуснее всех, потому я из малины. А каша ему: - Я вкуснее всех, потому я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала: - Не спорьте, вы все очень вкусные. Я всех вас скушаю с удовольствием» |
Технологическая карта занятия по развитию речи
в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЗИМА»
Программное содержание: обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по денной теме, развивать внимание, мышление.
Активизация словаря: снежок, снежинка, морозец, сугроб, снегопад, морозный, ледяная.
Оборудование: зимние пейзажи, картина «Зимняя прогулка»
1. Организационный момент | Сядет тот, кто скажет: какая бывает зима (холодная, морозная, суровая…) | |
2. Расширение объема словаря | д/ и «Подбери слово» снег какой? -…; лед - …; ночь зимой - …; день зимой - …. | |
3. Классификация предметного словаря | Какие слова зимние? - снег, почки, куст; - цветы, снежинка, мороз; - дождь, капель, сосулька; - снегопад, дождь, листопад; - оттепель, ягоды, грибы, снеговик; - листья, цветы, метель. | |
4. Классификация предметного словаря | Какое слово лишнее? Ноябрь, декабрь, январь, февраль. | |
5. Словоизменение | Д/и «Доскажи словечко» (см.на обороте) Д/и «Скажи ласково» Снег – снежок, ветер, мороз, сугроб, лед, холод, зима. | |
ФИЗМИНУТКА | См. на обороте | |
6. Расширение объема словаря | О чем можно сказать? - морозный (день, воздух, вечер) - холодное (утро, небо) - снежная (улица, горка, баба) - ледяные (горки, реки, сосульки, дорожки) | |
7. Развитие связной речи | Составление предложений по картинкам. | |
8. Итог занятия | - О каком времени года мы говорили? - назовите первый, (второй, третий) месяц зимы. |
Дидактическая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом.
Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает …(снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, - с красной грудкой…(снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?
ФИЗМИНУТКА
Выпал беленький снежок Соберемся мы в кружок Снег, снег, белый снег Засыпает он нас всех Не боимся мы пороши, Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам. | Дети становятся в круг Машут руками перед собой «ловят» Разводят руки в стороны, Опускают вниз |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Программное содержание: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений;
Активизация словаря: названия животных, их детенышей; Австралия, Индия, Южная Америка; тропический лес, джунгли.
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран,
Литература: Е Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей» стр. 72; Л.Смирнова «Логопедия в детском саду» стр. 53.
1. Организационный момент | В джунглях звон везде летит, Если слон вовсю трубит. А у жирафа шея длинная И все видать ему вокруг. У зебры грива лошадиная, она для всех хороший друг. А по пустыне поутру Легко скакала кенгуру. От солнца все в глазах искрится. С тигрятами лежит тигрица. В далекой Африке за всех Отвечает грозный лев. | |||
2. Беседа о животных | - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? - Как вы думаете, где они живут? - Кроме Африки есть еще жаркие страны: Австралия, Индия, Южная Америка. - Это удивительное животное называется… (кенгуру). Живет кенгуру в Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные задние лапы и хвост. На животе у кенгуру сумка, в которой сидят маленькие детеныши. Кенгуру – это травоядное животное. | |||
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кто у кого?» Детеныши разбежались кто куда, надо вернуть их родителям. Они найдут своих мам, если мы их правильно назовем. У львицы – львенок, львята. У тигрицы – тигренок, тигрята. У слонихи – слоненок, слонята. У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата. У кенгуру – кенгуренок, кенгурята. | |||
4.Развитие вербально-логического мышления. | Дид.игра «Исправь предложение» Тигр был верблюжонком, а верблюд – тигренком. Слон был львенком, а лев – слоненком.
| |||
5. Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» | Д/и «Четвертый лишний» На доске 4 картинки: Жираф, лев, белый медведь, слон. Жираф, слон, зебра, тигр. Лев, жираф, бегемот, кенгуру (живет в Австралии) Обезьяна, морж, тюлень, белый медведь. Лев, тигр, пантера, верблюд. Дети составляют предложения. Например: «Лишний верблюд, потому что это травоядное животное, а остальные – хищники.» | |||
6. Физминутка |
| |||
7. Развитие связной речи. | Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф» Белый медведь - это северное животное, а жираф- южное. Медведь – животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь – белый, а жираф – рыжий с темными пятнами. У медведя короткая шея, а у жирафа – длинная. У медведя на лапах когти, а у жирафа на ногах – копыта. | |||
Итог занятия. | О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? |
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине
«Поздравляем маму»
Цели:
1. коррекционно—образовательные:
· учить детей составлять рассказ по картине;
· формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;
2. коррекционно—развивающие:
· развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
· развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;
3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше — младше».
Ход занятия
1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
Мамин день — 8 марта
— Отмечает вся страна.
И пускай еще морозы
И сосульки под окном,
Но пушистую мимозу
Продают уже кругом.
Брызги солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам,
Поздравляем с Женским днем!
2. Объявление темы.
Какой праздник отмечают в первые дни весны?
Кого поздравляют в этот день?
Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот день.
3. Игра «Подбери признак и действие».
Мама (какая?) — ...
Бабушка (какая?) — ...
Сестра (какая?) — ...
Папа (что делает?) — ...
Дедушка (что делает?) — ...
4. Беседа по картине.
Воспитатель выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.
Кого вы видите на картине?
Кого поздравляют папа, брат и сестра?
Почему они поздравляют маму?
Как готовился к этому дню папа?
А сестра? А брат?
Как они оформили праздничный стол?
Что можно сказать об их настроении?
Что в ответ на поздравления скажет мама?
Как вы будете поздравлять свою маму?
5. Физкультминутка.
Чей сегодня день рожденья? | Дети пожимают плечами. |
Для кого расцвел весенний, | Руки над головой изображают «цветок». |
Для кого, для кого? | Руки на поясе. |
И пирог, и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над головой. |
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме. |
6. Составление рассказа.
Воспитатель еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план. Например:
Подготовка к празднику.
Поздравления маме.
Затем дети переходят к составлению рассказа.
7. Рассказы детей.
Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное настроение.
Технологическая карта
развитие речи в подготовительной логопедической группе
Тема: «РЫБЫ»
Программное содержание: развивать связную речь, общие речевые навыки, упражнять в употреблении имен существительных с предлогами; развивать, зрительное восприятие, внимание, моторику; расширять представления об аквариумных, формировать представления о пресноводных рыбах; формировать навыки сотрудничества, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: животное, пруд, водоем, малек, икра, хищник, меченосец, гуппи, гурами, судак, карп, ерш, жабры, хищный, зубастый, питаться,
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации с аквариумными и пресноводными рыбами, изображение водоемов: пруд, озеро, река.
1. Организационный момент | Игра «Кого не стало?» - Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало. (игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети) | |||
2. Развитие речевого слуха, мышления | Игра «Кто лишний?» - Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему: - сом, ерш, гурами, щука, - щука, судак, лещ, акула, - судак, сом, щука, ерш, - лещ, ерш, карась, щука. | |||
3. Расширение объема словаря | - О ком или о чем можно сказать:
| |||
4. Классификация предметного словаря. | Игра «Кто где живет?» - Пресноводные рыбы водятся в разных водоемах. Карп и карась водятся в прудах. Ерши, щуки, окуни, судаки, сомы – в реках. Красноперка обитает в озерах. - А теперь поместите своих рыб туда, где они обитают, и скажите, где водится ваша рыбка. (дети помещают предметные картинки рядом с изображением водоемов и составляют предложения: «ерш живет в реке» и т.п.) | |||
5. Физминутка | Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
| |||
6. Развитие связной речи | Составление рассказов о пресноводных рыбах по плану. - Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану:
Если дети затрудняются, дать образец. - Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука – хищница, питается другой рыбой. щука – крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники, острые зубы. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема:
Программное содержание: -
Активизация словаря:
Оборудование:
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема:
Программное содержание: -
Активизация словаря:
Оборудование:
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема:
Программное содержание: -
Активизация словаря:
Оборудование:
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема:
Программное содержание: -
Активизация словаря:
Оборудование:
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Тема:
Программное содержание: -
Активизация словаря:
Оборудование:
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания».
Цель:
- .продолжать учить детей составлять связный рассказ, используя в качестве плана высказывания опорные картинки, отражающие последовательность событий.
- продолжать учить детей логичности, непрерывности, последовательности высказывания;
- упражнять в умении сравнивать предметы, используя сложносочинённые предложения в высказываниях детей;
- упражнять в умении составлять план работы и делать отчёт о проделанной работе;
- закреплять навык чтения в игровых ситуациях, используя схемы написания букв (расположение букв по высоте, ширине, в круге, треугольнике);
- упражнять в подборе слов, признаков к существительным;
- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Оборудование: план-схема занятия, опорные картинки для составления рассказа, предметные картинки по теме «Продукты питания», сигналы «Дисциплина» (флажок желтого цвета), «Ответ полным предложением» (красный флажок), «Говори так», образцы штриховки, план-схема самоанализа своей деятельности, таблицы для обучения чтению в игровой ситуации, карандаши, мяч, шапочка «Зёрнышко».
Ход занятия.
I.Организационный момент.
«Посмотрите на картинки. Что это? (план занятия). Чем мы будем заниматься? (отвечать на вопросы, читать, писать, отдыхать, составлять рассказ по картинкам, учиться красиво говорить, сравнивать предметы, рассказывать)
II.Основная часть.
- Ответы полным предложением игра «Почему?»
Что мы сейчас будем делать? (отвечать на вопросы)
Кто хочет назвать молочные продукты?
Кто назовёт мясные продукты?
Кто хлебные?
Из чего выпекают хлеб? (из теста)
Из чего замешивают хлеб? (из муки, воды и дрожжей)
Из чего получают муку? (из зёрен хлебных растений)
Какие растения называют хлебными? (пшеница, рожь, овёс, ячмень)
Кто назовёт части хлеба? (сверху и по краям – корка, внутри – мякиш)
Что мы делали? (отвечали на вопросы)
Что мы будем делать (сравнивать предметы) - Сравнение предметов.
Давайте сравним какой-нибудь молочный и хлебный продукт. Что вы хотите сравнить? (дети определяют различия и сходства двух продуктов питания)
Что делали? (сравнивали – назвать конкретно что: «Мы сравнивали сметану и батон»)
Что будем делать? (составлять рассказ) - Составление рассказа по опорным картинкам.
Встаньте и подойдите к мольберту. Если мы определим порядок картинок, то узнаем, как хлеб приходит к нам на стол.
а) определение последовательности картинок. С чего начинается путь зёрнышка к нашему столу?
Весной выходят в поля трактора с плугами и пашут землю. | 1 |
Сеялки сеют зерно в тёплую рыхлую землю. | 2 |
Всё лето растёт зерно, превращаясь в высокий крепкий колос. | 3 |
Осенью комбайны убирают урожай зерна. | 4 |
Зерновозы перевозят зерно на склад или мельницу. | 5 |
На мельнице мельники мелят зерно и делают муку. | 6 |
Из муки, воды и дрожжей замешивают тесто | 7 |
Из теста пекут вкусные пироги и булочки | 8 |
б) развитие мелодико-интонационных характеристик речи. Произношение предложений с разной силой голоса по сигналам.
Что мы сделали сейчас? (составили рассказ)
в) пересказ рассказа
Кто хочет сам рассказать весь рассказ по картинкам?
Установка на самооценку: рассказывай связно, без пауз, предложения строй правильно, следи за произношением. Будешь оценивать свой рассказ.
Установка на взаимооценку: слушайте внимательно, а потом скажете, как рассказывал Витя, дадите оценку.
Что мы делали? (составляли рассказ по картинкам, учились красиво говорить)
Что будем делать? (отдыхать)
4.Динамическая пауза.
А теперь поиграем в игру « Какой?». Встаньте в шеренгу, будем передавать мяч и подбирать слова к слову «хлеб». Кто не сможет придумать, встанет в конец шеренги. Я хочу с вами поиграть. А Лена будет маленьким логопедом. Она оценит, как мы провели игру и будет помогать нам.
А сейчас»Внимание на запись!» Релаксация «Я – Зёрнышко.».
Представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зёрнышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зёрнышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу.
5. Практическая деятельность.
Что будем делать? (читать, писать)
Садитесь за стол, рассмотрите свои рисунки, определите продукт и заштрихуйте по образцу. По окончанию дадите оценку своей работе. Индивидуальные задания:
- Напечатай название продукта (СУП)
- Определи количество звуков в слове (батон)
- Прочитай слово (буквы расположены по высоте)
- Прочитай слово (буквы расположены по ширине)
- Прочитай слово (буквы расположены в треугольниках)
Дети оценивают свою работу и работу друг друга.
Что делали? (штриховали продукты питания по образцу, читали слова)
Что будем делать? (рассказывать)
6. Творческое рассказывание.
Представьте, что вы зёрнышки, расскажите, как вы, зёрнышки, превращаетесь во вкусные пироги и булочки.
Установка на самооценку: рассказывай связно, непрерывно, без пауз, предложения строй правильно, следи за произношением. Будешь оценивать свой рассказ.
III. Итог, оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
План-конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
Образовательная деятельность по формированию умения детей составлять творческий рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, исполь...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
План – конспект образовательной деятельности по развитию речи детей с ЗПР старшей группы 5-6 лет.
Тема « Зимушка – зимаЦель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:ОО «Речевое развитие»- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффи...
План-конспект к занятию по развитию речи в старшей группе
План-конспект к занятию по развитию речи в старшей группеТема: "Чтение рассказа Б. Житкова "Как я ловил человечков"...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества) 2022 год
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы Тема :ОД Составление описательных рассказов о ПДД
Конспект разработан в виде таблиц "Логика образовательной деятельности" в соответствии с фоп...