Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бурмистрова Наталья Владимировна

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Выполнила: Бурмистрова Н.В.

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах родного края .

 Задачи:

1.Формировать основы экологической культуры . Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

2. Развивать память, мышление, любознательность.

3.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе в игровой деятельности.

 Оборудование и материалы:

 Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, картины зимнего леса Шишкина, Левитана, Сурикова, ёлка, дидактические игры «Лесные животные», «волшебная корзина».

 Помещение для проведения мероприятия:

 Музыкальный зал.

 ИКТ-приложение к занятию:

 Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point “Зимний лес».

 Предварительная работа:

 Загадывание загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Чтение художественных произведений о животных и птицах авторов  Е.Чарушина и В.Бианки.. Разучивание подвижных игр: «Вот под елочкой вороны», «Хитрая лиса» «Перелет птиц». Дидактическая игра «Зоологическое лото», беседы по картинам Шишкина, Левитана, Сурикова.

Словарная работа: мышкует, кладки, добыча.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие .

Ход занятия

    Дети под музыку входят в зал, их встречает Зимушка-Зима:

- Здравствуйте  ребята вот и пришло  время нашей встречи

Дел у меня немало-

Я белым покрывалом всю землю одеваю,

В лёд реки укрываю,

Белю дома, поля,

А зовут меня ….(зима)

-Молодцы ребята, правильно Зима, не забыли вы меня и я очень этому рада.

-Каким покрывалом я всю землю укрываю?(снежным покрывалом)

- Вот и сегодня я пришла не с пустыми руками, а принесла вам комочек снега. (В прозрачной тарелке комочек снега)

-А что такое снег? (когда много снежинок собирается вместе)

-Потрогайте какой он? (холодный, твёрдый)

-Как вы думаете, что случиться со снегом, если мы оставим его в помещение? (он растает)

Правильно ли вы ответили, мы узнаем чуть позже.

- Ребята,  давайте с вами вместе расскажем какая я могу быть, для этого я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

Зима может быть….(холодной, суровой, снежной)

Мороз может быть….(сильным, трескучим)

Снег может быть….(белым, пушистым, мягким)

Ветер может быть….(сильным, ледяным, колючим)

- Вспомните как русские художники-живописцы изображали Зиму на своих полотнах. Посмотрите на экран.

- -Что изображено на этой картине? (зима)

-А как вы догадались, что здесь зима?(деревья в снегу)

-Ребята, а какой день изображён солнечный или пасмурный?(изображен солнечный день)

 -А почему вы так решили? (потому что на снегу видны тени от деревьев)

-Да, ребята. Стоит зимний лес запорошенный снегом, ни следка, ни каких животных или птиц.

- А кто изобразил так красиво  зимний лес? (этот зимний лес написал художник-пейзажист Шишкин)

-Молодцы, посмотрите на следующее изображение зимнего леса.

- кто его написал? (этот лес написал художник Васнецов)

-Какой он увидел зиму в лесу?(большие сугробы, ясная погода, видны следы от саней на снегу)

-Молодцы ребята, как красива природа зимой.

-а вы согласны со мной отправиться в зимний лес?(да)

-Но для этого вам нужно одеться потеплее.

(имитация одевания)

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

-А сейчас мои помощницы-снежинки закружат нас в снежном хороводе и мы окажемся в зимнем лесу, только смотрите внимательно на снежинки, вам нужно будет повторять их движения.   (звучит музыка снежинок, выбегают снежинки образуют малый круг, дети и Зима делают большой круг)

Белые снежинки (бег по кругу, взмахи руками)

по ветру кружатся, кружатся, кружатся(кружатся вокруг себя)

И на землю тихо, падают,  ложатся(взмахи руками, присели)

(музыка закончилась, снежинки убежали)

— Застыл зимний заснеженный лес. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

-А вот и первые следы! Чьи они?

    (Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до куста)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…

(Заяц)

  (Появляется слайд с изображением зайца.)

- Ребята, как вы думаете, легко ли зайцу зимой в лесу? (нет не легко)

-А почему? (нечего кушать, не где спрятаться, поэтому заяц одел белую шубку, чтоб его на белом снегу не было видно)

-Правильно, ребята чтобы никто зимой не заметил зайца, он меняет шубу и становиться белым. А чем питаются зайцы зимой?( Зимой зайцы едят кору деревьев.)

-Ребята, почему зайца называют ещё трусливым? (потому, что он всего бояться)

  - Правильно, но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь, опять шум услышит испугается и опять поскачет в другую сторону. Вот так заяц и путает свои следы.

  -Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

(Дети прыгают по музыку с продвижением вперед)

-Молодцы ребята

-Пойдёмте с вами дальше.

 - А вот еще чьи- то следы. Кто их оставил?

Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(белка)

  (Появляется слайд с изображением белки.)

-Правильно ребята, посмотрите на белку. А кто из вас знает, как белка  зимует?

( белка  не боится зимы. Делает запасы на зиму. И в сильнее морозы спит в своём дупле)

Осень подарила ей новую шубку, которая ей помогает ей зимовать.  А когда наступают  морозы, белка, свернувшись клубком, в своём дупле может спать долго.

- Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белка не бояться остаться голодной, она с осени сделала себе запасы и пользуется ими.

-по глубокому снегу тяжело идти, вы устали. Давайте с вами отдохнём. Присядьте на пеньки.

-Кто ещё в лесу живёт? (волк)

-Ребята, мы с вами знаем, что заяц спит под кустом, белка живёт в дупле.

-А где живет волк? (у волка есть логово)

-Давайте мы с вами для животных подберем дома.

 Я буду показывать  картинку с изображением животного, а  вы по одному будете брать картинку с изображением домика животного (нора, берлога, дупло, гнездо ) , и мы «поселим» животное в его домик. Кто хочет попробовать?

-Ребята подойдите ко мне. Посмотрите еще раз где, кто живет.

-Посмотрите там в дали какой-то холм  виднеется, давайте тихонько подойдём к нему.

Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (Это берлога, где спит медведь)

-Правильно, это берлога медведя. Медведь лёг  спать до самой весны.

- И чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?(ёжики, суслики, еноты, барсуки, сурки)

-А почему они спать лежаться? (им есть нечего)

-Давайте тихонечко обойдём стороной берлогу. Только ступать нужно очень осторожно, чтобы не разбудить медведя.

-Вот следующие следы. Я знаю чьи они, а вы догадались?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(лиса)

-Правильно, это лиса, посмотрите на неё. А как проводит зиму лиса?( Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки)

—А где лиса живёт? (в норе)

-А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

-И у нас с вами мороз крепчает. Потрогайте свои щёки, нос. Давайте мы с вами погреемся. Встаньте в круг, закройте глаза. Сейчас, до кого я дотронусь, тот будет хитрой лисой, а все остальные будут мышками. Около ёлки будет нора и кого лиса поймает, тот будет отходить  к норе.(2 раз)

-Сколько мышей поймала лиса?

-Ну что, вы согрелись?(да)

-Тогда, нам пора отправляться дальше.

-Ой, а здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, кому они принадлежат.

 Снег копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось).

— Правильно, это лось. (звук лося)

-Посмотрите где-то далеко за деревьями ходит лось. Это большое и сильное животное, какие у него красивые рога. А как зимуют лоси?

( лоси  не делают запасов и им приходиться тяжело зимой, они раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.) 

-посмотрите сколько веток поломало ветром, как много их лежит на земле. Как называются эти ветки? (эти ветки называются валежником) Присядьте на валежник.

-давайте мы с вами вспомним, кто из животных, чем питается?

-У меня есть волшебная корзина в которой много разной пищи, давайте мы с вами попробуем отгадать, кто и чем любит лакомиться. (7 детей)

(Ход игры: в корзинке находятся: мед, орехи, грибы, веточка  дерева с корой, ягоды, шишка.)

-Давай оставим всю пищу у пенёчка, а звери когда будут пробегать мимо сами выберут чем им полакомиться.

-Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (животных можно покормить)

- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

-ребята, кто живет в лесу? (звери и птицы)

- Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

-Давайте подойдём к нашей  ёлке. Закройте глаза. Сейчас мы с вами превратились в ворон.

Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).

Скачут весело вороны (прыгают).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).

Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).

Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).

Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).

-Закройте глаза, вы превратились обратно в детей.

-Ребята, как называются птицы которые остаются зимовать у нас в лесу?(птицы которые остаются зимовать у нас в лесу называются зимующие)

-Я буду называть зимующих птиц, но если вдруг ошибусь, то вы должны хлопать в ладоши.

Зимовали птицы: голуби, синицы, мухи, снегири.

Дети хлопают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Зимовали птицы: голуби, синицы, дятлы, вороны, галки, макароны.

Дети хлопают.

- Зимовали птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Зимовали птицы:

Голуби синицы,

Галки, снегири,

Сойки, глухари,

Совы и клесты,

Все вы молодцы.

— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?(сегодня мы побывали в зимнем лесу)

— Что мы видели в зимнем лесу?(в зимнем лесу мы видели следы зверей) 

Следы каких животных вы видели?(мы видели следы белки, лисы, лося, зайца)

— Сегодня мне было очень приятно с вами гулять по лесу, но пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне поближе, закройте глаза

Я вас всех заворожу,

В снежном танце закружу,

Пронесу через поля,

Пронесу через леса,

И закончу чудеса.

-Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте  разденемся.

Шапки сняли,

Куртки сняли.

И разули сапоги.

-Ребята, а вы помните, что мы оставили в детском саду?(да, мы оставили комочек снега)

-Правильно. Посмотрите, что же произошло с ним за время нашего путешествия?(комочек снега растаял)

-Во что он превратился? (он превратился в воду)

-Правильно ребята снег в тепле тает и превращается в воду.

- Вот и пора уходить, пойдемте я вас провожу в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для второй младшей группы "Путешествие в зимний лес"

конспект физкультурно-оздоровительного и познавательно занятия....

Конспект занятия во II младшей группе "Путешествие в зимний лес".

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.Программное содержание: учить создавать в рисунке образ дерева, рисовать предметы из прямых вертикальных и наклонных линий; уч...

Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"

Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....

Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в зимний лес"

Цели:- уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы;- закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей;- повторить правила поведения на природе;- развивать интерес к...

Конспект занятия во 2 младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект занятия во второй младшей группе " Путешествие в зимний лес"...