Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
СП ДО Детский сад № 22 «Березка»
воспитатель Гинатулина Е.А.
Тема: «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло) ».
Интеграция с образовательными областями:
- художественно- эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- социально –коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.
2. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.
Развивающие:
1. Формировать навыки работы с глиной( пластилин)
2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
3. Расширять у детей познавательный интерес к истории .
Воспитательные:
1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
2. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.
Оборудование: посуда из глины (горшки, плошки, кувшины) ; картинки с изображением посуды из глины; иллюстрации с гнездом ласточки, картинки с изображением гончара, гончарной мастерской и печки горна; изображение гончарного круга; кусочки глины, пластилин, дощечки, вода, современная посуда из керамики. Изделия из глины: керамическая плитка, косметическая глина в коробочке, лечебная глина в коробочке, конфеты коричневого цвета похожие на глину.
Предварительная работа:
- беседы о народном прикладном искусстве;
- лепка из пластилина посуды;
- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней.
№ | Действия воспитателя | Действия детей | Ожидаемые результаты |
1 | Встречает детей в русско-народном сарафане. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! | Дети входят в русскую избу | Закреплены культурные навыки встречи гостей |
2 | Вы любите отгадывать загадки? | Да! | Включены в образовательную деятельность |
3 | Загадывает загадки ( см.приложение 1 ) | Дети отгадывают | Закреплены навыки разгадывания загадок, развито воображение, логическое мышление |
4 | -Молодцы, отгадали все загадки. Вы пока посидите рядком, поговорите ладком, а я по хозяйству похлопочу Вопросы воспитателя детям ( приложение 2) | Отвечают на вопросы | Развито мышление |
5 | Рассматривание выставки старинной глиняной посуды. | Рассматривают посуду | Развито наглядно образное мышление |
6 | Рассказ воспитателя о глине ( см приложение 3) | Слушают рассказ | Расширение познаний |
7 | Вопрос к детям: удобна ли была такая бумага из глины? Почему? Продолжение рассказа | Нет, она тяжелая, ломается, плохо писать. | Активирована познавательная деятельность |
8 | А как это понять? Они из золота сделаны? | Нет, просто человек может многое делать своими руками. | Активирована познавательная деятельность |
9 | А вы знаете пословицы об умелых руках? ( см приложение 4) | Говорят пословицы | Активирована познавательная деятельность |
10 | В помощь себе люди придумали гончарный круг (показать). Ребята, а вы хотите научиться создавать красоту своими руками? Что бы у вас были умелые и золотые руки? | да | Активирована познавательная деятельность |
11 | Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины и лепили ее разными способами. А какие способы используете вы? | Из целого куска, путем вдавливания ленточным способом. | Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
12 | - А ровные и красивые получаются изделия? | Не всегда, не очень. | Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
13 | И вот чтобы посуда получилась ровная красивая, люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой, а делали они так: (Показывает гончарный круг) | Рассматривают гончарный круг | Расширение познаний |
14 | -А как называется человек, который работает на гончарном круге? | Гончар. | Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
15 | А что делают с глиняной посудой, чтобы она была более крепкая и красивая? | Обжигают в печах | Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
16 | Ребята, а давайте мы сегодня с вами поработаем с глиной, сделаем разную посуду, какую вы сами захотите. Рассказ о свойствах глины | Дети лепят посуду разными способами, хозяйка помогает, в конце готовые изделия ставят сушить) . | Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
17 | В старину, когда народные умельцы и гончары изготовят много разной посуды, ее расставляли на лавках и завлекали по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали ее, а потом пели песни, плясали, играли в разные веселые игры. А хотите и мы поиграем? Русско-народная игра «Горшки» | Играют в игру | Снято мышечное напряжение Развита двигательная активность |
18 | А теперь я вас приглашаю на современную выставку современной глиняной посуды. А как называется современная обожженная глина? Значит посуда ? комментарии воспитателя и рассказ ( приложение 5) | Керамика Керамическая Рассматривают современную посуду | Расширение познаний Активирована мыслительная аналитическая деятельность |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
( Чайник)
Купили новенькое, такое кругленькое
Качают в руках, а оно в дырках.
( Сито)
Смастерили из досок и надели поясок
И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
( Бочка)
Если я пуста бываю про тебя не забываю,
Но когда несу еду мимо рта я не пройду.
( Ложка.)
Она бывает глубока, она бывает мелка,
Однако это не река, ведь из нее едят всегда.
( Тарелка)
Хозяйка: - Большое брюхо, на брюхе ухо.
А в брюхе чаинки.
( Чайник)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы воспитателя детям:
Для чего нужна посуда?
( Чтобы из нее пить и кушать)
Какую посуду вы знаете?
( Тарелки, чашки, кастрюли, сковородки и т. д.)
Из чего ее делают?
( Дерево, металл, чугун, пластмасса.)
Из чего раньше на Руси изготовляли посуду?
( Из глины, из дерева, из бересты.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рассказ о глине:
Используют глину-матушку люди давно. Когда-то давным-давно древние люди обнаружили, что после дождя в глине остаются отпечатки следов, и когда они высыхают, становятся твердыми.
Помните, как водной русской народной сказке «Не пей из копытца… » - в какой сказке? («Сестрица Аленушка»)
То место, где было много глины, называлось глинище. Приносили домой, хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов. Из готовой глины люди лепили разные полезные вещи: кувшины, горшки, чашки, кружки (показ картин). Удобна ли такая посуда? Почему?
Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит гнездо и кроме былинок в дело идет глина. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.
Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища (хаты-мазанки, показ картинки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой.
Даже в наш современный век 1/3 населения земного шара обитает в глинобитных жилищах. сейчас многие из вас тоже живут в глиняных домах, т. к. они сделаны из кирпичей. А кирпичи из чего делают? (из глины)
А в Месопотамии, около 5 тыс. лет назад первую бумагу стали делать из глины (это тоненькие глиняные таблички, на них писали книги, документы.
Удобна ли была такая бумага из глины? Почему?
А в наше время кстати глина входит в состав бумаги.
Шло время, и как-то однажды, разгребая золу угасшего костра, древние люди не раз замечали, что почва, где горел костер, становится твердой, как камень и не размывается дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать глиняную посуду на костре. Затем с развитием техники, высушенные глиняные изделия стали обжигать в специальных печах, называются горнами. И людей-мастеров, которые занимались этим делом называли горнчарами, но со временем слово упростилось и теперь мы говорим гончар. (показ картин) А обожженную в печах глину стали называть – керамикой. В руках талантливых и умелых гончаров глиняные изделия превращаются в произведения искусства. Из мастерских выходили блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. А некоторые сосуды для воды и вина достигали высоты 2 метра.
Ручное изготовление разных изделий называется ремеслом. Людей с такими умными руками называли умельцами и ремесленниками. Ремесло – это рукодельное мастерство, ему учились с детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом, став взрослыми учили ремеслу уже своих детей и внуков.
И так дошли до наших дней многие секреты замечательного народного мастерства. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1. Умелые руки не знают скуки.
2. Рука косит, спина переносит.
3. Люди пахать, а ты руками махать.
4. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
5. Одной рукой узла не завязать.
6. У работающего в руках дело огнем горит.
7. Рабочие руки не знают скуки.
8. Говорить легко, делать трудно.
Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки.
А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица.
В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.
А жители севера чукчи и коряки употребляют белую глину в пищу, называя ее «земляной жир». Ее ели вместе с оленьим молоком и добавляли в мясной бульон.
А в Европе из глины готовили лакомство наподобие конфет.
Вот какое природное чудо-богатство есть у нас на земле.
Литература:
1. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
2.«Лепка в детском саду» Халезова Н. Б., Москва, Просвещение, 1978
3.«Послушная глина» Г. Федотов, Москва, Аст-пресс, 1997г.
4. Журнал «Цветной мир» №1, 2010г.
Презентация «Народные промыслы»
В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя ее очень легко знакомить ребятишек с народными промыслами. Материал который использовала я нашла в энциклопедии. Желающие могут использовать его в своей работе для знакомства с такими промыслами как, Хохлома, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись, Палех, Русская матрешка, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка, изделия из бересты, Павлово-Посадские платки. Желаю успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
В конспекте представлен материал по формированию у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...
Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России»
Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России» ...
Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"
1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вк...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Ярмарка народных промыслов».
Продолжить формировать знания о народных промыслах. Расширить представление о народных традициях и декоративно-прикладном творчестве. Воспитать уважение к истории и культуре своего народа....
Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов» Подгот...