Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_khudozhestvennomu_tvorchestvu.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».
(Живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт).
- Познакомить детей с некоторыми новыми репродукциями картин разных жанров.
- Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы.
- Закрепить знания детей об особенностях дымковской игрушки.
Развивающие:
- Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.
- Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
Активизация словаря: пейзаж, натюрморт, портрет, художник- живописец, скульптор, монументальная скульптура, скульптура малой формы, памятники, монументы.
- Формировать художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Я предлагаю отправиться на выставку изобразительного искусства, но сначала ответьте на вопрос: что такое искусство?
Дети: Это картины, скульптура, творение мастеров народного творчества. Воспитатель: А кто создает произведения изобразительного искусства? Дети: Художники, скульпторы, народные мастера.
Воспитатель: Давайте представим, что мы попали с вами на выставку. И первый зал, в который мы пройдем - это зал живописи.
(Звучит спокойная мелодия, дети подходят и рассматривают расположенные на стене репродукции картин).
Воспитатель: Вы видите на нашей выставке картины. Как вы думаете, кто их написал?
Дети: Картины пишут художники.
Воспитатель: Правильно, а как ещё можно назвать художника?
Дети: Художника можно назвать живописцем.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что в своих картинах он старается, чтобы все выходило, как живое.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные и не похожи друг на друга. Как вы думаете, для чего художники пишут свои картины?
Дети: Потому что они любят свою Родину. Они хотят, чтобы люди любовались этими картинами. И когда они смотрят на эти картины, то у них было бы прекрасное настроение.
Воспитатель: Конечно, художники стремятся показать не только свое мастерство. Они стараются передать красоту окружающего мира. И если художник рисует дома, реки, природу, то, как называются такие картины?
Дети: Эти картины называются пейзажами.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины пейзажной живописи. Может какие-то уже знакомы вам. Назовите их.
Дети: И. Э. Гробарь «Февральская лазурь»; И. И. Левитан «Весна. Большая вода»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; А. А. Рылов «Закат»; И. И. Левитан «Золотая осень»; Ф. А. Васильев «Мокрый луг».
Воспитатель: Верно, но все ли картины пейзажной живописи вы назвали? Может среди этих картин есть те, которые мы с вами ещё не рассматривали? Что на них изображено?
Дети: Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»; Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору». (Дети делятся своими впечатлениями).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы переходим к следующим картинам. Скажите, что на них изображено?
Дети: На картинах нарисованы люди.
Воспитатель: Вам знакомы эти картины?
Дети: Да. Это - А. С. Пушкин; художник Илья Ефимович Репин и его дочь Надя; портрет Ирины с собакой шумкой; мальчик с собакой; мама, купающая своего малыша.
Воспитатель: Да, на всех этих картинах изображены люди. А как называются картины, на которых художник рисует человека.
Дети: Портрет.
Воспитатель: А какие картины портретной живописи вам уже знакомы? Назовите их.
Дети: О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»; И. Е. Репин «Автопортрет», «На солнце», «Портрет дочери художника»; Б. Кустодиев «Дочка Ирина Кустодиева со своей собакой Шумкой», «Утро»; И. Крамской «Неизвестная».
Воспитатель: Правильно, эти картины портретной живописи мы рассматривали с вами раньше. А есть ли портрет, вам не знакомый?
Дети: Да.
Воспитатель: Это картина известного художника Карла Брюллова «Всадница».
Воспитатель: Посмотрите, какое милое спокойное лицо у девушки. Какая красивая прическа. Нравиться вам её одежда?
Дети: Она нарядная.
Воспитатель: Девушка сидит на прекрасном коне. Какого цвета шерсть у коня?
Дети: Чёрная.
Воспитатель: На девушку восхищенно смотрит маленькая девочка. Она тоже очень красивая и нарядная. Какие лица у этих героев?
Дети: Добрые, красивые, умные.
Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, то ощущаешь чувство радости, прелести детства, счастья. Видно, что портрет написан с большой любовью.
Воспитатель: Давайте пройдем к следующим картинам. Скажите, эти картины отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели?
Дети: Да.
Воспитатель: К какому жанру живописи мы их можем отнести?
Дети: К натюрмортной.
Воспитатель: А что такое натюрморт?
Дети: Натюрморт-это картина, на которой изображены предметы повседневной жизни: домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря, вазы с фруктами и цветами, посуда.
Воспитатель: Назовите знакомые вам картины натюрмортной живописи.
Дети: Микеланджело «Корзина с фруктами»; Клас Геда «Стол для завтрака с ежевичным пирогом»; И. Хруцкий «Натюрморт со свечой»; Анри Фантен Латур «Натюрморт»; Поль Сезан «Корзина с яблоками»; Анри Матис «Красные рыбы»; К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»; И. Машков «Снедь московская. Хлебы».
Воспитатель: Обратите внимание на картину Петра Кончаловского «Сирень корзине». Скажите, что изобразил художник в своем натюрморте?
Дети: Сирень
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
Дети: Синий, фиолетовый, красный, белый и т.д.
Воспитатель: Правильно, художник хотел показать, что сирень бывает разного цвета. А какое настроение у вас вызывает эта картина?
Дети: Весёлое, радостное, лирическое, спокойное.
Воспитатель: Смотришь на картину, и как будто вся комната наполняется ароматом сирени.
Воспитатель: Вот и закончилось наше посещение зала живописи. А для того, чтобы ещё раз напомнить какие бывают жанры картин, дети прочтут стихи - загадки.
- ребёнок: Если видишь на картине Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина Называется - ПЕЙЗАЖ.
- ребёнок: Если видишь на картине Чашку, кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это -НАТЮРМОРТ.
- ребёнок: Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина Называется - ПОРТРЕТ.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте пройдём в следующий зал. Подойдите и рассмотрите иллюстрации, расположенные на стене. Не забывайте, что вы находитесь на выставке, поэтому вести себя надо тихо, разговаривать в полголоса. (Дети рассматривают изображения на стене)
Воспитатель: Кто рассмотрел, может пройти, и сесть на стульчики. Как вы уже догадались, наша беседа будет о памятниках. Вы уже знаете, что памятники относятся к монументальной скульптуре. Скажите, где вы видели монументальную скульптуру?
Дети: В парке, на улицах города, на площадях.
Воспитатель: Для чего устанавливают памятники.
Дети: Чтобы было красиво, чтобы люди помнили великих поэтов, писателей, ученых, художников, героев войны и т.д.
Воспитатель: Правильно, к монументальной скульптуре относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, которые обычно посвящены известным людям или историческим событиям. Это символы эпохи, прославляющие великих людей.
Воспитатель: Кто из вас может показать и назвать памятники, которые посвящены великим людям?
Дети: А. С. Пушкин, Д. М. Карбышев, маршал Жуков, Пётр 1 и т.д.
Воспитатель: А какие мемориальные комплексы есть в нашем городе? В честь какого исторического события они были установлены? Покажите их.
Дети: «Парк Победы» - «Солдат Победитель» и «Мать Сибиряка с сыном»; «Монумент славы героям на бульваре Победы»; «Воинский мемориал с Вечным огнём» - в память героев Великой отечественной войны.
Воспитатель: Из каких материалов делают памятники?
Дети: Из камня, мрамора, гранита, бронзы, чугуна.
Воспитатель: Верно, вы уже знаете, что картины пишут художники. А кто создает монументальные скульптуры, памятники?
Дети: Художники-скульпторы.
Воспитатель: Монументальная скульптура большая по своим размерам. Даже на иллюстрациях видно, что любой памятник во много раз выше роста человека. Но есть и другая скульптура. Посмотрите на чудесные фигурки на моём столе. (Воспитатель снимает покрывало со скульптуры малой формы). Что это?
Дети: Скульптура малой формы.
Воспитатель: Правильно, если памятники огромные по своей величине, то скульптурки малой формы мы можем потрогать, подержать в руках, даже проиграть.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какой материал используют при изготовлении скульптуры малой формы.
Дети: Из глины, металла, фарфора, стекла, дерева.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и догадайтесь, о какой скульптуре малой формы идет речь.
-Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое - «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны как берёзки Кружочки, клеточки, полоски Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Что же это?
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Правильно. Что вы чувствуете, глядя на эти скульптурки? Дети: Радость, веселье и т.д.
Воспитатель: Для чего делают скульптурки малой форм?
Дети: Для украшения комнаты, чтобы подарить в подарок другу или маме, чтобы любоваться.,
Воспитатель: Что отличает дымковскую игрушку от других скульптурок? Дети: Узор, рисунок.
Воспитатель: Какие элементы встречаются в узоре?
Дети: Кольца, круги, волнистые линии, точки, полоски.
Воспитатель: Какого цвета круги?
Дети: Желтые, оранжевые, красные, синие.
Воспитатель: Кокой размер кругов?
Дети: Большой и маленький.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, основу дымковской росписи составляет простой геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых и волнистых линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент рисунка.
Воспитатель: Подходит к концу наша экскурсия по выставке. Скажите, о каких видах изобразительного искусства мы сегодня говорили.
Дети: Живопись и скульптура.
Воспитатель: Какие жанры живописи мы встретили в первом зале?
Дети: Натюрморт, портрет, пейзаж.
Воспитатель: Кто пишет картины?
Дети: Художники-живописцы.
Воспитатель: Что вы увидели во втором зале, о чем беседовали?
Дети: О монументальной скульптуре и скульптуре малых форм.
Воспитатель: Кто создает скульптуры?
Дети: Художники-скульпторы, народные мастера.
Воспитатель: В память о нашей экскурсии я приготовила вам фигурки- силуэты дымковской игрушки. Когда мы вернемся в группу, то вы сможете представить себя народным мастером и украсить собственную фигурку малой формы. А потом подарить маме или другу, или украсить ей свою комнату.
Вы сегодня хорошо отвечали на мои вопросы, и показали себя большими знатоками живописи и скульптуры.
(Воспитатель раздает шаблоны дымковской игрушки. Под спокойную мелодию, дети выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с одним из видов изобразительного искусства. Данное занятие опубликовано на сайте Вероссийского интернет-конкурса ...
Ознакомление детей со скульптурой малых форм
Формирование у детей правильного отношения к образам скульптуры....
Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Скульптуры малых форм"подготовительная группа
конспект непосредственно образовательной деятельности...
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства». (ФГОС ДО)
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства»....
Презентация "Ознакомление дошкольников со скульптурой малых форм"
В теории эстетического воспитания достаточнополно формируется восприятие - живописи,графики и очень мало посвящено ознакомлениюсо скульптурой малых форм,которая обогащает сенсорныйопыт ребёнка,р...
Презентация "Скульптура малых форм. Лепка пластилином. Виды и способы лепки".
Дети в детском саду знакомятся со скульптурой малых форм, они учатся применять в своих творческих работах скульптурный, конструктивный и комбинированный способы лепки....