Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Драенко Ольга Петровна
В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная цель: воспитывать  у дошкольников эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_khudozhestvennomu_tvorchestvu.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область: «Художественное творчество»

Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».

(Живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт).
  2. Познакомить детей с некоторыми новыми репродукциями картин разных жанров.
  3. Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы.
  4. Закрепить знания детей об особенностях дымковской игрушки.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.
  2. Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.

Активизация словаря: пейзаж, натюрморт, портрет, художник- живописец, скульптор, монументальная скульптура, скульптура малой формы, памятники, монументы.

  1. Формировать художественный вкус.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Я предлагаю отправиться на выставку изобразительного искусства, но сначала ответьте на вопрос: что такое искусство?

Дети: Это картины, скульптура, творение мастеров народного творчества. Воспитатель: А кто создает произведения изобразительного искусства? Дети: Художники, скульпторы, народные мастера.

Воспитатель: Давайте представим, что мы попали с вами на выставку. И первый зал, в который мы пройдем - это зал живописи.

(Звучит спокойная мелодия, дети подходят и рассматривают расположенные на стене репродукции картин).

Воспитатель: Вы видите на нашей выставке картины. Как вы думаете, кто их написал?

Дети: Картины пишут художники.

Воспитатель: Правильно, а как ещё можно назвать художника?

Дети: Художника можно назвать живописцем.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в своих картинах он старается, чтобы все выходило, как живое.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные и не похожи друг на друга. Как вы думаете, для чего художники пишут свои картины?

Дети: Потому что они любят свою Родину. Они хотят, чтобы люди любовались этими картинами. И когда они смотрят на эти картины, то у них было бы прекрасное настроение.

Воспитатель: Конечно, художники стремятся показать не только свое мастерство. Они стараются передать красоту окружающего мира. И если художник рисует дома, реки, природу, то, как называются такие картины?

Дети: Эти картины называются пейзажами.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины пейзажной живописи. Может какие-то уже знакомы вам. Назовите их.

Дети: И. Э. Гробарь «Февральская лазурь»; И. И. Левитан «Весна. Большая вода»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; А. А. Рылов «Закат»; И. И. Левитан «Золотая осень»; Ф. А. Васильев «Мокрый луг».

Воспитатель: Верно, но все ли картины пейзажной живописи вы назвали? Может среди этих картин есть те, которые мы с вами ещё не рассматривали? Что на них изображено?

Дети: Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»; Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору». (Дети делятся своими впечатлениями).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы переходим к следующим картинам. Скажите, что на них изображено?

Дети: На картинах нарисованы люди.

Воспитатель: Вам знакомы эти картины?

Дети: Да. Это - А. С. Пушкин; художник Илья Ефимович Репин и его дочь Надя; портрет Ирины с собакой шумкой; мальчик с собакой; мама, купающая своего малыша.

Воспитатель: Да, на всех этих картинах изображены люди. А как называются картины, на которых художник рисует человека.

Дети: Портрет.

Воспитатель: А какие картины портретной живописи вам уже знакомы? Назовите их.

Дети: О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»; И. Е. Репин «Автопортрет», «На солнце», «Портрет дочери художника»; Б. Кустодиев «Дочка Ирина Кустодиева со своей собакой Шумкой», «Утро»; И. Крамской «Неизвестная».

Воспитатель: Правильно, эти картины портретной живописи мы рассматривали с вами раньше. А есть ли портрет, вам не знакомый?

Дети: Да.

Воспитатель: Это картина известного художника Карла Брюллова «Всадница».

Воспитатель: Посмотрите, какое милое спокойное лицо у девушки. Какая красивая прическа. Нравиться вам её одежда?

Дети: Она нарядная.

Воспитатель: Девушка сидит на прекрасном коне. Какого цвета шерсть у коня?

Дети: Чёрная.

Воспитатель: На девушку восхищенно смотрит маленькая девочка. Она тоже очень красивая и нарядная. Какие лица у этих героев?

Дети: Добрые, красивые, умные.

Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, то ощущаешь чувство радости, прелести детства, счастья. Видно, что портрет написан с большой любовью.

Воспитатель: Давайте пройдем к следующим картинам. Скажите, эти картины отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели?

Дети: Да.

Воспитатель: К какому жанру живописи мы их можем отнести?

Дети: К натюрмортной.

Воспитатель: А что такое натюрморт?

Дети: Натюрморт-это картина, на которой изображены предметы повседневной жизни: домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря, вазы с фруктами и цветами, посуда.

Воспитатель: Назовите знакомые вам картины натюрмортной живописи.

Дети: Микеланджело «Корзина с фруктами»; Клас Геда «Стол для завтрака с ежевичным пирогом»; И. Хруцкий «Натюрморт со свечой»; Анри Фантен Латур «Натюрморт»; Поль Сезан «Корзина с яблоками»; Анри Матис «Красные рыбы»; К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»; И. Машков «Снедь московская. Хлебы».

Воспитатель: Обратите внимание на картину Петра Кончаловского «Сирень корзине». Скажите, что изобразил художник в своем натюрморте?

Дети: Сирень

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Дети: Синий, фиолетовый, красный, белый и т.д.

Воспитатель: Правильно, художник хотел показать, что сирень бывает разного цвета. А какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети: Весёлое, радостное, лирическое, спокойное.

Воспитатель: Смотришь на картину, и как будто вся комната наполняется ароматом сирени.

Воспитатель: Вот и закончилось наше посещение зала живописи. А для того, чтобы ещё раз напомнить какие бывают жанры картин, дети прочтут стихи - загадки.

  1. ребёнок: Если видишь на картине Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина Называется - ПЕЙЗАЖ.

  1. ребёнок: Если видишь на картине Чашку, кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это -НАТЮРМОРТ.

  1. ребёнок: Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина Называется - ПОРТРЕТ.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте пройдём в следующий зал. Подойдите и рассмотрите иллюстрации, расположенные на стене. Не забывайте, что вы находитесь на выставке, поэтому вести себя надо тихо, разговаривать в полголоса. (Дети рассматривают изображения на стене)

Воспитатель: Кто рассмотрел, может пройти, и сесть на стульчики. Как вы уже догадались, наша беседа будет о памятниках. Вы уже знаете, что памятники относятся к монументальной скульптуре. Скажите, где вы видели монументальную скульптуру?

Дети: В парке, на улицах города, на площадях.

Воспитатель: Для чего устанавливают памятники.

Дети: Чтобы было красиво, чтобы люди помнили великих поэтов, писателей, ученых, художников, героев войны и т.д.

Воспитатель: Правильно, к монументальной скульптуре относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, которые обычно посвящены известным людям или историческим событиям. Это символы эпохи, прославляющие великих людей.

Воспитатель: Кто из вас может показать и назвать памятники, которые посвящены великим людям?

Дети: А. С. Пушкин, Д. М. Карбышев, маршал Жуков, Пётр 1 и т.д.

Воспитатель: А какие мемориальные комплексы есть в нашем городе? В честь какого исторического события они были установлены? Покажите их.

Дети: «Парк Победы» - «Солдат Победитель» и «Мать Сибиряка с сыном»; «Монумент славы героям на бульваре Победы»; «Воинский мемориал с Вечным огнём» - в память героев Великой отечественной войны.

Воспитатель: Из каких материалов делают памятники?

Дети: Из камня, мрамора, гранита, бронзы, чугуна.

Воспитатель: Верно, вы уже знаете, что картины пишут художники. А кто создает монументальные скульптуры, памятники?

Дети: Художники-скульпторы.

Воспитатель: Монументальная скульптура большая по своим размерам. Даже на иллюстрациях видно, что любой памятник во много раз выше роста человека. Но есть и другая скульптура. Посмотрите на чудесные фигурки на моём столе. (Воспитатель снимает покрывало со скульптуры малой формы). Что это?

Дети: Скульптура малой формы.

Воспитатель: Правильно, если памятники огромные по своей величине, то скульптурки малой формы мы можем потрогать, подержать в руках, даже проиграть.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какой материал используют при изготовлении скульптуры малой формы.

Дети: Из глины, металла, фарфора, стекла, дерева.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и догадайтесь, о какой скульптуре малой формы идет речь.

-Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое - «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные.

Белоснежны как берёзки Кружочки, клеточки, полоски Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Что же это?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Правильно. Что вы чувствуете, глядя на эти скульптурки? Дети: Радость, веселье и т.д.

Воспитатель: Для чего делают скульптурки малой форм?

Дети: Для украшения комнаты, чтобы подарить в подарок другу или маме, чтобы любоваться.,

Воспитатель: Что отличает дымковскую игрушку от других скульптурок? Дети: Узор, рисунок.

Воспитатель: Какие элементы встречаются в узоре?

Дети: Кольца, круги, волнистые линии, точки, полоски.

Воспитатель: Какого цвета круги?

Дети: Желтые, оранжевые, красные, синие.

Воспитатель: Кокой размер кругов?

Дети: Большой и маленький.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, основу дымковской росписи составляет простой геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых и волнистых линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент рисунка.

Воспитатель: Подходит к концу наша экскурсия по выставке. Скажите, о каких видах изобразительного искусства мы сегодня говорили.

Дети: Живопись и скульптура.

Воспитатель: Какие жанры живописи мы встретили в первом зале?

Дети: Натюрморт, портрет, пейзаж.

Воспитатель: Кто пишет картины?

Дети: Художники-живописцы.

Воспитатель: Что вы увидели во втором зале, о чем беседовали?

Дети: О монументальной скульптуре и скульптуре малых форм.

Воспитатель: Кто создает скульптуры?

Дети: Художники-скульпторы, народные мастера.

Воспитатель: В память о нашей экскурсии я приготовила вам фигурки- силуэты дымковской игрушки. Когда мы вернемся в группу, то вы сможете представить себя народным мастером и украсить собственную фигурку малой формы. А потом подарить маме или другу, или украсить ей свою комнату.

Вы сегодня хорошо отвечали на мои вопросы, и показали себя большими знатоками живописи и скульптуры.

(Воспитатель раздает шаблоны дымковской игрушки. Под спокойную мелодию, дети выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с одним из видов изобразительного искусства. Данное занятие опубликовано на сайте Вероссийского интернет-конкурса ...

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

Формирование у детей правильного отношения к образам скульптуры....

Ознакомление детей со скульптурой малых форм.

Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм....

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства». (ФГОС ДО)

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства»....

Презентация "Ознакомление дошкольников со скульптурой малых форм"

В теории эстетического воспитания достаточнополно формируется восприятие  - живописи,графики и очень мало посвящено ознакомлениюсо скульптурой малых форм,которая обогащает сенсорныйопыт ребёнка,р...

Презентация "Скульптура малых форм. Лепка пластилином. Виды и способы лепки".

Дети в детском саду знакомятся со скульптурой малых форм, они учатся применять в своих творческих работах скульптурный, конструктивный и комбинированный способы лепки....