Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией
для подготовительной группы
«Создание мини-музея народных промыслов»
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)
Задачи:
Образовательная
1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.
2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
Выставка экспонатов для мини-музея:
Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия , Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.
Предварительная работа:
- занятия по мотивам народных росписей;
- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.
Материалы:
- силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;
- заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;
- изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;
- раскраски-образцы по каждой росписи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией
для подготовительной группы
«Создание мини-музея народных промыслов»
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)
Задачи:
Образовательная
1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.
2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
Выставка экспонатов для мини-музея:
Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия , Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.
Предварительная работа:
- занятия по мотивам народных росписей;
- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.
Материалы:
- силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;
- заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;
- изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;
- раскраски-образцы по каждой росписи.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.
Дети играют. Вдруг начинает играть яркая народная композиция (Комаринская, плясовая и т.п.).
Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей) Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому народу.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите (снять платок) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово. А вот эти работы умельцев из нашей группы.
Воспитатель:
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. О ПРОМЫСЛАХ
Дымковская игрушка
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня!
Что это за роспись такая?
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки). Кто сможет рассказать об этом промысле и показать изделия? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.
История, особенности промысла: Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).
Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Возле Вятки самой,
Дымково-поселок
Окоймлен лесами
Уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Гжель
Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: Гжель!
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели). Кто хочет рассказать о гжельской росписи? Покажи нам, пожалуйста, предметы с гжельской росписью. Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.
История, особенности промысла: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка –
Глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Городец
Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Дети: Городец.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров). Скажите, что же такое городецкая роспись? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – городецкой росписи и показывает.
История, особенности промысла: Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
Воспитатель: А может кто-нибудь знает стихотворение об этом промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Мастера из Городца
Сотворяют чудеса:
Прялки и ложки,
Бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки.
Хохлома
Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?
Разные ложки и ковши
Ты разгляди, не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
Дети: Хохломой!
Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды). Скажите, что же такое Хохлома и где изделия с хохломской росписью? Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.
История, особенности промысла: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней… наша Хохлома.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!
Жостово
Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?
Дети: Нет. Остался жостовский поднос.
Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи). А кто хочет рассказать про этот промысел? Выбирается ребёнок и рассказывает о жостовской росписи.
История, особенности промысла: Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.
2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)
Игры «Четвертый лишний», «Что общего?»
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на слайд (№5). Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы) Молодцы!
Воспитатель: А на этом слайде (№6)? (Ответы) Хорошо. Понравилось? А посмотрите здесь что лишнее? (слайд№7). А теперь другая игра «Что общего?» (слайд№8). Что общего у этих промыслов (Хохлома и Городец)? (Ответы детей, они из дерева). А у этих (№9, Гжель и Дымково)? (Ответы детей, они из глины).
ФИЗ. МИНУТКА
Игра «Горшки» (см. Приложение)
Воспитатель: Очень хорошо! А вы знаете, куда раньше везли мастера готовые изделия, чтобы показать людям, да и предложить им диковинный товар? (Ответы детей) Конечно, на базар, на рынок. Предлагаю поиграть в старинную русскую народную игру «Горшки».
Если мало места, то можно провести физ.минутку «Посуда»:
Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)
Очень важный, как начальник.
Вот фафорывые чашки (приседания),
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (покружиться),
Если стукнуть – разобьются (хлопок),
Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками),
Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками),
Он посуду нам принес.
3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка
Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? (Ответы детей: Пять) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах. Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15 минут).
Рефлексия
Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные. Спасибо всем!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Продаем горшки»
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Правила игры:
- бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
- бегущие не имеют права задевать других игроков;
- водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гжель
Городец
Хохлома
Жостово
Какой предмет лишний?
Что лишнее?
Какой предмет лишний?
Что общего? Какой предмет лишний?
Что общего?
Что общего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: Народные промыслы (гжель, хохлома, городец, жостовская, дымковская росписи).
Цель: Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой и жостовской, дымковской росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового н...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про...
Статья. Создание Мини-Музея "Русские народные промыслы." в средней группе.
Мини-музей, это помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и пок...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
отчет о работе мини - музея "Русские народные промыслы"
отчет о работе мини-музея "Русские народные промыслы" в подготовительной группе"...