«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 689.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
В наши дни по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.
Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты), уважения личности ребёнка. А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. С целью выявления недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности необходимо раскрыть терминологию, обусловленную данной темой.
В настоящее время значимость развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста актуализируется в ФГОС. Источником такой деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, наблюдений. Однако в содержании деятельности детей в ДОУ ощущается нехватка ярких впечатлений, активности действии по эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на становление эстетического отношения детей к окружающему миру. В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:
Недостатки в результатах:
- дети не достаточно проявляют интереса, любознательности к окружающему миру;
- с трудом проявляют эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном) ;
Недостатки в процессе:
- нет системы в работе (нет годового плана работы по эстетическому развитию детей) или воспитатель не придерживается плана работы;
- рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей (родители не принимают участия в эстетическом развитии своих детей, считают, что это входит в работу воспитателя) ;
- нехватка информационных технологий. Нет методической и специальной литературы, периодических изданий для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру по ФГОС ДО.
В организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы (не рациональное построение образовательного процесса по эстетическому отношению) .
Недостатки в условиях:
- отсутствие методической литературы по ознакомлению детей с животным и растительным миром; эстетического развития детей.
- недостаточно материала, пособий, дидактических и мультимедийных игр для эстетического развития детей;
- не созданы условия при оформлении окружающей среды (группы) Воспитатель не привлекла внимание детей к эстетически оформленному уголку или объекту;
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что эстетическое отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на сегодняшний день. Именно через знакомство с окружающим миром деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками.
Методической литературы по денному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещается лишь отдельные стороны эстетического развития и нет стройной системы.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Таким образом всё выше сказанное, позволило выявить, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний эстетического развития. Особое внимание при этом необходимо уделить детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Поэтому, эстетическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Эстетическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира. Опираясь на эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира, наделить детей необходимыми научными знаниями о природе, дать основы знаний о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях и развитии, о целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, помочь ребёнку сформировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека, показать двустороннюю связь взаимоотношений человека и природы.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме эстетического воспитания, по ознакомлению с окружающем миром. Дети дошкольного возраста - наиболее идеологически не защищены. Их развитие и воспитание происходит под влиянием окружающих взрослых.
Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.
На основе проведённого анализа, можно сформулировать профессиональную проблему. Выявить и создать психолого – педагогические условия, которые способствуют формированию эстетического отношения детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.) :
1) поддержку любознательности, активности детей;
2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения;
3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития (индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям) ;
5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность (привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка «Выращивание нарциссов в горшке»).
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Формирование элементарных представлений об окружающем мире. Овладение основными навыками игры. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о красоте природы, о себе, о животном мире. | Ребенок различает цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи. Владеют навыками поведения и общения со взрослыми и сверстниками. Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств При восприятии музыкальных произведений о пение птиц, шума леса, звуки животных дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию. |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | Реализация самостоятельной экспериментальной деятельности. Знакомство игры с песком, водой, камешками, снегом - дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливает чувственный опыт. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда. | Способен ориентироваться в окружающем мире, знают, что такое день и ночь, правило поведения. Проявляют доброжелательность и отзывчивость. Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. | Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование позитивного настроя при контакте с животными, растениями, птиц, насекомыми и т.д. Формирование позитивных установок к различным видам труда.. | Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок по теме природы, животный мир. Понимают что такое живая - неживая природа. Проявляют способность отслеживать партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, | Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений о природе; развитие речевого творчества. | Дети могут выражать свои чувства и эмоции на вербальном и невербальном уровне. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.) Ребенок любит животных, растения, птиц, насекомых… Помогает в подкормке птиц, прополке сорняков… Уважает труд людей, которые проявляют заботу ко всему живому. Ребенок умеет различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать (посадка семян и наблюдение за всходами), обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. | Формирование собственных решений. Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Расширение знаний детей о связях и взаимозависимости человека, животного и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром. Формирование доверия к собеседнику. Формирование чувств, принадлежности к мировому сообществу. | Активно участвует в проектной деятельности. Участвует в различных мастер - классах для детей: «Огород на подоконнике», «Краски воды». Может поделиться своими навыками приобретенными на мастер - классах. Дети проявляют интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Активно участвуют в разных видах деятельности. Наблюдают и заботятся о животных и растениях. Правильно определяют времена года. Помогает взрослому в различных делах. Принимает собственные решения в той или иной ситуации. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .
Для решения поставленных задач необходимо внести изменения в образовательный процесс.
Разработана система работы по становлению эстетического отношения на учебный год :
- составила годовой план работы по эстетическому развитию детей с окружающим миром: «Красивое вокруг нас» по эстетическому развитию детей. Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.
- проектно – исследовательскую деятельность – «Цветная водичка», «Огород круглый год», наблюдение за ростом фасоли в разных условиях.
- система работы с детьми игр и игровых упражнений для развития эстетического отношения детей к окружающему миру.
В свободное время проводятся дидактические игры «Времена года», «Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки» , «Дикие животные», Дидактическая игра «Загадки о лете»; изобразительная деятельность «К нам весна пришла, радость принесла»; НОД «Экскурсия в лес»; игра – инсценировка народного праздника «пришла зима – снег и радость принесла».
Словесные дидактические игры «Узнай предмет по описанию», индивидуальные беседы.
Игровой прием «Красивое вокруг нас», «Я волшебник»: Цель: помочь детям увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Дидактические игры помогают закреплять у детей знания полученные в образовательной деятельности. Во время игры можно увидеть, какие знания у детей уже есть, чему еще нужно научить и в процессе игры я показала свое эстетическое отношение к окружающему миру.
- пример взрослых, окружающих ребенка, тесная связь с семьей. Родители и воспитатели обязаны помочь ребенку вписаться в социум, развить познавательный интерес. Работа заключается в обогащении пространства, событий, явлений, объектов. Научить понимать ценность и смысл мира природы. В мире все прекрасно.
- цикл консультаций для родителей по эстетическому развитию детей «Как научить детей любить и беречь природу?», «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей», «Учите детей наблюдать», «Животные и дети», «Воспитание у ребенка любви к животным».
- экскурсии в парк, в ботанический сад, экскурсия в зоопарк, в живой уголок станции юннатов. Привлекаются родители. Воспитатель в процессе экскурсии своим примером показывает доброе и эстетическое отношение к окружающему миру;
- выставка рисунков, поделок из природного и бросового материала «Уши, лапы, хвост»,
- привлечение родителей к оформлению мини-музея скульптурами, фотоальбома «Любимое животное».
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. В этом помогла книга «Об изменении эмоциональных состояний, приобретении и постоянном обогащении нравственного и эстетического опыта ребенком дошкольного возраста» Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Давыдова; «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Ю. М. 2005, 242с.
Реализация эстетического отношения детей к окружающему миру осуществляется в течение года.
- Воспитатель применяет приемы – привлечения внимания детей к красоте окружающего мира. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению дружеского контакта с воспитанниками.
- Проводятся наблюдения за погодой, природой, животными, и воспитатель обращает внимание детей на красоту каждого времени года, старается показать, что у природы нет плохой погоды.
- Во время индивидуальной работы предложить ребенку с помощью сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом тебе нравится больше? почему) При сравнении используются элементы игры, применяются пословицы и поговорки.
- Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт).
- мультимедийная игра «Дикие животные», для эстетического развития детей.
Продуманное и тактичное руководство и контроль со стороны воспитателя. Воспитатель, проводит диагностику в начале года и в конце по методике М. А. Васильевой, используя методы: наблюдения в игровой деятельности детей, в индивидуальной беседе, опросник (сравнение) «Что красивое, что не красивое? » и выявляет активных, любознательных детей.
Актуальность проблемы подтвердились проведёнными мониторинговыми исследованиями.
Развивать воображение и творческой активности;
Сформировать у дошкольников первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социо культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Результат можно отследить через мониторинг, активное участие детей в конкурсах, выставках. В процессе мониторинга исследуются личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком в повседневной жизни детского сада, бесед, проведений различных диагностических тестов, критериально - ориентированных методик (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду»).
МОНИТОРИНГ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОТНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) .
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями и воспитанниками ДОУ. Для достижения новых образовательных результатов необходимо пересмотреть кадровые условия доу: комплектовать штат ДОУ педагогом-психологом, ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике;
- регулярное повышение квалификации педагогов;
- следует приобрести дополнительную литературу по эстетическому развитию детей дошкольного возраста ;
- наглядные пособия, дидактические игры «Профессии», «Времена года», «Животные леса», «Птицы», «Фрукты», «Овощи», «У кого кто?» и другие.
- использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска – для просмотра слайдов и для мультимедийных игр, набор дисков (для демонстрации фильмов, мультфильмов, презентаций)) ;
Нормативно-правовые изменения:
- календарно – тематическое планирование;
- ФГОС, Конвенция ООН о правах ребенка;
- ориентация педагогической деятельности на программу, принятую в детском саду;
Также нужно изменить и информационную работу с воспитателями, специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
Информационные:
- создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к окружающему миру;
- распространения собственного педагогического опыта;
- интернет – ресурсы;
-электронные ресурсы;
- использование ИКТ.
Организационные:
- создание сайта воспитателя;
- размещение информации для родителей на стендах ДОУ по эстетическому развитию у детей окружающего мира.
- индивидуальные и групповые консультации «Животные и дети», «Учите детей наблюдать».
- проведение экскурсий в парк, поле, ботанический сад (с привлечением родителей) ;
- разработано методическое пособие для эстетического развития детей - мультимедийная игра «Животные леса»;
Кадровые:
- Педагогические конференции по обмену опыта работы на тему: «Формы и методы работы по эстетическому развитию детей»;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы.
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В нашем дошкольном учреждении для поддержания и создания интереса к окружающему миру, для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении определенных компетенций, для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...
«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.
Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...
Валеологическое воспитание дошкольника, как средство развития ценностного отношения детей к окружающему миру и своему здоровью.
Учебно-методическая публикация о формировании здорового образа жизни...
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром...