Валеологическое воспитание дошкольника, как средство развития ценностного отношения детей к окружающему миру и своему здоровью.
статья на тему
Учебно-методическая публикация о формировании здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Валеологическое воспитание | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Валеологическое воспитание дошкольника, как средство развития ценностного отношения детей к окружающему миру и своему здоровью»
Подготовила: Завадская Е.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания, развития и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявленные ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему миру.
С понятием «здоровье» тесно связано понятие «валеология», от латинского слова «здравствовать, быть здоровым».
Согласно современным научным представлениям, здоровье человека – это его способность к саморазвитию.
У детей дошкольного возраста валеологическое отношение к себе и другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия, т.е. мы, воспитатели, должны сформировать валеологическую культуру детей как совокупность нескольких компонентов:
- Осознанного отношения к здоровью и жизни.
- Знаний о здоровье и умений его оберегать и поддерживать
- Формирование навыков безопасного поведения, оказание элементарной медицинской и психологической помощи, самопомощи.
Валеология – наука о здоровье, но не только физическом, психологическом, но и социальном. Цель – формирование представлений о здоровом образе жизни и сознательном отношении к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Исходи из цели валеологического воспитания, валеология объединяет в себе три больших раздела:
- ЗОЖ – здоровый образ жизни
- ОБЖ – основы безопасности жизни
- Социальное здоровье (мир социально – эмоциональных отношений
Главное в валеологическом воспитании – это помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры, путем приобретения теоретических и практических знаний и навыков; научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Реализация главной цели идет через выполнение следующих задач:
- Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода
- Осознание своего «Я», как части природы
- Формирование потребности в здоровом образе жизни
- Воспитывать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям
Работа с дошкольниками по валеологической культуре строится на следующих положениях:
- Стержневым понятием является знание о Человеке.
- Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком
- Интеллектуальное и нравственное развитие проходит в тесном единстве
- Педагогическая работа нацеливает на последовательное и повозрастное введение ребенка в социальный мир.
Работа реализуется через разнообразные виды деятельности. Вооружая детей определенными знаниями, умениями, навыками мы делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Здоровье малыша является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики, условием воспитания и жизни в семье, качеством окружающей среды и окружающим миром. Родители – это первоисточники, которые обязаны помочь ребенку как можно раньше понять, объяснить непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, хранить и приумножать свое здоровье. Это обстоятельство налагает на членов семьи, в первую очередь на родителей, особую ответственность.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования фундамента будущего человека, осознания ребенком своего «Я», правилам поведения к миру, окружающим людям. Поэтому необходимо предусматривать повышение роли родителей как можно раньше. И вместе с детьми формировать у них знания, умения, навыки по различным аспектам в оздоровлении детей, приобщению к здоровому образу жизни, создания традиций семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...
«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»
Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении....
«Осенняя прогулка с ребёнком». (консультация для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире в осенний период).
Автором представлен практический материал для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире осенью....
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
"Музыкальное воспитание дошкольника, как средство развития гармоничной личности"
В статье рассматривается проблема влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....
Презентация «Фитбол в физическом воспитании дошкольников, как средство развития координационных способностей».
Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений Сахалинской области является сохранение здоровья и приобщение детей к физической культуре и спорту, в соответствии...