Валеологическое воспитание дошкольника, как средство развития ценностного отношения детей к окружающему миру и своему здоровью.
статья на тему

Завадская Екатерина Викторовна

Учебно-методическая публикация о формировании здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Валеологическое воспитание17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Валеологическое воспитание дошкольника, как средство развития ценностного отношения детей к окружающему миру и своему здоровью»

Подготовила: Завадская Е.В.

воспитатель 1 квалификационной категории

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания, развития и обучения.

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

   Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявленные ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему миру.

   С понятием «здоровье» тесно связано понятие «валеология», от латинского слова «здравствовать, быть здоровым».

   Согласно современным научным представлениям, здоровье человека – это его способность к саморазвитию.

   У детей дошкольного возраста валеологическое отношение к себе и другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия, т.е. мы, воспитатели, должны сформировать валеологическую культуру детей как совокупность нескольких компонентов:

  • Осознанного отношения к здоровью и жизни.
  • Знаний о здоровье и умений его оберегать и поддерживать
  • Формирование навыков безопасного поведения, оказание элементарной медицинской и психологической помощи, самопомощи.

   Валеология – наука о здоровье, но не только физическом, психологическом, но и социальном. Цель – формирование представлений о здоровом образе жизни и сознательном отношении к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Исходи из цели валеологического воспитания, валеология объединяет в себе три больших раздела:

  1. ЗОЖ – здоровый образ жизни
  2. ОБЖ – основы безопасности жизни
  3. Социальное здоровье (мир социально – эмоциональных отношений

   Главное в валеологическом воспитании – это помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры, путем приобретения теоретических и практических знаний и навыков; научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

   Реализация главной цели идет через выполнение следующих задач:

  1. Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода
  2. Осознание своего «Я», как части природы
  3. Формирование потребности в здоровом образе жизни
  4. Воспитывать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям

   Работа с дошкольниками по валеологической культуре строится на следующих положениях:

  • Стержневым понятием является знание о Человеке.
  • Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком
  • Интеллектуальное и нравственное развитие проходит в тесном единстве
  • Педагогическая работа нацеливает на последовательное и повозрастное введение ребенка в социальный мир.

  Работа реализуется через разнообразные виды деятельности. Вооружая детей определенными знаниями, умениями, навыками мы делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.

   Здоровье малыша является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики, условием воспитания и жизни в семье, качеством окружающей среды и окружающим миром. Родители – это первоисточники, которые обязаны помочь ребенку как можно раньше понять, объяснить непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, хранить и приумножать свое здоровье. Это обстоятельство налагает на членов семьи, в первую очередь на родителей, особую ответственность.

   Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования фундамента будущего человека, осознания ребенком своего «Я», правилам поведения к миру, окружающим людям. Поэтому необходимо предусматривать повышение роли родителей как можно раньше. И вместе с детьми формировать у них знания, умения, навыки по различным аспектам в оздоровлении детей, приобщению к здоровому образу жизни, создания традиций семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»

I.                  Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...

«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»

Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении....

«Осенняя прогулка с ребёнком». (консультация для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире в осенний период).

Автором представлен практический материал для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире осенью....

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

"Музыкальное воспитание дошкольника, как средство развития гармоничной личности"

В статье рассматривается проблема влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....

Презентация «Фитбол в физическом воспитании дошкольников, как средство развития координационных способностей».

Одним из приоритетных направлений  деятельности образовательных учреждений Сахалинской области является сохранение  здоровья и приобщение детей к физической культуре и спорту, в соответствии...