«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»
учебно-методический материал на тему
Итоговая работа по курсу повышения квалификации
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suldina_modernizatsiya_obrazovaniya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Знания, умения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Основной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет требования к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3).
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4). Так же ФГОС выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Проблема становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий особенно актуальна, так как своевременное развитие данных показателей расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается:
- способность устанавливать основание для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения (С. Рубинштейн);
- способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев);
- способность к независимой реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина);
- способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов);
- способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовецкая).
По мнению С.И. Ожегова самостоятельный человек – это:
– существующий отдельно от других, независимый;
– решительный, обладающий собственной инициативой;
– выполняемый действие без помощи.
Целенаправленный – имеющий четко поставленную цель.
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Саморегуляция – управление собой, способность действовать преимущественно на основе своих убеждений и ценностей, а, не руководствуясь некими внешними ограничениями, побуждениями или выработанными воспитанием навыками. С позиций экзистенциальной психологии - это оптимальный способ функционирования человека, признак его зрелости, экзистенциальной преданности, с точки зрения бихевиоризма – это не более чем иллюзия, самообман, никакой свободой выбора и самостоятельностью человек на самом деле не обладает, поскольку его активность определяется преимущественно внешней или внутренней стимуляцией.
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд недостатков в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей дошкольного возраста.
Таким образом, современные дошкольники старшего возраста имеют:
- трудности в планировании, регулировании и анализе собственных действий без помощи других;
- не всегда проявляют инициативу и решительность в разрешении жизненных задач;
- трудности вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Существуют недостатки в процессе:
- в планировании воспитателями индивидуальной и коллективной работы с детьми;
- недостаточно используются эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности детей;
- не всегда учитываются интересы и потребности ребенка в условиях организации самостоятельной игровой деятельности;
- тематика проводимых родительских собраний не охватывает вопросы необходимости развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей;
- неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Анализ условий профессиональной деятельности позволил выделить ряд недостатков:
- недостаточный уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
- недостаточно созданы социально-бытовых условия (наличие оборудованного рабочего места, комната психологической разгрузки, игровых зон для активной деятельности т.д.);
- низкая организация информационно-образовательной среды образовательного учреждения (функционирование информационной образовательной среды не обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих);
- не достаточно укомплектована библиотека образовательного учреждения печатными образовательными ресурсами.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На данном этапе развития дошкольного образования в практике встречаются затруднения.
Поиск путей разрешения противоречий приводит к анализу результатов наблюдений и экспериментов, к построению моделей.
Основное противоречия состоит в том, что необходимо развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий у старших дошкольников, так как это является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом, но в практике нет условий для полноценного развития данных процессов, развивающая предметно-пространственная среда не соответствует требованиям ФГОС.
Таким образом, возникает проблема подбора организационных и психолого-педагогических условий, при которых в комплексе были бы развиты самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В соответствии с ФГОС выделяются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п. 4.1).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
Разрешение выделенных проблем приведет к возникновению новых образовательных результатов, сформировавшихся у дошкольников:
- развитию у детей самостоятельности в познавательной деятельности;
- умение самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
- умение самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
- планировать свои действия, корректировать их осуществление;
- соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания ребенок достигает определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, открывающих возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Уровень развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий старших дошкольников может быть существенно повышен благодаря применению комплексных воспитательных воздействий, органически входящих в общую систему воспитательно-образовательной работы детского сада и направленных на формирование инициативы, независимости и ответственности.
Решение проблем по данной теме требует изменений в содержании образовательного процесса. Поэтому возможно предложить:
- различные формы организации детей (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- использование проблемного обучения; игровых технологий (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй, игры- придумки, игры – фантазирования);
- различные виды игр организации детской деятельности не только в помещении группы, но и в музыкальном зале, кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога (психологическая игра-драматизация "Путешествие в страну сказок", песочная терапия);
- организация родительских клубов и тематических семинаров- практикумов для воспитателей и родителей («материнской/отцовской школы», «школы для родителей»); информирование родителей о ходе воспитательно-образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, интернет-журналов, переписка по электронной почте; проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки) по проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников;
- изменение содержания проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители воспитанников превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Необходимые средства обучения и воспитания: комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение», грузовые, легковые автомобили, наборы кукол, кукольной посуды, одежды, наборы игрушек для игр «Больница», «Магазин», «Семья», наличие модулей для сюжетно – ролевых игр, детская мебель, наборы дидактических картинок: правила дорожного движения, транспорт, уроки безопасности, профессии, символика страны; настольные игры, шнуровки, макеты улиц и перекрестков, наборы для детского труда на огороде, лейки, тряпочки для мытья цветов, оборудование для трудовой деятельности, природный и бросовый материал, наборы бумаги, ткани, различные предметы для определения их свойств; лото, домино.
Так же возникает необходимость активного участия педагога-психолога в различных формах организации детской деятельности.
Контроль над изменением в образовательном процессе, возможно, проводить с помощью:
1) Целенаправленного наблюдения за проявлениями самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх, при выполнении различных трудовых поручений и на занятиях. В протоколах наблюдений фиксировать, охотно ли ребенок включается в совместную игровую деятельность; продолжительность участия в совместной деятельности; количество и частота контактов со сверстниками и взрослыми; уровень сформированности умений в данной деятельности; количество и характер отвлечений; наличие или отсутствие стремления к завершению деятельности; общий стиль поведения (целенаправленные действия, простое манипулирование и т.д.); поведение детей при столкновении с трудностями; эмоциональные реакции; характер обращения за помощью; на какой стадия деятельности ребенок обращается за помощью; каково отношение к результату своей деятельности. 2) Исследования самостоятельности дошкольников старшей группы по методике О.А.Шороховой.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для решения данной проблемы необходимо создать организационные и психолого-педагогические условия.
Изменения кадровых условий:
- повышение уровня квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
- ведение постоянной методической поддержки;
- получение оперативных консультаций.
Изменения материально-технических условий:
- наличие оборудованного рабочего места, комнаты психологической разгрузки;
- оснащение игровых зон и зон для индивидуальных занятий (возможно привлеченные в установленном порядке дополнительных финансовых средств);
- интерактивные технологии обучения, способствующие развитию произвольности поведения, способности к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе;
Изменения информационных условий:
- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
- подборка сайтов для родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- современные технические средства обучения (учебные видеофильмы, мультимедийные презентации).
В группе можно разместить разнообразные схемы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Например, для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для детей можно создать модель «Как играть?» Подойти – подумать – пригласить пару – поиграть вместе – собрать – положить на полочку.
В художественно-эстетическом направлении самостоятельность выражается в продуктивных видах деятельности, где формируются независимость ребенка от взрослого, стремление реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Для этого в центре можно разместить различные технологические карты «Как лепить? и «Как рисовать?». Используя, такие «шпаргалочки-выручалочки» ребенок сможет самостоятельно нарисовать или слепить задуманное.
Психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...
«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...
Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...
«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию с...
Выступление из опыта работы по теме: «Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного п
В данном выступлении раскрыт опыт работы с родителями законными представителями по обогащению предметно-развивающей среды....
Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по
Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...