«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал на тему
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду, на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина Т. М.
Воспитатель СП
ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова
п.г.т. Новосемейкино
м.р. Красноярский
Самарской области
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду, на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется 2 факторами:
- совокупность средств, знаний и умений;
- побуждение к действию.
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающий инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.
В практике дошкольного воспитания проблема самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность старшего дошкольника воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. Уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта в трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъективной позиции.
Успешное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности происходит в определенных психолого-педагогических условиях.
В практике дошкольных образовательных организаций можно выделить следующие недостатки:
В результатах:
- дети не могут организовать свое рабочее место
- не развита ответственность за результат выполняемых действий
- не развит интерес к самостоятельной трудовой деятельности
- ребенок не может использовать по назначению специальные инструменты в уходе за растениями
- ребенок не умеет доводить начатое дело до конца.
В основном процессе:
- не достаточное внимание уделяется развитию навыков самообслуживания
- не используются в процессе игровые ситуации для закрепления самостоятельного выполнения трудовых действий
- не включена в процесс проектная деятельность
- работа педагогом проводится не систематизировано
- взаимодействие родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности нерегулярно
- не закрепляются полученные навыки в семье.
В условиях профессиональной деятельности:
- отсутствие материалов и инвентаря для осуществления трудовой деятельности детей в уголке природы и участке детского сада по уходу за растениями
- отсутствие мультимедийного оборудования и пособий для обучения детей
- ограниченные возможности использования оборудования детьми
- недостаточно наглядного материала
- отсутствие на участке оборудованного места и инвентаря для самостоятельной трудовой деятельности.
На основании анализа недостатков определяются следующие противоречия:
Развитие самостоятельности в организации рабочего места старших дошкольников происходит в НОД и самостоятельной практической деятельности в режимных моментах, однако отсутствие знаний алгоритма действий делает этот процесс затруднительным.
Формирование интереса к самостоятельной трудовой деятельности старших дошкольников на участке по уходу за растениями предполагает наличие навыков обращения с садовым инвентарем, однако отсутствие инструментов для детского труда не позволяет организовать трудовую деятельность в полной мере.
Развитие самостоятельности при осуществлении трудовой деятельности детей дошкольного возраста возможно при условии закрепления навыка и самостоятельного выполнения в семье, однако пассивная позиция родителей не позволяет создать эти условия.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа недостатков можно обозначить следующую проблему:
Поиск и обеспечение условий становления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок может приобрести следующие качества:
Целевой ориентир | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой (5-6 лет) | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в процессе трудовой деятельности в уголке природы;
Во время дежурства и подготовки к приему пищи и занятиям.
Владеет элементарными навыками самообслуживания: самостоятельно выполняет культурно-гигиенические действия. Способен выбирать каким видом трудовых действий будет заниматься, может подобрать необходимые предметы для осуществления трудовых действий. Способен самостоятельно выбирать участников по совместной трудовой деятельности. | Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы(поливает, рыхлит, определяет: необходим ли полив, протирает полочки). Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол (выбирает необходимые предметы салфетки, посуду, столовые приборы, материалы к занятиям) и раскладывает их на столе). Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой. Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. Подбирает необходимый инструмент для ухода за растениями (лейка, грабельки, салфетка), осуществления трудовых действий хозяйственно-бытовой направленности (салфетки для протирания пыли, тазики , мыло, салфетки для мытья игрушек и стирки кукольного белья). Выбирает партнеров по совместной трудовой деятельности. |
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | Обладает установкой положительного отношения к трудовым действиям по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду взрослых. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной трудовой деятельности. | Понимает важность и значимость хозяйственно-бытового труда для себя и людей ближнего окружения. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. |
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; | Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности. Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при осуществлении трудовой деятельности. | Выполняет просьбы и поручения как взрослого, так и сверстника. Знает и может следовать правилам выполнения операций по уходу за растениями, сервировке стола к приему пищи и подготовки к занятиям. Использует специальную одежду и инструменты, необходимые при осуществлении трудовых действий. Моет руки перед дежурством по столовой. Аккуратно обращается со столовыми приборами. |
ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Проявляет любознательность и интерес к трудовой деятельности взрослых и сверстников. Интересуется причинно-следственными связями в процессе осуществления трудовой деятельности в уголке природы. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах трудовой деятельности. | Задает вопросы о непосредственно осуществляемой деятельности, которые могут расширить и обогатить его знания. Задает вопросы о трудовой деятельности взрослых , которые могут расширить и обогатить его знания. Внимательно слушает ответы на них. Задает вопросы, выслушивает ответ, делает выводы. Способен принять решение о необходимости полива или рыхления растения, необходимости собрать и убрать свои вещи в шкаф; при подготовке к осуществлению трудовых действий. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для обеспечения становления у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности в процессе трудовой деятельности необходимы изменения в образовательном процессе, а именно:
- конкретное определение методов, и приемов использования для развития у детей самостоятельности в трудовой деятельности;
- систематическая работа по развитию самостоятельности у детей;
- обогатить содержание работы игровыми ситуациями «Посади цветок», «Сервируем стол к чаепитию», «Наведем порядок в группе», «Каждая игрушка на своем месте» и др.
- активно использовать технологии проектной деятельности;
- проводить беседы с детьми о трудовой деятельности «Как можно помочь маме», «Что мы можем сделать сами», «Как ухаживать за растениями» и др.
- использовать сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Субботник в детском саду» и др.
- чтение художественной литературы по развитию у старших дошкольников трудовых навыков: «Не мешайте мне трудиться» Е. Благинина, Н. Носов « На горке» и др.
- контроль в виде наблюдения за выполнением детьми трудовых действий.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
В кадровых:
- подготовка и профессиональная компетенция воспитателей по развитию у детей самостоятельности в трудовой деятельности;
- прохождение воспитателями курсов повышения квалификации;
- проведение педагогических советов;
- участие в методических объединениях.
В научно- методических:
- изучение и применение на практике передового опыта других педагогов;
- изучение новинок методических рекомендаций по данной теме.
В нормативно правовых:
- анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации),
- составление тематического планирования работы по развитию самостоятельность детей в трудовой деятельности.
Материально- технические:
- обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал, инвентарь для осуществления трудовых действий на участке детского сада;
- приобретение мультимедийного оборудование, наглядного сопровождения к нему;
- приобрести настольные дидактические игры.
Информационные:
- использование ИКТ в образовательном процессе;
- создание мультимедийного пособия «Мамины помощники»;
- использование и обогащение мультимедийной картотеки.
Организационные:
- взаимодействие родителей и педагогов в вопросах становления самостоятельности в трудовой деятельности детей;
- организация проектной и трудовой деятельности детей, родителей и педагогов;
- выставки художественно-творческой деятельности детей по теме;
- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях становления самостоятельности.
При развитии самостоятельности в процессе трудовой деятельности расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; складываются общественные мотивы труда; расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; складывается совместный со сверстниками труд; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие. Задача педагогов и родителей способствовать успешному развитию данного качества у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/25/picture-244864-1690234315.png)
Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
Результаты изучения гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по формированию гендерной принадлежности дошкольников....
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...
«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/18/picture-758113-1455796510.jpg)
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-928680-1604993781.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...