Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития
презентация по коррекционной педагогике
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_ok_mirom.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» включает следующие разделы и темы: I. Ознакомление с природой (сезонные изменения в природе. Растения. Животные.) II. Ознакомление с жизнью и трудом людей (Труд людей из ближайшего окружения. Ознакомление с отдельными объектами ближайшего окружения. Знание о себе и своей семье, о предметах быта и труде людей.) III. Сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия. (Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины. Развитие пространственного восприятия.) IV. Умственное развитие. V. Речевое развитие. VI. Обучение игре (Дидактические игра. Сюжетно-ролевые игры)
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети овладевают следующими умениями и навыками: Проводить наблюдение за изучаемым объектом с помощью взрослого; Осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета; Проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению; Распределять предметы (их изображений) на группы на основании родового признака; Назвать группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами; Устанавливать простейшие причинно-следственные связи, наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога.
Взаимосвязь между различными видами деятельности: Наблюдение за изучаемыми предметами и явлениями Предметно-практическая деятельность детей Умственная и речевая деятельность Игровая деятельность
Существенную роль в усвоении программного материала принадлежит обучению приемам наблюдений за погодой, растениями, животными.
Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи является обязательное наличие практической деятельности при изучении любой темы программы.
Важную роль в формировании у детей умений имеют дидактические игры, выступающие как средство обучения «Назови цвет предмета»; «Зоологическое лото»; «Четвертый лишний»; «Парные картинки»; «Составим букет»
Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.
Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем: На прогулках ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, за трудом взрослых людей (от 5 до 10 минут) Организуются дидактические и подвижные игры, например, «Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.д.
Восполнение пробелов предшествующего развития; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве; Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка; Повышение уровня сенсорного и умственного развития; Обогащение и систематизация словаря; Развитие устной диалогической и монологической речи. Коррекционные задачи занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Методика изучения ознакомления с природой Проводятся: Экскурсии; Прогулки; Фронтальные беседы; Коллективное и индивидуальное составление рассказов; Самостоятельные наблюдения и составление по ним рассказов; Долгосрочные наблюдения; Дидактические игры; Организация практической деятельности.
Ознакомление с жизнью и трудом людей Критерии отбора общественных объектов и явлений для ознакомления с ними детьми: Интерес детей к изучаемым объектам; Доступность для понимания; Возможность непосредственного наблюдения; Воспитательная ценность. Задачи: Вызвать интерес к обсуждаемым вопросам; Учить высказывать свое отношение, давать оценку; Учить устанавливать контакты.
Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия. Упражнения: 1) Упражнения, в нахождении предметов определенного цвета, формы, величины по наглядному образцу или словесному указанию; 2) Упражнения в самостоятельном определении цвета, формы, величины, расположения предметов на плоскости и словесном обозначении их; 3) Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов и их изображений по цвету, форме и величине
Умственное развитие Приемы развития самостоятельного обобщения: Сравнение предметов, относящихся к контрастным категориям; Организация практических действий каждого ребенка по объедению предметов в группы (практическая группировка); Практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная классификация).
Используемая литература 1. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.:Школьная пресса, 2005. -80 с. + Цв. Вкладка / Серия: В помощь специалисту («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 38).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для детей с задержкой нервно-психического развития от 2 лет "Прогулка по осеннему лесу"
Знакомство детей с лесными обитателями (мышь, белка, ежик).Показать детям кто, где живет, чем питается. Закрепление понятий - большой-маленький; много-мало. Развитие мелкой моторики....
Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»
Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...
Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет.
Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет....
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....
Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»
Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:- формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей напрвленности для детей с задержкой психического развития средне-старшего возраста. Тема: «Транспорт»
Занятие о транспорте....
Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках и в режимных моментах.
Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках и в режимных моментах...