план-программа кружка "Чудеса природы" 2014-2015 учебный год
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
по программе "Детство" для старшей и средней групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_chudesa_prirody.rukovoditel_tatarintseva_n.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Медвежонок»
г. Ртищево Саратовской области
Утверждено заведующим Принято
Д/с №6 «Медвежонок» на заседании
______ Мамедрзаева Т.М. педагогического совета №
от _______________ 2014 г.
ПЛАН - ПРОГРАММА
Опытно-экспериментального кружка
«Чудеса природы»
(средняя и старшая группы)
2014 – 2015 учебный год
Руководитель кружка:
Воспитатель Татаринцева Н.Г
ПОЛОЖЕНИЕ о кружковой работе
Кружок создается исходя из интересов и желания детей;
-для расширения знаний и умений детей в экологически ориентированной деятельности;
- недопустимо посещение детьми кружка по принуждению взрослых (родителей, педагогов);
- занятия в кружке проходят в свободной форме;
- воспитатель имеет право выбора тем, материала, пособий; форм, методов и приемов проведения кружковой работы; соответствующих нормативу государственных программ и рекомендованных в работе с дошкольниками;
- работа в кружке проводится с целью коррекции эмоциональных, моральных качеств; соответствующих нормам морали современного общества;
- с целью воспитания доброжелательного отношения к окружающей среде; правильного поведения в ней;
- с целью воспитания здорового образа жизни у дошкольников;
- занятия в кружке проводятся с сентября месяца по май;
- занятия в кружке для детей 5-6 лет проводятся один раз в две недели продолжительностью 25 минут, с детьми 4 лет- 20 минут, один раз в две недели (Продолжительность занятия может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей, но не менее 10 – 15 минут).
- используемые материалы, пособия эстетически выдержаны и экологически безопасны;
- перед проведением опытов и различной исследовательской деятельности проводится инструктаж;
- в кружок зачислены дети двух возрастных групп:
- родители могут принимать участие в работе кружка, предварительно согласовав с педагогом;
- родители добровольно содействуют работе кружка, приобретают необходимые материалы и пособия.
Пояснительная записка.
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирование выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объекты в ходе практичной деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.
Исследование предоставляет ребенку самому найти ответ на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Перспективно-календарный план составленин в соответствии с задачами
программы «Детство».
Цели и задачи кружка «Чудеса природы»
- Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей по организации экспериментальной деятельности в ДОУ;
- Показать исследование современных форм и методов воспитания о обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей;
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
Список детей:
1 подгруппа (средняя группа) 2 подгруппа (старшие группы)
- Игонин Саша 1. Бутин Данила
- Антонов Артем 2. Макаров Артем
- Мелин Серафим 3. Рыкалина Майя
- Скатин Олег 4. Зякин Егор
- Мифтахов Артем 5. Фомичева Настя
6.Шпаков Артем
7. Алешина Вика
8. Володин Артем
График работы:
Четверг 15.30-16.00
2-ая и 4-ая неделя месяца
Календарно-тематический план
по организации опыно-экспериментальной деятельности детей.
Кружок «Чудеса природы»
Средняя группа (1 подгруппа)
№ п\п | Дата | Направления экспериментальной деятельности | Тема. Цели. |
1. | 11.09.2014г. | Экспериментирование с песком, глиной. | Тема: Посадим дерево. Цели: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость) |
2. | 25.09.2014г. | Тема: Волшебный материал. Цели: помочь выяснить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | |
3. | 09.10.2014г. | Экспериментирование с водой. | Тема: Окрашивание воды. Играем с красками. Цели: помочь выяснить свойства воды. Познакомить с процессом растворения красок в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. |
4. | 23.09.2014г. | Тема: Друзья. Цели: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательности, любознательность. | |
5. | 06.11.2014г. | Тема: Вода бывает теплой, холодной, горячей. Цели: дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | |
6. | 20.11.2014г. | Экспериментирование с воздухом. | Тема: Танец горошин. Цели: познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. |
7. | 04.12.2014г. | Тема: Поиск воздуха. Цели: помочь обнаружить воздух вокруг себя. | |
8. | 18.12.2014г. | Тема: Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Цели: показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | |
9. | 15.01.2015г. | Тема: Подводная лодка из винограда. Цели: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. | |
10. | 29.01.2015г. | Наблюдение за жизнью растений. | Тема: Что любят растения? Цели: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. |
11. | 12.02.2015г. | Тема: Где прячутся детки? Где живут зёрнышки? Цели: помочь выделить ту часть растений, из которых могут появиться новые растения. | |
12. | 26.12.2015г. | Тема: Хитрые семена. Цели: познакомить со способами проращивания семян. | |
13. | 12.03.2015г. | Человек. | Тема: Значение расположения ушей. Цели: помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. |
14. | 26.03.2015г. | Тема: Потеря воды во время дыхания. Цели: дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания | |
15. | 09.04.2015г. | Тема: Исследование природы с помощью органа зрения. Цели: дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир - глазами. | |
16. | 23.04.2015г. | Тема: Ящик ощущений. Цели: развивать тактильную чувствительность. | |
17. | 07.05.2015г. | Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Цели: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | |
18. | 21.05.2015г. | Экспериментирование с предметами. | Тема: Мир бумаги. Цели: познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. |
Тема: Мир ткани. Цели: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять свойства материала обусловливают способ его употребления. |
Старшая группа (2 подгруппа).
№ п\п | Дата | Направления экспериментальной деятельности | Тема. Цели. |
1. | 11.09.2014г. | Экспериментирование с песком, глиной. | Тема: Песок и глина - наши помощники. Цели: Закрепить свойства песка и глины. Помочь определить. |
2. | 25.09.2014г. | Тема: Песчаный конус. Цели: Может ли песок двигаться. | |
3. | 09.10.2014г. | Экспериментирование с водой. | Тема: У воды нет запаха. Цели: Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха. |
4. | 23.09.2014г. | Тема: С водой и без воды. Цели: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | |
5. | 06.11.2014г. | Тема: Вода бывает теплой, холодной, горячей. Цели: дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | |
6. | 20.11.2014г. | Экспериментирование с воздухом. | Тема: Этот удивительный воздух. Цели: дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботится о чистоте воздуха. |
7. | 04.12.2014г. | Тема: Вдох – выдох. Цели: расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | |
8. | 18.12.2014г. | Тема: Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Цели: показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | |
9. | 15.01.2015г. | Тема: Сухой из воды. Цели: помочь определить, что воздух занимает место. | |
10. | 29.01.2015г. | Наблюдение за жизнью растений. | Тема: Нужен ли корешкам воздух? Цели: помочь выяснить потребность растений в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. |
11. | 12.02.2015г. | Тема: Земля - наша кормилица. Цели: дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить со свойствами почвы. | |
12. | 26.12.2015г. | Тема: Если у растения органы дыхания? Цели: помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании, помочь установить. Что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | |
13. | 12.03.2015г. | Человек. | Тема: Проверим слух. Цели: показать, как человек слышит звук. |
14. | 26.03.2015г. | Тема: Как устроена дыхательная система человека? Угадай по запаху. Цели: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы. | |
15. | 09.04.2015г. | Тема: Наши помощники - глаза. Цели: познакомить со строение глаза, функцией его частей. | |
16. | 23.04.2015г. | Тема: Есть ли у глаз помощники? Что я вижу одним глазом? Цели: помочь определить помощников глаз, помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз. | |
17. | 07.05.2015г. | Тема: Вкусовые зоны языка. Отгадай на вкус. Цели: помочь опередить вкусовые зоны языка, помочь определить пищу на вкус (не глядя на неё). | |
18. | 21.05.2015г. | Экспериментирование с предметами. | Тема: Мир бумаги. Цели: познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. |
Тема: Мир ткани. Цели: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять свойства материала обусловливают способ его употребления. |
Список литературы
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет
(авторы-составители Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова).
- План – программа «Детство» под ред. Михайловой.
- Хрестоматия для детей 5 -7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – программа кружка «Фигурки с нотками соли» (Средняя группа №7 «Солнышко») На 2017 – 2018 учебный год.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, краск...
план программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год.
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год - основа взаимодействия детского сада и семьи. Направлена на реализацию единого подхода ...
"Музыкальная семейка" План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников старшей группы №9 «Улыбка» на 2017-2018 учебный год .
Как заинтересовать, привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности с ребятами? Играть ввместе с ними, танцевать, учавствовать в сценках и конкурсах? Не всегда это дается легко. Этот вопрос...
План (программа) по самообразованию старшего воспитателя на один учебный год
Методический материал содержит описание методической работы по месяцам с воспитателями и специалистами, направленную на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая необходима для реал...
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год.
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год....
План-программа организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на 2020 - 2021 учебный год.
ЯНВАРЬ ЗанятиеСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьПополнение развивающей среды3 НЕДЕЛЯЗима. Дикие животные.РисованиеТема: «Зайчик».Программное содержание: формировать у...