план-программа кружка "Чудеса природы" 2014-2015 учебный год
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Татаринцева Наталья Геннадьевна

по программе "Детство" для старшей и средней групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chudesa_prirody.rukovoditel_tatarintseva_n.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  №6 «Медвежонок»

г. Ртищево Саратовской области

                                                                                                                       

                                                                                                                   

 Утверждено заведующим                                                                    Принято                                                                              

 Д/с №6 «Медвежонок»                                                                         на заседании

______ Мамедрзаева Т.М.                                                                    педагогического совета №

                                                                                                                 от _______________ 2014 г.

                               

ПЛАН - ПРОГРАММА

Опытно-экспериментального кружка

«Чудеса природы»

(средняя и старшая  группы)

2014 – 2015 учебный год

      Руководитель кружка:

                                                                                                              Воспитатель Татаринцева  Н.Г

ПОЛОЖЕНИЕ о кружковой работе

Кружок создается  исходя из интересов и желания детей;

-для расширения знаний и умений детей в экологически ориентированной деятельности;

- недопустимо посещение детьми кружка по принуждению взрослых (родителей, педагогов);

- занятия в кружке проходят в свободной форме;

- воспитатель имеет право выбора тем, материала, пособий; форм, методов и приемов проведения кружковой работы; соответствующих нормативу государственных программ и рекомендованных в работе с дошкольниками;

- работа в кружке проводится с целью коррекции эмоциональных, моральных качеств; соответствующих нормам морали современного общества;

- с целью воспитания доброжелательного отношения к окружающей среде; правильного поведения в ней;

- с целью воспитания здорового образа жизни у дошкольников;

- занятия в кружке проводятся с сентября месяца по май;

- занятия в кружке для детей 5-6 лет  проводятся один раз в  две недели  продолжительностью 25 минут, с детьми  4 лет- 20 минут, один раз в две недели  (Продолжительность занятия может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей, но не менее 10 – 15 минут).

- используемые материалы, пособия эстетически выдержаны и экологически безопасны;

- перед проведением опытов и различной  исследовательской деятельности проводится инструктаж;

- в кружок зачислены дети двух возрастных групп:

- родители могут принимать участие в работе кружка, предварительно согласовав с педагогом;

- родители добровольно содействуют работе кружка, приобретают необходимые материалы и пособия.

Пояснительная записка.

Расскажи  -  и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

     Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

   Все исследователи  экспериментирование выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объекты  в ходе практичной деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

   Экспериментирование пронизывает все сферы  детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.

    Исследование предоставляет ребенку самому найти ответ на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные  при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов,  запоминаются надолго.

   Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

 Перспективно-календарный план составленин в соответствии с задачами

программы «Детство».

Цели и задачи кружка «Чудеса природы»

  1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей по организации экспериментальной деятельности в ДОУ;
  2. Показать исследование современных форм и методов воспитания о обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей;
  3. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  4. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  5. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  6. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе;
  7. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

Список детей:

1 подгруппа (средняя группа)                          2 подгруппа (старшие группы)

  1. Игонин Саша                                           1. Бутин Данила
  2. Антонов Артем                                        2. Макаров Артем
  3. Мелин Серафим                                       3. Рыкалина Майя
  4. Скатин Олег                                             4. Зякин Егор
  5. Мифтахов Артем                                     5. Фомичева Настя

                                 6.Шпаков Артем

                                  7. Алешина Вика

                                    8. Володин Артем

График работы:

Четверг 15.30-16.00

2-ая и 4-ая неделя месяца

Календарно-тематический план

по организации опыно-экспериментальной деятельности детей.

Кружок «Чудеса природы»

Средняя группа (1 подгруппа)

№ п\п

Дата

Направления

экспериментальной

деятельности

Тема. Цели.

1.

11.09.2014г.

Экспериментирование

 с песком,  глиной.

Тема: Посадим дерево.

Цели: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость)

2.

25.09.2014г.

Тема: Волшебный материал.

Цели: помочь выяснить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

3.

09.10.2014г.

Экспериментирование с водой.

Тема: Окрашивание воды. Играем с красками.

Цели: помочь выяснить свойства воды. Познакомить с процессом растворения красок в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

4.

23.09.2014г.

Тема: Друзья.

Цели: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательности, любознательность.

5.

06.11.2014г.

Тема: Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Цели: дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

6.

20.11.2014г.

Экспериментирование

с воздухом.

Тема: Танец горошин.

Цели: познакомить  с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

7.

04.12.2014г.

Тема:  Поиск воздуха.

Цели: помочь обнаружить воздух вокруг себя.

8.

18.12.2014г.

Тема: Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Цели: показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

9.

15.01.2015г.

Тема: Подводная лодка из винограда.

Цели: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

10.

29.01.2015г.

Наблюдение за жизнью

растений.

Тема:  Что любят растения?

Цели: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

11.

12.02.2015г.

Тема: Где  прячутся детки? Где живут зёрнышки?

Цели: помочь выделить ту часть растений, из которых могут появиться новые растения.

12.

26.12.2015г.

Тема: Хитрые семена.

Цели: познакомить со способами проращивания семян.

13.

12.03.2015г.

Человек.

Тема: Значение расположения ушей.

Цели: помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

14.

26.03.2015г.

Тема:  Потеря воды во время дыхания.

Цели: дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания

15.

09.04.2015г.

Тема: Исследование природы с помощью органа зрения.

Цели: дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир - глазами.

16.

23.04.2015г.

Тема: Ящик ощущений.

Цели: развивать тактильную чувствительность.

17.

07.05.2015г.

Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Цели: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

18.

21.05.2015г.

Экспериментирование

с предметами.

Тема: Мир бумаги.

Цели: познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Тема: Мир ткани.

Цели: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять свойства материала обусловливают способ его употребления.

Старшая группа (2 подгруппа).

№ п\п

Дата

Направления

экспериментальной

деятельности

Тема. Цели.

1.

11.09.2014г.

Экспериментирование

 с песком,  глиной.

Тема: Песок и глина - наши помощники.

Цели: Закрепить свойства песка и глины. Помочь определить.

2.

25.09.2014г.

Тема: Песчаный конус.

Цели: Может ли песок двигаться.

3.

09.10.2014г.

Экспериментирование с водой.

Тема: У воды нет запаха.

Цели: Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

4.

23.09.2014г.

Тема: С водой и без воды.

Цели: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

5.

06.11.2014г.

Тема: Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Цели: дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

6.

20.11.2014г.

Экспериментирование

с воздухом.

Тема: Этот удивительный воздух.

Цели: дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботится о чистоте воздуха.

7.

04.12.2014г.

Тема:  Вдох – выдох.

Цели: расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

8.

18.12.2014г.

Тема: Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Цели: показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

9.

15.01.2015г.

Тема: Сухой из воды.

Цели:  помочь определить, что воздух занимает место.

10.

29.01.2015г.

Наблюдение за жизнью

растений.

Тема:  Нужен ли корешкам воздух?

Цели: помочь выяснить потребность растений в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

11.

12.02.2015г.

Тема: Земля - наша кормилица.

Цели:  дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить со свойствами почвы.

12.

26.12.2015г.

Тема: Если у растения органы дыхания?

Цели: помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании, помочь установить. Что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

13.

12.03.2015г.

Человек.

Тема: Проверим слух.

Цели: показать, как человек слышит звук.

14.

26.03.2015г.

Тема:  Как устроена дыхательная система человека? Угадай по запаху.

Цели: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

15.

09.04.2015г.

Тема: Наши помощники - глаза.

Цели: познакомить со строение глаза, функцией его частей.

16.

23.04.2015г.

Тема: Есть ли у глаз помощники? Что я вижу одним глазом?

Цели: помочь определить  помощников глаз, помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

17.

07.05.2015г.

Тема: Вкусовые зоны языка. Отгадай на вкус.

Цели: помочь опередить  вкусовые зоны языка, помочь определить пищу на вкус (не глядя на неё).

18.

21.05.2015г.

Экспериментирование

с предметами.

Тема: Мир бумаги.

Цели: познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Тема: Мир ткани.

Цели: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять свойства материала обусловливают способ его употребления.

                                           

Список литературы

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

(авторы-составители Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова).

  1. План – программа «Детство» под ред. Михайловой.
  2. Хрестоматия для детей 5 -7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа кружка «Фигурки с нотками соли» (Средняя группа №7 «Солнышко») На 2017 – 2018 учебный год.

Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, краск...

план программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней  группе на 2015- 2016 учебный год - основа взаимодействия детского сада и семьи.  Направлена на реализацию единого подхода ...

"Музыкальная семейка" План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников старшей группы №9 «Улыбка» на 2017-2018 учебный год .

Как заинтересовать, привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности с ребятами? Играть ввместе с ними, танцевать, учавствовать в сценках и конкурсах? Не всегда это дается легко. Этот вопрос...

План (программа) по самообразованию старшего воспитателя на один учебный год

Методический материал содержит описание методической работы по месяцам с воспитателями и специалистами, направленную на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая необходима для реал...

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II  младшей группе на 2019- 2020 учебный год....

План-программа организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на 2020 - 2021 учебный год.

ЯНВАРЬ ЗанятиеСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьПополнение развивающей среды3 НЕДЕЛЯЗима. Дикие животные.РисованиеТема: «Зайчик».Программное содержание: формировать у...