план по развитию экологических представлений.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Савловская Лариса Дионисовна

План работы по экологии на год  в 2 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_eko_2_ml_gr.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

            План развития экологических представлений у детей II младшей группы.

  Тема.

                        Задачи.

      Формы работы.

Животный мир.

1.Знакомство с домашними животными (их внешним видом, повадками, значением для человека).

2.Воспитание бережного отношения к животным через проживание.

3.Знакомство с дикими животными, их внешним видом, повадками.

4.Развитие познавательной активности.

5.Обобщение знаний о диких и домашних животных. 6.Овладение действием замещения.

СЕНТЯБРЬ.

1.Закрепить умение различать птиц по величине.

Понаблюдать за птицами. Отметить, что птицы бывают большие и маленькие.

2.Учить выделять характерные признаки внешнего вида. Понаблюдать за собакой.

ОКТЯБРЬ.

1.Понаблюдать за воробьями, объяснить, что птиц пугать нельзя.

2Понаблюдать за собакой, уточнить названия частей тела животного.

3.Рассмотреть иллюстрации домашних животных, закрепить их название, выделить характерные особенности (рога, хвост и т.д.)

НОЯБРЬ.

1.Показать улетающие стаи птиц, объяснить, что они улетают в теплые края.

2.Продолжать учить наблюдать за воробьями не пугая птиц.

3.Рассказать, что птицам сейчас голодно, вывесить кормушку, понаблюдать за прилетающими птицами.

4.Закреплять знание о внешнем виде и передвижении птиц.

5.Понаблюдать за кошкой, уточнить особенности ее внешнего вида.

ДЕКАБРЬ.

1.Закреплять умение узнавать воробьёв по внешнему виду, воспитывать желание заботиться, подкармливать.

2.Продолжать учить вести себя около птиц спокойно, наблюдать за их повадками около кормушки.

3.Понаблюдать за вороной, отметить особенности внешнего вида, обратить внимание на издаваемые звуки.

ЯНВАРЬ.

1.Понаблюдать за собакой. Закреплять первоначальное представление, продолжать учить выделять и называть основные части ее тела.

2.Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, умение спокойно вести себя вблизи них.

3.Наблюдать за птицами, прилетающими на участок, предложить найти ворону, понаблюдать за её повадками, передвижением, послушать звуки, которые она издает.

4. Понаблюдать за галками.

Познакомить с особенностями внешнего вида.

ФЕВРАЛЬ.

1.Обратить внимание на птиц, прилетающих на кормушку, полюбоваться ими, закрепить названия.

2.Наблюдать за голубями: они больше воробьев, воркуют.

3.Воспитывать бережное отношение к птицам.

4.Понаблюдать за вороной. Обратить внимание на типичную окраску, величину, закрепить умение узнавать ее по внешнему виду, издаваемым звукам.

5. Понаблюдать за собакой.

6.закрепить представление, что

это домашнее животное, живет рядом с человеком.

МАРТ.

1.Понаблюдать за голубями и воробьями, обратить внимание на их различие и сходство.

АПРЕЛЬ.

1.Наблюдать за кошкой, Закреплять умение различать и называть части тела, чем питается, как передвигается, какие звуки издаёт.

2.Понаблюдать за воробьями: собираются стайкой, чирикают, купаются в лужах.

3.Отметить появление насекомых. Понаблюдать за ними в стеклянной банке, выпустить.

МАЙ.

1.Закреплять знания о курице и цыплятах (внешний вид, поведение), сравнить их по величине.

2.Закреплять знания о корове и теленке: внешний вид, произносимые звуки, мама и детеныш.

3.Рассмотреть божью коровку, воспитывать бережное отношение к насекомым.

4.Закреплять знания о бабочках и жуках ( есть крылья, летают).

ИЮНЬ.

1.Понаблюдать за жуками (ползают, летают).

2.Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность.

3.Уточнить знания о собаке и щенках, особенности внешнего вида, отличие.

4.Закреплять знания  о курице и цыплятах.

ИЮЛЬ.

1.Понаблюдать за бабочками, закреплять знания о внешнем виде, учить спокойно вести себя около них.

2.Закреплять знания о козе и козленке, корове и теленке: особенности внешнего вида, отличия.

АВГУСТ.

1.Закреплять знания о домашних животных и их детенышей: название, особенности внешнего вида, отличия взрослых животных и детенышей.

1.Непосредственно образовательная деятельность.

1. «Домашние животные».

2. «Дикие животные».

3. «Дикое или домашнее животное»

2.Дидактические игры.

«Покажи такую же»

«Большая или маленькая»

«Найди, о чем я расскажу»

«Кто это?»

«Назови птичку»

«Опиши, мы отгадаем»

«Найди такую же и назови»

«Какая это птичка?»

«Похожи – не похожи»

«Найди такое же животное и назови»

«Найди такую же птичку»

«Кто как кричит?»

«Чьи это детки?»

«Найди маму»

«Кого не стало?»

«Найди на картинке, кто летает

( прыгает ,плавает)?»

3.Чтение художественной литературы.

В.Стоянов «Воробей»

Потешки «Ой, ду-ду-ду-ду-ду», «Котя, котя, коток…», «Ой бычок, мой бычок…»

Е.Чарушин «Кошка», «Собачка», «Курочка», «Корова», «Коза»

Ф.Саммбер «В кругу друзей»

С.Теплюк «Котята»

Я.Тайц «Кыш»

Д.Новиков «Воробьи», «Кот Васька», «Курица», «Коза», «Утка», «Бычок»

В. Сутеев « Три котенка», «Цыплята и утята»

Р.н.с. «Волк и семеро козлят»

А. Барто «Кто как кричит», «Козленок»

Л. Толстой « У Розки были щенки»

4.Беседы.

«Воробушки»

«Домашние животные»

«О птицах»

«Как заботятся о собачке»

«Кто прилетает на кормушку»

«Воробьи и голуби»

«Насекомые»

«Бабочки и жучки»

5.Продуктивная деятельность.

« Крошки для воробушка».

«Киска ходит по двору»

«Косточка для собачки»

«Птичка»

«Мисочка для собачки»

«Птички»

«Божья коровка ползает по травке»

«Бабочки на лугу»

6. Рассматривание иллюстраций.

7.Наблюдения.

За птицами.

За воробьями

За собакой

Улетающие стаи птиц

За кошкой

За вороной

За галками.

За голубями

За воробьями: собираются стайкой, чирикают, купаются в лужах

За божьей коровкой

За бабочками  и жуками

8.Презинтации.

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Дикие птицы»

«Домашние птицы»

«Насекомые»

Растительный мир.

1.Знакомство с комнатными растениями. Овладение действием замещения. Развитие познавательной  активности.

2.Получение эмоционально положительного опыта общения с живой природой через проживание.

3.Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности.

4.Закрепление знаний о растениях

5.Получение эмоционально положительного опыта общения с живой природой.

6.Развитие познавательной активности.

СЕНТЯБРЬ.

1.Рассмотреть клумбы с цветущими растениями.

2.Закреплять умение находить у травянистых растений стебель, листья, цветы.

3.Рассмотреть помидор, огурец, закрепить умение различать их по форме и цвету.

4.Обратить внимание на цвет столба у березы, закрепить понятие о строении дерева( ствол, ветки, листья).

5.Понаблюдать за изменением окраски листьев.

ОКТЯБРЬ.

1.Рассмотреть опавшие листья, упражнять в различении листьев березы, тополя по цвету, форме и величине, собирать букеты.

2.Рассмотреть деревья без листьев.

3.Побегать по опавшим листьям, послушать их шуршание.

НОЯБРЬ.

1.Отметить, что на деревьях почти нет листьев, они опали. Опавшие листья стали темными, они почти не шуршат под ногами.

2.Закреплять знание о строении дерева.

3.Показать произошедшие изменения: листья опали, трава завяла.

ДЕКАБРЬ.

1.Сравнить два вида деревьев с ярко выраженными отличиями в окраске ствола, учить различать и называть их, выделять ствол, ветки, видеть красоту окружающей природы.

2.Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять названия, умение распознать по цвету коры.

3.Рассматривать стволы деревьев на участке, сравнивать их по толщине ствола.

4.Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок.

ЯНВАРЬ.

1.Рассматривать и сравнивать деревья, упражнять в различении их по окраске ствола и названии.

2. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызывать желание полюбоваться ими.

3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

4.Рассмотреть одно из комнатных растений, выучить  его название, закрепить знание частей.

ФЕВРАЛЬ.

1.Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев.

2.Совершенствовать умение называть и различать 2-3 дерева по стволу.

3.Уточнить знания о строении дерева: ствол, ветки.

4.Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду)

МАРТ.

1.Закреплять умение различить 2-3 дерева по стволу.

2.Знакомить с 2-3 комнатными растениями, уточнить их части.

АПРЕЛЬ.

1.Понаблюдать за появлением «барашков» на вербе.

2.Отметить появление первой травы, цветов мать-и-мачехи.

МАЙ.

1.Понаблюдать за первыми цветущими культурными растениями( тюльпаны, нарциссы)

Продолжать учить различать части растений: стебель, листья, цветы.

2. Посадка лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями.

3.Обратить внимание на красоту цветущего сада.

4.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений.

5.Рассмотреть одуванчик, уточнить его название, внешний вид, части.

ИЮНЬ.

1.Наблюдать за всходами овощных растений, учить замечать изменения.

2.Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, форму лепестков, напомнить о правилах ухода.

3.Сравнить листья тополя и березы.

4.Познакомить с одним растением луга (колокольчик, ромашка), Рассмотреть стебель, листья, цветок, закрепить знания о строении растения.

ИЮЛЬ.

1.Наблюдать за изменениями, происходящими в огороде и цветнике, закреплять название растений, внешний вид.

2.Рассмотреть овощи, выросшие на грядках, назвать характерные признаки.

3.Рассмотреть фруктовые деревья и плоды на них.

4.Закреплять знания о строении дерева.

АВГУСТ.

1.Закреплять умение различать овощи по названию, цвету, величине, форме.

2.Рассмотреть плодовые деревья, закреплять умение различать разные по форме и цвету яблоки.

3.Рассмотреть астры , закреплять представление о частях растения, вызывать желание любоваться цветами.

4.Рассмотреть травянистые растения луга, уточнить названия, особенности внешнего вида.

1.Непосредственно образовательная деятельность.

1 «Знакомство с комнатными растениями».

2. «Мы сажали огород»

3. «Что знаем о растениях»

2.Дидактические игры.

«Покажи и назови»

«Найди такой же»

«Найди, что назову»

«Подбери  лист»

«Найди листок, какой покажу»

«Найди в букете такой же листок»

«Такой листок, лети ко мне»

«Назови правильно»

«Кто быстрей найдет дерево»

«Покажи лист, цветок, стебель»

«Назови дерево»

«Как называется эта часть дерева?»

«Назови цветок»

«Найди, что назову»

«Найди, о чем расскажу»

«Чудесный мешочек»

«Угадай на вкус»

3.Чтение художественной литературы.

Потешка «Уж ты зимушка-зима…»

А.Фет « Уж верба вся пушистая»

Е. Благинина «Одуванчик»

Е.Серова «Одуванчик»

П.Воронько «Березка»

А.Толстой «Колокольчики мои»

Ф. Грубин «Белые ромашки - сестрички»

З.Александрова «Ромашки»

Н.Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки…»

Ю. Тувим «Овощи»

4.Беседы.

«Наши деревья»

«Пришла настоящая зима»

«Как красив зимний лес»

«Гуляем и кустики не ломаем»

«Пришла весна»

«Какие цветы цветут на нашем участке»

«Как мы будем сажать огород»

«Как мы ухаживаем за огородом»

«Вот какой огород»

«Разные овощи и фрукты»

5.Продуктивная деятельность.

«На нашем участке растут березки»

«Консервируем овощи и фрукты»

Сбор осенних листьев, изготовление из них венков и букетов.

«Листья желтые летят, скоро голым будет сад»

«Опавшие листочки устилают землю»

«Деревья на нашем участке»

«Наши цветы»

«Пушистая верба»

«На лугу цветут одуванчики»

«Цветущий сад»

«Цветы на лугу»

«Овощи и фрукты»

«В саду созрели яблоки»

«Вот такой огород»

6. Рассматривание иллюстраций.

7.Наблюдения.

За клумбой с цветущими растениями

За изменением окраски листьев

За деревьями без листьев.

За внешним видом  березы в зимнем уборе

За появлением «барашков» на вербе

За первой травой, цветами мать-и-мачехи

За первыми цветущими культурными растениями

( тюльпаны, нарциссы)

За цветущим садом.

За одуванчиком

За всходами овощных растений, учить замечать изменения.

За растением луга (колокольчик, ромашка)

За изменениями, происходящими в огороде и цветнике

За фруктовыми деревьями  и плоды на них

За астрами

8.Презинтации.

«Овощи»

«Фрукты»

«Садовые цветы»

«Полевые цветы»

Неживая природа.

1.Развитие представлений о свойствах воды. 2.Освоение экспериментирования.

3.Развитие познавательной активности.

4. Овладение действием замещения.

5.Использование условного обозначения объекта неживой природы (воды).

6.Развитие представлений о времени и семейных традициях, с ним связанных

7.Развитие эмоциональной отзывчивости через проживание.

8.Овладение действием замещения.

СЕНТЯБРЬ.

1.Обратить внимание на погоду, встать лицом к солнцу, постоять ощутить его тепло. Сделать то же в тени.

2. Закрепить умение определять состояние погоды по определенным признакам, обозначать словом ( тепло, холодно, идет дождь).

3.Понаблюдать за дождем, подвести к пониманию: осенью пасмурно дождливо.

4.Знакомство со свойствами песка сухого и мокрого.

5.Закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

ОКТЯБРЬ.

1.Продолжать закреплять знания о свойствах песка.

2.При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек.

3.Закреплять умение различать день и ночь.

4.Закреплять признаки осени: пасмурно, дождливо, похолодало.

НОЯБРЬ.

1.Понаблюдать за ветром. Подвести к пониманию: дует ветер, качает ветки деревьев.

2.Продолжать знакомить с характерными признаками осени.

3.Продолжать наблюдать за дождем: он идет долго, на улице пасмурно, холодно.

4.Рассмотреть замершие лужи, познакомить со свойствами льда.

5.Понаблюдать первый снег.

6.Отметить изменения в одежде людей.

ДЕКАБРЬ.

1.Наблюдать, как падает снег. Рассмотреть и перечислить, куда падает, где лежит снег.

2.Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы.

3.Предложить взять снег в ладошку, дать определения: холодный, белый, в руке тает.

4.Знакомить со свойствами льда: скользкий,  холодный по нему можно прокатиться.

ЯНВАРЬ.

1.Наблюдать за снегом: он легкий, пушистый, падает отдельными снежинками.

2.Знакомить со свойствами снега в разную погоду. Предлагать лепить из снега снеговика.

3.Закреплять свойства льда( гладкий, скользкий, скользить по нему легко.

4. Обратить внимание на погоду: солнце светит, снег сверкает на солнце.

5.Продолжать закреплять название состояния погоды – солнечно.

6.Уточнить представления детей о признаках зимы, воспитывать умение любоваться красотой зимней природы.

7.При помощи султанчиков определять есть ли ветер, продолжать учить устанавливать

причинно-следственные связи.

ФЕВРАЛЬ.

1.Закреплять представление о признаках зимы: холодно, морозно, много снега.

2.Предложить поймать снежинку на темную бумагу, рассмотреть, полюбоваться.

3.Закреплять понятие о том, что снег падает отдельными снежинками. В период оттепели закреплять знание о свойствах снега: он может быть липким, из него можно сделать комочки, фигурки животных.

4.Заморозить воду в формочках, показать свойства воды.

5.Подводить к установлению связи: на улице холодно, поэтому вода замерзла.

6.Наблюдать метель, послушать как завывание ветра, понаблюдать, как несет снег, наметает сугробы.

МАРТ.

1.Учить замечать изменения в погоде (становится теплее)

2.Обратить внимание на весеннее солнце: яркое теплое. Предложить постоять лицом к солнцу, почувствовать его тепло.

3.Сравнить температуру на солнце и в тени. Подводить к простейшим выводам.

4.Закреплять название погоды: солнечно.

5.Послушать звон капели.

6.Предложить покататься с горки, уточнить, что она осела, проваливается, снег подтаивает на солнце и становится рыхлым.

7.Подводить к длительному наблюдению за таянием снега, его состоянием: стал темным, серым, а зимой был белым, чистым. Появились лужи.

8.Продолжать закреплять признаки воды.

АПРЕЛЬ.

1.Наблюдать за таянием снега на участке и в формочках, поставленных на солнцепеке. Подводить к самостоятельным выводам.

2.Закреплять чувственный опыт детей: подставить лицо к солнцу, почувствовать его тепло.

3. Наблюдать за ручейками, уточнить, что они появились от растаявшего снега.

4. Обратить внимание на песок, закреплять знание о его свойствах: из сырого  можно лепить, сухой рассыпается.

МАЙ.

1.Закреплять знания о признаках весны.

2.Опытным порядком установить, что утром на улице вода в тазике холодная, к концу прогулки теплая, закреплять умение видеть причинно-следственные связи.

3.При посадке рассмотреть землю: черная, мягкая, рыхлая, прогретая солнцем.

4.Рассмотреть засохшую глину, дать почувствовать, что засохшая глина твердая.

ИЮНЬ.

1.Наблюдать радугу. Предложить полюбоваться ею, воспитывать любовь к родной природе.

2.Обратить внимание на песок, уточнить его свойства(из влажного можно лепить, строить, сухой рассыпается). Учить сравнивать, определять его свойства на ощупь.

3.Закреплять знания о свойствах глины, учить выделять и называть признаки.

ИЮЛЬ.

1.Наблюдать летнюю грозу, рассматривание участка после дождя (лужи, мокрая земля).

2.Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь – на земле лужи.

3.Уточнить знание о воде: прозрачная, мокрая.

4.Учить по цвету определять, сухой или влажный песок.

5.Уточнить, что в тени деревьев прохладнее, а на солнце жарко.

6.Продолжать вести наблюдения за ветром, играя с вертушками, султанчиками.

АВГУСТ.

1.В ветреную погоду послушать шелест листьев,

2.Наблюдать, как качаются ветки деревьев.

3.Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам.

 

1.Непосредственно образовательная деятельность.

1 «Свойства воды»

2.Вода – объект неживой природы»

3. «Развитие представлений о времени»

4. «День – ночь»

2.Дидактические игры.

«Как называется такая погода?»

3.Чтение художественной литературы.

Потешки «Солнышко, ведрышко», «Дождик, дождик. Полно лить…», «Весна, весна красна», «радуга – дуга, не давай дождя»

А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…»

М.Пришвин «Листопад»

Е. Благинина «Дождик, дождик, не дожди…»

И.Никитин «Жгуч мороз трескучий…», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…»

А.Чепурнов «Вьюга по полу не скачет»

С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз…»,

«Первый гром»

С.Маршак «Декабрь»

В.Берестов «Снегопад», «Весенняя песенка»

И.Суриков «Зима»

А. Барто «Снег»

А.Бродский «Солнечные зайчики»

З. Александрова «Капель»

А.Прокофьев «Солнышко»

А.Плещеев «Травка зеленеет»

В.Жуковский «Загадка»

4.Беседы.

«Осень проходит скоро зима»

«Какой бывает снег»

«Уж тает снег, бегут ручьи»

«Наступила весна»

«Что бывает весной»

«Дождик, дождик полно лить»

«Какая бывает погода»

«Как убирают урожай»

5.Продуктивная деятельность.

«Дождик льет на улицы, нам нельзя гулять»

«Ленточки колышутся от ветра»

«Лужи на дорожках»

«Снег всю землю устилает»

«Снег идет»

«Снеговик»

«Снежные комочки»

«Большие сугробы»

«Метет метель»

«Яблоньки под дождем»

6. Рассматривание иллюстраций.

7.Опытно – экспериментальная деятельность.

1.Постройки из песка.

2. Определение силы ветра с помощью ленточек.

3.Пускание корабликов.

4.Игры с песком.

5.Игры с солнечными зайчиками.

8.Наблюдения.

За дождем

За ветром

За погодой

За замершими лужами

За первым снегом

За снежинкой

Как падает снег

За метелью, послушать  завывание ветра, понаблюдать, как несет снег, наметает сугробы

За таянием снега на участке и в формочках

За ручейками

За радугой

За летней  грозой

Как качаются ветки деревьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-экскурсия по развитию экологических представлений у детей.

Занятие в форме экскурсии напрвлено на формирование у детей второй младшей группы представлений о зимних изменениях в природе....

План работы по развитию экологический представлений у детей подготовительной группы

Годовой план по развитию экологических представлений для детей...

план по развитию экологических представлений.

План работы по экологии на год  в 1 младшей группе....

Отчет по плану самообразования «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Перспективный план по формированию экологических представлений

Перспективный план по формированию экологических представлений в средней,старшей,подготовительной группах....

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников  в старшей-подготовительной к школе  группе...

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»

Учебный год Содержание работы 22022 уч. год 1. Восаду ли, в огороде.2."Зелёная аптека» :-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.-Отгадывание загадокНакапливать зн...