Открытое занятие по экологии Тема: «Заглянула осень в сад…!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Каширина Виктория Анатольевна

закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать обобщенное представление об осени, включая об осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных;

- закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды;

- активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, багряная, золотая, бурая, бабье лето, свинцовый;

- обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – «Запевало осени», «Златоцвет»; октябрь – «Листопад», ноябрь – «Чернотроп», «Предзимье», «Грудень».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 112 ОАО «РЖД»

Открытое занятие по экологии

Тема: «Заглянула осень в сад…!»

В подготовительной группе

Составила:

Каширина В.А.

Энгельс 2014г.

Тема: «Заглянула осень в сад…!»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать обобщенное представление об осени, включая об осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных;

- закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды;

- закрепить знания о труде людей осенью;

- учить детей экспериментировать;

- закреплять умения делать выводы об увиденном;

- воспитывать умение работать тщательно, ответственно;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, багряная, золотая, бурая, бабье лето, свинцовый;

- обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – «Запевало осени», «Златоцвет»; октябрь – «Листопад», ноябрь – «Чернотроп», «Предзимье», «Грудень».

Оборудование : маски-капельки, насекомые, плоскостные грибы и осенние листья, макеты деревьев символизирующие осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь), стакан с водой, стакан с молоком, ложечка, костюм Осени, костюм Тучки, музыка, сахар, соль.

Предварительная работа: разучивание стихотворений и песен об осени, беседы, наблюдения, выставка рисунков «Золотая осень» и мн. др.

Ход занятия

(Под музыку в зал входит Осень со словами)

О. – Здравствуйте  ребята!

                                    О. – Я  Осень золотая,

                                            К вам пришла опять!

                                            Багряной, желтой краской

                                            Я буду рисовать!

О. – А пришла я к вам не просто в гости! Я хочу пригласить вас в осенний сад!

(Осень ведет детей в осенний сад)

О. – Посмотрите дети, как здесь красиво! Мы попали в настоящее осеннее царство! В волшебную сказку! Ведь деревья здесь не простые, а волшебные! Они рассказывают о месяцах осени, о их приметах и названиях!

(Обращает внимание детей на «дерево – сентябрь»)

О. – Посмотрите, ребята, какое нарядное дерево стоит! А как вы думаете о каком месяце рассказывает это дерево?

(ответы детей)

О. – Совершенно верно, это дерево рассказывает нам о сентябре!

      Давайте и мы расскажем дереву, что мы знаем о сентябре и его приметах!

(Трава на полях, на лугах и в лесах становится багряной, сухой; люди собирают урожай и запасаются на зиму, собирают грибы и ягоды; птицы собираются в стаи и готовятся к отлету; мы все еще встречаем насекомых: божие коровки, бабочки, мухи, комары, осы, пчелы и т.д.; все еще стоят теплые деньки, которые в старину называли «Бабье лето»)

О. – Молодцы, ребята, знаете приметы сентября! А кто из вас знает, как в старину называли сентябрь?

(Ответы детей: «Запевало осени», «Златоцвет»)

О. – Ребята, а что означает слово «златоцвет»? А что означают слова «Запевало осени»?

(ответы детей)

О. – Замечательно, дети! Вы выучили много песен и стихотворений про осень! А кто нам расскажет стихотворение о начале осени?

(ребенок рассказывает стихотворение)

Плывут паутины

Над сонным жнивьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

Поют трактористы,

На зябь выезжая.

Готовятся села

Ко Дню урожая.

                                               Твардовский А.Т.

О. – Молодец! Стихотворение просто замечательное! Ну, а нам пора идти дальше!

(осень обращает внимание на «дерево – октябрь»)

О. – Ой, ребята, а посмотрите, что за дерево такое красочное, но немного грустное! Давайте подойдем поближе. Ребята, как вы думаете о каком месяце осени рассказывает нам это дерево?

(ответы детей)

О. – Почему это дерево такое красочное? (ответы детей)

Тогда почему оно грустит? (ответы детей)

 - Дети расскажите о приметах октября?

(Ответы детей: дни становятся короче, а ночи длиннее; птицы улетают в теплые края; насекомые спрятались под сухой травой, под листьями, под корой деревьев; на улице слякоть, пасмурно; люди одеты в теплые вещи; листья опадают; на небе все чаще появляются тучи и идут моросящие дожди)

О. – А кто знает, как в старину называли месяц октябрь?

(Ответы детей: «Листопадом»)

О. – А почему его так называли? (ответы детей)

- Посмотрите сколько листьев уже опало! Давайте и мы ч вами покружимся как листочки!

(Предлагаю детям взять по листочку и встать в круг. Игра «Мы листочки, мы листочки…»)

О. –Ребята, а осенние листочки можно собрать в букет? Давайте с вами покажем, как это можно сделать!

(Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…»)

О. – Ну что ж, давайте попрощаемся с октябрем, ведь нам пора идти дальше!

(Осень ведет детей к следующему «дереву – ноябрю»)

О. – Ой, ребята, посмотрите какое грустное дерево стоит! А почему оно такое грустное, печальное, унылое? (ответы детей)

О. – Конечно, ребята, оно грустное, потому что на нем совсем не осталось листьев, оно совершенно голое. Солнышко уже не греет его своими лучиками. О каком же месяце оно нам рассказывает? (ответы детей)

О. – Правильно, дети – это месяц ноябрь! Какие приметы этого месяца вы знаете?

(Ответы детей: листья опали, небо покрыто свинцовыми тучами, часто идут моросящие дожди, появляются первые заморозки и лужи покрываются тонкой коркой льда, птицы уже улетели в теплые края)

О. – Правильно! А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (ответы детей: перелетные)

А каких перелетных птиц вы знаете?

(Ответы детей:ласточки, журавли, жаворонки, грачи, чижи,

дикие утки, лебеди и др.)

О. – А как называют птиц, которые остаются?

(Ответы детей: зимующие)

О. – Ребята, а кто знает, как в старину называли месяц ноябрь?

(Дети вспоминают, осень подсказывает)

- В старину ноябрь называли «чернотропом»! Как вы думаете почему?  (ответы детей)

- «Чернотроп» - черная тропа! Ведь на улице очень пасмурно, небо затянуто свинцовыми тучами!

(Гремит гром и появляется «Туча» со словами)

Т. – Ой! Кто тут вспомнил про меня и мою подружку Водицу? Здравствуйте дети! Я Тучка! А вы знаете, что такое вода? Какая она?  А для чего она нужна?

( Ответы детей: мокрая, прозрачная, жидкая;

она нужна растениям, животным, людям)

Т. – А у воды есть вкус? (дети: она без вкуса)

- А как придать вкус воде? (дети: посолить, под сладить, поперчить и т.д.)

- А запах есть у воды?

(Дети: нет она, она без запаха)

(Тучка  предлагает понюхать воду. Предлагает провести опыт. Добавляет в воду сахар и предлагает детям попробовать)

- А теперь какая вода на вкус? (сладкая)

- Ребята, а у воды есть цвет? (дети: нет она без цвета – прозрачная)

- А если мы в воду добавим молоко, она будет прозрачная? (нет)

(Проводит опыт, предлагает ребенку подойти и опустить

в стакан с водой ложечку)

- Видно ли вам ложечку? (дети: да)

- А теперь опусти ложечку в стакан с молоком. И что мы видим? Ложечку не видно! Можно сделать вывод, что вода прозрачная, а молоко белое – не прозрачное.

- Итак, мы можем сделать вывод, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса. А какая еще бывает вода?

(Ответы детей: родниковая, речная, морская, минеральная,

газированная, дождевая и. др.)

- А вы знаете во что может превратиться вода? (в пар, в лед)

- Молодцы ребята! Мы провели опыт с водой, а теперь давайте с вами поиграем! Я буду мама – Тучка, а вы мои детки – капельки.

(Приглашает детей в круг, одевает им маски – капельки и проводит игру «Тучка и капельки»)

- Ну что понравилась вам игра? Прохожих не намочили? Молодцы!

О. – Весело вы играли, ребята! Молодцы! А теперь давайте вспомним и расскажем нашей гостье Тучке, о чем мы с вами сегодня говорили.

(Дети: об осени, о ее приметах, о названиях осенних месяцев,

о сезонных изменениях и т. д.)

Т. – Какие вы умные! Так много знаете! Молодцы! Мне очень жаль с вами расставаться!

О. – Ребята, а давайте споем Тучке песню, чтобы ей не было грустно!

(Поют песню об осени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в подготовительной группе "Осень"

Это итоговое занятие по теме "Осень"....

Открытое занятие "В гости к Осени". Воспитатель года

Приоритетная образовательная область: «Познание: развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей, формирование представлений о сезонных изменениях в природе, расширение кругозора де...

Конспект открытого занятия по аппликации «Золотая осень».

Конспект  открытого занятия по аппликации ...

Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"

Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...

Открытое занятие "На прогулку в осенний лес"

открытое занятие по физической культуре для детей 2-ой младшей группы....

Конспект открытого занятия «В гости к Осени пойдем»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию...