Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними через сочинение и интерпретацию сказок
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
Из опыта работы. Материал содержит конспект совместной деятельности в средней группе "Свойства песка" на основе сказки "Колобок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_obektov_okruzhayushchego_mira_i_eksperimentirovanie_s_nimi.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними через интерпретацию и сочинение сказок.
С ранних лет своей жизни, ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
По мнению академика Н.Н. Поддъякова, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Я считаю, что в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Исследовательская деятельность в педагогическом процессе детского сада дает возможность обогатить содержание воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.
К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Сказка помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
В условиях детского сада экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
В своей работе использую русские народные, авторские сказки, преобразуя их, приучаю детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств.
Экспериментальную деятельность с детьми я планирую по пяти взаимосвязанным направлениям:
- «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
- «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
- «Физические явления» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
- «Человек» (функционирование организма и др.).
- «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Такое содержание познавательной деятельности учитывает, с одной стороны, задачи, реализуемые “Программой воспитания и обучения детей в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а с другой - актуальные интересы детей.
Учитывая психофизические особенности детей каждого возраста, были разработаны тематические планы экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы, где прослеживается усложнение решаемых задач при изучении того или иного объекта.
Во время проведения экспериментов использую модели и схемы, которые позволяют осмыслить и систематизировать полученные знания. В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать.
Для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения создан уголок экспериментирования «Школа волшебства».
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Формы работы с детьми.
- Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.
- Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
- Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
- Чтение научной и художественной литературы.
- Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
- Организация коллекций и выставок.
- Организация мини-музеев.
- Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.
Перечень сказок, используемых при экспериментировании
«Колобок» «Морозко» «Снегурочка» «Крылатый, мохнатый да масляный» «Вершки и корешки»
«Дюймовочка» Г.Х. Андерсен «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен «Цветик – семицветик» В. Катаев «Волшебник Изумрудного города» А. Волков
«Волшебное стекло» «Маленькие истории из жизни Магнитика» «Путешествие в страну Железяка» «Капризная Капелька» «Свет мой зеркальце….» «Приключение Микробика» Конспект совместной деятельности в средней группе «Свойства песка» (на основе РНС «Колобок») Цель: Знакомство со свойствами песка. Задачи: Образовательная: Познакомить детей со свойствами песка: песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы, мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду. Развивающая: Развивать умение обобщения и рассуждения на основе опытной деятельности. Воспитательная: Воспитывать умение выслушивать до конца инструкцию и выполнять задание точно по ней. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Вы помните, как она начинается? Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота. А что колобок мог увидеть за воротами? Посмотрел по сторонам, увидал дорогу, которая была из песка. Опыт 1. Песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется. Покатился колобок по дороге, посмотрел назад, а за ним след тянется. Опыт 2. Следы на песке. Покатился колобок дальше, навстречу ему заяц: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: Я колобок, колобок, По сусеку метен, Катится по дороге колобок, и вдруг тучи черные налетели, закрыли яркое солнышко и пошел дождик. Опыт 3. Мокрый песок темнее сухого. Пока колобок наблюдал за изменением цвета песка, дождь закончился. Покатился колобок по дороге, а на встречу ему серый волк. — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою: Я колобок, колобок, И покатился колобок по дороге, перепрыгивая через лужи, которые появились после дождя. Остановился колобок и смотрит… Опыт 4. Песок пропускает воду. Все лужи исчезли, а колобок покатился дальше. Катится, а навстречу ему медведь: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Где тебе, косолапому, съесть меня! И опять покатился — только медведь его и видел! И так ему весело стало, что решил колобок поиграть. Опыт 5. Песок слипается. Разыгрался колобок и не заметил как к нему лиса подкралась: — Колобок, колобок, спой мне песенку! Колобок и запел: — Я колобок, колобок, А лиса говорит: — Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче. Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче ту же песенку. А лиса опять ему: — Колобок, колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок. - Хитрая ты, лиса, только я хитрее. Не когда мне песни распевать, мне надо еще бабушке с дедушкой рассказать, что интересного я сегодня узнал. И покатился колобок дальше. Ребята, а что расскажет колобок бабушке и дедушке? И вы сегодня обязательно расскажите мамам и папам, о том какой песок бывает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Для детей подготовительной к школе группы...
«Формирование познавательных интересов к математике через воздействие с объектами окружающего мира.» сообщение из опыта работы ст.гр.
Формирование познавательных интересов к математике и создание предметно-развивающей среды...
Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"
Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...
Рабочая программа "Исследование объектов живой, неживой природы, экспериментирование" младшая группа
Рабочая программа "Исследование живой, неживой природы, экспериментирование" младшая группа...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию представлений об окружающем мире посредством экспериментирования (исследования предмета)
НОД: "Чудесные клубки"Цель: создание условий для формирования представлений об окружающем мире через игру.(создание условий для познавательной деятельности посредством исследования предмета ...
Конспект по окружающему миру «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»...