План самообразования Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность
материал

План самообразования

 

 

Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность

Срок реализации – 1 год

Дата начала работы над темой 01.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2021г

Воспитатель МДОУ д/с «Родничок»

Заянцева И.Б.

с. Турочак 2020

То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю.

hello_html_m439f7d2e.jpg

Актуальность

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

  • Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом).
  • Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений).
  • Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания).
  • Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей).
  • Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

Цель:

Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира

Задачи:

  • Освоить опыт коллег в применении современных педагогических технологий (проектное моделирование).
  • Систематизировать рассмотренный теоретический и практический опыт с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми.
  • Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Формировать у дошкольников представления о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.

  • Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
  • Стимулировать        активность        детей        для        разрешения        проблемной        ситуации        -        способствовать        воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Изучение технологий

август- октябрь 2020 г.

  1. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: издательство«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  2. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»
  4. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128
  5. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  6. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2006.
  7. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  8. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
  9. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.
  11. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  12. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду» 14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. - С. 208
  • Подбор, изучение и анализ методической литературы.
  • Определение направления практического воплощения теории.
  • Выбор формы отчетности.

  1. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1
  2. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
  4. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
  5. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.
  6. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

Электронные образовательные ресурсы: DVD диск. Фиксики (Фикси лаборатория) CDдиск. Развивающая Аудио энциклопедия.

Раздел

Сроки

Содержание

Практический выход

Работа с детьми

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины

Создание картотеки игр с песком и глиной. Создание условий для самостоятельной экспериментальной деятельности детей.

Октябрь

Изучение свойств воздуха

Эксперимент: «Упрямый воздух», «Почему не выливается?»

Творческая мастерская: изготовление вертушек, флюгеров из картона и самоклеющейся цветной бумаги.

Ноябрь

Свойства дерева

Беседа «Из чего мы сделаны?»; «Переплывём реку»; д/и «Найди предмет из дерева»; Игра на деревянных ложках.

Декабрь

Вода.

«Плавает-тонет»; «Меняет форму»; «Водяная мельница»; «Я – фокусник»

Январь

Может ли вода быть твердой?

«Замерзшая вода»;  «Тающий лед»;«Греет ли одеяло?»

Февраль

«Фокусы с магнитом»

«Волшебный предмет»; «Почему скрепка движется?»; «Полезные» магниты; игра «Чей улов больше?»

Март

Камни.

«Лёгкий - тяжёлый»; «Гладкий - шершавый»; рассматривание энциклопедии  камней.

Апрель

«Волшебное стекло»

«Поймай солнечного зайчика»; «Свет повсюду»; «Когда появляется тень?»; Игра «Поймай свою тень»; п/игра «День - ночь»

.Работа с родителями

Май

«Приборы - помощники»

«Как  увидеть муравья?»

Работа с родителями.

Сроки

Содержание

Практический выход

Ноябрь

Консультация: «Необычное рядом. Свойства материалов»

Воспитатель:

Подготовка материала

Декабрь

«Зимние узоры» - оформление участка цветными льдинками.

Воспитатель и родители:

Изготовление цветных ледяных фигур, совместное развлечение на прогулке «Зимние узоры»

Январь

Консультация: «Волшебница бумага» Мастер – класс «Игрушки из бумаги»

Воспитатель:

Размещение консультации в информационном уголке, подготовка к мастер – классу.

Родители: Идеи, собственный опыт.

Февраль

Консультация: «Необычные и полезные вещи из пластмассы» Выставка: «Мир пластмассы»

Воспитатель:

Подготовка консультации: «Необычные и полезные вещи из пластмассы» Родители:

Помощь в организации выставки.

Март

Копилка идей.

Воспитатель:

Сбор родительских идей, помощь воплощения их в жизнь (создание практических поделок)

 Родители:

Помощь в воплощении в жизнь идей.

Сроки

Содержание

Практический выход

Апрель

Буклет: «Делаем необычные кораблики» Организация фотовыставки:

« Мы – исследователи»

Воспитатель: организация совместной экспериментальной деятельности.

Дети: Обсуждение модели проекта, самостоятельная исследовательская деятельность. Родители: Обсуждение организации фотовыставки, помощь в фотографировании и оформлении.

Май

Викторина: «Лаборатория Знаек»

Воспитатель: подготовка наглядного материала,

обеспечение лабораторного оборудования, написание сценария викторины.

Дети: подготовка своих схем и таблиц.

Родители: Подготовка костюмов команд, помощь в оформлении викторины.

В течении года

Подбор и изучение

литературы

Обмен информацией с родителями.

Самореализация

В течении года

Посещение мероприятий коллег по данной теме (НОД, викторины)

Участие в методических мероприятиях образовательного учреждения, района, республики.

Отчет на итоговом педсовете о результатах деятельности по теме самообразования.

Разработка и проведение НОД и публикации в сетевых образовательных пространствах, методических журналах.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

  • Беседы с коллегами, обмен опытом работы по данной теме.
  • Активное участие в проведении и обсуждении мероприятий.
  • Создание картотеки опытов и экспериментов для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром через экспериментальную деятельность»

в материале представлен план работы по экспериментированию...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...

Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"

Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...

Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.

Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов....

Статья "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно ...