План самообразования Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность
материал
План самообразования
Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования
Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность
Срок реализации – 1 год
Дата начала работы над темой 01.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2021г
Воспитатель МДОУ д/с «Родничок»
Заянцева И.Б.
с. Турочак 2020
То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю.
Актуальность
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
- Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом).
- Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений).
- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания).
- Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей).
- Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
Цель:
Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира
Задачи:
- Освоить опыт коллег в применении современных педагогических технологий (проектное моделирование).
- Систематизировать рассмотренный теоретический и практический опыт с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми.
- Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
– Формировать у дошкольников представления о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации - способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Изучение технологий | август- октябрь 2020 г. |
|
|
Электронные образовательные ресурсы: DVD диск. Фиксики (Фикси лаборатория) CDдиск. Развивающая Аудио энциклопедия. |
Раздел | Сроки | Содержание | Практический выход |
Работа с детьми | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды | |
Сентябрь | Исследование свойств песка и глины | Создание картотеки игр с песком и глиной. Создание условий для самостоятельной экспериментальной деятельности детей. | |
Октябрь | Изучение свойств воздуха Эксперимент: «Упрямый воздух», «Почему не выливается?» | Творческая мастерская: изготовление вертушек, флюгеров из картона и самоклеющейся цветной бумаги. | |
Ноябрь | Свойства дерева | Беседа «Из чего мы сделаны?»; «Переплывём реку»; д/и «Найди предмет из дерева»; Игра на деревянных ложках. |
Декабрь | Вода. | «Плавает-тонет»; «Меняет форму»; «Водяная мельница»; «Я – фокусник» |
Январь | Может ли вода быть твердой? | «Замерзшая вода»; «Тающий лед»;«Греет ли одеяло?» | |
Февраль | «Фокусы с магнитом» | «Волшебный предмет»; «Почему скрепка движется?»; «Полезные» магниты; игра «Чей улов больше?» | |
Март | Камни. | «Лёгкий - тяжёлый»; «Гладкий - шершавый»; рассматривание энциклопедии камней. | |
Апрель | «Волшебное стекло» | «Поймай солнечного зайчика»; «Свет повсюду»; «Когда появляется тень?»; Игра «Поймай свою тень»; п/игра «День - ночь» | |
.Работа с родителями | Май | «Приборы - помощники» | «Как увидеть муравья?» |
Работа с родителями.
Сроки | Содержание | Практический выход | |
Ноябрь | Консультация: «Необычное рядом. Свойства материалов» | Воспитатель: Подготовка материала |
Декабрь | «Зимние узоры» - оформление участка цветными льдинками. | Воспитатель и родители: Изготовление цветных ледяных фигур, совместное развлечение на прогулке «Зимние узоры» | |
Январь | Консультация: «Волшебница бумага» Мастер – класс «Игрушки из бумаги» | Воспитатель: Размещение консультации в информационном уголке, подготовка к мастер – классу. Родители: Идеи, собственный опыт. | |
Февраль | Консультация: «Необычные и полезные вещи из пластмассы» Выставка: «Мир пластмассы» | Воспитатель: Подготовка консультации: «Необычные и полезные вещи из пластмассы» Родители: Помощь в организации выставки. | |
Март | Копилка идей. | Воспитатель: Сбор родительских идей, помощь воплощения их в жизнь (создание практических поделок) Родители: Помощь в воплощении в жизнь идей. |
Сроки | Содержание | Практический выход | |
Апрель | Буклет: «Делаем необычные кораблики» Организация фотовыставки: « Мы – исследователи» | Воспитатель: организация совместной экспериментальной деятельности. Дети: Обсуждение модели проекта, самостоятельная исследовательская деятельность. Родители: Обсуждение организации фотовыставки, помощь в фотографировании и оформлении. | |
Май | Викторина: «Лаборатория Знаек» | Воспитатель: подготовка наглядного материала, |
обеспечение лабораторного оборудования, написание сценария викторины. Дети: подготовка своих схем и таблиц. Родители: Подготовка костюмов команд, помощь в оформлении викторины. | |||
В течении года | Подбор и изучение литературы | Обмен информацией с родителями. | |
Самореализация | В течении года | Посещение мероприятий коллег по данной теме (НОД, викторины) Участие в методических мероприятиях образовательного учреждения, района, республики. Отчет на итоговом педсовете о результатах деятельности по теме самообразования. Разработка и проведение НОД и публикации в сетевых образовательных пространствах, методических журналах. Разработка и внедрение дидактических материалов. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром через экспериментальную деятельность»
в материале представлен план работы по экспериментированию...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...
Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"
Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...
самообразование "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"
отчет воспитателя по самообразованию...
Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов....
Статья "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно ...