Конспект по окружающему миру «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
план-конспект занятия по окружающему миру
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитателя Коростелевой С.Е
на 2019-2020 учебный год.
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
2019г.
Тема: «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
Цель: Сформировать у детей дошкольного возраста (любознательность и познавательную активность при ознакомлении) представления об окружающем мире живой и неживой природы посредством экспериментирования.
Задачи:
- изучить литературу и опыты работ по данной теме.
- расширить представления детей о свойствах воды, песка, воздуха (твердость, весомость, сыпучесть).
- формировать представления об использовании факторов природной среды (солнца – воздуха – воды - земли).
- расширить познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Этапы работы над темой:
1. этап: подготовительный.
- изучить методическую литературу по данной теме.
- разработать перспективное планирование на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
- создание предметно-развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов посредством экспериментирования с живой и неживой природой.
- изучение с детьми техники безопасности при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
2. этап: практический
- создание картотеки опытов и экспериментов
- разработка и проведение НОД с детьми:
- Опыты с водой
- Опыты с воздухом
- Опыты со снегом и льдом
- Опыты с магнитом
- Опыты с камнями
- Опыты с растениями.
- организация образовательной деятельности (метод наблюдения, игровой и словесный метод, эксперементирование).
- совместная деятельность педагога и детей
- самостоятельная деятельность детей.
- работа с родителями.
3. этап: заключительный.
- Анализ и обобщение результатов работы
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- - создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;
- - работа с детьми;
- - работа с родителями;
- - беседа, наблюдение;
- - опыты;
- - наблюдения на прогулках, эксперименты;
- - чтение художественной литературы
- - подбор опытов и экспериментов для проведения, дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
Актуальность данной темы заключается в том, что детское экспериментирование на ряду с игровой деятельностью является одной из главных проявлений в развитии ребенка. Лев Семенович Выготский утверждал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Исходя из слов автора детское экспериментирование дошкольного возраста является одним из ведущих видов деятельности в познании окружающего мира. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую»
Чаще всего игра у детей перерастает в реальное творчество. И совсем не важно открыл ли ребенок что-то новое или же, сделал то, что всем уже давно известно.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать ребенку необходимые условия для реализации опытов в экспериментальной деятельности. Ведь в данном возрасте знания, которые взяты не из книг, а добыты самостоятельно, всегда являются более прочными.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение учебной литературы;
- разработка программно-методического обеспечения;
- анализ и оценка своей деятельности и деятельности воспитанников;
- продолжить изучать и усовершенствовать данную тему.
Предполагаемый результат:
- повышение представлений об окружающем мире посредством экспериментирования у воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Форма отчета по проделанной работе: работа по теме самообразования еще ведется.
План работы на год:
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Ноябрь – май | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей. 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ научной литературы. Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме. «Создание условий для проведения Экспериментально –исследовательской деятельности». |
Работа с детьми | Ноябрь | Составление серии опытов для дошкольников | Система занятий По исследовательской экспериментальной деятельности детей |
Декабрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой | |
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом | |
Февраль | Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи | Опыты со снегом и льдом | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом | |
Апрель | Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Опыты с камнями и песком | |
Май | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты с растениями | |
Работа с семьей | Ноябрь | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений» |
Апрель | Консультация: «Научите ребенка любить живую и неживую природу» | Оформление папки передвижки | |
Ноябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. | |
Самореализация | Ноябрь – май | Участие в конкурсах, вебинарах, олимпиадах. | Расширение кругозора. Повышение квалификации |
Март | Оформление уголка живой и неживой природы. | Посадка растений. Проявление интереса к изучению жизни растений, обучать навыкам лабораторных наблюдений, опытов и экспериментов. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Список литературы:
- Белая, К.Ю. Самообразование Педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник Старшего Воспитателя. - 2007. - № 2.
- Деркунская В.А. Игры – Эксперименты С Дошкольниками./ Центр Педагогического Образования, 2012.
- Дыбина О.В. Неизведанное Рядом. Занимательные Опыты И Эксперименты Для Дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
- Зубкова Н.М. Воз И Маленькая Тележка Чудес. Опыты И Эксперименты Для Детей От 3 До 7 Лет/ Издательство «Речь» 2006.
- Иванова А.И. Детское Экспериментирование Как Метод Обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
- Иванова А.И. Естественно-Научные Наблюдения И Эксперименты В Детском Саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
- Иванова А.И. Методика Организации Экологических Наблюдений И Экспериментов В Детском Саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
- Иванова А.И. Экологические Наблюдения И Эксперименты В Детском Саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
- Исакова Н.В. Развитие Познавательных Процессов У Старших Дошкольников Через Экспериментальную Деятельность. / Детство-Пресс, 2013.
- Короткова Н. А. Познавательно- Исследовательская Деятельность.//Образовательный Процесс В Группах Детей Старшего Дошкольного Возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, С.118-189.
- Кривовал.И., Климова М.Р. Система Методической Работы По Разделу «Детское Экспериментирование».
- Материалы Интернет-Сайтов. Изучение Статей, Конспектов По Самообразованию И Проектной Деятельности На Интернет Сайте: Http://Nsportal.Ru.
- Маханёва, М.Д. Самообразование Педагогов / М.Д. Маханёва // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2004. - № 1.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная Деятельность Детей 4-6 Лет. Волгоград, 2008.
- Прохоровал.Н. Организация Экспериментальной Деятельности Дошкольников.-М.-Аркти, 2008.
- Урмина И.А. Инновационная Деятельность В ДОУ: Программ - Метод. Обеспечение: Пособие Для Рук. И Адм. Работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Приложение 1.
Опыты с водой.
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные опыты для исследования воды.
Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. • В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
|
Замерзшая вода Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, кар- Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ? • Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? • «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: |
Вода и пар Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Вопросы: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему? |
Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. |
Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. |
«Чудесные спички» Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. |
Опыты с воздухом
«Что такое воздух?»
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный. Вывод: Он бесцветный
Воздух повсюду Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
• Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети |
Воздух работает Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как это можно проверить ? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла?Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар ? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком |
Воздух. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. |
Воздух. Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. |
«Надуваем шарик» Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона. Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель!!!). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться. Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины |
Опыты со снегом и льдом
Что такое снег (лёд).
Набрать с ребёнком в ведёрко снега (или льда) на улице и принести домой. На некоторое время оставить в теплом помещении. Потом обратить внимание на то, что снега не стало, а в ведёрке появилась вода. Вывод: снег (лёд) – это вода, в твердом состоянии. Где образуется снег? Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается . А со временем она превратится в облако. Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки. Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.
Свойства снега Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь? Вывод: снег холодный. Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету. Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага? Вывод: снег белого цвета и непрозрачный. Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается. Вывод: снег рыхлый. |
Сравнение снега и льда? Занести снег и лёд в теплое помещение. Общее: это вода, в твёрдом состоянии. Кладем снег и лед на черный лист бумаги. Различие: снег белый, а лёд – прозрачный. Снег сдувается с ладошки, а лёд ломается. Различие: снег рыхлый , а лед хрупкий. |
Какую пользу приносит снег для растений? Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время сравниваем температуру воды в бутылках. Вывод: вода в бутылке теплее. Значит снег защищает растения от холода. |
Что же находится в снегу между снежинками? Предложить детям набрать снег в ведёрко, стараясь его не мять. Потом предложить утоптать его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объёме. Вывод: в снегу между снежинками есть воздух. |
Какую пользу приносит снег людям? Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли. Вывод: снег чистит воздух. |
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? Слепить с ребёнком из снега Деда Мороза и Снегурочку. И занести их в теплое помещение. Снегурочку окутать в меховую одежду, а Деда Мороза оставить так стоять. Понаблюдать, кто раньше растает. Раньше растает Дед Мороз. Вывод: Деду Морозу и Снегурке нужны шубы, чтобы не растаять. Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а одежда защищает не только от холода, но и от тепла. Я уверена, если вы проделаете подобные опыты с детьми. Вы не только умственно разовьёте своего ребёнка. Но и Ваши с ним отношения намного будут теплее и ближе от совместно проведенного времени. Опыт «Почему снег хрустит?» Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. Опыт Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды. Вывод: снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода) Опыт «Откуда берётся иней?» На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку (крышку). Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт «Почему снег греет?» Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.
Опыт «Почему снег белый?» Предварительно на улице рассмотреть снежинки через микроскоп и увидеть, что снежинки состоят из тоненьких прозрачных кристалликов льда. - А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая). А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. - Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги. - Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу "льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. (разрезать на мелкие кусочки) - Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку). - Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет) Взять пинцетом один кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный) - Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым. -Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»? Вывод: Прозрачная тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики» (снежинки) сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.
Опыт «Снежные цветы» В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Опыт «Чистый лед» Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Вывод: Замораживание очищает воду. |
Опыты с магнитом
Магнит - самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментов и опытов. При помощи магнита можно делать разные фокусы, приводящие в восторг детей даже самого маленького возраста. А если нужно произвести впечатление на однокурсницу или коллегу, то и в этом старый добрый магнит пригодится.
Опыты с магнетизмом могут быть очень разнообразными: от простой демонстрации магнитного поля земли при помощи иголки и чашки с водой, до экспериментов со сверхпроводимостью. Конечно, чем сложнее и невероятнее будет эксперимент, тем более тщательно нужно к нему готовится.
Испытания силы притяжения. Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди. Ход эксперимента: Положите на стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу. |
Фокусы с магнитами Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлич.стержнем;миска с водой,банка с вареньем,и с горчицей;деревянная палочка, с одного края кот.прикреплен магнит и сверху покрыт ватой,а с другой—на конце только вата;фигурки животных на картонных подставках;коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной строны;скрепки;магнит,прикрепленный с помощью скотча к карандашу;стакан с водой,небольшие металлические стержни или иголка. Описание.Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь». Фокусник:Многие считают гуся глупой птицей.Но это не так. Даже маленький гусенок понимает,что для него хорошо,что плохо.Хотя бы этот малыш.Только что вылупился из яйца,а уже добрался до воды и поплыл.Значит,он понимает,что ходить ему будет трудно,а плавать—легко.И в пище разбирается.Вот тут у меня привязаны две ватки,макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать(подносится палочка без магнита)Кушай,маленький!Смотрите,отворачивается.Какая горчица на вкус?Почему гусь не хочет есть?Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом).Ага, потянулся к сладенькому.Не глупая птица
• Дети сами достают разл.предметы из воды с пом.магнита. |
Летающая бабочка. Материал: бабочка, вырезанная из ткани, скрепка, нитка, магнит. Ход эксперимента: Вырежьте из какой-нибудь ткани бабочку. Прикрепите к ней скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки. Другой конец прикрепите к краю стола клейкой лентой. Попробуйте заставить бабочку «летать», не касаясь магнитом скрепки. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз. |
Опыты с камнями.
Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.
Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).
Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.
Какими бывают камни? |
Твердый камень Цель: Сформировать представление о твердости камня Материалы: камешки, пластилин, монеты Ход опыта Предполагаемые ответы детей Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали поастилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся. А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий. Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые. |
Тонет - не тонет |
Может ли камень издавать звуки? |
Меняют ли камни цвет? |
Теплый камешек |
Опыты с песком
Песочная страна Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок ? Как выглядят песчинки ? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? • На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), Все вместе рассматривают детские рисунки |
Свойства насеянного песка Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке. После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и про-делайте аналогичные действия с карандашом и ключом. Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители. |
Свойства мокрого песка. Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. Оборудование: 1. Сухой песок и мокрый песок. 2. 2 подноса. 3. Формочки и совки для песка. Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму. Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух. |
Песок и глина Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Оборудование: 1. Два стакана: с сухим песком и глиной. 2. Лист бумаги. 3.Палочка. Опыт: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Вывод 1: песок - рыхлый, в отличие от глины. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины. |
Опыты с растениями
Дидактические игры
1. Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
2. Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
3. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
4. Лото «Что где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
5. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Как луковица реагирует на свет. Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож - совершенно желтый! Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке! Что же произошло с ростком под действием света? В нем стал вырабатываться хлорофилл - пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла "кушает" :) Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет "голодное" и "бледное". В конце-концов, оно "заболеет" и погибнет. |
Растения, выращенные в темноте и на свету. Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт. Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф. Через несколько дней разница между ними стала разительной - подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:) А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо. |
Движение к свету. Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото - свет, тропос - поворот). Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное - так тянулись к окну. А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение. Вот уж мы не ожидали такой "прыткости" от медленного растения! |
Приложение 2.
- Консультация для родителей
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Консультация для родителей.
«Научите ребенка любить живую и неживую
природу»
Ознакомление детей с живой и неживой природой - сложная тема. Освоение и понимание её законов требует не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых.
Ребенку изначально свойственна любовь ко всему живому. Он тянется к кошке и собаке, зайцу, цветку. Если это свойство игнорировать, не обращать на него внимания, если родители не сочтут его важным, то оно может привести к некоторым искажениям в личности ребенка. Это внутреннее присущее свойство имеет тенденцию развиваться в двух альтернативных направлениях. Либо оно идет так сказать по нисходящей, приводит к низменному желанию забрать себе, схватить, присвоить всё, до чего только возможно дотянуться. Ребенок рвёт и бросает за ненадобностью цветы, тащит в дом пойманного ежа, который погибнет, если не сумеет сбежать, умрет и притащенный в дом птенчик. Родители с умилением наблюдают, как ненаглядное чадо ползает по полянке и срывает цветущие цветы, превращая полянку в кладбище погибших цветов. Умиляться тут нечему. Такое поведение залог грубости характера, душевной черствости, эгоизма. Так же ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки, оставляют мусор, включают громко музыку. В таких случаях можно смело говорить о том, что взрослые поступают неправильно.
Гораздо лучше для ребенка, если интерес к живому будет подаваться иным путем. Куда полезнее присесть рядом с малышом перед тем же одуванчиком, полюбоваться его золотыми лепестками лучиками, увидеть растущем незатейливом цветке - красоту, роскошь, созданную природой. Так развитие души ребенка пойдет по правильному пути, по пути духовности. Уважительное отношение ко всему живому научит его сопереживанию и сочувствию. Из ребенка получится не бездушный переделывать природы, не разрушитель, а созидатель с жизнеутверждающим мотивом каждого своего поступка.
Любовь ребенка к живому можно перенести на домашние растения и животных. Можно вместе с мамой ухаживать за комнатными цветами. Очень неплохо завести домашних животных, но обязательно рассчитать по силам ли дело. Не надо заводить обезьяну, крокодила или тигра, даже если средства позволяют сделать это. Сначала можно купить хомячка, рыбок потребуется хоть и несложный, но совместный уход. Хлопоты доставят всей семье массу радости и, не удивляйтесь, даже послужит её укреплению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"
Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...
Технология работы в соответствии с требованиями ФГОС: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире.
Статья рассказывает о формировании у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)» Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование...
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...
Конференция ДОУ Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Конференция ДОУФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)...
"Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования живой и неживой природы"
План работы по самообразованиюВоспитателя Коростелевой С.Ена 2019-2020 учебный год. «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и н...