Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"
материал по математике (старшая группа)

Тришина Светлана Александровна

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для полноценного математического развития.Знакомимся с общедидактическими принципами,методами и приемами формирования математических представлений.

Особое внимание уделяется досуговой деятельности с математическим содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1151,дошкольное отделение 2

Доклад на тему:

«Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира».

Выполнил воспитатель гр.№11

Тришина Светлана Александровна.

2018г.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации .

Математические представления сводятся к следующим категориям: количествовеличинаформавремяпространство, их свойствам и отношениям.

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности.

Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы.

Развитие дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах деятельности.

Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения .

Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям .

Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием по-прежнему остаются действительные, вещественные предметы, ведь они, как подлежащие осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.

Современные педагоги выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте:

* образование должно соответствовать установленным требованиям, при этом объективные достижения появляются у ребенка, если обучение строится с учетом его возрастных особенностей и индивидуального темпа развития (личностно-ориентированный подход);

* для более эффективного математического развития ребенка в условиях дошкольного учреждения желательно взаимодействие педагога с родителями.

* важно, чтобы учебно-познавательное общение строилось как диалог взрослого и ребенка. Взрослый не должен делать беседу односторонней. Нравоучения и назидательный тон нередко превращают диалог в монолог и приводят к «интеллектуальному иждивенчеству» – ребенок ожидает, что взрослые все расскажут и пояснят. Необходимо постепенно приучать ребенка мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения;

* необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она показывает, что малыш пытается связать разрозненные факты и осмыслить их, используя свой небольшой жизненный опыт. Как писал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений. Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, так как грубое вмешательство взрослого может резко затормозить мыслительную активность ребенка;

* ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Знакомство с цифрами, умение считать, складывать и вычитать на деле нередко выливается для ребенка в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10, но в школе при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения выручают недолго. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность математических представлений приводит к появлению «проблем с математикой». Способность ориентироваться в «нулях» на денежных купюрах и отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона, не является показателем математического развития. Отличить механическое запоминание от действительного понимания можно по тому, способен ли ребенок применить полученные знания в аналогичных ситуациях. Истинное же развитие происходит, если дошкольник использует накопленные знания в новых, нестандартных, незнакомых ему ситуациях;

* знания не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем (Д.Б. Эльконин). При решении математических задач не столь важно помочь ребенку найти ответ, как обнаружить разнообразные пути решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей;

* при обучении математике необходимо использовать разнообразные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, обеспечивать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность, при этом важна активность самого дошкольника – собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или слушанием педагога.

На уровень внимания ребенка к изучаемой теме заметно влияет качество передаваемой информации: доступность изложения, структурированность и логичность, насыщенность иллюстрациями и пояснительными примерами, связь с ранее изученным материалом, соответствие уровню развития дошкольников, учет их психофизиологических особенностей.

Для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний – он учится. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение), поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме». Поэтому Программа воспитания в детском саду рекомендует организовывать досуговую деятельность, цель которой – вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме преподать необходимые сведения, в том числе, по математике.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям.

Согласно ФГТ, большое значение при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, В.В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы.

К методам формирования элементарных математических представлений относятся: игровой, практический, наглядный, словесный. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Ведущим является практический метод, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников: большое значение в обучении детей старшего дошкольного возраста имеет активное включение в работу разных анализаторов. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами (изображениями, моделями), на базе которых возникают элементарные математические представления. Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Постепенно дошкольники овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

При формировании элементарных математических представлений используются следующие приемы (А.А. Столяр):

* демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением;

* инструкция по выполнению самостоятельных заданий;

* пояснения, разъяснения, указания в процессе деятельности;

* вопросы к детям;

* словесные отчеты детей;

* контроль и оценка;

* сравнение, анализ, синтез;

* моделирование.

Все эти приемы применяются в тесной взаимосвязи друг с другом.

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств:

* методические пособия для воспитателя детского сада (конспекты);

*сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений (специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, шашки, шахматы, кубики с цифрами и знаками, счетный материал);

* учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи;

* демонстрационный материал (магнитная доска с комплектом геометрических фигур, модели, карточки и таблицы, оборудование для проведения дидактических игр, приборы, логические блоки);

* раздаточный материал (карточки, наборы геометрических фигур, счетные палочки);

* занимательный материал (стихи, считали, задачи в стихотворной форме, игрушки-головоломки из геометрических тел, геометрические конструкторы).

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, работа по развитию элементарных математических представлений ведется по следующим направлениям: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Требования к содержанию математического обучения детей отражаются в программе воспитания и обучения в детском саду. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Досуговая деятельность с математическим содержанием как средство формирования математических представлений

Педагоги отмечают, что ребенок быстро теряет интерес к приобретению знаний, если этот процесс лишен самостоятельной творческой работы. Досуговая деятельность с математическим содержанием – превосходный инструмент для формирования математических представлений, который позволяет избежать отношения к математике как к сухой, неинтересной и далекой от жизни детей науке. Согласно ФГТ, важной задачей при этом является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни. Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так. Поэтому на развлечениях должны преобладать не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого.

Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывают стабильный интерес, обеспечивают концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Использование досуговой деятельности придает процессу обучения творческий характер, обуславливает его многомерность и повышает качество. К тому же досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении (в том числе оказывает влияние на развитие речи), учит взаимодействию для достижения цели, вследствие чего происходит социализация ребенка, позволяет ему почувствовать себя успешным.

В результате досуговой деятельности дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.

При планировании досуговой деятельности воспитатель относительно свободен в выборе содержания, что позволяет ему гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, учитывать интересы детей, устранять обнаруженные пробелы в знаниях, развивать их инициативность и самостоятельность.

Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются:

* вечера развлечений;

*математические праздники.

Считается целесообразным проводить развлечения именно во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели, чтобы вокруг этого дня с самого утра царила атмосфера таинственности и ощущение предстоящего сюрприза.

Особое место отводится математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное в их организации – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций .

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможность интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.

Проведение досуговой деятельности предполагает четыре этапа:

 1-й этап – диагностико-информационный – сбор данных с целью выявления интересов, желаний и потребностей детей, пробелов в их обучении, определение желаемых результатов проведения досуговой деятельности;

 2-й этап – организационный – разработка сценария досуговой деятельности, создание условий и выбор средств для проведения работы;

 3-й этап – образовательно-воспитательный – проведение досуговой деятельности;

 4-й этап – итогово-результативный – оценка результатов работы и их соответствия запланированным, отчет о проделанной работе, выработка рекомендаций и определение дальнейших направлений досуговой деятельности.

Для достижения наибольшего эффекта от проведения досуговой деятельности необходимо комплексное использование всех методов формирования элементарных математических представлений: словесного, наглядного, практического и игрового в разнообразных комбинациях друг с другом.

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в досуговую деятельность стихов, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по математике или в свободное от занятий время. Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности. Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми как одна из форм организации досуга – это уникальная возможность в рамках образовательного процесса повлиять на микросоциальный фактор развития ребенка, которая позволяет, помимо своей основной цели, повысить психоэмоциональную устойчивость детей.

Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

В.А. Сухомлинский:«Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для н...

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 2020г

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...