«Я - гражданин России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Туманова Наталья Викторовна
Конспект образовательной деятельности по правовому ознакомлению детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_na_grazhdanstvo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  по правовому ознакомлению детей старшей группы.

                       

                                      «Я - гражданин России»

(право на гражданство)              

Воспитатель: Туманова Наталья Викторовна

Цель: довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.

Задачи:

  1. Формировать представления о правах детей, а именно – право на гражданство.
  2. Развивать речь детей, активизировать словарь новыми словами: гражданин России, свидетельство о рождении, конвенция.
  3. Воспитывать чувство гордости своим гражданством.

Материал:

Флаг РФ, герб, аудиозапись гимна России, карта России, портрет президента РФ, свидетельство о рождении, волшебный сундучок, шляпа.

Ход занятия:

Ребята, скажите пожалуйста, что висит у меня на доске? (карта) Что на ней изображено? (страна) Ребята,  кто мне скажет, как называется наша страна? (ответы детей: Россия)

Кто из вас может показать границы нашей страны на карте мира?

(Воспитатель предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте).

Ребята, а что такое Родина? (Ответы детей: место, где мы родились, наш город, наша страна).

Воспитатель: Правильно, ребята! Россия – наша Родина.

Ребята, посмотрите на карту. Как велика и необъятна наша Родина - Россия! Её омывают 12 морей. Она больше любой другой страны мира.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

 Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны! (гимн)

Гимн – торжественная песнь России. Любое важное событие, будь то новый день, открытие олимпиады и др. начинается с исполнения гимна. Давайте и мы с вами начнем наше занятие с исполнения гимна России.

Воспитатель напоминает детям, что гимн поют стоя, слушают тоже стоя. Слушаем и поем гимн России. (аудиозапись)

Воспитатель:

Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и флаги. Без этих отличительных знаков также не обходится ни одно важное для страны событие.

Ребята, вспомните, что означают цвета российского флага?

Читаем стихи В.Степанова:

Флаг России

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Воспитатель предлагает детям взять по одному квадрату, которые разложены на столе.

Воспитатель: У вас, у каждого в руках квадраты разных цветов. Из них нужно собрать картинку – флаг России. Вспомните, как он выглядит, какие цвета на нем, в каком порядке расположены. Выложите их на заготовку.

Дети становятся вокруг стола, на котором лежит заготовка и выкладывают флаг России.

Посмотрите на герб России. Что на нем изображено? (ответы детей: орел, всадник – Георгий Победоносец, змей – означает врагов)

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята, а что означает быть гражданином своей страны?

(Граждане – это люди, которые принадлежат к постоянному населению государства, подчиняются его законам и имеют определенные права и обязанности).

Воспитатель:

 Ребята, как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином своей страны? (Ответы детей: когда родился)

Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется?

Что такое день рожденья,

Я отвечу без сомненья:

День подарков, пирогов,

День улыбок и цветов!

С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Наш президент (как зовут президента России?) В.В.Путин и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка. Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох) 
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох) 
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

- Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Зачем нам нужно имя?                  (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

                          (Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Сейчас дети, я вам расскажу, какие еще есть у вас права.

(презентация)

Права детей:

  1. Право на жизнь.
  2. Право на имя.
  3. Право знать своих родителей и право на заботу.
  4. Право на жилье и его неприкосновенность.
  5. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
  6. Право на образование.

Вот, сколько, много прав имеете вы, дети! И это только часть. Все ваши права записаны в «Конвенции по правам ребенка».

Дидактическое упражнение «Исправь предложение»

1.Сначала родились мы, а потом наши родители.

2.Бабушка младше мамы.

3.Я – бабушкина дочка (сыночек).

4.Я, бабушка, дедушка, папа, мама – соседи.

5.Вся моя семья родилась в России – мы американцы.

6.Когда мы рождаемся, мы получаем паспорт.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

 Он на свете не один!

Воспитатель: На этом наше занятие подходит к завершению. Вы все очень хорошо потрудились, я думаю каждый из вас, будет достойным гражданином нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

Программа "Я гражданин России"

Данная программа разработана для среднего школьного возраста рекомендуемая аудитория воспитанники детских домов и школ интернатов. Она способствует социальной адаптации детей и воспитанию гражданствен...

проект по нравственному воспитанию "Я гражданин России"

Проект  «Я гражданин России», авторы: М.Н. Клочко,  Е.А. УльяницкаяЦель: Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной     позицией и творч...

Конспект открытого занятия на тему "Я - гражданин России".

Занятие посвящено правам детей, которые прописаны в конвенции о защите прав ребенка. Основной акцент занятия: право на гражданство....

«Я – гражданин России».

Задачи.  Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...

«Я – гражданин России».

Задачи.  Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...