Программа "Я гражданин России"
методическая разработка по теме
Данная программа разработана для среднего школьного возраста рекомендуемая аудитория воспитанники детских домов и школ интернатов. Она способствует социальной адаптации детей и воспитанию гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на существование в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие «гражданственность предлагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к разному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек и общество». Формируя гражданина - мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная, индивидуальная личность, обладающая единством духовно – нравственного и правого долга.
Главное в программе «Я гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, созданий условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно относительно использовать социальное окружение, помочь воспитанника освоить общественно – исторический опыт путем внедрения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Основную идею предлагаемой программы можно сформировать в следующих словах « сберечь себя для России и Россию для себя».
Каждому из нас необходимо чувствовать себя
частицей большой многомиллионной сильной – спокойной защищать себя – Родины. Важно донести до воспитанников детского дома, чего Родина нуждается в каждом из нас, мы – её часть, нам труд создаёт её богатства, её силу, её мощь.
Изучая главную Историю Отечества, её богатейшую культуру надо научить ощущать свою причастность к славным деяниям предков. Только человек, глубоко искренне любящий свою родину способен понять и принять аналогичные чувства. Уважение чувств человека - является прочной основой взаимопонимания.
Дети детского дома, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, социальную не защищенную самооценку, сомнение в собственных возможностях. Поэтому на всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, внешняя цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит – помочь детям увидеть, что можно изменить мир – группу, семью, школу, страну, к лучшему.
- Вовлекать в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех.
- Поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех – близких, человечества в целом, природы.
- Получать в осознании него, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет. Все мероприятия направленные то чтобы занять свободное время и требуют определенных усилий по преобразованию новых знаний, по преобразованию новых знаний, по осмыслению собранного материала, по его обработке, это позволяет много общаться друг с другом, что дает возможность и принять чувства другого человека – так в человеке формируется терпимость. Уважение другого человека является прочной основой взаимопонимания.
Патриотизм – важнейший духовно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости. Цель программы вести ребенка от одной жизненной ступени к другой. Помочь осознать себя в мире, видеть свои достоинства и недостатки, самому корректировать свою личность в соответствии с собственными запросами. Это не нарушает конвенции о правах ребенка и позволяет соблюдать закон об образовании.
Программа рассчитана на 5 лет для среднего и старшего школьного возраста.
Формы работы – лекции, беседы, встречи с интересными людьми, изучение определяемого материала, знакомство с творчеством художников, писателей, литературные вечера и т. д.
Наполняемость группы детей может варьироваться от интересов.
В течение работы по программе оставляет за собой возможность корректировать в процессе работы в течение года.
2.Тематическое планирован
В программе 3 блока (связанные межу собой логикой формирования гражданина России).
1.Исторический экспресс – краеведение.
Направления. Я и детский дом.
Я и мой город.
2.Во славу города.
Направления. Я и культура.
Я и моё Отечество.
3.Формирование гражданского отношения.
Направления. Я и я.
Я и семья.
Исторический экспресс.
Я и детский дом.
Основное содержание деятельности – осмысливания воспитанниками необходимости знаний для нормальной жизни в современном мире, но воспитанники должны не только получать знания, но и учиться жить.
Задачи: - Формировать осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человечества, умение сочетать личные и общественные интересы.
- Формировать стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подмененного товарищества и дружбы в коллективе.
- Развивать умения исполнять роль хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
- Создавать обстановку для организации самообслуживания, уважение к труду, окружающих, забота о младших.
- Рассматривать представление о традициях дома, в котором живут, его истории.
Я и город.
В содержание этого раздела входит осмысление себя, как части города, части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свой город, но и за всю планету.
Задачи: - Воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, городом, как части планеты.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей среде, труду как источнику радости и творчества людей.
- Дать представление о происхождении города, причинах его строительства, истории того места, где находится родной город.
- Дать представление о людях, принявших участие в строительстве города, социальном устройстве города.
- Воспитывать уважение к национальным традициям.
Во славу города.
Я и культура.
Основным направлением является осмысление воспитанниками значимость искусства в современном городе, развитием духовного мира на основе назначения литературы, фольклора.
Задачи:- Воспитывать чувства прекрасного, развивать творческое мышление, эстетический вкус.
-Формировать пониманием значимость искусства в жизни каждого гражданина.
Я и мое отечество.
В содержании деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, её патриота и гражданина.
Задачи.
- Формирование у воспитанников осознание нравственного и правого долга и обязанностей по отношению к природе.
- Формировать стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
- Обогащать эстетическое значение, совершенствовать творческие умения и навыки.
- Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
Формирование гражданского отношения к себе.
Я и я:
Содержание деятельности по этому направление программы входят осмысление ребенком себя как частички окружающегося мира и обращения уверенности в своей значимости.
Задачи:
- Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.
- Воспитание напоминания существенности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественном месте.
- Формировать у воспитанников потребности к самообразованию воспитанников, морально – волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодоление трудностей.
Я и семья.
Основное содержание данного направления подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственников. Воспитанник должен знать свои семейственные традиции, уметь любить и беречь близких людей.
- Формирование уважения к членам семьи.
- Воспитывать семьянина, любящих своих родных. Формировать умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности
4. Предполагаемый результат.
Осознание роли в жизни человека, ведение личной перспективы, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение роли хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости и радости общения, уважение друг к другу, уважение к труду окружающих, забота о младших.
Убежденность в том, что настоящий гражданин любит, и гордиться своей Родиной, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура духовность человека. Настоящий гражданин любит и бережет природу.
Умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
Знакомить с жизнью и творчеством выдающихся художников, композиторов, писателей.
Формирования понятия сущности социальных ролей:
- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством,
- женщина отличается добротой, вниманием, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любить детей.
Закреплять такие понятия как - ценность человеческой жизни, справедливость, бескорыстии. Уважать человеческие достоинства, проявлять милосердие, способность к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.
5. Список литературу.
1. Программа воспитание школьников: «Я – гражданин России» (средняя школа 27, Старый Оскол).
2. Военное – патриотическое воспитание детей и подростков. Н. К. Беспалова, Д. Е Яковлев.
3.Гражданско-патриотического воспитания. Е. А Усанова, Н. И Еременко.
4. Патриотическое воспитание. И. А Поликович.
5. Патриотическое воспитание школьников.
Т. А Казимова, Д. Е Яковлева.
6. Классные часы 1 – 11 классов.
С. В Шевченко, В. Г Денисова.
7. Сценарии классных часов и вечеров.
В. А Ведерникова, Н. А Огородников.
8. Классные часы. Н. И Еременко.
9. Нам эти дороги позабыть нельзя. Л. В Воронкова.
10. Четырнадцать не стандартных моделей детского дома. Е. А. Смолина.
11. Патриотическое воспитание. Н. В Плесменская.
12. С чего начинается Родина. Л. А Кондрыкинская.
13. Нравственно – патриотическое воспитание детей. М. Д Махнева.
14. Программа духовно патриотического воспитания «Свет Руси». В. Н Вишневская.
15. Моя страна (практическое пособие).
В. И Катаров, Н. И Карпухина.
16. Государственные символы России. Т. В Шепелява.
17. Волжскому-50. (хроника, события, судьбы).
Т. Башлыкова.
18. Были заволжского края. Т. Башлыкова.
19. Город Юности. Д. П. Сысоев.
Во славу города.
1 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Отчий край.
Цель: Знать свои корни; развивать общественную активность; воспитывать сознательные отношения к родному краю, традициям города.
Предварительная работа.
- Экскурсия по городу: площадь Ленина, площадь Строителей, ДК ВГС, кинотеатр «Спутник».
- Беседа о достопримечательностях города.
Октябрь.
Тема: Чудеса твоей земли.
Цель: Формировать у детей стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства.
Предварительная работа.
- Экскурсия в картинную галерею, выставочный зал.
- Просмотр видеофильма «Волжский – город моей судьбы».
Ноябрь.
Тема: Экскурсия в краеведческий музей «Выдающиеся люди города».
Цель: Воспитывать уважение к людям труда и народному достоянию. Развивать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, умение понимать людей и готовность помочь любому человеку.
Предварительная работа.
- Знакомство с книгой почета города Волжского, главой 22 из книги Т.Башлыковой «Почетные люди», «Почетный знак».
Декабрь.
Тема: Ими гордится наш город.
Цель: Знакомить с достижениями в спорте. Воспитывать чувство гордости за достижения олимпийцев. Развивать умение жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.
Предварительная работа.
- Экскурсия на стадион им. Логинова.
- Знакомство с главой «Лауреаты почетного знака «Во славу города» из книги Т.Башлыковой «Волжскому, 50» (22 глава).
Январь.
Тема: Игра – поиск «Что в имени моём».
Цель: Формировать устойчивый интерес к знаниям о самом себе и окружающим людям. Развивать способности к самообразованию.
Предварительная работа.
- Экскурсия в библиотеку, знакомство с энциклопедией «Имена, фамилия, отчества» В.Н. Лымарева.
Февраль.
Тема: Вокруг тебя мир.
Цель: Воспитывать умение жить в гармонии с окружающим миром, нести тепло и радость людям.
Предварительная работа.
- Диагностика «Я - позиция».
- Тренинг «Возьмёмся за руки друзья».
Март.
Тема: Мы живем и учимся в городе Волжском.
Цель: Формировать гражданскую позицию. Прививать чувства сопричастности к судьбам родного города.
Предварительная работа.
- Конкурс творческих работ на тему «От А до Я».
- Беседа: «Учись учиться».
Апрель.
Тема: Конверт дружеских вопросов.
Цель: Воспитывать умение быть культурным и нести культуру людям. Развивать стремление к знаниям. Формирование ценностной, ориентированной личности.
Предварительная работа.
- Конкурс рисунков «Я и мой город».
- Изучение карты города Волжского.
Май.
Тема: Когда говорят предметы.
Цель: Создавать благоприятные для самоутверждения, самовыражения. Учить умению анализировать социальную среду, в которой живут воспитанники (источники положительных и отрицательных влияний, пути и способы последних).
Предварительная работа.
- Тестирование «Я и мой дом».
2 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Хочу всё знать.
Цель: Формировать стремление усвоению знаний, чувство гражданской ответственности, развивать общественную активность.
Предварительная работа.
- Анкетирование «Я познаю себя».
- Игра – путешествие «В мир знаний».
Октябрь.
Тема: Честь и хвала рабочим рукам.
Цель: Воспитывать уважительное отношение к труду своему и других людей. Формировать психологическую установку и понимание необходимости творческой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
Предварительная работа.
- Посещения музея детского дома.
- Знакомство с газетами «Волжский трубник», «Волжская, правда».
Ноябрь.
Тема: Моё и наше.
Цель: Воспитывать способность к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства.
Предварительная работа.
- Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.
- Экскурсия в музей «Российский союз ветеранов Афганистана».
Декабрь.
Тема: В мире музыки.
Цель: Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческие, художественные, музыкальные способности.
Формировать эстетические вкусы, идеалы.
Предварительная работа.
- Знакомство с творчеством Волжского русского народного оркестра «Волжская рапсодия» од руководством Ивановой Г.Г.
Январь.
Тема: Площадь Ленина.
Цель: Расширять знания о родном городе. Воспитывать умение уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством.
Предварительная работа.
- Экскурсия на площадь Ленина.
- Сочинение-миниатюра «Главная площадь города».
Февраль.
Тема: Культура – это доброта к людям.
Цель: Воспитывать культуру и нести её людям. Развивать умение отвечать за то, что происходит вокруг, формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предварительная работа.
- Концерт от всей души.
- Конкурс писем «Здравствуй город».
Март.
Тема: Советы «мудрых».
Цель: Обогащение представления об окружающем мире, развитие потребностей в расширение кругозора.
Предварительная работа.
- Тренинг «А умеем ли мы общаться».
- Экскурсия в библиотеку.
Апрель.
Тема: Викторина «История названий».
Цель: Знать истории улиц города. Развивать умение ориентироваться по карте города. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом.
Предварительная работа.
- Экскурсии по улицам города.
- Изучение книги Т.Башлыковой «Парки, улицы города».
Май.
Тема: Зеленый наряд родного города.
Цель: Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире. Создать условия для участия в озеленение города.
Предварительная работа.
- Участие в озеленение дома.
- Экскурсия в сосновый бор
3 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Мой город! Храни себя храни!
Цель: Воспитывать умение гордиться своим городом, уважать его историю, культуру. Развивать гражданскую позицию, чувствующую сопричастность в жизни города.
Предварительная работа.
- Беседа «Мои волжане, а что это значит»
- Игра «Дорогою моего города».
Октябрь.
Тема: Три памятника – три эпохи.
Цель: Проследить историю памятников, показать изменения эпох. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и обществом.
Предварительная работа.
- Экскурсия в парк.
- Конкурс рисунков «Моё любимое животное».
Ноябрь.
Тема: Ахтуба.
Цель: Формировать осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за её состояние.
Предварительная работа.
- Экскурсия к реке.
- Сочинение на тему «Я живу на реке Ахтуба».
Декабрь.
Тема: Главная улица – улица Мира.
Цель: Развивать чувства сопричастности городу. Воспитывать стремление к познанию произведений архитектуры и зодчества.
Предварительная работа.
- Экскурсия по улице Мира.
- Викторина «Улицы, дома, парки».
Январь.
Тема: Кварталы, микрорайоны.
Цель: Расширять знания о городе. Формировать устойчивый интерес к знаниям. Способствовать к самообразованию.
Предварительная работа.
- Экскурсия по городу с целью сравнения старой и новой части города.
- Зарисовки интересных мест.
Февраль.
Тема: Забота.
Цель: Воспитывать уважение к старшему поколению, инвалидам. Развивать желание нести тепло и радость людям. Формировать умение вершить «чудеса» своими руками, не ждать чудес со стороны.
Предварительная работа.
- Участие в акции «Помощь старшим и инвалидам».
- Изготовление подарков для пожилых людей.
Март.
Тема: Конкурс на лучшее письмо…(президенту, губернатору).
Цель: Воспитывать сопричастность к проблемам и новаторству родного города. Развивать умение отвечать за то, что происходит вокруг, не быть равнодушным. Формировать ценностно-ориентированную личность.
Предварительная работа.
- Обзор периодической печати (газеты «Наш город», «Волжская, правда»).
Апрель.
Тема: Я в мире… Мир во мне.
Цель: Воспитывать умение быть культурным и нести культуру людям, стремиться к знаниям. Развивать интерес к открытию для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего нас.
Предварительная работа.
- Поездка в театр, посещение кинотеатров.
- Экскурсия во дворец «Октябрь», ВГС.
Май.
Тема: Деловая игра «Дом, который построим мы».
Цель: Формировать правильную гражданскую позицию. Воспитывать личность, обладающей гражданской позицией, сохранение её неповторимости и раскрытие потенциальных способностей.
Предварительная работа.
-Сочинение-миниатюра «Мой дом- мой город».
4 год обучения.
Сентябрь.
Тема: «Мир света и любви».
Цель: Формировать передовые политические взгляды на город, его людей, чувства ответственности за благоприятную обстановку, развивать духовно – нравственные идеалы, воспитывать целостное мероприятие.
Предварительная работа:
- Экскурсии по улицам нашего города (Мира, Энгельса, Оломуоцкого).
- Знакомство с книгой Т. Башлыковой «Волжскому–50»
Хроника. События. Судьбы
Октябрь.
Тема: Творчество волжских художников.
Цель: Развивать эстетическое отношение к действительности, знакомить с работниками местных художников, воспитывать красоту и способность наслаждаться ею, вносить гармонию во взаимоотношениях с прекрасным миром.
Предварительная работа:
- Чтения газеты «Волжская, правда» о творческих работах Н.Ф.Бароха.
- Экскурсии к памятникам: воинам-интернационалистам, генералу Д.Карбышеву, выполненные народным художником П.Л.Малковым.
Ноябрь.
Тема: Путешествие по карте города.
Цель: Развивать чувства сопричастности к судьбе города; формировать осознанное восприятие жизненных событий, познавательных интересов, воспитывать доброжелательные отношения между воспитанниками.
Предварительная работа:
- Экскурсия по улице Пушкина, 40 лет Победы.
- Знакомство с географическими картами Волгоградской области, города Волжского.
- Просмотр видео фильма о городе Волжском.
Декабрь.
Тема: Парки и памятники.
Цель: Знакомить воспитанников парковыми зонами, памятниками. Пробуждать в потребность в знакомстве и познании произведений архитектуры и скульптуры.
Предварительная работа.
- Экскурсия в городской парк ВГС.
- Знакомство с книгой О.Рубиной «Улицы, парки, памятники».
- Чтение статьи из газеты «Наш город» - «Роза – дитя солнца» об озеленении города В.А. и З.С. Сапожниковых.
Январь.
Тема: Заводской гудок.
Цель: Знакомство с промышленным районом города, его гигантами производства химии, металлургии. Развивать экономическое мышление современного человека в масштабах города. Формировать деловые качества.
Предварительная работа:
- Знакомство со статьями: «Из истории строительства хлебокомбината», «Эпоха металлургии».
- Экскурсия к мемориальной доске Н.Л.Кухаренко.
Февраль.
Тема: Доска почета.
Цель: Воспитывать положительное отношение к жизни как к высшей ценности. Знакомить с легендарными людьми, людьми удостоенными быть на доске почета.
Предварительная работа:
- Знакомство с книгой «Почетный гражданин Волжского» из серии «Заслуженные люди города» А.П.Александрова, С.З.Фишера, И.Ф.Цыбизова.
Март.
Тема: Родина в стихах волжских поэтов.
Цель: Воспитывать вкус читателя. Развивать потребность знакомиться с художественными произведениями. Учить привносить эстетическое и прекрасное в жизнь свою и окружающих людей.
Предварительная работа.
- Посещение библиотеки.
- Знакомство с журналами «Отчий край», «Волгорята».
- Чтение газет «Трубник», «Волжская, правда».
- Беседа на тему: «Библиотека главное дело жизни Н.П.Орлова».
Апрель.
Тема: Я живу на улице 40 лет Победы.
Цель: Знакомить с окружающим миром, с улицей, на которой прошло детство. Развивать творческие способности
Предварительная работа.
- Экскурсии по улице к гуманитарному институту, к памятнику воинам-интернационалистам, к храму Серафима Саровского.
- Знакомство с историей создания книги Рубинной «Улицы нашего города».
- Зарисовка «Моя улица».
Май.
Тема: Большие события малой родины.
Цель: Формировать правосознание. Воспитывать гражданственную ответственность. Развивать потребность в самообразовании.
Предварительная работа.
- Чтение газет «Волжская, правда», «Наш город».
- Просмотр информационных передач «100 секунд», «Ахтуба».
5 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Цветное богатство.
Цель: Воспитывать художественно-эстетическое сознание. Прививать интерес к окружающему. Развивать творческие способности.
Предварительная работа.
- Знакомство с цветниками города (розы в 36 в квартале, клумбы у дворца ВГС, магазина «Техмаркет»).
- Чтение статьи «Русская береза Н.И.Донас».
Октябрь.
Тема: Дворец Октябрь.
Цель: Знакомство с историей строительства дворца. Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческие способности.
Предварительная работа.
- Чтение характеристики города из серии «Город шагает в степь».
- Экскурсия во дворец Октябрь, знакомство с местоположение.
Ноябрь.
Тема: Спорт, спорт, спорт.
Цель: Знакомить с достижениями городских спортсменов. Привлекать к активному образу жизни. Воспитывать положительное отношение к спорту, туризму.
Предварительная работа.
- Знакомство со спортсменами-олимпийцами: Е.В.Долгополовой, А.Чепелевой.
- Проведение спортивных соревнований «Мои достижения».
Декабрь.
Тема: Медицина и люди.
Цель: Знакомство с медицинскими учреждениями. Воспитывать активную жизненную позицию. Развивать положительное отношение к людям, которые помогают жить и учиться.
Предварительная работа.
- Знакомство с биографией В.Ф.Автономова, заслуженного врача Р.Ф., лауреатами почетного знака «Герб города Волжского».
- Выработка собственной программы оздоровления (в основе триединства: интеллект, душа, тело).
Январь.
Тема: Т.М.К.
Цель: Развивать интерес к промышленности города. Знакомить с гигантами металлургии. Воспитывать уважение к людям, работающим на комплексе.
Предварительная работа.
- Знакомство с книгой Ю.Богатова «Эпоха металлургии».
Февраль.
Тема: От а, до я.
Цель: Дать воспитанникам задуматься о людях с высшим образованием. Формировать эмоционально положительное отношение к учебе. Развивать познавательный интерес.
Предварительная работа.
- Знакомство с образовательными учреждениями (школа, училище, колледж, вуз).
Март.
Тема: Тепло нашего города.
Цель: Знакомить с сооружениями, которые дают городу тепло, воду. Воспитывать познавательные интересы. Учить осознавать необходимость самообразования.
Предварительная работа.
- Знакомство с предприятиями ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, «Водоканал».
- Экскурсия к теплоэлектростанции.
- Зарисовки.
Апрель.
Тема: Театральная афиша.
Цель: Формировать устойчивые нравственные и морально-этические нормы поведения, соответствующие правилам культурной жизни в обществе. Развивать и поддерживать проявления активной жизненной позиции.
Предварительная работа. - Знакомство с театром кукол «Арлекин»
- Экскурсия к театральным афишам.
Май.
Тема: Интересы поколения НЭКСТ.
Цель: Способствовать приобретению корректировки собственной жизненной позиции. Развивать творческие способности.
Предварительная работа.
- Работа со словарем В.Даля.
- Тест: «Кто я»
Формирование гражданского
Отношения.
4год обучения.
Сентябрь.
Тема: С чего начинается гражданин.
Цель: Формирование гражданских качеств личности-патриотизма, ответственности перед обществом за свои поступки. Привлекать к участию в жизни детского дома. Воспитывать дисциплинированность, законопослушания.
Предварительная работа.
- Познакомить с основами закона о гражданстве РФ.
- Обсуждение ситуаций.
- Участие в субботниках, праздниках, акциях милосердия.
- Составить рассказы: «Как и кому, я могу помочь/
Октябрь.
Тема: Ради жизни на земле.
Цель: Формирование ценностей мировой жизни.
Показать мужество русского народа.
Развивать чувства патриотизма. Привлекать к активной общественной жизни, работе на благо дома. Расширять знания о народном творчестве (пословицы о жизни).
Предварительная работа.
- Просмотр фильмов о войне.
- Доклады о героях ВОВ.
- Посещение выставки: «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Подбор пословиц.
- Обсуждение ситуаций (журналы, газеты, телефильмы).
Ноябрь.
Тема: Моя семья.
Цель: В преддверии будущей семейной жизни формировать у воспитанников ценности семейного очага. Знакомство с основами нравственно-правовых норм. Показать формы семейных отношений, основные права и обязанности членов семьи. Знакомство с цитатами о семье.
Предварительная работа.
- Беседы по теме: «Этика и психология семейной жизни, зачем она человеку».
- Практикум: пообобрать материал по проблеме «Семья в современном мире».
- Тест: Взглянуть судьбе в глаза.
- Составить таблицу качеств, присущих папе, маме, сыну, дочери.
Декабрь.
Тема: Человеческие ценности.
Цель: Определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода. Показать, как основной закон России защищает эти ценности. Способствовать формированию правовой культуры и толерантного поведения.
Предварительная работа.
- Знакомство с конституцией РФ /статья 3, 22, 48/.
- Игра «Полет на воздушном шаре».
- Карточки с казусами.
- Оформление плаката «ЖИЗНЬ».
Январь.
Тема: Я и мой талант.
Цель: Формировать у воспитанников потребность к самообразованию, воспитанию морально волевых качеств.
Развивать умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Предварительная работа.
- Оформление выставки детских работ, стенда «Знай наших».
- Диагностический тест: «Способности школьника».
- Чтение и обсуждение цитат о таланте, работоспособности.
- Беседа о профессиях, желаниях и возможностях.
Февраль.
Тема: Мой царь! Мой раб! Мой родной язык!
Цель: Воспитывать эстетическую культуру и развивать художественный вкус, способности. Знакомство с историей русского слова, понимание значения соблюдения речевого этикета в жизни человека.
Предварительная работа.
- Оформление плакатов с пословицами и поговорками о языке.
- Работа в библиотеке по толковому словарю Даля.
- Знакомство с историей происхождения слов.
- Оформление карточек с заданием по теме.
Март.
Тема: О красоте, моде и хорошем вкусе.
Цель: Развивать эстетический вкус. Привносить эстетику в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт. Способствовать эмоциональному восприятию прекрасного мира. Расширять умения, привычки заботиться о внешнем виде.
Предварительная работа.
- Беседы: «В человеке все должно быть красиво», «Гардероб на все случаи жизни», «Правила ухода за одеждой, обувью».
- Знакомство с журналами «Люкс», «Бурда», «Лиза».
- Обсуждение пословиц и поговорок о моде, красоте.
Апрель.
Тема: Диспут «Добро и зло».
Цель: Воспитание гуманности воспитанников, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия. Способствовать развитию уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.
Предварительная работа.
- Подбор пословиц и поговорок о добре и зле.
- Обсуждение жизненных ситуаций по теме.
Май.
Тема: От всей души.
Цель: Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброта, взаимопонимание, милосердие, терпение по отношению к людям. Развивать культуру общения, умение радовать и радоваться самому.
Предварительная работа.
- Оформление стенгазеты для сотрудников детского дома «От всей души».
- Изготовление подарков – сувениров.
год обучения.
Сентябрь.
Тема: О милосердии и сердечности.
Цель: Обогащение эмоционального мира воспитанников нравственными переживаниями. Формирование нравственных чувств: доброты, взаимопонимания, милосердия. Развивать умение проявлять взаимопомощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Воспитывать солидарность.
Предварительная работа.
- Объяснение понятий слов – милосердие и сердечность.
- Обсуждение статей периодической печати о людях, которые попали в сложные жизненные ситуации и нуждаются в помощи.
- Помощь по дому, как и кому,
я могу помочь (шефство над младшими).
Октябрь.
Тема: Я – человек.
Цель: Воспитывать интерес к самому себе. Формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания. Развивать желание работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
Предварительная работа.
- Индивидуальные беседы «Что во мне меня волнует».
- Этюды о жизни и становлении знаменитых и ученых людях.
- Обсуждение пословиц и поговорок по теме.
- Методика «Познай себя».
Ноябрь.
Тема: Я и другие люди.
Цель: Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека, разумного альтруизма и эмпатии. Формировать умение быть равноправным среди людей. Формирование конструктивного, бесконфликтного поведения.
Предварительная работа.
- Обсуждение жизненных ситуаций, анализировать, делать выводы, искать компромиссы.
- Пословицы и поговорки по теме.
Декабрь.
Тема: Я и моя семья.
Цель: Развивать уважительное отношение к родным и близким людям, традициям и обычаям своего дома. Воспитание стремления к достижениям жизненного успеха. Учить добиваться реализации своих умений и возможностей, состояться в своей профессии и в будущем морально и материально поддерживать своих близких людей. Воспитывать и развивать потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином.
Предварительная работа.
- Дискуссии «Что такое семья?»,
«Зачем она человеку?»,
«Нужно ли готовиться к семейной жизни?»
Январь.
Тема: Дети нашего города.
Цель: Знакомить воспитанников с судьбами детей-сверстников нашего города. Воспитывать стремление к интересной и разнообразной деятельности вне учебных занятий. Развивать стремление принимать участие в кружках и секциях.
Предварительная работа.
- Встречи с интересными людьми (дети города, выпускники детского дома).
- Чтение и обсуждение статей о подвигах, достижениях сверстников.
Февраль.
Тема: О здоровье знают все, но…
Цель: Помочь воспитанникам осознать своё отношение к здоровью. Формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни и возможные пути его сохранения. Укреплять умения бороться и побеждать вредные привычки.
Предварительная работа.
- Рассмотреть определение «здоровье».
- Чтение и обсуждение пословиц по теме.
- Уточнить индивидуально с каждым воспитанником, что он знает о своем состоянии здоровья.
- Проведение спортивных игр.
Март.
Тема: Человек, его жизнь.
Цель: Формировать общественно значимые мотивы деятельности, интереса к общественной работе, исполнительности, стремления и готовности помогать людям, требовательности к себе и другим. Готовить к осознанному отношению к своему будущему.
Предварительная работа.
- Использование игры «Кадры из жизни» (представление своей жизни через 5, 10, 20.).
- Чтение пословиц по теме.
Апрель.
Тема: Что значит быть счастливым?
Цель: Систематическое накопление опыта нравственного поведения воспитанников путём организации их практической деятельности, взаимоотношений с взрослым миром. Укрепление моральных принципов, ценных ориентаций в жизни.
Предварительная работа.
- Рассмотреть понятия: «счастье», «счастливый день», «счастливый человек».
- Цитаты, афоризмы по теме.
Май.
Тема: Вера, надежда, любовь.
Цель: Вооружение воспитанников знаниями о морали. Раскрыть сущность этого понятия. Формирование навыков поведения в повседневном быте, навыков и привычек нравственного поведения.
Предварительная работа.
- Рассмотреть определения: вера, надежда, любовь.
- Цитаты, афоризмы по теме
Исторический экспресс.
1 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Рассвет Киевской Руси.
Цель: Учить детей внимательно слушать. Расширять и углублять знания детей об истоках их России – Древней Руси. Формировать элементы исторического мышления. Воспитывать гордость за землю русскую.
Предварительная работа.
- Беседа о дне знаний. Тест: «Что дают знания».
- Рассказ о славянах.
- Конкурс рисунков «Наши предки».
- Доклады о городах русских.
- Обзор жизни исторических личностей Киевской Руси (Андрея Рублёва, Александра Невского).
Октябрь.
Тема: Москва – главный город.
Цель: Создать у детей образ Москвы – столицы как главного города России. Расширять кругозор детей сведениями о древней и современной Москве. Воспитание патриотических и гражданских чувств.
Предварительная работа.
- Рисунки с видами Москвы.
- Доклады об основателях города Москвы, Юрии Долгоруком, исторических памятниках.
- Знакомство с картинами А. М. Васнецова.
- Плакаты на тему: «Москва-сердце России».
- Знакомство с пословицами о Москве.
Ноябрь.
Тема: Путешествие по Волге.
Цель: Расширять и углубляя знания и представления детей нашей многонациональной Родине. Закреплять знания о Городецкой росписи. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством. Уточнить значение воды для животных и растений.
Предварительная работа.
- Знакомство с народами, проживающими по берегам реки Волги.
- Поделки: «Городецкие мастеровые».
- Доклады о растениях и животных.
- Посещение областного краеведческого музея.
Декабрь.
Тема: Милосердие.
Цель: Формирования чуткого отношения к окружающим. Учить видеть настроение товарищей, видеть радость, грусть, печаль, любовь. Развивать умение понимать своих сверстников и взрослых, их окружающих. Дать возможность выразить мысли чувства вслух. Учить вести дискуссию.
Предварительная работа.
- Знакомство с нравственными качествами человека (добро, сопереживание, терпимость, чуткость, эгоизм).
- Разучивание частушек.
- Знакомство произведениями художественной литературы Ю.Яковлева «Багульник», «Вдвоем с собакой», «Кусок
Хлеба», «Вратарь», «Автопортрет», Коваль «Пес Алый».
Январь.
Тема: Эхо Сталинградской битвы.
Цель: Развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, своих соотечественников, свой город. Расширять знания и представления о прошедшей Сталинградской битве. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны. Развивать умение быть заботливыми, укреплять желания делать добрые дела.
Предварительная работа.
- Экскурсия к памятнику двух войн.
- Сообщения о героических подвигах защитников Сталинграда.
- Рисунки по теме «Война – жесточе нету слова».
- Листовки «Вперед за Родину».
- Разучивание стихов и песен о войне.
Февраль.
Тема: Утро великой стройки.
Цель: Показать значение строительства для страны, трудности связанные со строительством ГЭС. Знакомство детей с деятельностью картографов, геологических партий, буровиков. Воспитывать понимание того, что такое энтузиазм, желание сделать доверенное дело. Показать взаимосвязь природы и деятельности людей.
Предварительная работа.
- Выставка книг об истории строительства города, ГЭС.
- Экскурсия на ГЭС.
- Доклады о людях труда, в честь которых названы улицы города
- Выставка рисунков «Город будущего».
Март.
Тема: Человек с большой буквы.
Цель: Знакомство с жизнью и деятельностью Ф.Г.Логинова. Воспитывать понимание значимости деятельности людей. Формировать умение ставить перед собой цель, добиваться её достижения. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, патриотам страны, города.
Предварительная работа.
- Доклады о соратниках Ф.Г.Логинова.
- Выставка фотографий: «Утро великой стройки».
- Календарь: « Хроника, события, судьбы».
- Экскурсия на площадь им. Ф.Г.Логинова.
Апрель.
Тема: Новый год на карте России.
Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с именами основателей родного города. Дать представление о методе народной стройки, о том, что значить работать сверхурочно. Развивать желание узнавать новое, интересное, интересоваться историей родного города.
Предварительная работа.
- Составление рассказов о родном городе по названию улиц.
- Доклады об истории строительства улиц.
- Фотовыставка «История в фотографиях».
- Посещение краеведческого музея.
- Поход «Начало-начал - село Безродное.
Май.
Тема: Что такое героизм.
Цель: Формирование представления о героизме. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное, действенное отношение к воинам. Уточнять и расширять представление о защитниках страны в годы ВОВ. Активно поддерживать инициативу, активизировать имеющиеся знания.
Предварительная работа.
- Изготовление воротников для моряков, пилоток для пехотинцев.
- Знакомство с городами героями.
- Экскурсии по улицам, в честь героев ВОВ.
- Сообщения о героях Советского союза.
- Оформление папки « Награды».
2 год обучения.
Сентябрь .
Тема: Наша Родина- Россия.
Цель: Воспитывать любовь к своей родине, родному краю, городу, народному творчеству. Закреплять знания о русском фольклоре. Формировать патриотические чувства. Закреплять знания о государственных символах. Формировать простейших географических представлений о стране, крае.
Предварительная работа.
- Рисунки на тему «Моя Родина».
- Создание альбома «Русский фольклор».
- Подбор стихов о городе Волжском \из периодической печати/.
- Разучивание инсценировки по народной песни «Гори, гори ясно».
Октябрь.
Тема: К истокам азбуки.
Цель: Приобщать воспитанников к истории и культуре Отечества. Развивать желание знакомиться с историей прошедших веков, находить интересный материал, неизвестные факты. Закреплять умения поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.
Предварительная работа.
- Знакомство с поэмой Генри Лонгфелло «Песнь о Гайовате».
- Доклады о создателях русской письменности Кирилле и Мефодии, первопечатниках.
- Знакомство с историей пещер в селе Безродном.
Ноябрь.
Тема: История русского народного костюма.
Цели: Сформировать представление учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о деталях и элементах. Упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса). Способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре. Приобщать к изучению истории народа, истории родного края.
Предварительная работа.
- Подготовить информацию о народном костюме: девичьем, женском, мужском.
Декабрь.
Тема: История, застывшая в памятниках.
Цель: Показать значение традиции, достопримечательностей для жителей города. Формировать понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Воспитывать чувства патриотизма к родному городу. Развивать желание заботиться о благополучии и чистоте в городе, доме.
Предварительная работа.
- Экскурсия по площадям города.
- Фотовыставка «Памятники города».
- Знакомство культурным наследием художников города.
- Посещение выставочного зала.
Январь.
Тема: Славься, мой Сталинград!
Цель: Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, свою армию. Расширять представление о жизни простого народа, сверстников во время ВОВ. Развивать умение заниматься работой поисковой, оказывать посильную помощь ветеранам.
Предварительная работа.
- Сообщения о подвигах и жизни детей-сверстников во время ВОВ.
- Оформление плаката «Генералы Сталинграда».
- Просмотр видеофильма «Битва за Сталинград».
- Сбор материала, фотографий из периодической печати.
Февраль.
Тема: О тех, кого снами нет.
Цель: Расширять знания о событиях ВОВ, героическом прошлом защитников Родины. Совершенствовать формы краеведческой работы с детьми. Окружать вниманием ветеранов войны и тыла. Воспитывать чувства долга и ответственности.
Предварительная работа.
- Доклады о человеческих судьбах во время Сталинградской битвы.
- Оформление стенда « Герои Сталинградской битвы».
- Дневник памяти (материал о памятных местах Сталинграда).
- Знакомство с произведениями Симонова Н.А., Суркова, Г.Николаева, Е.Кригера.
Март.
Тема: В дружбе - сила.
Цель: Расширять знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Развивать разговорную речь, умение вести диалог, рассуждать. Воспитывать доброжелательность, стремление совершенствовать красивые поступки. Расширять знания детей о взаимоотношениях между людьми, умение поддерживать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа.
- Чтение рассказов: В.Осеевой «Три товарища»,
В.Драгунского «Друг детства».
- Мини-сочинения: «Мой лучший друг».
- Стихи о дружбе
Апрель.
Тема: Хлеб – всёму голова.
Цель: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям). Формировать бережное отношение к хлебу. Вызывать интерес к коллективному труду. Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий. Подвести к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.
Предварительная работа.
- Чтение рассказов М.Глинского «Хлеб», М.Пришвина «Лисички хлеб», К.Паустовского «Теплый хлеб».
- Рисунки на тему «Хлеб – всему голова».
- Экскурсия в хлебный магазин.
- Знакомство со злаковыми растениями.
- Заучивание стихотворений и песен о хлебе.
Май.
Тема: О гражданском долге, мужестве и героизме.
Цель: Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве. Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершёнными в годы ВОВ и мирное время. Показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом. Вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
Предварительная работа.
- Подобрать русские народные сказки, былины, пословицы, поговорки, воспевающие красоту и мужество героев.
- Подготовить сообщения о героических поступках в мирное время.
- Подготовить плакаты: «Дерзай Отчизну мужеством прославить» Ломоносов, «Самое трудное мужество – мужество повседневного труда» Сухомлинский.
3 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Свет родных берёз.
Цели: Познакомить с творчеством художников Л.И.Куиджи, А.А.Платова, поэта С.Есенина. Вызвать чувства восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Развивать общие познавательные способности, подвести к пониманию бережного отношения к природе. Продолжить развивать у воспитанников навыки ручного труда.
Предварительная работа.
- Знакомство с православными праздниками, составление календаря.
- Посещение выставок декоративно прикладного искусства.
- Создание творческих экспозиций: золотая хохлома, голубая Гжель, Жестов, Павловские платки.
Октябрь.
Тема: С чёго начинается Родина.
Цель: Прививать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Пропаганда обычаёв, традиций, достижений родного края, области. Углубление знаний об истории казачества, их традициях. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку - труженику. Формировать географические представления о РФ.
Предварительная работа.
- Рисунки на тему «Русские поверья».
- Плакаты «Русские богатыри».
- Разучивание стихов о Родине.
- Рассказ-лекция о происхождении казачества.
- Посещение музея казачества.
Ноябрь.
Тема: О времени и о себе. (М.Агашина.)
Цель: Формирование чувства уважения к истории страны. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного города, края. Стимулировать развитие активной жизненной позиции и патриотического сознания.
Предварительная работа.
- Доклады: «Знаменитые люди нашего края».
- Знакомство с творчеством М. Агашиной.
Декабрь.
Тема: Новый год у ворот.
Цель: Дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов, российских праздниках. Познакомить с новогодними традициями России и других стран. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость людям, дарить подарки, составлять добрые пожелания.
Предварительная работа.
- Конкурс на лучшие пожелания.
- Сообщение о том, как встречают Новый год в разных странах.
- Экскурсия по площадям города.
- Фотовыставка: «Лучшая елка».
Январь.
Тема: Письмо неизвестному солдату (устный журнал).
Цель: Повышение интереса воспитанников к военной истории Отечества. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события. Осуществление военно-патриотического воспитания, повышение престижа военной службы. Воспитание желания оказывать необходимую помощь и поддержку старшему поколению.
Предварительная работа.
- Оформление альбома об участниках ВОВ, проживающих в городе Волжском.
- Посещение ветеранов ВОВ, оказание помощи (уборка, стирка, посещение магазинов).
- Разучивание стихов о ВОВ.
- Выставка книг.
Февраль.
Тема: Афганистан – незаживающая рана.
Цель: Ознакомление с причинами ввода советских войск в Афганистан. Определение исторического значения афганской войны. Расширение кругозора воспитанников, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования. Духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Предварительная работа.
- Сбор материала о воинах погибших в Афганистане.
- Встреча с воинами-интернационалистами.
- Разучивание стихов о войне в Афганистане.
- Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.
Март.
Тема: Я и закон.
Цель: Профилактика правонарушений среди подростков.
Развитие желания быть активными, проявлять инициативу, находить в жизни разносторонние увлечения. Убеждать в необходимости здорового образа жизни. Развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.
Предварительная работа.
- Беседа о правах и обязанностях родителей.
- Встреча с инспектором ОПН.
- Оформление плакатов: «В мире мудрых мыслей».
- Разучивание стихов.
- Распределение ролей.
Апрель.
Тема: Государственное управление России.
Цель: Рассмотреть роли президента и органов власти в управлении государством. Выяснить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента. Назвать избирательные цензы для кандидатов на пост президента, установленные российским законодательством.
Предварительная работа.
- Оформление папки «Твои люди город» (заметки из периодической печати).
- Встречи с ветеранами стройки ГЭС.
- Подготовка презентации на темы: «Качества, которыми должен обладать идеальный президент», «Качества, которыми не должен обладать президент».
Май.
Тема: Урок мира.
Цель: Показать мужество русских солдат. Формировать понятие сущности обдуманного поступка и необдуманного. Формировать представление о ценности личности и его поступка. Укреплять чувство гордости за свою Родину и своих земляков.
Предварительная работа.
- Разучивание ролей, стихов.
- Оформление листовок: «Подвиги юных патриотов»
4 год обучения.
Сентябрь.
Тема: Покажите мне город Волжский - волжане.
Цель: Выяснить отношение к городу. Воспитывать гражданскую ответственность. Развивать умение сочетать личные и общественные интересы. Показать, что каждый человек является частицей большой, многомиллионной, сильной семьи – Родины. Расширять знания об истории родного города, традициях. Вызвать чувства законной гордости за свой город.
Предварительная работа.
- Анкета: «Закончи предложение».
- Фотовыставка о вечере встречи с выпускниками и ветеранами детского дома.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Лекция о строительстве ГЭС и города.
Октябрь.
Тема: Символы города.
Цель: Знакомство с геральдическими, гербовыми фигурами. Развивать чувства любви, патриотизма к родному городу на примере отношения к людям. Дать представление о том, что возможно будут внесены изменения в символы города. Обсуждение критериев, по которым созданы определенные гербы, флаги.
Предварительная работа.
- Беседа о превращении поселка Строителей в город.
- Конкурс проектов символики города.
- Шефская работа (поздравление ветеранов детского дома с днем учителя).
Ноябрь.
Тема: Конкурс творческих проектов «Детский дом будущего».
Цель: Развивать желание думать о будущем дома, в котором проходит детство. Дать представление о системе детских учреждений. Выяснить отношение к детскому дому, взрослым, сверстникам. Учить понимать ситуации, решать проблемы. Развивать творчество, уметь мыслить, дать возможность показать свои представления на бумаге.
Предварительная работа.
- Фотовыставка «О тех, кто рядом с нами» (сотрудниках детского дома).
- Диагностика «Детский дом и я».
- Рассказ о детских домах семейного типа, попечительских семьях.
Декабрь.
Тема: Забота о младших – дело рук старших.
Цель: Учить понимать, что здоровый образ жизни – это умение жить активной жизнью. Дать представление о здоровом образе жизни, системе укрепления здоровья. Формировать желание заботиться о младших детях, приобщать их к различным видам спорта. Показать, каких успехов можно добиться, занимаясь спортом.
Предварительная работа.
- Беседа «Спорт и здоровье».
- Игра «А вы слышали, что…»
- Выставка грамот спортивных достижений выпускников детского дома.
Январь.
Тема: Как встречали Новый год перво-строители (беседа).
Цель: Воспитание положительного отношения к труду людей, понимание значимости и необходимости любого труда человека. Углубление и систематизация знаний детей о строительстве ГЭС, города. Развивать уважение к людям труда старшего поколения, людям труда. Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к людям любой профессии.
Предварительная работа.
- Сбор книг, статей из периодической печати о строительстве ГЭС, города.
- Стенд о перво-строителях, начале строительства города.
- Посещение клуба ветеранов года Волжского.
Февраль.
Тема:
Цель: Формировать у воспитанников представление о борьбе за свободу, о высоких нравственных качествах, об отношении к стране, людям. Развивать интерес к судьбам людей старшего возраста, учить проявлять понимание и заботу. Вызвать желание знакомиться с новостями из периодической печати, находить интересные сюжеты, делиться со сверстниками впечатлениями.
Предварительная работа.
- Подготовить рассказ об участниках ВОВ, Сталинградской битвы, проживающих в городе Волжском.
- Встреча с ветеранами ВОВ.
- Обзор периодической печати о событиях в Афганистане, Чечне.
- Моя семья в годы ВОВ – фотовыставка.
Март.
Тема: Женщины – это надежный тыл для мужчин.
Цель: Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущим поколением. Знакомство с жизнью и деятельностью женщин – участниц ВОВ. Закреплять знания о законах, укрепляющих семью, заботящих о женщине-матери. Создание позитивного настроения, желания к созданию выставки, посвященной женщинам-матерям. Воспитание гражданской ответственности.
Предварительная работа.
- Сбор материала о женщинах с интересными, необычными судьбами.
- Рассказ о том, как государство заботится о женщинах-матерях, вдовах погибших солдат.
- Фотовыставка о семьях сотрудников детского дома.
Апрель.
Тема: Конкурс эрудитов «Цветоклуб».
Цель: Формирование всесторонне развитой личности, общественно-активной, социально-полноценной. Знакомство с социально-культурным и историческим опытом. Развитие познавательных интересов. Формировать умение общаться в коллективе, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать ответственность за коллективное дело. Создание комплексного представления о достопримечательностях нашего города.
Предварительная работа.
- Знакомство с материалом о первых семейных парах в городе Волжском.
- Молнии на тему «Подвиги наших дней».
- Дружеские шаржи.
Май.
Тема: Поход «День здоровья».
Цель: Формирование здорово образа жизни. Укрепление физической и нравственной закалки, силы, ловкости. Закрепление знаний о лекарственных растениях, растущих Волго-Ахтубинской пойме (сбор, употребление). Знакомство с туристическим оборудованием (установка палаток, разжигание костра). Закрепление знаний о поведении в природе во время похода.
Предварительная работа.
- Знакомство с лекарственными растениями.
- Поэзия, стихи о городе.
- Туристическое снаряжение.
- Газета: «Все о себе и своих делах».
5 год обучения.
Сентябрь.
Тема: По реке времени.
Цель: Уточнить знания об истории родного края. Продолжить знакомство с теми, кто строил наш город, соратниками Ф.Логинова, его приемниками. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него. Развивать желание сделать город ещё краше. Формировать понимание в различии между городом и селом. Обратить внимание на особенности труда в городе и селе.
Предварительная работа.
- Встреча с первыми участниками стройки.
- Продолжить составление календаря по страницам летописи.
- Проведение субботника по уборке территории вокруг детского дома.
- Создание папки-ширмы «Село Безродное».
Октябрь.
Тема: Путешествие по родному городу.
Цель: Углублять знания о начале строительства города, его промышленности. Развивать понимание того, что каждый человек «строит» свою жизнь. Нацеливать на то, что необходимо в жизни ставить определенную цель и добиваться её достижения. Воспитывать и развивать стремление быть нужным для окружающих людей. Формировать представление о том, что необходимо учиться, набираться опыта от старших поколений.
Предварительная работа.
- Изучение памятников города.
- Продолжить собирать материал о тех, людях в честь кого названы улицы города.
- Создание папки о выпускника детского дома.
Ноябрь.
Тема: История одной фотографии.
Цель: Развивать понимание бережного отношения к судьбам людей. Учить пониманию того что, что достигнуто предыдущими поколениями, даёт возможность добиваться новых достижений. Обогащать опыт воспитанников на примере заслуженных жителей города. Воспитывать уважение копыту и знаниям старших поколений.
Предварительная работа.
- Ширма о людях рабочих специальностей.
- Фотовыставка о труде сотрудников и воспитанников детского дома.
- Продолжить знакомство со стихами о городе и труде.
Декабрь.
Тема: Произведения о городе и его истории.
Цель: Учить осознавать роль знаний в жизни человека. Развивать умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Формировать стремление к чтению художественных произведений, к изучению культуры, искусства. Помочь увидеть, что человек многое может изменить как в себе, так и в окружающем его мире.
Предварительная работа.
- Выставка книг.
- Сочинение «Дороги, которые мы выбираем».
- Обзор предложений, проектов по улучшению жизни в детском доме.
Январь.
Тема: Эхо Сталинградской битвы.
Цель: Продолжить знакомство с историческими событиями, происходившими во время войны в родном краю. Воспитывать гордость за историческое прошлое родного края, своих земляков. Развивать чувство национальной гордости, вызвать чувство законной гордости за своих земляков, свою страну, доблесть и мужество её защитников. Раскрыть малоизвестные факты во время сражения под Сталинградом.
Предварительная работа.
- Встреча с участниками Сталинградской битвы.
- Обзор событий во время переправы по Волге по газетным статьям, воспоминаниям очевидцев.
- Экскурсия в музей.
- Знакомство с законом о призыве в армию.
Февраль.
Тема: Конкурс стенгазет « Служба ратная, служба солдатская»
Цель: Расширять знания о службе в армии, различных родах войск, о порядке и дисциплине. Помочь осознать то, что плохо и что хорошо, что содействует развитию добра, что нет. Воспитывать желание быть активным гражданином своей страны на примерах исторических личностях.
Предварительная работа.
- Беседа «Что я могу сделать для своего Отечества».
- Галерея исторических личностей (герои, проживающие в городе Волжском).
- Чтение писем и воспоминаний солдат.
- Знакомство с различными родами войск.
- Экскурсия в военизированную часть.
Март.
Тема: Я помню чудное мгновенье…
Цель: Формировать умение чувствовать себя в роли хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения. Дать представление о духовной и материальной культуре человека. Учить понимать взаимосвязь прошло и будущего, задумываться о своём предназначении. Формировать осознание себя как части коллектива, учиться создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Предварительная работа.
- Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».
- Фотовыставка «Всё, что я сделал своими руками».
- Беседа кого мы называем честным.
Апрель.
Тема: Брей - ринг « Век ХХ».
Цель: Закрепление полученных знаний по истории развития страны, города в ХХ веке. Расширять умение мыслить логически, сопоставлять факты. Учить анализировать ране полученные знания в различных областях. Воспитывать желание в команде, не подвести своих товарищей, добиться намеченного результата.
Предварительная работа.
- Хроника значимых событий в стране, городе.
- Обзор: люди, события, факты.
- Кумиры российской эстрады.
Май.
Тема: Викторина «Поклонимся великим тем годам».
Цель: Закрепление ранее полученных знаний об исторических событиях ВОВ, фашизме как проявлении национализма. Создать атмосферу понимания важности происходящих событий в определенный период войны. Дать представление о том тяжёлом времени в жизни простого солдата, показать тяжесть бытовых условий, лишений. Показать значимость памяти о тех событиях, которые происходили. Учить ценить вклад простого солдата в победу над фашизмом.
Предварительная работа.
- Конкурс сочинений «Что я знаю о войне».
- Выставка, посвященная памяти о городах-героях, значимых сражениях.
- Листовки «Все на защиту Родины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...
проект по нравственному воспитанию "Я гражданин России"
Проект «Я гражданин России», авторы: М.Н. Клочко, Е.А. УльяницкаяЦель: Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творч...
Конспект открытого занятия на тему "Я - гражданин России".
Занятие посвящено правам детей, которые прописаны в конвенции о защите прав ребенка. Основной акцент занятия: право на гражданство....
«Я – гражданин России».
Задачи. Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...
НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"
Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...
Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....