Программа "Я гражданин России"
методическая разработка по теме

Никулина Нина Ивановна, Климова Людмила Анатольевна

Данная программа разработана для среднего школьного возраста рекомендуемая аудитория воспитанники детских домов и школ интернатов. Она способствует социальной адаптации детей и воспитанию гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на существование в обществе, защищать свое человеческое право.

        Понятие «гражданственность предлагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к разному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек  и общество». Формируя гражданина - мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная, индивидуальная личность, обладающая единством духовно – нравственного и правого долга.

Главное в программе «Я гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, созданий условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно относительно использовать социальное окружение, помочь воспитанника освоить общественно – исторический опыт путем внедрения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Основную идею предлагаемой программы можно сформировать в следующих словах « сберечь себя для России и Россию для себя».

Каждому из нас необходимо чувствовать себя

 частицей большой многомиллионной сильной – спокойной защищать себя – Родины. Важно донести до воспитанников детского дома, чего Родина нуждается в каждом из нас, мы – её часть, нам труд создаёт её богатства, её силу, её мощь.

 Изучая главную Историю Отечества, её богатейшую культуру надо научить ощущать свою причастность к славным деяниям предков. Только человек, глубоко искренне любящий свою родину способен понять и принять аналогичные чувства. Уважение чувств  человека - является прочной основой взаимопонимания.

Дети детского дома, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, социальную не защищенную самооценку, сомнение в собственных возможностях. Поэтому на всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, внешняя цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит – помочь детям увидеть, что можно изменить мир – группу, семью, школу, страну, к лучшему.

- Вовлекать в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех.

- Поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех – близких, человечества в целом, природы.

- Получать в осознании него, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет. Все мероприятия направленные то чтобы занять свободное время и требуют определенных усилий по преобразованию новых знаний, по преобразованию  новых знаний, по осмыслению собранного материала, по его обработке, это позволяет много общаться друг с другом, что дает возможность и принять чувства другого человека – так  в человеке формируется терпимость. Уважение другого человека является прочной основой взаимопонимания.

Патриотизм – важнейший духовно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости. Цель программы вести ребенка от одной жизненной ступени к другой. Помочь осознать себя в мире, видеть свои достоинства и недостатки, самому корректировать свою личность в соответствии с собственными запросами. Это не нарушает конвенции о правах ребенка и позволяет соблюдать закон об образовании.

Программа рассчитана на 5 лет для среднего и старшего школьного возраста.

Формы работы – лекции, беседы, встречи с интересными людьми, изучение определяемого материала, знакомство с творчеством художников, писателей, литературные вечера и т. д.

Наполняемость  группы детей может варьироваться от  интересов.

В течение работы по программе оставляет за собой возможность корректировать в процессе работы в течение года.

2.Тематическое планирован

        В программе 3 блока (связанные межу собой логикой формирования гражданина России).

1.Исторический экспресс – краеведение.

Направления. Я и детский дом.

Я и мой город.

2.Во славу города.

Направления. Я и культура.

Я и моё Отечество.

3.Формирование гражданского отношения.

Направления. Я и я.

Я и семья.

Исторический экспресс.

Я и детский дом.

Основное содержание деятельности – осмысливания воспитанниками необходимости знаний для нормальной жизни в современном мире, но воспитанники должны не только получать знания, но и учиться жить.

        Задачи: - Формировать осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человечества, умение сочетать личные и общественные интересы.

        - Формировать стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подмененного товарищества и дружбы в коллективе.

- Развивать умения исполнять роль хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

 - Создавать обстановку для организации самообслуживания, уважение к труду, окружающих, забота о младших.

 - Рассматривать представление о традициях дома, в котором живут, его истории.

Я и город.

В содержание этого раздела входит осмысление себя, как части города, части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свой город, но и за всю планету.

Задачи: - Воспитывать  понимание взаимосвязи между  человеком, обществом, городом, как части планеты.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей среде, труду как источнику радости и творчества людей.

- Дать представление о происхождении города, причинах его строительства, истории того места, где находится родной город.

- Дать представление о людях, принявших участие в строительстве города, социальном устройстве города.

- Воспитывать уважение к национальным традициям.

Во славу города.

Я и культура.

Основным направлением является осмысление воспитанниками значимость искусства в современном городе, развитием духовного мира на основе назначения литературы, фольклора.

                Задачи:- Воспитывать чувства прекрасного, развивать творческое мышление,  эстетический вкус.

                -Формировать пониманием значимость искусства в жизни каждого гражданина.

Я и мое отечество.

В содержании деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, её патриота и гражданина.

                Задачи.

- Формирование у воспитанников осознание нравственного и правого долга и обязанностей по отношению к природе.

                - Формировать стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

                - Обогащать эстетическое значение, совершенствовать творческие умения и навыки.

                - Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.

Формирование гражданского отношения к себе.

Я и я:

Содержание деятельности по этому направление программы входят осмысление ребенком себя как частички окружающегося мира и обращения уверенности в своей значимости.

                Задачи:

 - Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.

                - Воспитание напоминания существенности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественном месте.

                - Формировать у воспитанников потребности к самообразованию воспитанников, морально – волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодоление трудностей.

Я и семья.

Основное содержание данного направления  подготовка к выполнению основных социальных ролей:  дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственников. Воспитанник должен знать свои семейственные традиции, уметь любить и беречь близких людей.

- Формирование уважения к членам семьи.

- Воспитывать семьянина, любящих своих родных. Формировать умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности

4. Предполагаемый результат.

Осознание роли в жизни человека, ведение личной перспективы, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение роли хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости и радости общения, уважение друг к другу, уважение к труду окружающих, забота о младших.

 Убежденность в том, что настоящий гражданин любит, и гордиться своей Родиной, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

 Осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура духовность человека. Настоящий гражданин любит и бережет природу.

 Умение видеть прекрасное в окружающей действительности.

 Знакомить с жизнью и творчеством выдающихся художников, композиторов, писателей.

 Формирования понятия сущности социальных ролей:

 - настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством,

- женщина отличается добротой, вниманием, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любить детей.

 Закреплять такие понятия как - ценность человеческой жизни, справедливость, бескорыстии.         Уважать человеческие достоинства, проявлять милосердие, способность к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.

5. Список литературу.

1. Программа воспитание школьников: «Я – гражданин России» (средняя школа 27, Старый Оскол).

2. Военное – патриотическое воспитание детей и подростков. Н. К. Беспалова, Д. Е Яковлев.

3.Гражданско-патриотического воспитания. Е. А Усанова, Н. И Еременко.

4. Патриотическое воспитание. И. А Поликович.

5. Патриотическое воспитание школьников.

 Т. А Казимова, Д. Е Яковлева.

        6. Классные часы 1 – 11 классов.

 С. В Шевченко, В. Г Денисова.

        7. Сценарии классных часов и вечеров.

 В. А Ведерникова, Н. А Огородников.

          8. Классные часы. Н. И Еременко.

        9. Нам эти дороги  позабыть нельзя. Л. В Воронкова.

        10. Четырнадцать не стандартных моделей детского дома. Е. А. Смолина.

        11. Патриотическое воспитание. Н. В Плесменская.

        12. С чего начинается Родина. Л. А Кондрыкинская.

        13. Нравственно – патриотическое воспитание детей. М. Д Махнева.

        14. Программа духовно патриотического воспитания «Свет Руси». В. Н Вишневская.

        15. Моя страна (практическое пособие).

 В. И Катаров, Н. И Карпухина.

        16. Государственные символы России. Т. В Шепелява.

        17. Волжскому-50. (хроника, события, судьбы).

 Т. Башлыкова.

        18. Были заволжского края. Т. Башлыкова.

        19. Город Юности. Д. П. Сысоев.    

Во славу города.

1 год обучения.

Сентябрь.

        Тема: Отчий край.

        Цель: Знать свои корни; развивать общественную активность; воспитывать сознательные отношения к родному краю, традициям города.

        Предварительная работа.

- Экскурсия по городу: площадь Ленина, площадь Строителей, ДК ВГС, кинотеатр «Спутник».

- Беседа о достопримечательностях города.

Октябрь.

        Тема: Чудеса твоей земли.

        Цель: Формировать у детей стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства.

        Предварительная работа.

- Экскурсия в картинную галерею, выставочный зал.

- Просмотр видеофильма «Волжский – город моей судьбы».

Ноябрь.

        Тема: Экскурсия в краеведческий музей «Выдающиеся люди города».

        Цель: Воспитывать уважение к людям труда и народному достоянию. Развивать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, умение понимать людей и готовность помочь любому человеку.

        Предварительная работа.

- Знакомство с книгой почета города Волжского, главой 22 из книги Т.Башлыковой «Почетные люди», «Почетный знак».

Декабрь.

        Тема: Ими гордится наш город.

        Цель: Знакомить с достижениями в спорте. Воспитывать чувство гордости за достижения олимпийцев. Развивать умение жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.

        Предварительная работа.

- Экскурсия на стадион им. Логинова.

-  Знакомство с главой «Лауреаты почетного знака «Во славу города» из книги Т.Башлыковой «Волжскому, 50» (22 глава).

Январь.

        Тема: Игра – поиск «Что в имени моём».

        Цель: Формировать устойчивый интерес к знаниям о самом себе и окружающим людям. Развивать способности к самообразованию.

        Предварительная работа.

- Экскурсия в библиотеку, знакомство с энциклопедией «Имена, фамилия, отчества» В.Н. Лымарева.

Февраль.

        Тема: Вокруг тебя мир.

        Цель: Воспитывать умение жить в гармонии с окружающим миром, нести тепло и радость людям.

        Предварительная работа.

- Диагностика «Я - позиция».

- Тренинг «Возьмёмся за руки друзья».

                Март.

        Тема: Мы живем и учимся в городе Волжском.

        Цель: Формировать гражданскую позицию. Прививать чувства сопричастности к судьбам родного города.

        Предварительная работа.

- Конкурс творческих работ на тему «От А до Я».

- Беседа: «Учись учиться».

                Апрель.

        Тема: Конверт дружеских вопросов.

        Цель: Воспитывать умение быть культурным и нести культуру людям. Развивать стремление к знаниям. Формирование ценностной, ориентированной личности.

        Предварительная работа.

- Конкурс рисунков «Я и мой город».

- Изучение карты города Волжского.

                Май.

        Тема: Когда говорят предметы.

        Цель: Создавать благоприятные для самоутверждения, самовыражения. Учить умению анализировать социальную среду, в которой живут воспитанники (источники положительных и отрицательных влияний, пути и способы последних).

        Предварительная работа.

- Тестирование «Я и мой дом».

        2 год обучения.

                        Сентябрь.

Тема: Хочу всё знать.

Цель: Формировать стремление усвоению знаний, чувство гражданской ответственности, развивать общественную активность.

Предварительная работа.

- Анкетирование «Я познаю себя».

- Игра – путешествие «В мир знаний».

                        Октябрь.

        Тема: Честь и хвала рабочим рукам.

        Цель: Воспитывать уважительное отношение к труду своему и других людей. Формировать психологическую установку и понимание необходимости творческой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.

        Предварительная работа.

- Посещения музея детского дома.

- Знакомство с газетами «Волжский трубник», «Волжская, правда».

                        Ноябрь.

        Тема: Моё и наше.

        Цель: Воспитывать способность к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства.

        Предварительная работа.

- Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.

- Экскурсия в музей «Российский союз ветеранов Афганистана».

                        Декабрь.

        Тема: В мире музыки.

        Цель: Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческие,  художественные, музыкальные способности.

Формировать эстетические вкусы, идеалы.

        Предварительная работа.

- Знакомство с творчеством Волжского русского народного оркестра «Волжская рапсодия» од руководством Ивановой Г.Г.

                

        Январь.

        Тема: Площадь Ленина.

        Цель: Расширять знания о родном городе. Воспитывать  умение уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством.

        Предварительная работа.

- Экскурсия на площадь Ленина.

- Сочинение-миниатюра «Главная площадь города».

                        Февраль.

        Тема: Культура – это доброта к людям.

        Цель: Воспитывать культуру и нести её людям. Развивать умение отвечать за то, что происходит вокруг, формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

        Предварительная работа.

- Концерт от всей души.

- Конкурс писем «Здравствуй город».

                        Март.

        Тема: Советы «мудрых».

        Цель: Обогащение представления об окружающем мире, развитие потребностей в расширение кругозора.

        Предварительная работа.

- Тренинг «А умеем ли мы общаться».

- Экскурсия в библиотеку.

                        Апрель.

        Тема: Викторина «История названий».

        Цель: Знать истории улиц города. Развивать умение ориентироваться по карте города. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом.

        Предварительная работа.

- Экскурсии по улицам города.

- Изучение книги Т.Башлыковой «Парки, улицы города».

                        Май.

        Тема: Зеленый наряд родного города.

        Цель: Воспитывать умение видеть прекрасное  в окружающем мире. Создать условия для участия в озеленение города.

        Предварительная работа.

- Участие в озеленение дома.

- Экскурсия в сосновый бор

                

3  год   обучения.

                Сентябрь.

Тема: Мой город! Храни себя храни!

Цель: Воспитывать умение гордиться своим городом, уважать его историю, культуру. Развивать гражданскую позицию, чувствующую сопричастность в жизни города.

        Предварительная работа.

- Беседа «Мои волжане, а что это значит»

- Игра «Дорогою моего города».

                Октябрь.

Тема: Три памятника – три  эпохи.

Цель: Проследить историю памятников, показать изменения эпох. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком  и обществом.

        Предварительная работа.

- Экскурсия в парк.

- Конкурс рисунков «Моё любимое животное».

                Ноябрь.

Тема: Ахтуба.

Цель: Формировать осознание нравственного  и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за её состояние.

        Предварительная работа.

- Экскурсия к реке.

- Сочинение на тему «Я живу на реке Ахтуба».

Декабрь.

Тема: Главная улица – улица Мира.

Цель: Развивать чувства сопричастности городу. Воспитывать стремление к познанию произведений архитектуры и зодчества.

        Предварительная работа.

- Экскурсия по улице Мира.

- Викторина «Улицы, дома, парки».

                

Январь.

Тема: Кварталы, микрорайоны.

Цель: Расширять знания о городе. Формировать устойчивый интерес к знаниям. Способствовать  к самообразованию.

        Предварительная работа.

- Экскурсия по городу с целью сравнения старой  и новой части города.

- Зарисовки интересных мест.

 

                Февраль.

Тема: Забота.

Цель: Воспитывать уважение к старшему поколению, инвалидам. Развивать желание нести тепло и радость людям. Формировать умение вершить «чудеса» своими руками, не ждать чудес со стороны.

        Предварительная работа.

- Участие в акции «Помощь старшим и инвалидам».

- Изготовление подарков для пожилых людей.

                Март.

Тема: Конкурс на лучшее письмо…(президенту, губернатору).

Цель: Воспитывать сопричастность к проблемам и новаторству родного города. Развивать умение отвечать за то, что происходит вокруг, не быть равнодушным. Формировать ценностно-ориентированную личность.

        Предварительная  работа.

- Обзор периодической печати (газеты «Наш город», «Волжская, правда»).

                Апрель.

Тема: Я в мире… Мир во мне.

Цель: Воспитывать умение быть культурным и нести культуру людям, стремиться к знаниям. Развивать интерес к открытию для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего нас.

        Предварительная работа.

- Поездка в театр, посещение кинотеатров.

- Экскурсия во дворец «Октябрь», ВГС.

                Май.

Тема: Деловая игра «Дом, который построим мы».

Цель: Формировать правильную гражданскую позицию. Воспитывать личность, обладающей гражданской позицией, сохранение её неповторимости и раскрытие потенциальных способностей.

        Предварительная работа.

-Сочинение-миниатюра «Мой дом- мой город».

4  год  обучения.

  Сентябрь.

        Тема: «Мир света и любви».

        Цель: Формировать передовые политические взгляды на город, его людей, чувства ответственности за благоприятную обстановку, развивать духовно – нравственные идеалы, воспитывать целостное мероприятие.

        Предварительная работа:

- Экскурсии по улицам нашего города (Мира, Энгельса, Оломуоцкого).

- Знакомство с книгой Т. Башлыковой «Волжскому–50»

 Хроника. События. Судьбы            

  Октябрь.

        Тема: Творчество волжских художников.

Цель:  Развивать эстетическое отношение к действительности, знакомить с работниками местных художников, воспитывать красоту и способность наслаждаться ею, вносить гармонию во взаимоотношениях с прекрасным миром.

        Предварительная работа:

        - Чтения газеты «Волжская, правда» о творческих работах Н.Ф.Бароха.

        - Экскурсии к памятникам: воинам-интернационалистам, генералу Д.Карбышеву, выполненные народным художником П.Л.Малковым.

Ноябрь.

Тема: Путешествие по карте города.

Цель: Развивать чувства сопричастности к судьбе города; формировать осознанное восприятие жизненных событий, познавательных интересов, воспитывать доброжелательные отношения между воспитанниками.

Предварительная работа:

        - Экскурсия по улице Пушкина, 40 лет Победы.

        - Знакомство с географическими картами Волгоградской области, города Волжского.

        - Просмотр видео фильма о городе Волжском.

 Декабрь.

Тема: Парки и памятники.

Цель: Знакомить воспитанников парковыми зонами, памятниками. Пробуждать в потребность в знакомстве и познании произведений архитектуры и скульптуры.

Предварительная работа.

        - Экскурсия в городской парк ВГС.

        - Знакомство с книгой О.Рубиной «Улицы, парки, памятники».

        - Чтение статьи из газеты «Наш город» - «Роза – дитя солнца» об озеленении города В.А. и З.С. Сапожниковых.

Январь.

Тема: Заводской гудок.

Цель: Знакомство с промышленным районом города, его гигантами производства химии, металлургии. Развивать экономическое мышление современного человека в масштабах города. Формировать деловые качества.

Предварительная работа:

        - Знакомство со статьями: «Из истории строительства хлебокомбината», «Эпоха металлургии».

- Экскурсия к мемориальной доске Н.Л.Кухаренко.

Февраль.

Тема: Доска почета.

Цель: Воспитывать положительное отношение к жизни как к высшей ценности. Знакомить с легендарными людьми, людьми удостоенными быть на доске почета.

Предварительная работа:

        - Знакомство с книгой «Почетный гражданин Волжского» из серии «Заслуженные люди города» А.П.Александрова, С.З.Фишера, И.Ф.Цыбизова.

        

Март.

Тема: Родина в стихах волжских поэтов.

Цель: Воспитывать вкус читателя. Развивать потребность знакомиться с художественными произведениями. Учить привносить эстетическое и прекрасное  в жизнь свою и окружающих людей.

Предварительная работа.

         - Посещение библиотеки.

         - Знакомство с журналами «Отчий край», «Волгорята».

        - Чтение газет «Трубник», «Волжская, правда».

        - Беседа на тему: «Библиотека главное дело жизни Н.П.Орлова».

Апрель.

Тема: Я живу на улице 40 лет Победы.

Цель: Знакомить с окружающим миром, с улицей, на которой прошло детство. Развивать творческие способности

Предварительная работа.

        - Экскурсии по улице к гуманитарному институту,  к памятнику воинам-интернационалистам, к храму Серафима Саровского.

        - Знакомство с историей создания книги Рубинной «Улицы нашего города».

        - Зарисовка «Моя улица».

Май.

Тема: Большие события малой родины.

Цель: Формировать правосознание. Воспитывать гражданственную ответственность. Развивать потребность в самообразовании.

Предварительная работа.

        - Чтение газет «Волжская, правда», «Наш город».        

        - Просмотр информационных передач «100 секунд», «Ахтуба».

5  год  обучения.

Сентябрь.

Тема: Цветное богатство.

Цель: Воспитывать художественно-эстетическое сознание. Прививать интерес к окружающему. Развивать творческие способности.

Предварительная работа.

        - Знакомство с цветниками города (розы в 36 в квартале, клумбы у дворца ВГС, магазина «Техмаркет»).

        - Чтение статьи «Русская береза Н.И.Донас».

                Октябрь.

Тема: Дворец Октябрь.

Цель: Знакомство с историей строительства дворца. Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческие способности.

Предварительная работа.

        - Чтение характеристики города из серии «Город шагает в степь».

        - Экскурсия во дворец Октябрь, знакомство с местоположение.

                Ноябрь.

Тема: Спорт, спорт, спорт.

Цель: Знакомить с достижениями городских спортсменов. Привлекать к активному образу жизни. Воспитывать положительное отношение к спорту, туризму.

Предварительная работа.

        - Знакомство со спортсменами-олимпийцами: Е.В.Долгополовой, А.Чепелевой.

        - Проведение спортивных соревнований «Мои достижения».

                Декабрь.

Тема: Медицина и люди.

Цель: Знакомство с медицинскими учреждениями. Воспитывать активную жизненную позицию. Развивать положительное отношение к людям, которые помогают жить и учиться.

Предварительная работа.

        - Знакомство с биографией В.Ф.Автономова, заслуженного врача Р.Ф., лауреатами почетного знака «Герб города Волжского».

        - Выработка собственной программы оздоровления (в основе триединства: интеллект, душа, тело).

                Январь.

Тема: Т.М.К.

Цель: Развивать интерес к промышленности города. Знакомить с гигантами металлургии. Воспитывать уважение к людям, работающим на комплексе.

Предварительная работа.

        - Знакомство с книгой Ю.Богатова «Эпоха металлургии».

                Февраль.

Тема:  От  а,  до я.

Цель: Дать воспитанникам задуматься о людях с высшим образованием. Формировать эмоционально положительное отношение к учебе. Развивать познавательный интерес.

Предварительная работа.

        - Знакомство с образовательными учреждениями (школа, училище, колледж, вуз).

                

                Март.

Тема: Тепло нашего города.

Цель: Знакомить с сооружениями, которые дают городу тепло, воду. Воспитывать познавательные интересы. Учить осознавать необходимость самообразования.

Предварительная работа.

        - Знакомство с предприятиями ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, «Водоканал».

        - Экскурсия к теплоэлектростанции.

        - Зарисовки.

                Апрель.

Тема: Театральная афиша.

Цель: Формировать устойчивые нравственные и морально-этические нормы поведения, соответствующие правилам культурной жизни в обществе. Развивать и поддерживать проявления активной жизненной позиции.

Предварительная работа.        - Знакомство с театром кукол «Арлекин»

        - Экскурсия к театральным афишам.

                Май.

Тема: Интересы поколения НЭКСТ.

Цель: Способствовать приобретению корректировки собственной жизненной позиции. Развивать творческие способности.

Предварительная работа.

        - Работа со словарем В.Даля.

        - Тест: «Кто я»

Формирование   гражданского

                Отношения.

4год обучения.

 

Сентябрь.

Тема: С чего начинается гражданин.

Цель: Формирование гражданских качеств личности-патриотизма, ответственности перед обществом за свои поступки. Привлекать к участию в жизни детского дома. Воспитывать дисциплинированность, законопослушания.

Предварительная работа.

- Познакомить с основами закона о гражданстве РФ.

- Обсуждение ситуаций.

- Участие в субботниках, праздниках, акциях милосердия.

- Составить рассказы: «Как и кому, я могу помочь/

Октябрь.

Тема: Ради жизни на земле.

Цель: Формирование ценностей мировой жизни.

Показать мужество русского народа.

Развивать чувства патриотизма. Привлекать к активной общественной жизни, работе на благо дома. Расширять знания  о народном творчестве  (пословицы о жизни).

        Предварительная работа.

- Просмотр фильмов о войне.

- Доклады о героях ВОВ.

- Посещение выставки: «Никто не забыт, ничто не забыто».

- Подбор пословиц.

- Обсуждение ситуаций (журналы, газеты, телефильмы).

                        Ноябрь.

Тема: Моя семья.

Цель: В преддверии будущей семейной жизни формировать у воспитанников ценности семейного очага. Знакомство с основами нравственно-правовых норм. Показать формы семейных отношений, основные права и обязанности членов семьи. Знакомство с цитатами о семье.

Предварительная работа.

- Беседы по теме: «Этика и психология семейной жизни, зачем она человеку».

- Практикум: пообобрать материал по проблеме «Семья в современном мире».

- Тест: Взглянуть судьбе в глаза.

- Составить таблицу качеств, присущих папе, маме, сыну, дочери.

Декабрь.

Тема: Человеческие ценности.

Цель: Определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода. Показать, как основной закон России защищает эти ценности. Способствовать формированию правовой культуры и толерантного поведения.

Предварительная работа.

- Знакомство с конституцией РФ /статья 3, 22, 48/.

- Игра «Полет на воздушном шаре».

- Карточки с казусами.

- Оформление плаката «ЖИЗНЬ».

                        Январь.

Тема: Я и мой талант.

Цель: Формировать у воспитанников  потребность к самообразованию, воспитанию морально волевых качеств.

Развивать умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Предварительная работа.

- Оформление выставки детских работ, стенда «Знай наших».

- Диагностический тест: «Способности школьника».

- Чтение и обсуждение цитат о таланте, работоспособности.

- Беседа о профессиях, желаниях и возможностях.

Февраль.

Тема: Мой царь! Мой раб! Мой родной язык!

Цель: Воспитывать эстетическую культуру и развивать художественный вкус, способности. Знакомство с историей  русского слова, понимание значения соблюдения речевого этикета в жизни человека.

Предварительная работа.

- Оформление плакатов с пословицами и поговорками о языке.

- Работа в библиотеке по толковому словарю Даля.

- Знакомство с историей происхождения слов.

- Оформление карточек  с заданием по теме.

Март.

Тема: О красоте, моде и хорошем вкусе.

Цель: Развивать эстетический вкус. Привносить эстетику в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт. Способствовать эмоциональному восприятию прекрасного мира. Расширять умения, привычки заботиться о внешнем виде.

Предварительная работа.

- Беседы: «В человеке все должно быть красиво», «Гардероб на все случаи жизни», «Правила ухода за одеждой, обувью».

- Знакомство с журналами «Люкс», «Бурда», «Лиза».

- Обсуждение пословиц и поговорок о моде, красоте.

Апрель.

Тема: Диспут «Добро и зло».

Цель: Воспитание гуманности воспитанников, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия. Способствовать развитию уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.

Предварительная работа.

- Подбор пословиц и поговорок о добре и зле.

- Обсуждение жизненных ситуаций по теме.

Май.

Тема: От всей души.

Цель: Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброта, взаимопонимание, милосердие, терпение по отношению к людям. Развивать культуру общения, умение радовать и радоваться самому.

Предварительная работа.

- Оформление стенгазеты для  сотрудников детского дома «От всей души».

- Изготовление подарков – сувениров.

год  обучения.

Сентябрь.

Тема: О милосердии и сердечности.

Цель: Обогащение эмоционального мира воспитанников нравственными переживаниями. Формирование нравственных чувств: доброты, взаимопонимания, милосердия. Развивать умение проявлять взаимопомощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Воспитывать солидарность.

        Предварительная работа.

- Объяснение понятий слов – милосердие и сердечность.

- Обсуждение статей периодической печати о людях, которые попали в сложные жизненные ситуации и нуждаются в помощи.

- Помощь по дому, как и кому,

 я могу помочь (шефство над младшими).

Октябрь.

Тема: Я – человек.

Цель: Воспитывать интерес к самому себе. Формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания. Развивать желание работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

        Предварительная работа.

- Индивидуальные беседы «Что во мне меня волнует».

- Этюды о жизни и становлении знаменитых и ученых людях.

- Обсуждение пословиц и поговорок по теме.

- Методика «Познай себя».

Ноябрь.

Тема: Я и другие люди.

Цель: Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека, разумного альтруизма и эмпатии. Формировать умение быть равноправным среди людей. Формирование конструктивного, бесконфликтного поведения.

        Предварительная работа.

- Обсуждение жизненных ситуаций, анализировать, делать выводы, искать компромиссы.

- Пословицы и поговорки по теме.

Декабрь.

Тема: Я и моя семья.

Цель: Развивать уважительное отношение к родным и близким людям, традициям и обычаям своего дома. Воспитание стремления к достижениям жизненного успеха. Учить добиваться реализации своих умений и возможностей, состояться в своей профессии и в будущем морально и материально поддерживать своих близких людей. Воспитывать и развивать потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином.

        Предварительная работа.

- Дискуссии «Что такое семья?»,

                «Зачем она человеку?»,

«Нужно ли  готовиться к семейной жизни?»

Январь.

Тема: Дети нашего города.

Цель: Знакомить воспитанников с судьбами детей-сверстников нашего города. Воспитывать стремление к интересной и разнообразной деятельности вне учебных занятий. Развивать стремление принимать участие в кружках и секциях.

        Предварительная работа.

- Встречи с интересными людьми (дети города, выпускники детского дома).

- Чтение и обсуждение статей о подвигах, достижениях сверстников.

                        Февраль.

Тема: О здоровье знают все, но…

Цель: Помочь воспитанникам осознать своё отношение к здоровью. Формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни и возможные пути его сохранения. Укреплять умения бороться и побеждать вредные привычки.

        Предварительная работа.

- Рассмотреть определение «здоровье».

- Чтение и обсуждение пословиц по теме.

- Уточнить индивидуально с каждым воспитанником, что он знает о своем состоянии здоровья.

- Проведение спортивных игр.

Март.

Тема: Человек, его жизнь.

Цель: Формировать общественно значимые мотивы деятельности, интереса к общественной работе, исполнительности, стремления и готовности помогать людям, требовательности к себе и другим. Готовить к осознанному отношению к своему будущему.

        Предварительная работа.

- Использование игры «Кадры из жизни» (представление своей жизни через  5, 10, 20.).

- Чтение пословиц по теме.

                        Апрель.

Тема: Что значит быть счастливым?

Цель: Систематическое накопление опыта нравственного поведения  воспитанников путём организации их практической деятельности, взаимоотношений с взрослым миром. Укрепление моральных принципов, ценных ориентаций в жизни.

        Предварительная работа.

- Рассмотреть понятия: «счастье», «счастливый день», «счастливый человек».

- Цитаты, афоризмы по теме.

Май.

Тема: Вера, надежда, любовь.

Цель: Вооружение воспитанников знаниями о морали. Раскрыть сущность этого понятия. Формирование навыков поведения в повседневном быте, навыков и привычек нравственного поведения.

        Предварительная работа.

- Рассмотреть определения: вера, надежда, любовь.

- Цитаты, афоризмы по теме

Исторический экспресс.

1  год   обучения.                        

Сентябрь.

Тема: Рассвет Киевской Руси.

Цель: Учить детей внимательно слушать. Расширять и углублять знания детей об истоках их России – Древней Руси. Формировать элементы исторического мышления. Воспитывать гордость за землю русскую.

        Предварительная работа.

- Беседа о дне знаний. Тест: «Что дают знания».

- Рассказ о славянах.

- Конкурс рисунков «Наши предки».

- Доклады о городах русских.

- Обзор жизни исторических личностей Киевской Руси (Андрея Рублёва, Александра Невского).

        

Октябрь.

Тема: Москва – главный город.

Цель: Создать у детей образ Москвы – столицы как главного города России. Расширять кругозор детей сведениями о древней и современной Москве. Воспитание патриотических и гражданских чувств.

        Предварительная работа.

- Рисунки с видами Москвы.

- Доклады об основателях города Москвы, Юрии Долгоруком, исторических памятниках.

- Знакомство с картинами А. М. Васнецова.

- Плакаты на тему: «Москва-сердце России».

- Знакомство с пословицами о Москве.

Ноябрь.

Тема: Путешествие по Волге.

Цель: Расширять и углубляя знания и представления детей  нашей многонациональной Родине. Закреплять знания о Городецкой росписи. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством. Уточнить значение воды для животных и растений.

Предварительная работа.

- Знакомство с народами, проживающими по берегам реки Волги.

- Поделки: «Городецкие мастеровые».

- Доклады о растениях и животных.

- Посещение областного краеведческого музея.

Декабрь.

        Тема: Милосердие.

        Цель: Формирования чуткого отношения к окружающим. Учить видеть настроение товарищей, видеть радость, грусть, печаль, любовь. Развивать умение понимать своих сверстников и взрослых, их окружающих. Дать возможность выразить мысли чувства вслух. Учить вести дискуссию.

                        Предварительная работа.

- Знакомство с нравственными качествами человека (добро, сопереживание, терпимость, чуткость, эгоизм).

- Разучивание частушек.

- Знакомство произведениями художественной литературы Ю.Яковлева «Багульник», «Вдвоем с собакой», «Кусок

Хлеба», «Вратарь», «Автопортрет», Коваль «Пес Алый».

Январь.

Тема: Эхо Сталинградской битвы.

Цель: Развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, своих соотечественников, свой город. Расширять знания и представления о прошедшей Сталинградской битве. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны. Развивать умение быть заботливыми, укреплять желания делать добрые дела.

                Предварительная работа.

- Экскурсия к памятнику двух войн.

- Сообщения о героических подвигах защитников Сталинграда.

- Рисунки по теме «Война – жесточе нету слова».

- Листовки «Вперед за Родину».

- Разучивание стихов и песен о войне.

                Февраль.

Тема: Утро великой стройки.

Цель: Показать значение строительства для страны, трудности связанные со строительством ГЭС. Знакомство детей с деятельностью картографов, геологических партий, буровиков. Воспитывать понимание того, что такое энтузиазм, желание сделать доверенное дело. Показать взаимосвязь природы и деятельности людей.

                Предварительная работа.

- Выставка книг об истории строительства города, ГЭС.

- Экскурсия на ГЭС.

- Доклады о людях труда, в честь которых названы улицы города

- Выставка рисунков «Город будущего».

Март.        

Тема: Человек с большой буквы.

Цель: Знакомство с жизнью и деятельностью Ф.Г.Логинова. Воспитывать понимание значимости деятельности людей. Формировать умение ставить перед собой цель, добиваться её достижения. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, патриотам страны, города.

        Предварительная работа.

- Доклады о соратниках Ф.Г.Логинова.

- Выставка фотографий: «Утро великой стройки».

- Календарь: « Хроника, события, судьбы».

- Экскурсия на площадь им. Ф.Г.Логинова.

Апрель.

Тема: Новый год на карте России.

Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с именами основателей родного города. Дать представление о методе народной стройки, о том, что значить работать сверхурочно. Развивать желание узнавать новое, интересное, интересоваться историей родного города.

        Предварительная работа.

- Составление рассказов о родном городе по названию улиц.

- Доклады об истории  строительства  улиц.

- Фотовыставка «История в фотографиях».

- Посещение краеведческого музея.

- Поход «Начало-начал  - село Безродное.

                Май.

Тема: Что такое героизм.

Цель: Формирование представления о героизме. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное, действенное отношение к воинам. Уточнять и расширять представление о защитниках страны в годы ВОВ. Активно поддерживать инициативу, активизировать имеющиеся знания.

        Предварительная работа.

- Изготовление воротников для моряков, пилоток для пехотинцев.

- Знакомство с городами героями.

- Экскурсии по улицам, в честь героев ВОВ.

- Сообщения о героях Советского союза.

- Оформление папки  « Награды».

2 год обучения.

Сентябрь        .

Тема: Наша Родина- Россия.

Цель: Воспитывать любовь к своей родине, родному краю, городу, народному творчеству. Закреплять знания о русском фольклоре. Формировать патриотические чувства. Закреплять знания о государственных символах. Формировать простейших географических представлений о стране, крае.

        Предварительная работа.

- Рисунки на тему «Моя Родина».

- Создание альбома «Русский фольклор».

- Подбор стихов о городе Волжском \из периодической печати/.

- Разучивание инсценировки по народной песни «Гори, гори ясно».

Октябрь.

Тема: К истокам азбуки.

Цель: Приобщать воспитанников к истории и культуре Отечества. Развивать желание  знакомиться с историей прошедших веков, находить интересный материал, неизвестные факты. Закреплять умения поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

        Предварительная работа.

- Знакомство с поэмой Генри Лонгфелло «Песнь о Гайовате».

- Доклады о  создателях русской письменности Кирилле и Мефодии, первопечатниках.

- Знакомство с историей пещер в селе Безродном.

                Ноябрь.

Тема: История русского народного костюма.

Цели: Сформировать представление учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о  деталях и элементах. Упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса). Способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре. Приобщать к изучению истории народа, истории родного края.

        Предварительная работа.

- Подготовить информацию  о народном костюме: девичьем, женском, мужском.

                Декабрь.

Тема: История, застывшая в памятниках.

Цель: Показать значение традиции, достопримечательностей для жителей города. Формировать понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Воспитывать чувства патриотизма к родному городу. Развивать желание заботиться о благополучии и чистоте в городе, доме.

        Предварительная работа.

- Экскурсия по площадям города.

- Фотовыставка «Памятники города».

- Знакомство культурным наследием художников города.

- Посещение выставочного зала.

Январь.

Тема: Славься, мой Сталинград!

Цель: Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, свою армию. Расширять представление о жизни простого народа, сверстников во время ВОВ. Развивать умение заниматься работой  поисковой, оказывать посильную помощь ветеранам.

Предварительная работа.

- Сообщения о подвигах  и жизни детей-сверстников во время ВОВ.

- Оформление плаката «Генералы Сталинграда».

- Просмотр видеофильма «Битва за Сталинград».

- Сбор материала, фотографий из периодической печати.

Февраль.

Тема: О тех, кого снами нет.

Цель: Расширять знания о событиях  ВОВ, героическом прошлом защитников Родины. Совершенствовать формы краеведческой работы с детьми. Окружать вниманием ветеранов войны и тыла. Воспитывать чувства долга и ответственности.

Предварительная работа.

- Доклады о человеческих судьбах во время Сталинградской битвы.

- Оформление стенда « Герои Сталинградской битвы».

- Дневник памяти (материал о памятных местах Сталинграда).

- Знакомство с произведениями Симонова Н.А., Суркова, Г.Николаева, Е.Кригера.

Март.

Тема: В дружбе - сила.

Цель: Расширять знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Развивать разговорную речь, умение вести диалог, рассуждать. Воспитывать доброжелательность, стремление совершенствовать красивые поступки. Расширять знания детей о взаимоотношениях между людьми, умение поддерживать дружеские взаимоотношения.

        Предварительная работа.

- Чтение рассказов: В.Осеевой «Три товарища»,

                        В.Драгунского «Друг детства».

- Мини-сочинения: «Мой лучший друг».

- Стихи о дружбе

Апрель.

Тема: Хлеб – всёму голова.

Цель: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям). Формировать бережное отношение к хлебу. Вызывать интерес к коллективному труду. Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий. Подвести к пониманию бережного отношения  к природе и разумного вмешательства человека.

        Предварительная работа.

- Чтение рассказов М.Глинского «Хлеб», М.Пришвина «Лисички хлеб», К.Паустовского «Теплый хлеб».

- Рисунки на тему «Хлеб – всему голова».

- Экскурсия в хлебный магазин.

- Знакомство со злаковыми растениями.

- Заучивание стихотворений и песен о хлебе.

                

Май.

Тема: О гражданском долге, мужестве и героизме.

Цель: Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве. Вызвать чувство восхищения  и гордости подвигами, совершёнными в годы ВОВ и мирное время. Показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом. Вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Предварительная работа.

- Подобрать русские народные сказки, былины, пословицы, поговорки, воспевающие красоту и мужество героев.

- Подготовить сообщения о героических поступках в мирное время.

- Подготовить плакаты: «Дерзай Отчизну мужеством прославить» Ломоносов, «Самое трудное мужество – мужество повседневного труда» Сухомлинский.

3 год обучения.

Сентябрь.

Тема: Свет родных берёз.

Цели: Познакомить с творчеством художников Л.И.Куиджи, А.А.Платова, поэта С.Есенина. Вызвать чувства восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Развивать общие познавательные  способности, подвести к пониманию бережного отношения к природе. Продолжить развивать у воспитанников навыки ручного труда.

Предварительная работа.

- Знакомство с православными праздниками,  составление календаря.

- Посещение выставок декоративно прикладного искусства.

- Создание творческих экспозиций: золотая хохлома, голубая Гжель, Жестов, Павловские платки.

                

Октябрь.

Тема: С чёго начинается Родина.

Цель: Прививать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Пропаганда обычаёв, традиций, достижений родного края, области. Углубление знаний об истории казачества, их традициях. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку - труженику. Формировать географические представления о РФ.

        Предварительная работа.

- Рисунки на тему «Русские поверья».

- Плакаты «Русские богатыри».

- Разучивание стихов о Родине.

- Рассказ-лекция о происхождении казачества.

- Посещение музея казачества.

Ноябрь.

Тема: О времени и о себе. (М.Агашина.)

Цель: Формирование чувства уважения к истории страны. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного города, края. Стимулировать развитие  активной жизненной позиции и патриотического сознания.

        Предварительная работа.

- Доклады: «Знаменитые люди нашего края».

- Знакомство с творчеством  М. Агашиной.

                Декабрь.

Тема: Новый год у ворот.

Цель: Дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов, российских праздниках. Познакомить с новогодними традициями  России и других стран. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость людям, дарить подарки, составлять добрые пожелания.

        Предварительная работа.

- Конкурс на лучшие пожелания.

- Сообщение о том, как встречают Новый год в разных странах.

- Экскурсия по площадям города.

- Фотовыставка: «Лучшая елка».

Январь.

Тема: Письмо неизвестному солдату (устный журнал).

Цель: Повышение интереса воспитанников к военной истории Отечества. Сохранение и развитие  чувства гордости за великие исторические события. Осуществление военно-патриотического воспитания, повышение престижа военной службы. Воспитание желания оказывать необходимую помощь и поддержку старшему поколению.

        Предварительная работа.

- Оформление альбома об участниках ВОВ, проживающих в городе Волжском.

- Посещение ветеранов ВОВ, оказание помощи (уборка, стирка, посещение магазинов).

- Разучивание стихов о ВОВ.

- Выставка книг.

Февраль.

Тема: Афганистан – незаживающая рана.

Цель: Ознакомление с причинами ввода советских войск в Афганистан. Определение исторического значения афганской войны. Расширение кругозора воспитанников, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования. Духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

        Предварительная работа.

- Сбор материала о воинах погибших в Афганистане.

- Встреча с воинами-интернационалистами.

- Разучивание стихов о войне в Афганистане.

- Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.

Март.

Тема: Я и закон.

Цель: Профилактика правонарушений среди подростков.

Развитие желания быть активными, проявлять инициативу, находить в жизни разносторонние увлечения. Убеждать в необходимости здорового образа жизни. Развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.

        Предварительная работа.

- Беседа о правах и обязанностях родителей.

- Встреча с инспектором ОПН.

- Оформление плакатов: «В мире мудрых мыслей».

- Разучивание стихов.

- Распределение ролей.

                                Апрель.

Тема: Государственное управление России.

Цель: Рассмотреть роли президента и органов власти в управлении государством. Выяснить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента. Назвать избирательные цензы для кандидатов на пост президента, установленные российским законодательством.

        Предварительная работа.

- Оформление папки «Твои люди город» (заметки из периодической печати).

- Встречи с ветеранами стройки ГЭС.

- Подготовка презентации на темы: «Качества, которыми должен обладать идеальный президент», «Качества, которыми не должен обладать президент».

                        Май.

Тема: Урок мира.

Цель: Показать мужество русских солдат. Формировать понятие сущности обдуманного поступка и необдуманного. Формировать представление о ценности личности и его поступка. Укреплять чувство гордости за свою Родину и своих земляков.

        Предварительная работа.

- Разучивание ролей, стихов.

- Оформление листовок: «Подвиги юных патриотов»

4 год  обучения.

        Сентябрь.

Тема: Покажите мне город Волжский - волжане.

Цель: Выяснить отношение к городу. Воспитывать гражданскую ответственность. Развивать умение сочетать личные и общественные интересы. Показать, что каждый человек является частицей большой, многомиллионной, сильной семьи – Родины. Расширять знания об истории родного города, традициях. Вызвать чувства законной гордости за свой город.

        Предварительная работа.

- Анкета: «Закончи предложение».

- Фотовыставка о вечере встречи с выпускниками и ветеранами детского дома.

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Лекция о строительстве ГЭС и города.

        

Октябрь.

Тема: Символы города.

Цель: Знакомство с геральдическими, гербовыми фигурами. Развивать чувства любви, патриотизма к родному городу на примере отношения к людям. Дать представление о том, что возможно будут внесены изменения в символы города. Обсуждение критериев, по которым созданы определенные гербы, флаги.

        Предварительная работа.

- Беседа о превращении поселка Строителей в город.

- Конкурс проектов символики города.

- Шефская работа (поздравление ветеранов детского дома с днем учителя).

                        Ноябрь.

Тема: Конкурс творческих проектов «Детский дом будущего».

Цель: Развивать желание думать о будущем дома, в котором проходит детство. Дать представление о системе детских учреждений. Выяснить отношение к детскому дому, взрослым, сверстникам. Учить понимать ситуации, решать проблемы. Развивать творчество, уметь мыслить, дать возможность показать свои представления на бумаге.

        Предварительная работа.

- Фотовыставка  «О тех, кто рядом с нами» (сотрудниках детского дома).

- Диагностика  «Детский дом и я».

- Рассказ о детских домах семейного типа, попечительских семьях.

        Декабрь.

Тема: Забота о младших – дело рук старших.

Цель: Учить понимать, что здоровый образ жизни – это умение жить активной жизнью. Дать представление о здоровом  образе жизни, системе укрепления здоровья. Формировать желание заботиться о младших детях, приобщать их к различным видам спорта. Показать, каких успехов можно добиться, занимаясь спортом.

        Предварительная работа.

- Беседа «Спорт и здоровье».

- Игра «А вы  слышали, что…»

- Выставка грамот спортивных достижений выпускников детского дома.

        Январь.

Тема: Как встречали Новый год перво-строители (беседа).

Цель: Воспитание положительного отношения к труду людей, понимание значимости и необходимости любого труда человека. Углубление и систематизация знаний детей о строительстве ГЭС, города. Развивать уважение к людям труда старшего поколения, людям труда. Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к людям любой профессии.

        Предварительная работа.

- Сбор книг, статей из периодической печати о строительстве ГЭС, города.

- Стенд о перво-строителях, начале строительства города.

- Посещение клуба ветеранов года Волжского.

Февраль.

Тема:

Цель: Формировать у воспитанников представление о борьбе за свободу, о высоких нравственных качествах, об отношении к стране, людям. Развивать интерес  к судьбам людей старшего возраста, учить проявлять понимание и заботу. Вызвать желание знакомиться с новостями из периодической печати, находить  интересные сюжеты, делиться со сверстниками впечатлениями.

        Предварительная работа.

- Подготовить рассказ об участниках ВОВ, Сталинградской битвы, проживающих в городе Волжском.

- Встреча с ветеранами ВОВ.

- Обзор периодической печати о событиях в Афганистане, Чечне.

- Моя семья в годы ВОВ – фотовыставка.

                Март.

Тема: Женщины – это надежный тыл  для мужчин.

Цель:  Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущим поколением. Знакомство с жизнью и деятельностью женщин – участниц ВОВ. Закреплять знания о законах, укрепляющих семью, заботящих о женщине-матери. Создание позитивного настроения, желания к созданию выставки, посвященной женщинам-матерям. Воспитание гражданской ответственности.

        Предварительная работа.

- Сбор материала о женщинах с интересными, необычными судьбами.

- Рассказ о том, как государство заботится о женщинах-матерях, вдовах погибших солдат.

- Фотовыставка о семьях сотрудников детского дома.

Апрель.

Тема: Конкурс эрудитов «Цветоклуб».

Цель: Формирование всесторонне развитой личности, общественно-активной, социально-полноценной. Знакомство с социально-культурным и историческим опытом. Развитие познавательных интересов. Формировать умение общаться в коллективе, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать ответственность за коллективное дело. Создание комплексного представления о достопримечательностях нашего города.

        Предварительная работа.

- Знакомство с материалом о первых семейных парах в городе Волжском.

- Молнии на тему «Подвиги наших дней».

- Дружеские шаржи.

                Май.

Тема: Поход «День здоровья».

Цель: Формирование здорово образа жизни. Укрепление физической и нравственной закалки, силы, ловкости. Закрепление знаний о лекарственных растениях, растущих Волго-Ахтубинской пойме (сбор, употребление). Знакомство с туристическим оборудованием (установка палаток, разжигание костра). Закрепление знаний о поведении в природе во время похода.

        Предварительная работа.

- Знакомство с лекарственными растениями.

- Поэзия,  стихи о городе.

- Туристическое снаряжение.

- Газета: «Все о себе и своих делах».

5  год  обучения.

Сентябрь.

Тема: По реке времени.

Цель: Уточнить знания об истории родного края. Продолжить знакомство с теми, кто строил наш город, соратниками Ф.Логинова, его приемниками. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него. Развивать желание сделать город ещё краше. Формировать понимание  в различии между городом и селом. Обратить внимание на особенности труда в городе и селе.

Предварительная работа.

- Встреча с первыми участниками стройки.

- Продолжить составление календаря по страницам летописи.

- Проведение субботника по уборке территории вокруг детского дома.

- Создание папки-ширмы «Село Безродное».

                        

Октябрь.

Тема: Путешествие по родному городу.

Цель: Углублять знания о начале строительства города, его промышленности. Развивать понимание того, что каждый человек «строит» свою жизнь. Нацеливать на то, что необходимо в жизни ставить определенную цель и добиваться её достижения. Воспитывать и развивать стремление быть нужным для окружающих людей. Формировать представление о том, что необходимо учиться, набираться опыта от старших поколений.

Предварительная работа.

- Изучение памятников города.

- Продолжить собирать материал о тех, людях в честь кого названы улицы города.

- Создание папки о выпускника детского дома.

                Ноябрь.

Тема: История одной фотографии.

Цель: Развивать понимание бережного отношения к судьбам людей. Учить пониманию того что,  что достигнуто предыдущими поколениями, даёт возможность добиваться новых достижений. Обогащать опыт воспитанников на примере заслуженных жителей города. Воспитывать уважение копыту и знаниям старших поколений.

Предварительная работа.

- Ширма о людях рабочих специальностей.

- Фотовыставка о труде сотрудников и воспитанников детского дома.

- Продолжить знакомство со стихами о городе и труде.

Декабрь.

Тема: Произведения о городе и его истории.

Цель: Учить осознавать роль знаний в жизни человека. Развивать умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Формировать стремление к чтению художественных произведений, к изучению культуры, искусства. Помочь увидеть, что человек многое может изменить как в себе, так и в окружающем его мире.

Предварительная работа.

- Выставка книг.

- Сочинение «Дороги, которые мы выбираем».

- Обзор предложений, проектов по улучшению жизни в детском доме.

                        Январь.

Тема: Эхо Сталинградской битвы.

Цель: Продолжить знакомство с историческими событиями, происходившими во время войны в родном краю. Воспитывать гордость за историческое прошлое родного края, своих земляков. Развивать чувство национальной гордости, вызвать чувство законной гордости за своих земляков, свою страну, доблесть и мужество её защитников. Раскрыть  малоизвестные факты во время сражения под Сталинградом.

Предварительная работа.

- Встреча с участниками Сталинградской битвы.

- Обзор событий во время переправы по Волге по газетным статьям, воспоминаниям очевидцев.

- Экскурсия в музей.

- Знакомство с законом о призыве в армию.

                Февраль.

Тема: Конкурс стенгазет « Служба ратная, служба солдатская»

Цель: Расширять знания о службе в армии, различных родах войск, о порядке и дисциплине. Помочь осознать то, что плохо и что хорошо, что содействует  развитию добра, что нет. Воспитывать желание быть активным гражданином своей страны на примерах исторических личностях.

Предварительная работа.

- Беседа «Что я могу сделать для своего Отечества».

- Галерея исторических личностей (герои, проживающие в  городе Волжском).

- Чтение писем и воспоминаний солдат.

- Знакомство с различными родами войск.

- Экскурсия в военизированную часть.

                        

Март.

Тема: Я помню чудное мгновенье…

Цель: Формировать умение чувствовать себя в роли хозяина в детском доме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения. Дать представление о духовной и материальной культуре человека. Учить понимать взаимосвязь прошло и будущего, задумываться о своём предназначении. Формировать осознание себя как части коллектива, учиться создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Предварительная работа.

- Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».

- Фотовыставка «Всё, что я сделал своими руками».

- Беседа кого мы называем честным.

                Апрель.

Тема: Брей - ринг « Век ХХ».

Цель: Закрепление полученных знаний по истории развития страны, города в ХХ веке. Расширять умение мыслить логически, сопоставлять факты. Учить анализировать ране полученные знания в различных областях. Воспитывать желание в команде, не подвести своих товарищей, добиться намеченного результата.

Предварительная работа.

- Хроника значимых событий в стране, городе.

- Обзор: люди, события, факты.

- Кумиры российской эстрады.

                Май.

Тема: Викторина «Поклонимся великим тем годам».

Цель: Закрепление ранее полученных знаний об исторических событиях ВОВ,  фашизме как проявлении национализма. Создать атмосферу понимания важности происходящих событий в определенный период войны. Дать представление о том тяжёлом времени в жизни простого солдата, показать тяжесть бытовых условий, лишений. Показать значимость памяти о тех событиях, которые происходили. Учить ценить  вклад простого солдата в победу над фашизмом.

Предварительная работа.

- Конкурс сочинений «Что я знаю о войне».

- Выставка, посвященная памяти о городах-героях, значимых сражениях.

- Листовки «Все на защиту Родины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

проект по нравственному воспитанию "Я гражданин России"

Проект  «Я гражданин России», авторы: М.Н. Клочко,  Е.А. УльяницкаяЦель: Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной     позицией и творч...

Конспект открытого занятия на тему "Я - гражданин России".

Занятие посвящено правам детей, которые прописаны в конвенции о защите прав ребенка. Основной акцент занятия: право на гражданство....

«Я – гражданин России».

Задачи.  Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...

НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"

Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...

Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....