Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
материал по теме
Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с народным творчеством: слушаем и разучиваем русские народные песни, игры и сказки - всё это входит в сценарии календарных праздников, а сказки проходят в кукольном театре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstv._vospitanie_detey..docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые Ангелы Божие,
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России,
Здесь мама, здесь храм,
Здесь отеческий дом.
Нравственно - духовное и патриотическое воспитание – это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды деятельности дошкольников. Любовь к своей стране, к родному краю, к родным людям, друзьям – вот те простые и вечные нравственные ценности, которые мы стараемся передавать нашим детям на музыкальных занятиях. Для решения данных задач используются традиционные формы работы художественно – эстетической направленности: тематические занятия, праздники.
На музыкальных занятиях, с 3- летнего возраста, по учебному плану, мы знакомим детей с народным творчеством: слушаем и разучиваем русские народные песни, потешки, считалки, игры и сказки – всё это входит в сценарий календарных праздников, а сказки проходят в кукольном театре.
Применение народных игр и кукольного театра в сценариях праздников для детей 3х-4х лет.
Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. Постоянно обращаться к народной культуре. Ведь народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Малые формы детского фольклора, сказки, песни, народные танцы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.
На осенних и весенних праздниках показывается театрализованное представление, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек. Такая форма проведения досуга является универсальным средством гармонического развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого. Театрализованное представление даёт детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии (по сценарию). Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, петь, играть в подвижные и пальчиковые игры. Кроме того, такие досуги решают и познавательные задачи: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относится к игрушкам и т.д.
Кукольные спектакли к праздникам составлены педагогами отделения по детским сказкам. Педагогами подобран музыкальный материал для сопровождения действия сказки, а так же используются музыкальные портреты действующих лиц собственного сочинения.
За прошедшие учебные годы были показаны сказки: «Сказка о горделивом петушке»; «Сказка про шиповник»; «Как внучка бабушке грибов насобирала»; «Кто самый красивый»; «Как цыплёнок стал большим».
В «Сказке о горделивом петушке» дети узнают о глупости, зазнайстве, вместе с педагогом размышляют о плохих и хороших чертах зверей, птиц – по сказкам, и конечно какими должны быть все они, наши дети, добрыми, честными, послушными. Вот так заканчивается сказка в кукольном театре:
Бабушка
Да вот так... Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.
1-й рассказчик
Милое солнышко, Божье творение! Ярко твое золотое горение.
Щедро тепло, разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь, как друг.
2-й рассказчик
А ты, глупенький Петушок, себя хотел над солнышком командиром поставить. Вот теперь и ходи безголосый. Помолчи да подумай пока: кто главнее - Солнышко или ты...
Не заносись высоко, - можешь свою песню и вовсе потерять.
А у Бога тот не забыт, кто малым доволен.
На музыкальных занятиях мы проводим с детьми различные игры поучительного характера:
Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Сказка «Как заяц стал храбрым».
Ведущая: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка – трусишка». Обидно было ему это слышать, но ничего он с собою поделать не мог.
(музыка, дети изображают трусливого зайца)
Всего зайчик в лесу боялся:
- Как шумят деревья (ладошки потираем);
- Как дует ветер (дуем на ладошки);
- Как капают дождинки в лужу ( играет треугольник);
Ведущая: Ну, какой же трусишка,
Этот бедный зайчишка!
У него каждый звук
Вызывает испуг…
Вот он в сторону – прыг!
Там лягушка в тот миг
Завопила: «Ква-ква!
Это мчится за мной
Зверь опаснее льва,
Я несчастная, ква!»
Тут зайчишка её успокоил, сказав:
«Ты не бойся меня!
Отнесу я тебя,
Где камыш и вода!».
И теперь тот зайчишка
Никого не боится.
Вовсе он не трусишка,
Оттого веселится.
(пляска под музыку)
На занятиях детям необходимо давать краткую историческую справку о конкретном календарном празднике, прочитать и разобрать текст изучаемых закличек, попевок, доходчиво объяснить смысл малопонятных слов. Очень важна работа над дикцией, артикуляцией. Эта работа должна проводиться обязательно в игровой форме, чтобы дети получали радость от познания нового.
Весенний праздник « Берёзонька » для детей 5-и лет, включает в себя помимо детского фольклора (игр, закличек, хороводов разных видов, песен), загадки о перелётных птицах, познавательные сведения о чудесных свойствах берёзы, изобразительно – художественные игры.
Ведущая: Птички летели, на дерево сели.
Что за дерево такое?
Ствол белый, листочки зелёные.
А кто из вас, ребята, знает, какими в народе Берёзку ласковыми словами называют? Берёзка белая, зелёненькая, стройная, кудреватая. Вокруг берёзки девушки хоровод водили, песни пели.
Песня «Во поле берёза стояла»
(хоровод по кругу)
В праздник педагоги проводят небольшую беседу познавательного характера о поделках и предметах из бересты, с показом предметов, картин, лаптей, корзиночек. Мы считаем это необходимо, ведь с познания о деревьях, природе и начинается воспитание любви к родному краю, к близким людям и ко всему окружающему нас миру. Дети, обучающиеся с 6-и лет по специальности, могут исполнить на своих инструментах русские народные песни.
Необходимо растить детей, которые знают и любят прошлое родной земли, берегут её природу, не разрушают духовное и материальное наследие. Очень важно, чтобы наши дети, вырастая, смогли создать свои крепкие и дружные семьи, становились хорошими матерями и отцами, освоили традиционные семейные ценности и другие культурные сокровища народа. Как хорошо, что есть прекрасный женский праздник, полный детской любви и нежности к своим родителям, близким людям.
Чтец: Всегда добрые традиции в доме передавались детям и внукам от бабушек. Послушайте доброе слово о бабушках:
Бабушка, золотая сударушка!
Бабушка Бога молит, хлебом кормит, дом бережёт, добро стережёт.
Хочется, чтобы добрые стихи, которые читают дети, остались на долгую память родителям.
- Дорогие наши мамы,
Мы и сами признаём,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведём.
- Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем.
- Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти,
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести
- Мы наших мам и бабушек
Поздравим с женским днём
Для них сегодня весело играем и поём.
Досуги должны быть разнообразны по форме и содержанию, это позволит дошкольникам и родителям получить незабываемые яркие впечатления. Поэтому к праздникам готовятся презентации слайдов, а после праздника показываются наши добрые, старые мультфильмы типа «Мама для мамонтёнка».
Наряду с календарными праздниками проводятся православные праздники: Рождество Христово и Святая Пасха. Праздники соединяют много форм работы, чтобы было всем интересно, познавательно, но главная цель – духовно – нравственное развитие и детей, и взрослых. Сценарии праздников составлены с учётом возраста детей, и участвуют дети 5-и и 6-и лет и педагоги отделения. Концерт проходит на большой сцене, это первая часть заканчивается небольшим видеофильмом о празднике, а всё действие на сцене сопровождалось презентацией слайдов. После видеофильма я рассказываю:
«Святки – праздник христианский,… и в настоящее время это живое общение людей, пожелание доброго здравия, всех благ, а также примирение и прощение обид. Для детей и взрослых это время радости и счастья, щедрости души и добрых дел. В каждом доме, школе стоит украшенная ёлка. Она служит символом древа жизни, возвращённого нам с рождением Христа Спасителя…»
Вторая часть праздника проходит в фойе, ведь в зале много детей, которые с удовольствием будут веселиться. Для этого готовится сценарий « Святочные посиделки» с песнями, хороводами и играми.
Рождественские посиделки.
( Сценарий для старшего дошкольного возраста)
( Звучит народная музыка, дети встали по кругу)
Хозяйка: Гости мои дорогие, пожилые и молодые.
Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,
Как когда – то наши прадедушки,
Ну а с ними и прабабушки, приходили на весёлые святки,
На песни, пироги да на колядки.
Ребёнок: Что не слово, то загадка.
Это что такое – святки?
Хозяйка: Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели – веселились две недели
С Рождества и до Крещенья, приготовив угощенья!
По дворам ходили в святки, пели разные колядки.
Праздник ждали и любили, наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас…!
Так же проходит пасхальный праздник – « Пасхальная радость», на котором дети поют весенние песни и аккомпанируют себе на различных звенящих детских инструментах, читают стихи о пасхе и узнают, наверное, новое для себя, о распятии и воскрешении Христа: для этой сцены готовится презентация слайдов.
Педагоги знакомят детей с преданием о первом красном яичке, с техникой и видами росписи – с каким интересом дети рассматривают деревянные, расписные, бисерные яички!
Праздники проходят в тёплой и доброй атмосфере и остаются, мы надеемся, светлым воспоминанием в сердцах наших детей и их родителей. Все мы знаем, что основы духовности закладываются в семье. И как радостно видеть улыбающиеся лица детей, которые приходят на занятия и праздники с родителями, бабушками и дедушками.
А главными задачами школьных праздников является развитие в детях патриотического чувства к своей стране, любовь к культуре и традициям своего народа, уважение к родителям и пожилым людям, стремление к духовной красоте и добру, формирование чувств собственного достоинства и внутренней гармонии с самим собой и своим окружением.
После пасхального концерта мы проводим весенние хороводы с песнями и народными играми. А мы знаем, что яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна любви и добра, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
В заключении:
Главные задачи в нашей школе искусств:
- Полноценное эстетическое воспитание ребёнка, а также развитие его как музыкальных, так и художественно-творческих способностей.
- Формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через все виды культурно – духовной деятельности.
Методическая литература.
- Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель» – Москва, 2007.
- К. В. Тарасова. Программа «Гармония» Москва. Центр Гармония, 2000.
- М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» - М.:ТЦ Сфера, 2007.
- В.М. Петров, Г.Н. Гришин «Зимние праздники, игры и забавы для детей».- Москва: ТЦ Сфера. 1999. Сказка «Про голосистого петушка и родное солнышко».
- Л.Ю. Феоктистова «Мамины помощники» Сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста – М.: Музыка, 2003.
- Сборник «Праздник Рождества Христова» - Издательство Московской Патриархии, 2000.
- Сборник «Святочные посиделки» Л.А. Яртова. Издательский дом «Родник- Московия», 2004.
- Сборник «Воскресения Христова» - Издательство Московской Патриархии, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Задача педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Здоровый образ жизни- это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья....
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании&raqu...
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формиро...
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Материал к Педагогическому совету....
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Материал к Педагогическому совету...
Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепен...
Комментарии
Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России -