Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе.
Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме».
Цели и задачи:
- Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
- Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
- Дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
- Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
- Воспитывать бережное отношение к животным;
- Развивать мелкую моторику рук, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Словарная работа: дикие животные, берлога, дупло, нора
Оборудование: картинки с изображением осенних признаков; снежинки, разноцветные листочки из цветной бумаги (дубовые, кленовые) иллюстрации с изображением диких животных: зайца, лисы, волка, медведя, белки, ежа, загадки в корзинке на осенних листочках, желудях, шишках.
Наглядный материал: заводная птица, письмо, изображение осеннего пейзажа, силуэты животных (белка, заяц, медведь, еж, волк).
Раздаточный материал: клей-карандаш, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, ячневая, просо).
Ход занятия.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень к нам пришла.
Дефектолог: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени) А вам нравится осень?
Дети: ответы
- А какие признаки осени вы знаете?
Дети: часто идет дождь, на улице становится холодно, листья на деревьях желтеют и опадают.
- А какие три осенних месяца вы знаете?
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
Дефектолог: правильно ребята! Вы все хорошо знаете осенние месяцы.
Дефектолог: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги.
Ход: предложить детям устроить листопад, сдувая листочки с ладони.
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…..
А. Рябинка
Дефектолог: Ребята осень бывает ранняя, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, в такую погоду люди начинают готовиться к зиме. К зиме готовятся не только люди, но и дикие животные.
Дефектолог: Ребята, а что у нас спрятано под деревом?
Дети: корзина.
Дефектолог: Давайте посмотрим, что в ней лежит. Листочки, шишки, грибочки, а на них загадки, которые нам надо отгадать.
Дети отгадывают загадки, а изображения животных вывешиваются на доску.
Загадки.
1. Зверь мохнатый, косолапый, сосёт в берлоге лапку. (Медведь)
2. Кто по ёлкам ловко скачет, и взлетает на дубы, кто в дупле орехи прячет,
сушит на зиму грибы. (Белка)
3. Кто зимой холодной ходит по лесу злой и голодный? (Волк)
4. Косоглазый, маленький, в белой шубке в валенках. (Заяц)
5. Хвост пушист, быстра сноровка, золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка кур считает лучше всех. (Лиса)
Дефектолог: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.
Работа на магнитной доске.
Дефектолог: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).
(волк, заяц, медведь, белка, еж, лиса)
Дефектолог: Молодцы!
Дефектолог: Как можно назвать, одним словом этих животных?
Дети: Дикие животные
Дефектолог: Почему их так называют?
Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.
Дефектолог: Молодцы!
Дефектолог: А теперь давайте узнаем, как готовятся к холодной зиме звери в лесу?
Дефектолог: Какие запасы на зиму делает белка, вы знаете, ребята?
Дети: Белка собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.
Дефектолог: Изображение белки с запасами вывешивает на доску. Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на белую.
Дефектолог: Изображение медведя в берлоге. Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме (берлоге), которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Дети: Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Дети: Ежик.
Дефектолог: А где он прячется?
Дети: В норе.
Дефектолог: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Дефектолог: А как же заяц готовится к зиме?
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: чтобы прятаться от врагов.
Дефектолог: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кушает заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Дефектолог: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Дети: Это хищные звери: лисы и волки.
Дефектолог: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех.
Физкультминутка
Оборудование: Мячик - ежик
Дети делают движения в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю | Между ладоней. |
Взад - вперед его гоняю. | Смена рук. |
Им поглажу я ладошку | Катают взад - вперед. |
Будто я сметаю крошку. | Смена рук. |
И сожму его немножко, | Сжимают. |
Как сжимает лапу кошка. | Смена рук. |
Каждым пальцем мяч прижму. | Нажимают пальцами на мяч. |
И другой рукой начну. | Смена рук. |
А теперь последний трюк : «Мяч летает между рук»! | Перебрасывание мяча из руки в руку |
Дефектолог: кто это в окошко стучится, в окошко просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же синичка к нам прилетела. Письмо нам принесла
Дефектолог: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли звери тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.
- Вы же добрые ребята, вы поможете зверям.
Дефектолог: Я предлагаю вам стать портными и сшить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая крупа, манная крупа, пшено). Выбирайте, кому вы будете утеплять шубку. (Ребята выбирают силуэты животных)
Индивидуальные вопросы:
- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)
- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
- Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)- Какого цвета шубка у белочки?
Практическая работа.
(На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).
Дефектолог: Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверям. Работы детей вывешиваются на доску.
Дефектолог: Вы устали, давайте немного поиграем с мячиком. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.
Дефектолог. Дети
1. С какими животными мы с вами сегодня знакомились? С медведем, волком, зайцем, лисой, ежиком.
2. Кто из животных спит зимой? Зимой спят медведь, ежик.
3. Где спит медведь? Медведь спит в берлоге.
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.
5. Какие животные являются врагами для зайца? Волк и лиса
6. Где живет белочка? Белочка живет на дереве в дупле.
7. О чем мы говорили на занятии? Как дикие животные готовятся к зиме.
Дефектолог: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали…. (называю имена детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".
1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...
открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема: "Садовые и полевые цветы"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подго-товительной группе «Родословная – старинная русская традиция»
Задачи: Закреплять представления детей о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий.Воспитывать уважительное отнош...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе
Расширить знания детей о том, чем питаются животные; активизировать соответствующий словарь: "морковка", "капуста", "репка", "яблоко" и др.; учить употредлять слова в разных грамматических форма...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»
«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»
Образовательная область: познавательное развитиеНаправление развития: опытно-экспериментальная деятельность Программное содержание:уточнить и обобщить представления детей о свойст...