КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Деева Тамара Адиловна

 

Программные задачи.

 

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

 

Образовательные:

- Расширять представление детей о жизни диких животных в природе: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях (заяц, лиса, медведь).

- Учить употреблять существительные с обозначающим значением (животные, животные леса).

 

Развивающие:

- Развивать представление о сезонных изменениях в природе, любознательность.

- Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_zimnemu_lesu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ДЕЕВА ТАМАРА АДИЛОВНА

МАДОУ д/с комбинированного вида №6 «ЗОРЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2014г.

Программные задачи.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Образовательные:

- Расширять представление детей о жизни диких животных в природе: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях (заяц, лиса, медведь).

- Учить употреблять существительные с обозначающим значением (животные, животные леса).

Развивающие:

- Развивать представление о сезонных изменениях в природе, любознательность.

- Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением леса, его обитателей. Беседы по содержанию картин.

Заучивание загадок про животных.

Чтение стихотворений об обитателях леса, рассказов Е.Чарушина, В.Бианки,

И.Соколова-Микитова о животных.

Беседы о сезонных изменениях, способах приспособляемости животных, их повадках.

Рассказывание сказок про животных.

Экскурсии в сквер, парк; наблюдения.

Рисование зимнего леса.

Материал: заяц и лиса, Красная Шапочка (игрушки), декорации зимнего леса (елки, деревья, кусты, пеньки, «медвежья берлога» - все «в снегу»), выставка детских работ, дидактический материал к игре «Кто живет в лесу?» (картина, фигурки животных), шапочка лисы.

Время и место проведения занятия: групповая комната, 9.00 часов.

Ход занятия.

Стук в дверь. К детям приходит в гости Красная Шапочка. Дети и воспитатель удивлены и обрадованы гостье.

Воспитатель обращает внимание на то, как тепло (по-зимнему) одета кукла. На ней теплое пальто, рейтузы, поверх тонкой красной шапочки надета теплая, шерстяная, варежки.

Красная Шапочка сообщает детям, что она собирается навестить бабушку, но никогда не ходила через лес зимой, она слышала, что в это время года в лесу очень холодно и пустынно, звери спят.

Воспитатель:

- Красная Шапочка, как хорошо, что ты к нам пришла! Сегодня мы с детьми будем путешествовать по сказочному лесу. Пойдем с нами, мы узнаем, что происходит в лесу зимой. Ты молодец, что оделась тепло.

Воспитатель  предлагает детям одеться для прогулки. Изображает, что надевает  сапоги, пальто, шапку. Следит за ребятами, чтобы они тоже одевались (игровая ситуация).

- Вы тепло оделись? (Сереже и Кате помогает застегнуть пальто.) Итак, в путь!

Дети встают парами, звучит музыка, воспитатель с куклой в руках ведет детей в «лес».

Воспитатель  просит детей остановиться и осмотреть поляну.

- Вот и подошли мы к лесу. Посмотрите, как красиво кругом!

- Какое сейчас время года?   Почему вы так думаете?  (Сейчас зима. Холодно. Деревья, кусты, земля покрыты снегом.)

- Правильно, деревья в снегу, без листвы. Только два дерева зеленые. Отгадайте загадку. И ты, Красная Шапочка, отгадывай.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель, сосна)

- Молодцы, правильно отгадали загадку.

- Ребята, а как вы думаете, в лесу снег глубокий? (Ответы детей: Да, снега много, кругом сугробы.)

- Как надо идти по такому заснеженному лесу? (Ответы детей: Высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег. Не толкать друг друга. Аккуратно отодвигать ветки, вести себя тихо, спокойно разговаривать.)

- Продолжим наше путешествие. (Все идут, высоко поднимая ноги.)

Дети замечают под елочкой зайца-беляка (игрушка).

Воспитатель:

- Красная Шапочка, ты говорила, что все спят в берлогах. Вовсе нет.

- Дети, кто это под елочкой сидит: белая шубка, длинные ушки? (Ответы детей: Заяц-беляк, у него белая шубка, как снег.)

- Красная Шапочка, ты когда-нибудь встречалась с зайцем? (Кукла отвечает отрицательно.) Ну ничего, ты к бабушке все время ходишь, как-нибудь повстречаешься и с этим длинноухим обитатель леса.

- Дети, как живется зайцу-беляку в зимнем лесу?  Чем питается заяц зимой? (Ответы детей: Трудно зайцу-беляку живется в лесу зимой. Заяц-беляк бегает по зимнему лесу. Голодно ему, нет зеленой травки. Приходится  глодать кору с деревьев да веточки с кустов.)

Воспитатель:

- Не очень это вкусно, но что поделаешь – зима!

- Кого боится заяц-беляк в зимнем лесу? (Ответы детей: волка, лисицу)

- Как он спасается от своих врагов? (Ответы детей: Заяц быстро бегает, путает следы на снегу. За зайцем охотятся волки и лиса, ему помогает спасаться от врагов белая, пушистая, теплая шерсть, она не видна на белом снегу.)

- А всегда ли у зайчика шубка белая? (Ответы детей: У зайца меняется окраска шерсти. Летом серый, зимой белый.)

Воспитатель:

- Правильно. Теплая белая шубка  и от врагов, и от морозов зайчика спасает. Норы у зайца-беляка никакой нет, спит прямо на снегу под кустом или под елкой. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает – слушает каждый шорох.  

- Не будем зайчика пугать, тихо пойдем дальше. Поправьте шапки, осторожно отодвигайте ветки, чтобы не поломать их.

Воспитатель:

- Давайте присядем на пенечки и пальчиками покажем, как ловко умеют скакать зайки. (Пальчиковая гимнастика)

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх

Зайка скачет выше всех!

Воспитатель:

- Молодцы, дети, ловко скакали ваши зайчики! Продолжим наше путешествие.

Красная Шапочка обращает внимание детей на лису (игрушка).

Воспитатель:

- Кто это: рыжий мех, белая грудка, черные сапожки, пушистый, длинный хвост? (Ответы детей: лиса)

- Да, это лиса. Она, как и заяц, не спит зимой.

- Что вы знаете про лису? (Ответы детей: Лиса – очень красивое животное. У нее рыжий мех, длинный, пушистый хвост.  Лиса быстро бегает.)

- Где живет лиса? (Ответы детей: Лиса живет в лесу, в норе. Лисицы селятся в покинутых норах сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели. Обязательно строят и запасные выходы.)

- Чем питается лиса? (Ответы детей: Лиса – это хищное животное. Она поедает разных животных: мышей, зайцев, птиц.)

- А в каких сказках встречается лиса? (Ответы детей: «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Петух и лиса», «Заюшкина избушка»)

- Какая лиса в этих сказках? (Ответы детей: хитрая, умная, обманщица, охотница)

Воспитатель:

- Но, как и всем зверям, лисе трудно живется в лесу зимой.  В зимнем лесу мало для нее пищи. Иногда ей удается похитить курицу из курятника.

Игра «Лиса в курятнике»

(На одной стороне групповой комнаты – «курятник», там сидят «куры». На противоположной стороне – «нора лисы». Все остальное место – «двор». Считалочкой выбирается «лиса» (надеваем шапочку лисы).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

«Куры» ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!», куры убегают в курятник, а лиса старается утащить курицу в нору. Игра повторяется 2-3 раза.)

Воспитатель:

- Молодцы, ловко убежали от лисицы!

- Ребята, что это за ледяной бугорок, из которого идет пар? (Ответы детей: медвежья берлога, там спит  бурый медведь всю зиму. Ему тепло в берлоге.)

-  Где медведь устраивает себе берлогу? (Медведь устраивает берлогу в чаще, в густом лесу, под вывороченным пнем, под упавшим деревом. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слом.)

- Ребята, а какой медведь? (Ответы детей: огромный, большой зверь, сильный, громко рычит; если встанет на задние лапы, то больше человеческого роста)

- Почему зимой медведь спит? (Ответы детей: Потому что зимой выпал снег и медведь не может найти себе пищу.)

- Чем питается медведь, когда не спит? (Ответы детей: Медведь любит полакомиться малиной, медом, ягодами, сладкими корешками.)

Воспитатель:

- Правильно.  Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, живет он в это время за счет жира, который накопил еще летом и осенью. Просыпается весной, когда появляется солнце и все начинает цвести. Будить медведя зимой нельзя. Хоть медведь – травоядное животное, но если его потревожить зимой в берлоге,  он может напасть на человека. Тихо, будьте осторожны. Давайте отойдем от берлоги.

- Красная Шапочка, а зачем ты взяла с собой корзину?

Красная Шапочка:

- Я хотела собирать в лесу ягоды и грибы.

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, сможет Красная Шапочка собрать в зимнем лесу ягоды и грибы? (Ответы детей: Зимой в лесу ничего не растет, нет никаких грибов и ягод.)

- Почему зимой ничего не растет? (Ответы детей: холодно – нет тепла, мало света – рано темнеет, нет воды – только снег кругом)

Воспитатель:

- Красная Шапочка об этом не знала, потому что ходила к бабушке летом, а зимой в лесу не была.

Красная Шапочка:

- Спасибо вам, ребята, вы мне так много полезного рассказали. Я увидела зимний лес, познакомилась с лесными жителями. Здесь так интересно! Так сказочно красиво!

Воспитатель:

- Дети, нам пора возвращаться.

(Под музыку дети выходят из леса.)

Придя в детский сад, воспитатель предлагает «снять теплую одежду». (Воспитатель, дети и Красная Шапочка «раздеваются».)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

- В каком лесу мы побывали? (Ответы детей: Мы ходили в зимний сказочный лес.)

- Давайте вспомним, каких животных мы встретили в зимнем лесу? (Ответы детей: зайца, лису, спящего в берлоге медведя)

- Как называют животных, живущих в лесу? (Ответы детей: дикие животные, животные леса, лесные жители)

Воспитатель:

- Дети, посмотрите на картину. Здесь изображен лес, в которой мы только что побывали. Только животных здесь не видно. Давайте в наш сказочный лес поселим лесных животных.

(На столе разложены фигурки животных. Дети «поселяют» животных в сказочный лес.)

Воспитатель:

- Вот мы и поселили животных в наш сказочный зимний лес. А настоящий лес находится недалеко от детского сада. Там сейчас действительно холодно, все покрыто снегом. Там живут зайцы, лисы, белки, медведи спят в берлогах, ежи тоже спят. В зимнем лесу можно встретить  голодных волков. Детям одним в лес ходить нельзя! В выходные дни вы можете погулять с родителями в зимнем лесу, полюбоваться его красотой, выяснить, глубокий ли снег, кто и какие следы оставляет на нем.

- Отгадайте загадку, что это?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом-то зеленый дом,

А зимой бело кругом. (Лес)

- Да, это наш чудесный лес!

Занятие окончено. Дети приглашают Красную Шапочку поиграть с любимыми игрушками вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Путешествия по сказкам»

Цель.Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разным материалом: сыпучим – опилки, нитки; бумагой “Волшебные ложки”, дать каждому ребенку возможность творчески применить их.Развивать...

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). В средней группе. Тема: «Путешествие в космос»

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). В средней группе.Тема: «Путешествие в космос».Цель: расширять знания детей о космосе и первых космонавтах.Задачи:Познакомить...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое одежды».

Знакомство детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Научить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды, и расширить знания дет...