Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чефранова Оксана Николаевна

Образовательная область: познавательное развитие

Направление развития: опытно-экспериментальная деятельность

 

 

Программное содержание:

  • уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева, пластмассы и металла: гибкий, гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит, пластмасса плавится;
  • продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам;
  • закрепить правила обращения с горячими предметами;
  • продолжать учить отвечать полными предложениями;
  • ввести в пассивный словарь: шероховатый, плавится, теплопроводность, плавучесть, магнетизм;
  • продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.84 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx283.51 КБ
Файл tablitsa_sravneniya_materialov.pptx436.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе коррекционной направленности

«Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»

Воспитатель МБДОУ д/с №1

Чефранова О.Н.

Образовательная область: познавательное развитие

Направление развития: опытно-экспериментальная деятельность

Программное содержание:

  • уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева, пластмассы и металла: гибкий, гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит, пластмасса плавится;
  • продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам;
  • закрепить правила обращения с горячими предметами;
  • продолжать учить отвечать полными предложениями;
  • ввести в пассивный словарь: шероховатый, плавится, теплопроводность, плавучесть, магнетизм;
  • продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

Предварительная работа: дидактические игры “Плавает-тонет”, “Наоборот”: беседа на тему«Дерево-металл», д/и «Кто что делает из дерева, металла, пластмассы»; игра «Чувства и эмоции».

Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, решение исследовательских и логических задач, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Словарь:

металлический, деревянный, пластмассовый, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий, шероховатый, теплопроводность, плавучесть, шершавый.

Демонстрационный материал:

3 коробки, маленькая ширма, музыкальные инструменты: трещотка, треугольник, маракас; схемы описания предметов, гвоздь, карандаш и зубная щётка (куклы-игрушки), молоток, металлическая пластина, деревянный кубик, пластмассовый кубик, 3 гвоздя, контейнер с водой, картинки с изображением реки, костра и ведра воды, карточки с изображением предметов, сделанных из дерева, пластмассы и металла, металлическая ложка, пластмассовая ложка, 2 деревянные ложки, кастрюлька с горячей водой,  игра в картинках «Чувства и эмоции» («Крокодил»).

Раздаточный материал (на каждого ребёнка): деревянные палочки для мороженного, деревянные палочки для маникюра, пластмассовые счётные палочки, пластмассовые ложечки для кофе, металлические и пластмассовые  пластины, деревянные бруски, спички, гвозди.

Ход:

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам на праздничное занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Кто-то к нам ещё спешит сюда, отгадайте-ка, друзья.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

(Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

 (Гвоздь)

Пластмассовая спинка

На спинке – щетинка.

Со своей подружкой пастой,

Чищу зубы не напрасно.

(Зубная щётка)

Молодцы ребята загадки отгадали.

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш Карандашович и  Гвоздь Гвоздович, а это Щётка Щётковна (куклы- игрушки).

2. Проблемная ситуация.

- Здравствуйте, ребята, мы к вам не с пустыми руками пришли, а подарки принесли. Но просто так мы вам их не отдадим, сначала догадайтесь, кто из нас какую коробку принёс.

- Ребята, как думаете, что может лежать в этих красивых коробках? Как нам узнать это? (можно понюхать, потрясти…). Но от этих коробок не исходит никаких запахов. А если их потрясти, мы можем случайно разбить или сломать находящиеся внутри предметы.  

Не расстраивайтесь, наши гости подготовили для вас подсказку. Я буду за ширмой играть на разных музыкальных инструментах, а вы попробуйте догадаться, из каких материалов сделаны эти инструменты.

Воспитатель за настольной ширмой играет на трещотке, треугольнике и маракасе. Дети называют  музыкальные инструменты. А как вы узнали, на каких инструментах я играла? (По звуку.) Какой звук издают деревянные инструменты? (глухой). А какой звук у металла? (звонкий, громкий). А пластмасса как звучит? (Тихо.)

- Всё верно! Давайте посмотрим, что же лежит в коробках. Ой, ребята, подождите, пока мы с вами на коробки отвлеклись, наши гости поссориться успели.

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Щётка: Я самая-самая главная, из пластмассы, вообще, почти всё можно сделать!

- Ребята, может, мы поможем нашим гостям разобраться, кто же из них прав, пока они совсем не рассорились.

3. Дидактическая игра «Из чего сделано»

Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла. Выберите картинки для Карандаша Карандашовича, Гвоздя Гвоздовича и Щётки Щётковны.

Дети группируют  не доске картинки с изображением различных предметов на три группы (деревянные, металлические и пластмассовые).

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь, щётка или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла, и из пластмассы делают очень много нужных предметов. Значит, и Гвоздь, и Карандаш, и Щётка – все трое правы!

Но Гвоздь все не унимается: «Зато металл самый прочный! Вот!»

- Ну что же, давайте вместе разбираться.

4. Опыт «Вбить гвоздь в дерево, пластмассу и металл» 

Показ воспитателя.

- Ребята, возьмите гвозди, попробуйте поцарапать гвоздём деревянную и пластмассовую поверхности. Что происходит? (На дереве и пластмассе остаются заметные следы от гвоздя.)

А теперь возьмите деревянные палочки и металлические пластины и повторите действия. Расскажите, что получилось. (На металле не осталось следов, только палочки затупились).

- Какой можно сделать вывод? (дерево и пластмасса мягкие, а металл твердый).

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Перед вами гвозди, спички и пластмассовые ложечки  - попробуйте сломать эти предметы.

- Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, оно легко ломается; пластмасса гибкая, она хорошо гнётся,  металл – прочный, руками его ни согнуть, ни сломать нельзя).

Гвоздь, Щётка и Карандаш: «Теперь мы поняли, что все трое нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

5. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты (приседания).

- Гвоздь Гвоздович, Щётка Щётковна и Карандаш Карандашович отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).

Обрадовались Щётка и  Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».

А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

6. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь, пластмассовую и деревянную палочки)

-Какой можно сделать вывод? (Металл тяжёлый, а дерево и пластмасса легкие.)

- Но, может, это только эти предметы  так себя повели в воде. Попробуем опустить в воду разные предметы из дерева, металла и пластмассы и понаблюдаем, как они будут себя вести. (Все металлические предметы тонут, а деревянные и пластмассовые плавают на поверхности).

- Правильно, ребята, это свойство определённых материалов называется плавучестью. Мы выяснили, что металл не обладает таким свойством. Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег? (Его могут перевести Карандаш Карандашёвич и Щётка Щётковна). Дети делают деревянный и пластмассовый плоты из палочек.

Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

7. Проблемная ситуация.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Щётка: Давайте сварим уху.

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: А я воду для ухи носить!

Щётка: А кто будет костер разводить?

- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, кому воду носить,  а кто пойдет рыбу ловить?

(Карандаш и Щётка должны рыбу ловить и воду носить - они  воды не боятся. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.)

- Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, Щётка Щётковна пластмассовую, а Карандаш Карандашович – свою деревянную. Карандаш быстро всё съел, вскоре и Щётка управилась,  а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

(Дерево почти не нагревается, пластмасса нагревается, но не сильно, а металл быстро становится раскаленным)

-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло». Потрогайте деревянную и металлическую ложки наших гостей. Что вы почувствовали? (Металлическая ложка сильно нагрелась, пластмассовая  тёплая, а деревянная нет). Это свойство называется теплопроводность. Какой вывод можно сделать? (Металл лучше всех материалов проводит тепло).

-Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды? (ответы детей)

Карандаш Карандашович поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.

8. Работа со схемами.

Кстати, мы ведь о своих подарках совсем позабыли. Загляните внутрь коробок, в них лежат предметы, сделанные из различных материалов, возьмите себе по одному предмету и расскажите о нём.  А помогут вам наши схемы-подсказки. Рассказы детей. (Например: это линейка, сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. Линейка лёгкая,  гладкая, твёрдая, но гибкая. Это колокольчик, сделан из металла, значит он металлический. Колокольчик тяжёлый, твёрдый, прочный и гладкий.)

Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились, опять ссорились… Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздю и карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

8. Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает магнитную карточку ). После показа своей эмоции ребёнок садится на своё место. По завершении игры дети прикладывают магнитные картинки к деревянному и металлическому мольбертам и узнают ещё об одном свойстве металла - притягивает магниты.

10. Итог:

Гвоздь, Щётка и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Мы хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева, пластмассы и металла. Конечно, мы не забыли и про угощение, в гости ведь с пустыми руками не ходят. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)

На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром(подготовительная группа) "Мое Отечество-Россия!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад»             Организованная образоват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...