КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;
Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);
Познакомить детей с матрешкой как предметом народного творчества;
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад «Сказка»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
для детей младшей группы
«Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу»
воспитателя 1 категории
Белоусовой Валентины
Алексеевны
Мичуринск-Наукоград
ЦЕЛЬ: Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;
Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);
Познакомить детей с матрешкой как предметом народного творчества;
Воспитывать интерес к устному народному творчеству;
Формировать начальные представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);
Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста;
Вызвать радость от повторения знакомых потешек, колыбельных песен вместе с воспитателем;
Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;
Способствовать развитию интереса к участию в игровых импровизациях;
Пополнить словарь детей новыми словами: чугунок, ухват, люлька, сундук, русская печка, самовар, подсвечник, лучина и т.д.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение потешек о коте, о петушке;
пение колыбельных песен для кукол;
рассматривание матрешек, чтение стихов о них.
МАТЕРИАЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Матрешки.
Костюм матрешки для воспитателя.
Игрушка кота.
Люлька с куклой-малышом.
Игрушки в сундуке: матрешка, мышка, петушок.
Угощение – петушки на палочке.
Платочки по количеству детей.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель:
Как под наши ворота
Разливается вода.
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди,
Ты садись, дружок, и жди.
Ребята! Велено до вас
Довести сейчас указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой-Зимой.
Приглашает всех она
В гости в избу русскую,
А помогут довести вас
Нам матрешки русские.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут. (Воспитатель показывает матрешки). Эта кукла не простая, у неё есть тайна.
- Скажите, ребята, а какой главный секрет матрешки? (Дети отвечают).
Да, эта кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит поменьше, а в ней еще меньше, и еще меньше. (Показ воспитателя).
- А из чего она сделана? Подойдите, возьмите матрешки в руки, пощупайте.
Да, куклы эти деревянные. Матрешек делают из березы, из липы, ведь дерево хорошо раскрашивается.
- А сейчас давайте скажем все вместе: « Раз, два, три, матрешка-кукла, оживи!» (Дети с воспитателем повторяют слова, воспитатель идет к двери, в руке у неё матрешка, из двери появляется нарядная Матрешка (переодетая воспитательница).
Матрешка: Здравствуйте, ребята!
Я – Матрешка-красавица,
Обо всем я знаю
И в русскую избу вас приглашаю.
(Матрешка ведет детей хороводным шагом в русскую избу).
Матрешка: В Российском государстве,
В Мичуринске-Наукограде,
В нашем саду
Создали мы русскую избу.
Собирали все по крупицам,
Чтобы детям было чему удивиться.
В углу чудо-печка беленая,
В ней душа русская, мудреная.
Лавки и столы дубовые,
А половики тканые, разрисованные.
Изба диковинами украшена,
Ставенки резные на окна навешены,
Постелька мягкая одеяльцем вышитым укрытая,
И прялка стоит, всеми забытая.
Матрешки избу украшают,
Ребятишек в гости приглашают.
(Дети проходят и садятся за стол на скамейки).
Воспитатель: Вот мы и оказались в русской избе. Посмотрите вокруг. Так люди жили давным-давно. Тогда не было многоэтажных домов, а стояли маленькие домики. Не было в них воды, не было света, не было газа. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой крестьянской избе была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Про печку мы знаем из сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», в них она главный персонаж.
Давайте рассмотрим печку. «Что есть в печи, все на стол мечи» - говорит русская пословица. Что же такое есть в печи? Угольки и головешки, что ли? Оказывается, на печи люди готовили, тогда ведь не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). Чтобы чугунки ставить в печку и вынимать их из печи, нужен был ухват. (Показ ухвата). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было и «косточки погреть» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. (Показ).
- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик. (Достает с печи игрушечного кота).
- Давайте вспомним про него потешки и расскажем Матрешке.
А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку(в домик).
- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою детыньку качать.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Воспитатель: Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку, покачаем её и споем ей колыбельную. Матрешка, спой с нами. (Матрешка качает люльку и поет вместе с детьми).
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
Воспитатель: В переднем углу избы находится красный угол – это значит красивый, нарядный. В углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Стоял стол со скамейками. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол. А на столе самовар. Что из него пили? Да, чай. От всех хворей и простуд помогал чай, заваренный на смородине, землянике, целебных травах, малине. Пили чай и на печку греться! Сразу поправлялись!
- Чтобы в доме светло было, тоже печь помогала. А еще зажигали лучины, а позже свечи в подсвечниках ставили.
- В русской избе шкафов и шифоньерок не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали.
Матрешка: А вот наш сундучок, он у нас не простой, а волшебный, в нем загадки живут. Отгадаете, покажет сундучок отгадку.
- Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна. (Матрешка).
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышка).
- На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры. (Петушок).
Воспитатель: Давайте расскажем матрешке потешку о петушке.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?
(Потешку можно прочитать всем вместе или дети читают по желанию).
Матрешка: Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет. (Матрешка раздает детям платочки и приглашает их поплясать).
«Веселые матрешки» (Муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой).
Мы – веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки.
(Дети пляшут по показу воспитателя и Матрешки).
Воспитатель: У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно она превратилась в предмет искусства, но по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой, готова раскрыть свою тайну и подарить людям хорошее настроение.
Матрешка: И я хочу подарить вам хорошее настроение.
Наши детки очень любят
Чупа-чупсы сосать.
И совсем уж разучились
Русский петушок лизать.
Русская забава – сахар да вода –
Будет петушок всегда! (Вынимает из сундука «Петушки на палочке», угощает детей)
Воспитатель: Славилась русская изба гостеприимством всегда!
Воспитатель и матрешка отводят детей в группу, Матрешка прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Крошки - матрешки»
План-конспект тренировочного занятия по программе "Считалочка" Л.Г.Петерсон...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 2 группы раннего возраста “Путешествие колобка”
Развитие сенсорных навыков у детей Обучающие (образовательные):Продолжать формировать умения различать четыре основных цвета(красный, синий, желтый, зеленый); умение выбирать заданный цвет из нес...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие с зайчонком"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: "Путешествие с зайчонком" Задачи: 1. Закреплять знание п...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Путешествие Ложки и Карандаша».
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитиюво второй младшей группеТема: «Путешествие Ложки и Карандаша». ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: "«Путешествие в жёлтую страну»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в осенний лес"
Образовательная деятельность по познавательному развитию в форме путешествия....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: "Путешествие в волшебный лес"
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: "Путешествие в волшебный лес"...