Методические рекомендации для педагогов детских садов и родителей. По теме: "Обучение дошкольников ПДД (дидактические игры)"
картотека по окружающему миру (средняя группа) по теме
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomobil.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ
ПО ТЕМЕ: « ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПДД
«АВТОМОБИЛЬ»
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля.
МАТЕРИАЛ: Разобранная модель автомобиля.
ХОД ИГРЫ: Дети по команде воспитателя начинают собирать модель. Выигрывает ребенок или команда, первой собравшая автомобиль.
« УГАДАЙКА»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Учить различать дорожные знаки.
МАТЕРИАЛ: Комплекты табличек с дорожными знаками ( перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находиться у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет такой же знак у себя. А потом правильно назовет его значение.
То, что дети знают даже,
Подтвердим для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
« СВЕТОФОР»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах. Закрепить представления о свете.
МАТЕРИАЛ: Цветные картонные кружки ( желтые, зеленые, красные) на каждого ребенка, макет светофора.
ХОД ИГРЫ: Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цветов. Последовательно переключает огни на макете светофора. А дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
« УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК»
ЦЕЛИ ИГРЫ: Учить различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
МАТЕРИАЛ: Кубик с наклеенными на него дорожного знаками: предупреждающими , запрещающими, указательными и знаками сервиса, набор дорожных
знаков, соответствующих наклеенным знакам на кубике.
ХОД ИГРЫ:
Первый вариант. Воспитатель приглашает детей по очереди к столу, где лежит кубик. Ребенок берет кубик, называет знак,( дети держат у себя в руках дорожные знаки ), и выходят те дети , у которых знак этой группы в руках.
Второй вариант. Воспитатель перемешивает дорожные знаки. Дети разбирают карточки с дорожными знаками, внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают по описанию , что это за знак.
Третий вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих картинках, показывают ее и рассказывают, что он означает.
« ТЕРЕМОК»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Учить различать дорожные знаки . Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания Правил дорожного движения в повседневной жизни.
МАТЕРИАЛ: Картонный круг с изображением дорожных знаков, картонный круг с вырезанным в нем окошком.
ХОД ИГРЫ: Ведущий поворачивает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.
« ВИКТОРИНА»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.
ХОД ИГРЫ: Дети отвечают на вопросы воспитателя « ДА» или « НЕТ».
- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движенья?
- Вот на светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу?
- Ну а зеленый горит- вот тогда можно идти через улицу?
- Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?
- Старушке в преклонные очень года ты место в трамвае уступишь?
ЛОТО « УЧУСЬ БЫТЬ ПЕШЕХОДОМ».
ЦЕЛИ: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.
Закрепить знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.
МАТЕРИАЛ: Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах ( по правилам поведения на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке.
Маленькие карточки с дорожными знаками.
ХОД ИГРЫ: В игре принимают участие не более шести детей. Воспитатель раздает детям большие карточки ( одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает свою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком. Выигрывает тот, кто первым закроет ситуацию на своей карточке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: « ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ( младший и старший дошкольный возраст)»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара;
- ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
- переходить дорогу можно только по переходу( наземному и поземному);
- прежде чем переходить улицу, посмотри на светофор: « коль зеленый свет горит , значит – путь тебе открыт»;
- дорога предназначена только для машин, а тротуар- для пешеходов;
- движение транспорта и пешеходов на улице регулируются сигналами светофора или милиционером- регулировщиком;
- в общественном транспорте не высовывайся из окна, не выставляй руки или какие- либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснить ему, все . что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила . они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот , « привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей- панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: « Про одного мальчика» С.Михалкова; « Меч» С. Маршака; « Для пешеходов» В. Тимофеева»; « Азбука безопасности» О.Бедарева; « Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина. Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков « Красный, желтый, зеленый»; « Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых- регулировщиков и др. и отражающие любые ситуации на улице. Игра- хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Покажите детям мультфильмы о правилах дорожного движения (фильмотека прилагается).
ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, троллейбус, автобус?
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!
УЧИТЕ РЕБЕНКА:
- не спешить при переходе улицы;
- переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;
- прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен.
Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.
Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.
Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары , пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.
Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
- НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ: « Мы едем по улице»; « Знаки на дорогах»; « Учись вождению» ; « Юные водители» ; « Твои знакомые» ; « Говорящие знаки»; « Светофор» ; « Три письма» .
-ДИАФИЛЬМЫ: « О недопустимости шалости на улице», « О событиях возможных и невозможных» ; « Дорожный букварь»; « Однажды в городе» ; « Алешкин велосипед» ; « Дед Мороз- регулировщик» ; « Приключения Ильи Муромца в Москве»; « Дядя Степа- милиционер», « Похождения Тимы».
-ДЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ БЕСЕДОЙ О ПРОЧИТАННОМ:
« Скверная история» ; « Дядя Степа-милиционер» С. Михалкова; « Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; « Знакомьтесь- автомобиль», « Законы улицы и дорог», « Дорожная грамота» И. Серебрякова; « Посмотрите, постовой»,» Это улица моя» Я. Пишумова;
« Красный, желтый , зеленый»А.Дорохова .
-АЛЬБОМЫ ДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ :
« Дорожная грамота», « Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, из значением.
Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах;
- Понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
- Покажите ребенку самому найти дорогу домой. Когда берете его с собой , отправляясь в магазин, гулять.
- Чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами. Как, по его мнению. Следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;
- Объясните детям поведение на улице : причину остановок на тротуаре для обзора дороги , выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях.
Не жалейте времени на « уроки» поведения детей на улице.
Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УСВОИТЬ: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах- дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.
Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям по 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеда. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:
- играй только в стороне от дороги;
- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет- на перекрестках по линии тротуаров;
- переходи улицу только шагом, не беги;
- следи за сигналами светофора. Когда переходишь улицу;
- посмотри при переходе улицы сначала налево. Потом направо;
- не пересекай путь приближающемуся транспорту;
- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части,
- трамвай всегда обходи спереди;
-входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу.
- не высовывайся из окна движущегося транспорта;
- выходи из машины только с правой стороны , когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
-если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА- максимально использовать авторитет семьи ( родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил. Но и навыков безопасного поведения на улицах.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЕРАТУРА ПО ПДД.
1) Барто А. « Любочка»
2) Берестов В. « Стоял ученик на развилке дорог…»
3) Драгунский В . « На Садовой большое движение».
4) Житков Б. « Что я видел»
5) Жичка Ф. « Улица моя».
6) Завойская К. « Ехал странный пассажир»
7) Известникова Н. « Штаб « Светофор»».
8) Капустикян С. « Посиди, послушай».
9) Кобина И. « Дошкольникам о технике»
10) Лунин В. « Я- поезд», « Будущий летчик».
11) Маршак С. « Мяч»; « Автобус номер двадцать шесть»,
12) Михалков С. « Одна рифма»; « Велосипедист»; « Дядя Степа- милиционер»; « Гололед».
13) Могутин Ю. « Ты идешь по улице».
14) Пишумов Я. « Мы по городу идем» , « Это улица моя»
15) Пшеничных С. « По дороге мчат машины»
16) Токмакова И. « На лошадке ехали…»Песенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей по теме : «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7» лет»
Презентация предназначена для родителей детей старшего возраста с ОВЗ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Консультация для родителей на тему: «Обучение детей грамоте посредством дидактических игр»
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.Задачи.1. Помочь понять родителям, что дидак...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников" (Консультация для воспитателей)
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текс...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"
С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так ж...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников" (Презентация)
ПрезентацияКонсультация для воспитателей младших групп на тему: «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»Грамота – базовые правила чтения и написания...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"
С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так ж...