Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников" (Консультация для воспитателей)
консультация по обучению грамоте (младшая группа)

Южакова Лариса Алексеевна

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Целью работы с детьми является создание условий для формирования мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, воспитание интеллектуально развитого и эмоционального читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад № 469 г. Челябинска»

Консультация для воспитателей младших групп на тему:

 «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»

 «Рабочая группа»: «Петушок», «Теремок»

Воспитатели: Южакова Л.А., Яковенко Л.М., Сухова А.В.

Целью работы с детьми является создание условий для формирования мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, воспитание интеллектуально развитого и эмоционального читателя.

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребенка в детский сад. В раннем возрасте дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой.

Затем в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу.

В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.

Определим, что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов).

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Рассмотрим, как должен происходить процесс по обучению грамоте в соответствии с ФОП.

Обучение начинается в возрасте от года до двух лет с развития активной речи.

Предварительный этап: 1 – 2 года

Задачи от 1 до 2 лет:

Развитие активной речи. Формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова. Развивать речевое общение со взрослым. Стимулировать детей подражать речь взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия. Добиваться от детей коротких фраз. Воспитывать у детей потребность в общении.

Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию самостоятельно, способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы. Побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения.

Содержание образовательной деятельности:

Развитие активной речи. Педагог формирует у детей умения отвечать на простые вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, папа), называть игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет с развития звуковой культуры речи

Задачи: Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.

Содержание образовательной деятельности:

Звуковая культура речи. Педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В слово произношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет дошкольников использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.

Планируемые результаты к 3 годам:

Ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым.

С 3 до 4 лет начинается собственно обучение грамоте

Задачи:

Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звука-различение. На этом этапе даётся понятие "звук".

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Можно использовать игры:

"Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?"

Содержание образовательной деятельности:

Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи дошкольников термины «слово», «звук» в практическом плане.

В результате, к концу 4 года жизни ребенок в практическом плане использует термины «слово» и «звук»;

Так же в этом возрасте параллельно с обучением грамоте ведется работа по развитию звуковой культуры речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Планируемые результаты к 4 годам:

Ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение годовой задачи «Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения на дороге» во второй младшей группе. Конспект занятия "Светофор"

Представлен материал для тематических прогулок и конспект занятия на данную тему. Вторая младшая группа (3-4 года)....

Мероприятия, проводимые в рамках решения годовой задачи

  В данной презентации представлены проведенные мероприятия в ДОУ в рамках решения годовой задачи по физическому развитию «Способствовать развитию здоровьесберегающих компетенций вос...

Анализ работы педагогов по решению годовой задачи

Тема: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию творческих и коммуникативных и речевых способностей через театрально - игровую деятельность....

Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"

С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так ж...

Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"

ПрезентацияКонсультация для воспитателей младших групп на тему: «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»Грамота – базовые правила чтения и написания...