Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"
консультация (младшая группа)
С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так же как для игры в ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_obuchenie_detey_gramote.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультацию для родителей выполнили педагоги Южакова Л.А., Яковенко Л.М.
Материал взят с сайта https://mdou182.edu.yar.ru/konsultatsii/konsultatsiya_chuyko_gramota_24_goda_razvitie_rechi.pdf
Тема: «Как заниматься развитием речи малыша 2-3 лет»
С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так же как для игры в ...
Этот возраст особый: бурное развитие трудно поддается организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь малопонятна для окружающих, развивается с задержкой. Попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.
Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков:
- расширение словаря и развитие связной речи;
- развитие слухового внимания;
- выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения;
- пальчиковые игры.
Расширение словаря и развитие связной речи
Нет ничего важнее для малыша 2-3 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе в школе.
Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь.
Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.
Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами спрячьтесь за такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками.
После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте и про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.
Игрушки в миске с Фасолью — замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик».
Игры с мелкими предметами
Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».
Обобщения и классификации — прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты — в одну кучку, а овощи — в другую». Или: «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».
Формируем фразовую речь
Бывает так, что малыш в 2-3 года упорно не желает говорить предложениями. Для таких существует хороший игровой приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д.
Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двухсловные фразы, чем по обычным картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научится отвечать на вопрос: «Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Двухсловная фраза готова!
Развитие слухового внимания
Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух — это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажете — 4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому слуху ребёнок не только учится чисто произносить звуки речи, но и овладевает чтением и письмом.
Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.
Игра «Что не прозвучало?»
Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.
Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения
Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься без дефектов к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения звукопроизношения, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно.
Такую работу должен делать только специалист — логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение. Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю минут по 5-7 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры.
Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание, чтобы не закружилась головка, проводить одну игру на занятии, контролировать время игры.
Игры с губками
«Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача, не только повторить за вами это упражнение, но и удержать «трубочку» 5-6 сек.
«Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».
Игры с щёчками
«Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.
Самомассаж
Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.
Дыхательные игры
«Подуй на свечку»: зажгите свечку, это завораживает малыша, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача малыша — задуть свечу резким, коротким выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы пламя свечи только отклонялось, но не гасло.
Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Можете сдуть ватки одновременно — так получится целый снегопад!
Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики»-шарики, чтобы они плыли.
Организуем домашние занятия по развитию речи
Многие слышали поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Для наших задач эта мысль подходит как нельзя лучше.
Чтобы предупредить любое нарушение речи, мама может сделать очень многое. Систематические занятия дома помогут нам в этом.
Для того, чтобы развить речь своего малыша как можно лучше и подготовить его к школе, заниматься нужно не меньше трёх раз в неделю, а лучше — ежедневно по 15-20 мин.
Организуйте рабочее место малыша:
- стол для занятий;
- удобный стульчик;
- полочку с книжками и рабочими тетрадями;
- зеркало.
Занятия должны нравиться ребёнку — это обязательное условие. Добиться этого не так сложно.
Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует.
Во-вторых, включите занятие в распорядок дня каждый день.
В-третьих, чувствуйте настрой малыша.
Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась. Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно. Такие занятия неэффективны. Ведь, в конце концов, их можно перенести на улицу, на прогулку. Или проводить их не за столом, а сидя на ковре.
Творческий подход, понимание и доброе отношение к малышу и его проблемам — вот те качества, которым обязательно нужно научиться любой маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение годовой задачи «Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения на дороге» во второй младшей группе. Конспект занятия "Светофор"
Представлен материал для тематических прогулок и конспект занятия на данную тему. Вторая младшая группа (3-4 года)....
Конспект совместной деятельности (прогулки) с детьми четвертого года жизни по решению годовой задачи «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста через разнообра
Конспект совместной деятельности с элементами экспериментирования с детьми четвертого года жизни...
Конспект совместной деятельности (прогулки) с детьми четвертого года жизни по решению годовой задачи «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста через разнообр
Развивать познавательные интересы и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности...
Мероприятия, проводимые в рамках решения годовой задачи
В данной презентации представлены проведенные мероприятия в ДОУ в рамках решения годовой задачи по физическому развитию «Способствовать развитию здоровьесберегающих компетенций вос...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников" (Консультация для воспитателей)
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текс...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников"
С чего же начинать обучение грамоте? Следует знать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими 33 буквами, ребенку недостаточно знать их имена, так ж...
Методическое объединение ДОУ по решению годовых задач на тему: "Обучение грамоте дошкольников" (Презентация)
ПрезентацияКонсультация для воспитателей младших групп на тему: «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»Грамота – базовые правила чтения и написания...