Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Совместная деятельность носит интегрированный характер и включает в себя познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей. Данные практические материалы могут быть интересны воспитателям, использующим в своей работе элементы традиционной русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_publikacii.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Крылова Татьяна Александровна, воспитатель,
ГБДОУ № 61, г.Санкт-Петербург, Россия
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Аннотация
Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Совместная деятельность носит интегрированный характер и включает в себя познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей. Данные практические материалы могут быть интересны воспитателям, использующим в своей работе элементы традиционной русской культуры.
Тема: «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей через формирование представлений о перелётных птицах и знакомство с фольклором и обычаями русского народа.
Задачи в соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями:
Линии развития ребёнка | Образовательная область | Задачи |
Познавательно-речевое развитие | Познание |
|
Коммуникация |
| |
Чтение художественной литературы |
| |
Социально-личностное развитие | Социализация |
|
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество |
|
Предварительная работа:
- Организация выставки книг о перелётных птицах, чтение рассказов:
- Г.Харлампиев «Скворец-певец», «Покинутое гнездо»;
- А.Тумбасов «Гнёздышко»;
- К.Ушинский «Ласточка»;
- Я.Аким «Песенки в лесу»;
- В.Флинт «Птичий календарь»;
- Прослушивание записей пения птиц.
- Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».
- Разучивание хоровода «Веснянка».
- Разучивание закличек.
- Изготовление атрибутов к занятию: солнце, птицы, таблицы с зашифрованным словом.
- Выпечка родителями жаворонков для угощения.
- Подбор звуковых и аудиозаписей для демонстрации на занятии.
Оборудование:
- Два стола с таблицами.
- Аудио, видео, звуковой материал по теме.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Поднос с тестом для лепки, стеки.
- Поднос с жаворонками для угощения.
Образовательные технологии, используемые на занятии:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- элементы информационно-коммуникационных технологий.
Формы взаимодействия: фронтальная, индивидуальная; воспитатель-ребёнок, воспитатель-дети, ребёнок-ребёнок, ребёнок-дети.
В начале занятия дети сидят на ковре, воспитатель предлагает прослушать аудиозапись с пением птиц. До прослушивания воспитатель даёт задание к прослушиванию: определить звуки и действия, которые могут происходить. Чтобы сосредоточиться на прослушивании, воспитатель рекомендует закрыть глаза.
После прослушивания воспитатель выслушивает мнения детей, затем спрашивает, о чём сегодня будут говорить на занятии (о птицах). Воспитатель стимулирует интерес к теме, утверждая, что дети достаточно много информации знают о птицах и спрашивает, могут ли они сказать, что знают о птицах всё. При отрицательном ответе, спрашивает «почему» и интересуется, хотят ли дети узнать больше. Далее воспитатель подводит к мысли, что есть много разных птиц, у каждой птицы своя песня.
Активизация знаний детей о птицах с помощью вопросов:
- У какой птицы нет голоса? (у аиста)
- У какой птицы самое красивое пение? (у соловья)
- У какой птицы поёт только самец? (у жаворонка)
Ответив на вопросы, дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям просмотреть видеоролик о жизни разных птиц и прокомментировать каждый кадр, обратив внимание на действия птиц. По окончанию просмотра воспитатель задаёт вопрос: «Что объединяет всех этих птиц?» (все они – перелётные птицы). Если дети не дают предполагаемого воспитателем ответа, даётся наводящий вопрос: «Почему об этих птицах мы говорим весной?». Вводится чёткая тема интегрированной совместной деятельности: «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
Далее уточняется понятие «перелётных» птиц. Дети предлагают свои определения.
Следующий проблемный вопрос для детей: «Почему все перелётные птицы не прилетают одновременно?»
Выслушав мнения детей, воспитатель уточняет, что по народному календарю с 9 марта начинается прилёт птиц. 22 марта должны прилететь сорок разных птиц, 9 апреля – «чибис на хвосте воду принесёт», 8 мая – массовый прилёт певчих птиц, 22 мая – последние птицы – соловей и стриж - весне конец. Воспитатель акцентирует внимание на том, какие наблюдательными были русские люди.
Далее воспитатель предлагает детям разгадать какая перелётная птица, ещё не прилетевшая в Россию, зашифрована в таблице. Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально по раздаточному материалу (таблице). Дети дают ответ - это жаворонок.
Воспитатель предлагает посмотреть, как выглядит жаворонок и послушать, как он поёт. Задание детям: постарайтесь подобрать слова, чтобы описать, как он поёт. Выслушиваются варианты.
Следующий элемент обсуждения – подбор слов-действий, которые могут характеризовать возможные действия жаворонка. Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали русские люди, чтобы ускорить прилёт птиц и приход весны (кричали заклички). Воспитатель уточняет значение слова «закличка», предлагает подумать от какого слова, оно образовано.
Детям предлагается выйти на середину группы и, повернувшись к солнцу и птицам, украшающим группу, прочесть заклички. После закличек воспитатель предлагает детям встать в хоровод «На Руси и по сейчас хоровод в чести у нас», проводится хоровод «Веснянка».
После хоровода, воспитатель знакомит детей с ещё одним обычаем – выпеканием птиц из теста. Испечёнными птицами угощали соседей, гостей, животных и, таким образом, задабривали весну. Воспитатель предлагает детям самим слепить жаворонков. На экране дети видят, каких варианты жаворонков у них могут получиться. Воспитатель показывает один из способов лепки жаворонка. Дети самостоятельно лепят жаворонков, используя стеки и гречневую крупу. Воспитатель координирует работу детей, а по окончании оценивает их работу. Затем дети моют руки, а в это время вносятся уже выпеченные жаворонки. Воспитатель предлагает детям ответить на несколько вопросов, пока выпекаются жаворонки:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие русские обычаи вам запомнились?
- Что вам понравилось на занятии?
В заключение совместной деятельности, воспитатель предлагает детям, как гостеприимным хозяевам, угостить испечёнными жаворонками гостей, а затем полакомится и самим.
План-конспект интегрированной совместной деятельности:
Этап совместной деятельности | Содержание | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный этап Постановка темы, цели, задач совместной деятельности |
|
|
|
Активизация знаний детей |
|
-У какой птицы нет голоса? (у аиста) -У какой птицы самое красивое пение? (у соловья) -У какой птицы поёт только самец? (у жаворонка)
|
|
Усвоение новых знаний |
|
|
|
Закрепление новых знаний |
|
|
|
Рефлексия Оценка работы детей |
|
- Что нового вы сегодня узнали? - Какие русские обычаи вам запомнились? - Что вам понравилось на занятии?
|
|
Приложение
Заклички
- Весна, весна красная!
Приди Весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
- Солнышко-ядрышко
Высвяти, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают.
- Из-за моря к нам птицы летите,
Весну красную несите.
Чок, чок, прилети куличок,
Принеси весну на своём хвосту.
Коровки мычат, на волю хотят.
Свинки хрюкают, корешков хотят.
Овечки кричат, они травки хотят,
Шёлковой травы, ключевой воды.
- Кулички, жаворонушки!
Прилетите к нам,
Поспешите к нам,
Весну красную
Принесите нам.
- Жаворонушки-перелётушки,
Прилетите к нам,
Весну красную, весну ясную
Принесите нам.
Хоровод «Весняночка»
Ой, бежит ручьём вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Мы весняночку поём –
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой поём,
Весну красную зовём.
Список литературы
- В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград, издательство «Учитель», 2007, 181с.
- Л.В.Косуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», М., издательство «Арети», 2005, 142с.
- «Мир природы и ребёнок» под редакцией Мяневцовой, Владимир, 1995, 180с.
- «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» под редакцией З.А.Михайловой, Т.И.Бабаевой, Л.М.Клариной, З.А.Серовой, Спб, ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2013, 160с.
- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, сайт Министерства образования и науки Российской Федерации», http://www.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"
Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...
План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе по теме "Неделя безопасности"
План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе на первую неделю декабря . тема недели " Неделя безопасности"...
План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе по теме "Зимушка - Зима"
План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе по теме "Зимушка - Зима"...
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Сороки" Традиция празднования встречи весны"
Цель данного мероприятия - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через "проживание" русской традиции празднования встречи весны - "Сороки"....
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет на тему: "Путешествие на транспорте".
Формирование представлений о транспорте и его назначении....
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе «Путешествие в русскую деревню»
Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре....