Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе «Путешествие в русскую деревню»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_vospitatelya_s_detmi.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в русскую деревню»
Цели:
Закрепить знания детей о жизни людей в русской деревне.
Способствовать развитию артикуляционному аппарату, общей и мелкой моторике, координации движения, вниманию, ловкости.
Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре.
Оборудование:
Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, свистульки, бубен, колокольчики, 2 палки, к которым привязаны вёдра на ленточках; 2 игры моталочки с ведёрками; предметы народных промыслов: Каргопольские, Дымковские, Филимоновские, Богородские игрушки; посуда из Гжели; берестяные шкатулки; лапти, валенки; матрёшки.
Предметы русского быта (чугунок, ухват);
Шляпа, набор пластмассовых овощей и фруктов.
Предварительная работа:
Беседа по теме «Русский быт»
Беседа по теме «Русская традиционная кухня»
Беседа по теме «Русский костюм»
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель, обращаясь к детям: Ребята, я предлагаю показать и рассказать нашим гостям, как жили русские люди в деревне. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами оказались в русской деревне. Как называется дом, в котором жили раньше люди в деревне?
Дети: Изба.
Воспитатель:А воду в дом откуда брали?
Дети: Воду брали из колодца.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сейчас мы поиграем с вами в игру, где нужно быстро набрать воду из колодца не расплескав её.
М.п.и. с моталочками: «Набери воду».
(играющие парами встают друг напротив друга, их задача: быстро смотать моталочку с ведёрком, не перевернув его)
Воспитатель: Молодцы ребята, водички мы набрали, а теперь надо донести её до избы. Скажите, ребята, а для чего вода может в хозяйстве понадобиться?
Дети: Бельё постирать, баньку натопить, еду приготовить, просто попить и.т.п.
Воспитатель: Верно, значит воды нужно много. Сейчас мы поиграем двумя командами и посмотрим, чья команда быстрее воды принесёт, да не растеряет её по дороге.
Проводится эстафета «Принеси воды из колодца»
с палками и вёдрами (имитация коромысла с вёдрами).
(Команды соревнуются, кто быстрее наносит воды, не расплескав её по дороге)
Воспитатель хвалит детей: Замечательно, воды мы наносили. Можно и поесть приготовить. Подскажите ребята, какие первые блюда в основном готовили на Руси?
Ответы детей: Борщ, щи, ботвинья, окрошка.
Воспитатель: Какие вторые блюда готовили на Руси?
Дети: Каши, картошка, холодец и т.д.
Воспитатель: А какие праздничные блюда готовили?
Ответы детей: Блины на Масленицу, куличи и яйца крашеные на Пасху и т.д. (праздничные традиционные)
Воспитатель: На чем готовили пищу?
Дети: В русской печке.
Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте мы с вами приготовим – щи. Какие продукты нужны для щей?
Д/и «Что лишнее»
(дети должны выбрать необходимые продукты для приготовления щей из предложенных наборов овощей, фруктов и мясных продуктов)
Дети, выбирают: Капуста, картошка, лук, морковь, курица.
Воспитатель: Молодцы, Необходимые продукты мы выбрали, а варить в чем будем?
Воспитатель: Ребята, подскажите, в какой посуде готовили раньше?
Дети: В чугунке или горшке.
Воспитатель: Спасибо, напомнили. Итак, наши щи в чугунке варятся в печке. Варились, варились, да и сварились! Как же мне их достать, в печке-то горячо, руками не сунешься, обжечься можно?! Что нам поможет?
Дети: Нам поможет ухват.
Воспитатель: Правильно, только не очень-то это просто ухват с горячими щами до стола донести. Семья большая, всех накормить надо, чугунок тяжеленный, да и щи могут расплескаться. Бывала и такое, что у нерадивой хозяйки щи на полу оказывались.
Воспитатель: А вы хозяева умелые?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие вы хозяева, сможете ли чугунок из печи вытащить, да на стол его поставить.
П/и «Достань щи из печи».
(дети по очереди достают чугунок из печи и доносят его до стола. Побеждает тот, у кого ничего из чугунка не выпало.)
Воспитатель: Все старались, молодцы. Щи мы приготовили, можно и поесть. А еще на Руси про щи поговорки слагали. Кто знает какие?
Дети: На Руси говорили: «Щи да каша – пища наша» и т.д.
Воспитатель: Щи и каша – это традиционные повседневные блюда. А я знаю ещё одну поговорку: «Кашу маслом не испортишь».
Воспитатель: Как вы её понимаете?
Дети: (Ответы детей) полезное никогда не повредит, даже в большом количестве.
Воспитатель: А где же брали масло?
Дети: Масло делали сами, из молока.
Воспитатель: Кто расскажет, как это происходило?
Дети: - Сначала собирали с молока сливки
- складывали их в специальную посуду – маслобойку
- толкачом болтали-крутили сливки до тех пор, пока они не превращались в масло.
Воспитатель: Работа эта была скучная, долгая, утомительная. Не у всех хозяек получалось сбить масло. Я знаю интересную чистоговорку о том, как у ленивой Маланьи масло не получилось, которую мы сейчас с вами выучим.
Чистоговорка :
«Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала».
(Дети с воспитателем разучивают чистоговорку, повторяют её несколько раз, чтобы запомнить)
Воспитатель: Хорошо, ребята, а расскажите мне, откуда же русские люди брали обувь и одежду?
Дети: Сами изготавливали.
Воспитатель: Правильно, девушки и женщины сами шили одежду для себя и своей семьи.
Воспитатель: Из чего?
Дети: Из ткани?
Воспитатель: Из какой?
Дети: Из льняной
Воспитатель: Как ее изготавливали?
Дети: - Лён сажали,
- урожай снимали,
- лён сушили, мяли его, трепали,
- зимой на снегу отбеливали,
- нити на прялке пряли.
Воспитатель: А ткань как ткали?
Дети: на ткацком станке.
Воспитатель: Верно. А как работал ткацкий станок?
Дети: - на деревянные рамки натягивались нити основы;
- между ними пропускали челнок с нитью.
Воспитатель: Для того чтобы наткать много плотна, нужно было работать очень быстро, у умелой мастерицы челнок так и мелькал в руках.
Я предлагаю Вам поиграть в р.н. игру «Челнок»
П.р.н. игра «Челнок»
(Дети делятся на две команды, выбирается «челнок».
Две команды встают друг напротив друга, плотно сцепляясь локтями – они «рамки» станка)
«Рамки» двигаются навстречу друг другу и обратно приговаривая:
«Челнок бежит - земля дрожит!
Шьёт – пошивает, нитку продевает».
(«Челнок» бегает между «рамками» туда-сюда, его задача продевать нитку так, чтобы его не зацепили «рамки». Как только «челнок» попался между рамок – станок сломался, выбирается новый «челнок».)
Воспитатель: Назовите мужскую одежду?
Дети: Штаны, рубаха - косоворотка и т.п.
Воспитатель: А женщины что носили?
Дети: Сарафаны, рубашки.
Воспитатель: А вы знаете, что не все семьи могли позволить себе новую одежду и тогда бедные люди перешивали себе из старой одежды что-нибудь новенькое и покупали только новые рукава, которые сами по себе были дорогими. И сложили такую прибаутку:
«Рукава кума купила, пол получки заплатила»,
(Дети вместе с воспитателем разучивают и повторяют несколько раз чистоговорку).
Воспитатель: А на ногах что носили?
Дети: Лапти и сапоги.
Воспитатель: А все носили лапти и сапоги?
Дети: Лапти, в основном носили люди победнее, а сапоги те, кто побогаче.
На Руси была такая подвижная р.н. игра, которая называется «Дедушка сапожник», в ходе этой игры бедные деревенские ребятишки дразнили старенького сапожника. Давайте, поиграем в эту игру.
П. р.н.и. «Дедушка сапожник»
( сапожник в центре, дети стоят в кругу и задают ему вопросы, с каждым вопросом подходя ближе на один шаг)
Дети: «Дедушка сапожник, сшей нам сапоги!»
Сапожник: «Подождите, дети, я потерял очки».
Дети:«Дедушка сапожник, сколько с нас возьмёшь?»
Сапожник: «Три рубля с полтиной, пятачок и грош»
Дети: «Дедушка сапожник, ты с ума сошёл?»
Сапожник: «Подождите, дети, я очки нашёл!»
(С этими словами дети разбегаются, задача сапожника поймать их.)
Воспитатель: Мы поговорили с вами о том, как готовили пищу, как шили одежду. А хозяйство держали на Руси?
Дети: Да. В деревне рядом с человеком жили куры, гуси, утки, поросята и т.п.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте поиграем в шуточную игру «Купим мы, бабушка, тебе …»
Шуточная игра «Купим мы, бабушка …»
Дети садятся на стульчики напротив воспитателя и повторяют с ним слова и движения:
Слова | Движения | |
Купим мы, бабушка, тебе курочку, Купим мы, бабушка, тебе курочку, | Хлопки в ладоши | |
Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Сложить пальцы щепотью, «клюём» зерно на коленях | |
Купим мы, бабушка, тебе уточку, Купим мы, бабушка, тебе уточку, | Хлопки в ладоши | |
Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Имитация ладошкой движения хвостиком в воздухе перед собой Повтор движений курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе собачонку, Купим мы, бабушка, тебе собачонку, | Хлопки в ладоши | |
Собачонка: Гав-гав-гав! Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Изобразить ладонями мордочку собаки, раскрывать и закрывать ладони (собака лает) Повтор движений уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе индюшонку, Купим мы, бабушка, тебе индюшонку, | Хлопки в ладоши | |
Индюшонок: Фулды-булды! Собачонка: Гав-гав-гав! Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Поводим плечами, наклоняя корпус вперёд Повтор движений собачки, уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе кисоньку, Купим мы, бабушка, тебе кисоньку, | Хлопки в ладоши | |
Кисонька: Мяу – мяу! Индюшонок: Фулды-булды! Собачонка: Гав-гав-гав! Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Имитация умывания лапками Повтор движений индюшонка, собачки, уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе поросёнка, Купим мы, бабушка, тебе поросёнка, | Хлопки в ладоши | |
Поросёнок: Хрюки-хрюки! Кисонька: Мяу – мяу! Индюшонок: Фулды-булды! Собачонка: Гав-гав-гав! Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Кулачки зажаты у носа как пятачок, крутить ими в разные стороны Повтор движений кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе коровёнку, Купим мы, бабушка, тебе коровёнку, | Хлопки в ладоши | |
Коровёнка: Муки-муки! Поросёнок: Хрюки-хрюки! Кисонька: Мяу – мяу! Индюшонок: Фулды-булды! Собачонка: Гав-гав-гав! Уточка: Та-та-та-та! Курочка по зёрнышкам Кудах-тах-тах! | Изобразить рожки, наклонить голову и пободаться Повтор движений поросёнка, кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку, Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку, | Хлопки в ладоши | |
Лошадёнка: Туки-туки! Коровёнка: Муки-муки! Поросёнок: Хрюки-хрюки! Кисонька: Мяу – мяу! Индюшонок: Фулды-булды! Собачонка: Гав-гав-гав! | Изобразить поводья в руках, приподнять и опустить пятки с пола, не отрывая носки. Повтор движений коровёнки, поросёнка, кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки | |
Купим мы, бабушка, тебе телевизор, Купим мы, бабушка, тебе телевизор, | Хлопки в ладоши | |
Телевизор: Время - факты! | Руками изобразить экран телевизора | |
Дикторы: Ля-ля-ля-ля! | Изобразить в воздухе волнистое движение щепотью одной руки | |
Зрители по зёрнышку: Кудах-тах-тах! | Сложить пальцы щепотью, «клюём» зерно на коленях |
Воспитатель: Отлично, молодцы! А какие сказки на Руси рассказывали! Напомните, какие вы знаете русские народные сказки?
Дети: «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и т.п.
Воспитатель: Да, много вы сказок знаете. Я предлагаю поиграть в одну игру, и проверить какие вы внимательные. А игра эта начинается в сказке:
Дети садятся на стульчики напротив воспитателя и повторяют за ним слова и движения.
Ритмическая игра на внимание «Дед бил, бил, бил…»
Слова | Движения |
Дед бил, бил, бил И всё бабе доложил. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
Баба била, била, била И всё маме доложила. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
Мама била, била, била И всё папе доложила. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
Папа бил, бил, бил И всё братьям доложил. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
Братья били, били, били И всё сёстрам доложили. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
Сёстры били, били, били И в кадушку положили. | Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи |
А в кадушке 2 лягушки (бегемот, олени, жеребятки, свечи, паровоз….) Закрывай скорее ушки (рот, колени, пятки, плечи, нос) | Воспитатель делает обманное движение, закрывая какую-либо часть тела. Задача детей – не попасться на уловку воспитателя и закрыть то, о чём говориться в стихотворении. |
Воспитатель: Что же это за сказка, из которой появилась игра? Вы узнали?
Дети: «Курочка Ряба»
Воспитатель: Правильно, узнали. А как веселись на Руси?
Дети: В город ездили на ярмарку.
Воспитатель: Верно, в город люди выезжали: на ярмарке погулять, людей посмотреть, себя показать.
Вот послушайте историю: приехал однажды мужик в город, а там: дома высоченные, людей множество, лошади, повозки. Растерялся мужик, стоит рот разинув. Смотрят на него городские, смеются: «Эх, растяпа ты, растяпа и есть!» Давайте-ка, ребята, поиграем в игру «Растяпа».
П.р.н.и. «Растяпа»
(Ребята встают в круг по двое друг за другом - домик и человек, один без домика (играющих должно быть нечётное количество).
На слова: «Кто по городу не ходит, тот из города выходит», дети «гуляют» по городу. На слова «Раз, два, три – а растяпа будешь ты!», ребята бросаются искать себе домик. Тот, кто остался без домика – растяпа.
Домик и человек меняются местами, игра повторяется.
Для того, чтобы детям не обидно было становиться растяпой, растяпе вручается забавная шапка, которую он носит во время игры.
Воспитатель: Хорошо поиграли, молодцы. А вот и ярмарка, чего здесь только нет, налетай, выбирай, что хочешь, покупай! Что же мы видим на ярмарке?
Ребята подходят к столику, на котором выставлены изделия народных промыслов и представляют их гостям: расписная посуда из Гжели, берестяные шкатулки, Дымковские игрушки, матрёшки, Каргопольские игрушки, лапти и валенки и т.п.
Воспитатель: А ещё на Руси очень любили петь, плясать и веселиться. Кто веселил людей?
Дети: Прямо на ярмарке выступали скоморохи – артисты по-нашему. Воспитатель: Давайте представим, что вы скоморохи. Какие музыкальные инструменты вы используете?
Ребята берут инструменты, встают в полукруг, играет негромко музыка балалайки, каждый представляет свой инструмент.
Дети называют инструменты по-очереди и демонстрируют их звучание.
Воспитатель: Вот и закончился наш досуг! Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Расскажите, что мы сегодня делали?
Ответы детей: Мы вспоминали, как люди раньше жили, играли, чистоговорки разучили…
Воспитатель, подхватывает: … бегали, топали, руками хлопали…
Ушами шлёпали?
Дети: Нет!
Воспитатель: Дорогие гости, вот и закончился наше путешествие. Спасибо, что пришли к нам в гости, спасибо за внимание! А на прощание – земной поклон вам, каким раньше гостей на Руси встречали и провожали!
Ребята и воспитатель кланяются до земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёл...
Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"
Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе.(экспериментирование)
Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» ...
КОНСПЕКТ совместной деятельности воспитателя с подгруппой детей подготовительной к школе группы с использованием плоскостного макета «Опасные ситуации на пешеходном переходе»
Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения вблизи дороги.Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, ре...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по русским народным сказкам»...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира тема: «ЦВЕТЫ»
Цель НОД: формирование целостной картины мира живой природы, расширение и закрепление знаний детей о цветах...