Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе «Путешествие в русскую деревню»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макеева Светлана Михайловна

Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_vospitatelya_s_detmi.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в русскую деревню»

Цели:

Закрепить знания детей о жизни людей в русской деревне.

Способствовать развитию артикуляционному аппарату, общей и мелкой моторике, координации движения, вниманию, ловкости.

Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, свистульки, бубен, колокольчики,  2 палки, к которым привязаны вёдра на ленточках; 2 игры моталочки с ведёрками; предметы народных промыслов: Каргопольские, Дымковские, Филимоновские, Богородские игрушки; посуда из Гжели; берестяные шкатулки; лапти, валенки; матрёшки.

Предметы русского быта (чугунок, ухват);

Шляпа, набор пластмассовых овощей и фруктов.

Предварительная работа:

Беседа по теме «Русский быт»

Беседа по теме «Русская традиционная кухня»

Беседа по теме «Русский костюм»

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель, обращаясь к детям: Ребята, я предлагаю показать и рассказать нашим гостям, как жили русские люди в деревне. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами оказались в русской деревне. Как называется дом, в котором жили раньше люди в деревне?

Дети: Изба.

Воспитатель:А воду в дом откуда брали?

Дети: Воду брали из колодца.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Сейчас мы поиграем с вами в игру, где нужно быстро набрать воду из колодца не расплескав её.

М.п.и. с моталочками: «Набери воду».

(играющие парами встают друг напротив друга, их задача: быстро смотать моталочку с ведёрком, не перевернув его)

Воспитатель: Молодцы ребята, водички мы набрали, а теперь надо донести её до избы. Скажите, ребята, а для чего вода может в хозяйстве понадобиться?

Дети: Бельё постирать, баньку натопить, еду приготовить, просто попить и.т.п.

Воспитатель: Верно, значит воды нужно много. Сейчас мы поиграем двумя командами и посмотрим, чья команда быстрее воды принесёт, да не растеряет её по дороге.

Проводится эстафета «Принеси воды из колодца»

с палками и вёдрами (имитация коромысла с вёдрами).

(Команды соревнуются, кто быстрее наносит воды, не расплескав её по дороге)

Воспитатель хвалит детей: Замечательно, воды мы наносили. Можно и поесть приготовить. Подскажите ребята, какие первые блюда в основном готовили на Руси?

Ответы детей: Борщ, щи, ботвинья, окрошка.

Воспитатель: Какие вторые блюда готовили на Руси?

Дети: Каши, картошка, холодец и т.д.

Воспитатель: А какие праздничные блюда готовили?

Ответы детей: Блины на Масленицу, куличи и яйца крашеные на Пасху и т.д. (праздничные традиционные)

Воспитатель: На чем готовили пищу?

Дети: В русской печке.

Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте мы с вами приготовим – щи. Какие продукты нужны для щей?

Д/и «Что лишнее»

(дети должны выбрать необходимые продукты для приготовления щей из предложенных наборов овощей, фруктов и мясных продуктов)

Дети, выбирают: Капуста, картошка, лук, морковь, курица.

Воспитатель: Молодцы, Необходимые продукты мы выбрали, а варить в чем будем?

Воспитатель: Ребята, подскажите, в какой посуде готовили раньше?

Дети: В чугунке или горшке.

Воспитатель: Спасибо, напомнили. Итак, наши щи в чугунке варятся в печке. Варились, варились, да и сварились! Как же мне их достать, в печке-то горячо, руками не сунешься, обжечься можно?! Что нам поможет?

Дети: Нам поможет ухват.

Воспитатель: Правильно, только не очень-то это просто ухват с горячими щами до стола донести. Семья большая, всех накормить надо, чугунок тяжеленный, да и щи могут расплескаться. Бывала и такое, что у нерадивой хозяйки щи на полу оказывались.

Воспитатель: А вы хозяева умелые?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие вы хозяева, сможете ли чугунок из печи вытащить, да на стол его поставить.

П/и «Достань щи из печи».

(дети по очереди достают чугунок из печи и доносят его до стола. Побеждает тот, у кого ничего из чугунка не выпало.)

Воспитатель: Все старались, молодцы. Щи мы приготовили, можно и поесть. А еще на Руси про щи поговорки слагали. Кто знает какие?

Дети: На Руси говорили: «Щи да каша – пища наша» и т.д.

Воспитатель: Щи и каша – это традиционные повседневные блюда. А я знаю ещё одну поговорку: «Кашу маслом не испортишь».

Воспитатель: Как вы её понимаете?

Дети: (Ответы детей) полезное никогда не повредит, даже в большом количестве.

Воспитатель: А где же брали масло?

Дети: Масло делали сами, из молока.

Воспитатель: Кто расскажет, как это происходило?

Дети: - Сначала собирали с молока сливки

- складывали их в специальную посуду – маслобойку

- толкачом болтали-крутили сливки до тех пор, пока они не превращались в масло.

Воспитатель: Работа эта была скучная, долгая, утомительная. Не у всех хозяек получалось сбить масло. Я знаю интересную чистоговорку о том, как у ленивой Маланьи масло не получилось, которую мы сейчас с вами выучим.

Чистоговорка :

«Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала».

(Дети с воспитателем разучивают чистоговорку, повторяют её несколько раз, чтобы запомнить)

Воспитатель: Хорошо, ребята, а расскажите мне, откуда же русские люди брали обувь и одежду?

Дети: Сами изготавливали.

Воспитатель:  Правильно, девушки и женщины сами шили одежду для себя и своей семьи.

Воспитатель: Из чего?

Дети: Из ткани?

Воспитатель: Из какой?

Дети: Из льняной

Воспитатель: Как ее изготавливали?

Дети: - Лён сажали,

- урожай снимали,

- лён сушили, мяли его, трепали,

- зимой на снегу отбеливали,

- нити на прялке пряли.

Воспитатель: А ткань как ткали?

Дети: на ткацком станке.

Воспитатель: Верно. А как работал ткацкий станок?

Дети: - на деревянные рамки натягивались нити основы;

- между ними пропускали челнок с нитью.

Воспитатель: Для того чтобы наткать много плотна, нужно было работать очень быстро, у умелой мастерицы челнок так и мелькал в руках.

Я предлагаю Вам поиграть в р.н. игру «Челнок»

П.р.н. игра «Челнок»

(Дети делятся на две команды, выбирается «челнок».

Две команды встают друг напротив друга, плотно сцепляясь локтями – они «рамки» станка)

«Рамки» двигаются навстречу друг другу и обратно приговаривая:

«Челнок бежит - земля дрожит!

Шьёт – пошивает, нитку продевает».

(«Челнок» бегает между «рамками» туда-сюда, его задача продевать нитку так, чтобы его не зацепили «рамки». Как только «челнок» попался между рамок – станок сломался, выбирается новый «челнок».)

Воспитатель: Назовите мужскую одежду?

Дети: Штаны, рубаха - косоворотка и т.п.

Воспитатель: А женщины что носили?

Дети: Сарафаны, рубашки.

Воспитатель: А вы знаете, что не все семьи могли позволить себе новую одежду и тогда бедные люди перешивали себе из старой одежды что-нибудь новенькое и покупали только новые рукава, которые сами по себе были дорогими. И сложили такую прибаутку:

«Рукава кума купила, пол получки заплатила»,

(Дети вместе с воспитателем разучивают и повторяют несколько раз чистоговорку).

Воспитатель: А на ногах что носили?

Дети: Лапти и сапоги.

Воспитатель: А все носили лапти и сапоги?

Дети: Лапти, в основном носили люди победнее, а сапоги те, кто побогаче.

На Руси была такая подвижная р.н. игра, которая называется «Дедушка сапожник», в ходе этой игры бедные деревенские ребятишки дразнили старенького сапожника. Давайте, поиграем в эту игру.

П. р.н.и. «Дедушка сапожник»

( сапожник в центре, дети стоят в кругу и задают ему вопросы, с каждым вопросом подходя ближе на один шаг)

Дети: «Дедушка сапожник, сшей нам сапоги!»

Сапожник: «Подождите, дети, я потерял очки».

Дети:«Дедушка сапожник, сколько с нас возьмёшь?»

Сапожник: «Три рубля с полтиной, пятачок и грош»

Дети: «Дедушка сапожник, ты с ума сошёл?»

Сапожник: «Подождите, дети, я очки нашёл!»

(С этими словами дети разбегаются, задача сапожника поймать их.)

Воспитатель: Мы поговорили с вами о том, как готовили пищу, как шили одежду. А хозяйство держали на Руси?

Дети: Да. В деревне рядом с человеком жили куры, гуси, утки, поросята и т.п.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте поиграем в шуточную игру «Купим мы, бабушка, тебе …»

Шуточная игра «Купим мы, бабушка …»

Дети садятся на стульчики напротив воспитателя и повторяют с ним слова и движения:

Слова

Движения

Купим мы, бабушка, тебе курочку,

Купим мы, бабушка, тебе курочку,

Хлопки в ладоши

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Сложить пальцы щепотью, «клюём» зерно на коленях

Купим мы, бабушка, тебе уточку,

Купим мы, бабушка, тебе уточку,

Хлопки в ладоши

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Имитация ладошкой движения хвостиком в воздухе перед собой

Повтор движений курочки

Купим мы, бабушка, тебе собачонку,

Купим мы, бабушка, тебе собачонку,

Хлопки в ладоши

Собачонка: Гав-гав-гав!

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Изобразить ладонями мордочку собаки, раскрывать и закрывать ладони (собака лает)

Повтор движений уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе индюшонку,

Купим мы, бабушка, тебе индюшонку,

Хлопки в ладоши

Индюшонок: Фулды-булды!

Собачонка: Гав-гав-гав!

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Поводим плечами, наклоняя корпус вперёд

Повтор движений собачки, уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе кисоньку,

Купим мы, бабушка, тебе кисоньку,

Хлопки в ладоши

Кисонька: Мяу – мяу!

Индюшонок: Фулды-булды!

Собачонка: Гав-гав-гав!

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Имитация умывания лапками

Повтор движений индюшонка, собачки, уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе поросёнка,

Купим мы, бабушка, тебе поросёнка,

Хлопки в ладоши

Поросёнок: Хрюки-хрюки!

Кисонька: Мяу – мяу!

Индюшонок: Фулды-булды!

Собачонка: Гав-гав-гав!

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Кулачки зажаты у носа как пятачок, крутить ими в разные стороны

Повтор движений кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе коровёнку,

Купим мы, бабушка, тебе коровёнку,

Хлопки в ладоши

Коровёнка: Муки-муки!

Поросёнок: Хрюки-хрюки!

Кисонька: Мяу – мяу!

Индюшонок: Фулды-булды!

Собачонка: Гав-гав-гав!

Уточка: Та-та-та-та!

Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах!

Изобразить рожки, наклонить голову и пободаться

Повтор движений поросёнка, кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку,

Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку,

Хлопки в ладоши

Лошадёнка: Туки-туки!

Коровёнка: Муки-муки!

Поросёнок: Хрюки-хрюки!

Кисонька: Мяу – мяу!

Индюшонок: Фулды-булды!

Собачонка: Гав-гав-гав!

Изобразить поводья в руках, приподнять и опустить пятки с пола, не отрывая носки.

Повтор движений коровёнки, поросёнка, кисоньки, индюшонка, собачки, уточки и курочки

Купим мы, бабушка, тебе телевизор,

Купим мы, бабушка, тебе телевизор,

Хлопки в ладоши

Телевизор: Время - факты!

Руками изобразить экран телевизора

Дикторы: Ля-ля-ля-ля!

Изобразить в воздухе волнистое движение щепотью одной руки

Зрители по зёрнышку: Кудах-тах-тах!

Сложить пальцы щепотью, «клюём» зерно на коленях

Воспитатель: Отлично, молодцы! А какие сказки на Руси рассказывали! Напомните, какие вы знаете русские народные сказки?

Дети: «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и т.п.

Воспитатель: Да, много вы сказок знаете. Я предлагаю поиграть в одну игру, и проверить какие вы внимательные. А игра эта начинается в сказке:

Дети садятся на стульчики напротив воспитателя и повторяют за ним слова и движения.

Ритмическая игра на внимание «Дед бил, бил, бил…»

Слова

Движения

Дед бил, бил, бил

И всё бабе доложил.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

Баба била, била, била

И всё маме доложила.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

Мама била, била, била

И всё папе доложила.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

Папа бил, бил, бил

И всё братьям доложил.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

Братья били, били, били

И всё сёстрам доложили.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

Сёстры били, били, били

И в кадушку положили.

Хлопки ладонями, шлепок по коленям и руки положить крест-накрест на плечи

А в кадушке 2 лягушки (бегемот, олени, жеребятки, свечи, паровоз….)

Закрывай скорее ушки (рот, колени, пятки, плечи, нос)

Воспитатель делает обманное движение, закрывая какую-либо часть тела. Задача детей – не попасться на уловку воспитателя и закрыть то, о чём говориться в стихотворении.

Воспитатель: Что же это за сказка, из которой появилась игра? Вы узнали?

Дети: «Курочка Ряба»

Воспитатель: Правильно, узнали. А как веселись на Руси?

Дети: В город ездили на ярмарку.

Воспитатель: Верно, в город люди выезжали: на ярмарке погулять, людей посмотреть, себя показать.

Вот послушайте историю: приехал однажды мужик в город, а там: дома высоченные, людей множество, лошади, повозки. Растерялся мужик, стоит рот разинув. Смотрят на него городские, смеются: «Эх, растяпа ты, растяпа и есть!» Давайте-ка, ребята, поиграем в игру «Растяпа».

П.р.н.и. «Растяпа»

(Ребята встают в круг по двое друг за другом - домик и человек, один без домика (играющих должно быть нечётное количество).

На слова: «Кто по городу не ходит, тот из города выходит», дети «гуляют» по городу. На слова «Раз, два, три – а растяпа будешь ты!», ребята бросаются искать себе домик. Тот, кто остался без домика – растяпа.

Домик и человек меняются местами, игра повторяется.

Для того, чтобы детям не обидно было становиться растяпой, растяпе вручается забавная шапка, которую он носит во время игры.

Воспитатель: Хорошо поиграли, молодцы. А вот и ярмарка, чего здесь только нет, налетай, выбирай, что хочешь, покупай! Что же мы видим на ярмарке?

Ребята подходят к столику, на котором выставлены изделия народных промыслов и представляют их гостям: расписная посуда из Гжели, берестяные шкатулки, Дымковские игрушки, матрёшки, Каргопольские игрушки, лапти и валенки и т.п.

Воспитатель: А ещё на Руси очень любили петь, плясать и веселиться. Кто веселил людей?

Дети: Прямо на ярмарке выступали скоморохи – артисты по-нашему. Воспитатель: Давайте представим, что вы скоморохи. Какие музыкальные инструменты вы используете?

Ребята берут инструменты, встают в полукруг, играет негромко музыка балалайки, каждый представляет свой инструмент.

Дети называют инструменты по-очереди и демонстрируют их звучание.

Воспитатель: Вот и закончился наш досуг! Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Расскажите, что мы сегодня делали?

Ответы детей:  Мы вспоминали, как люди раньше жили, играли, чистоговорки разучили…

Воспитатель, подхватывает: … бегали, топали, руками хлопали…

Ушами шлёпали?

Дети: Нет!

Воспитатель: Дорогие гости, вот и закончился наше путешествие. Спасибо, что пришли к нам в гости, спасибо за внимание! А на прощание – земной поклон вам, каким раньше гостей на Руси встречали и провожали!

Ребята и воспитатель кланяются до земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»

Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёл...

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе.(экспериментирование)

Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»                      ...

КОНСПЕКТ совместной деятельности воспитателя с подгруппой детей подготовительной к школе группы с использованием плоскостного макета «Опасные ситуации на пешеходном переходе»

Цель: продолжать формировать у  детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения вблизи дороги.Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, ре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по русским народным сказкам»...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира тема: «ЦВЕТЫ»

Цель НОД: формирование целостной картины мира живой природы, расширение  и закрепление знаний  детей о цветах...