Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Сороки" Традиция празднования встречи весны"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель данного мероприятия - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через "проживание" русской традиции празднования встречи весны - "Сороки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimenko_t.o._duh-nravstv_konspekt_soroki.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной совместной деятельности воспитателя
с детьми старшего дошкольного возраста
воспитатель 1 квалификационной категории: Максименко Татьяна Олеговна
Тема: «Сороки». Традиция празднования встречи весны.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через «проживание» русской традиции - «Сороки».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о традиции празднования встречи весны 22 марта - «Сороки».
- Познакомить детей с технологией лепки «жаворонков», раскрыть символику.
- Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный и музыкальный фольклор (заклички-веснянки, пословицы и приметы, обрядовые песни и народные подвижные игры).
Развивающие:
- Способствовать развитию творческой инициативы; развивать такие нравственные качества личности как доброта, гостеприимство, усердие.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к Родине, природе, земле.
- Воспитывать устойчивый интерес к совместному взаимодействию друг с другом и с педагогом как носителем национальной культуры.
Предварительная работа:
- Разучивание закличек с движениями: «Весна», «Жавороночек».
- Запоминание народных примет.
- Разучивание русской подвижной игры «Жаворонок».
- Подготовка соленого теста.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- «Горница».
- Русский национальный костюм.
- Противень с настоящим печеньем - «жаворонками».
- Материалы для продуктивной деятельности: соленое тесто, доски для лепки, стеки, горошины, противень; гуашь, кисти, непроливашки, влажные салфетки.
- Магнитофон, диск с русскими народными песнями и закличками.
Ход:
Музыкальный фон: песня «Горница-узорница»
Детей встречает воспитатель в роли бабушки в русском костюме.
Бабушка:
Здравствуйте, гости званые, гости желанные!
Милости просим в мою «горницу»!
По старинной русской традиции
Дорогих гостей хлебом-солью встречают,
Да добрым словом привечают.
- А я сегодня напекла «жаворонков»!!!
- Кто хочет узнать, почему я вышла дорогих гостей встречать не круглым, пышным караваем, а «жаворонками», рассаживайтесь на лавки, да меня послушайте.
В давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». И все были уверены, что в этот день на Русь с юга прилетают сорок разных птиц, неся на крыльях весну:
Закличка с движениями « Весна»
Летит кулик из заморья,
Несёт кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, красно летечко!
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью!
(жестом зовут к себе)
С великой милостью:
(приложить правую руку к левому плечу и сделать поклон)
Со льном высоким,
(поднять руки вверх)
С корнем глубоким.
(присесть)
С дождями, ливнями,
(встать, руки вверх, опустить через стороны)
С хлебами обильными.
(развести руки перед собой в стороны).
- Чтобы весне силу удвоить, а зиму побороть, открывали для Весны золотые ворота.
Народная игра «Золотые ворота»
Двое из детей, взявшись за руки и подняв их, образуют ворота. Остальные проходят сквозь них, произнося:
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
— В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Конечно, на Сорок сороков прилетали не все сорок птиц. За грачами прилетят скворцы и у скворечников их весёлый посвист послышится. И первая из этих птиц – жаворонок.
Пословицы и приметы
( бабушка начинает, а дети договаривают вторую часть)
В народе говорят:
- Как птицы прилетят, ( так и теплота пойдет!)
- Увидал скворца – (знай, весна у крыльца.)
- Грач на горе – (весна на дворе.)
- Зима кончается – (весна начинается.)
- Сколько проталинок – (столько и жаворонков.)
- Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
- Жаворонки все по дорожкам идут, перелётывают по проталинкам.
Традиция
В этот день в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Со временем птичек стали печь как сувениры, украшение. Вот такая на Руси хорошая и добрая традиция.
- Кто хочет «испечь» (слепить) своих жаворонков, надевайте фартуки и присаживайтесь за тот стол, где лежит тесто.
- Кто хочет украшать жаворонков, надевайте фартуки и присаживайтесь за тот стол, где лежат белые птицы.
Технология лепки «жаворонков» ( показана на индивидуальных карточках-алгоритмах)
Приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошины и вдавливаем в «голову» – вот и глаза. Делаем хохолок.
Роспись жаворонков (без образца)
Дети раскрашивают птиц гуашью.
Музыкальный фон во время творческого трудового процесса – слушание закличек а-капелло «Жавороночки»
По окончании работы дети вылепленных жаворонков укладывают на противень. Бабушка ставит в «печь».
Далее спрашивает, кто хочет посадить своих расписанных жаворонков на подоконник имитированного открытого окна.
- Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Закличка «Жавороночек»
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
-Пока печенье готовится, поиграем в русскую народную игру «Жаворонок».
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.
Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза.
«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Обряд кликанья птиц, весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:
Обрядовая песня-хоровод «Весна-весняночка»
- Делу время - потехе час.
Жаворонки – то наши испеклись уже!
Бабушка достает из «печи» настоящее печенье - «жаворонков», ставит на стол.
- Гости дорогие, прошу за стол. Угощайтесь! (дети моют руки, садятся за столы с чаем и «жаворонками», ведется негромкая беседа о том, что запомнилось, какие впечатления и т.д.)
Музыкальный фон: песня «Горница-узорница», «Весна-весняночка»
Бабушка:
Всем, кто нас видел, всем, кто нас слышал,
Доброго здоровья и низкий поклон.
До свиданья, гости дорогие!
Дети выходят.
На прогулке высоко подняв жаворонков над головой, предложить детям побегать, звать настоящих жаворонков, а с ними весну и тепло. После – раскрошить печенье для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёл...
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми «Дети не в тягость, а в радость»
Данная интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми «Дети не в тягость, а в радость» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Сов...
Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы: «Снегурочкины помощники»
Сказочное зимнее путешествие с приключениями (играми)...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Празднование Нового Года в разных странах».
Мероприятие построено в виде беседы с детьми совместно с музыкальными видами деятельноси. В ходе деятельности используются наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение р...
План-конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Лучики здоровья»
План- конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Лучики здоровья"....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам в стране Математике»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам в стране Математике»....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Коммуникативная деятельность» с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий «Поговорим о маме»
Формировать нравственные эмоции детей, развивать творческую активность....