Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мотина Ирина Александровна

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_prirode.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 1010

Наблюдения на прогулке

« Таяние снега»

подготовила

воспитатель средней группы

Мотина Ирина Александровна

Москва 2013

Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе; формировать понятие, что , когда тает снег, он превращается в воду. Вода собирается в ложбинках, и образуются лужи. Там, где солнышко не попадает, в тени- снег тает медленно; формировать представления о первых весенних представлениях в природе. Показать свойства снега весной. Начинает таять. На крышах появляются сосульки. На сугробах образуется жесткая ледяная корка – снег на солнце тает, а когда солнце скроется, водичка замерзает и образуется ледяная корка. Снег уже не пушистый, как зимой.

Ход занятия:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи.

Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Обратить внимание, что снега становится все меньше и меньше, а луж все больше. Предложить детям набрать снег на лопаты и бросить его на солнечную сторону на асфальт. Понаблюдать как снег быстро тает и образуется вода.

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны.

Почему тает снег? 
Цель опыта: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Что нужно для опыта: емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, разносит их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки, выясняет, что произошло с ними и почему некоторых совсем не стало (в тепле снег превратился в воду).

Где снег не тает? 
Цель опыта: Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
Что нужно для опыта: Емкости с водой, снегом, льдом.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени), где и почему быстрее наступит весна — на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).

Где будут первые проталинки? 
Цель опыта: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Что нужно для опыта: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы — прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

Подвижная игра

Волк и коза.

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели: закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;

формировать ловкость, выносливость;

улучшать координацию движений.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  2. Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
  3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Цель:  развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.Задачи: уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реаль...

«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»

Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

Организация двигательной деятельности детей во время прогулки во второй младшей группе по теме «Здравствуй, зимушка - зима»

Приоритетная образовательная область: « Физическое развитие».Область в интеграции: «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», « Познавате...

Лаборатория маленьких исследователей. Экспериментальная деятельность на занятиях по плаванию. Авторская разработка инструктора по физической культуре Благодаренко Галины Викторовны.

Исследовательская работа познакомит детей со свойствами воздуха и воды, что позволит детям расширить представления о значимости воздуха в жизни человека. Дети на занятии смогут сами провести некоторые...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...