«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
- уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
- познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золушка»
«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Воспитатель: Чернышева Светлана
Александровна
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на
основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
- уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
- познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Ход деятельности
Воспитатель: Отгадайте загадку: Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю.
(воздух)
Правильно, а почему вы так решили? (Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство).
Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей).
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить. ( Прикрепляю детям на грудь визитки). Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт с камнем
Воспитатель: Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь (твёрдый, жёсткий, крепкий). Камешек твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя) Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.
Опыт с водой
Воспитатель: Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течёт, бежит, струиться, журчит) Что же такое вода? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (сок, кефир, молоко, кисель).
Опыт с воздухом
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – (ответы детей) не твердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – (ответы детей) не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (ответы детей) Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1 Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2 Помашем веером около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка. (дети имитируют движения)
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашуршал ветвями клён.
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это (Дети подходят к столу воспитателя).
Опыт 1 Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши)
Опыт 2 Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.
Опыт 3 Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом. (дети садятся за столы)
Опыт 1 Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2 Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель: И так, уважаемые коллеги, а каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев). Как вы думаете. Где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).
Так давайте беречь воздух и посадим деревья и кусты в городе. (Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев).
Воспитатель: У нас теперь прекрасное настроение и дышится в нашем городе легко. Давайте хорошее настроение передадим друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.
А сейчас вы мне скажете что же такое воздух:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: В следующий раз, уважаемые коллеги, мы проведём опыты и узнаем о свойствах воздуха и о том, как дышит человек, как воздух проникает в организм. А сейчас отправляемся в детский сад.
(Звучит музыка «Паровозика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.
Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)
Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....
Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей. Огород
Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей. ОгородК нам весна шаг...
Образовательный проект «Разработка межгалактического космического корабля «Исследователь галактики» для детей старшего дошкольного возраста
Паспорт творческого образовательного проекта «Разработка межгалактического космического корабля «Исследователь галактики» Описание материала: данный проект будет интересен для старши...
Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру....