«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОС
Программа даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его возможностях с окружающей средой и другими объектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pdo.docx | 83.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ «МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Утверждена
Педагогическим советом Протокол № 1 28.08.2013
Утверждаю: 29.08.2013 И.С. Авдеева
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Педагог дополнительного образования Ж.К. Каирова
Санкт-Петербург
2013г.
Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Пояснительная записка
Жизнь становиться разнообразней и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует не стандартных решений от человека, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Федеральные государственные требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) предполагают поиск форм организации деятельности ДОУ, методов, приемов работы с детьми.
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Задачи в зависимости от возраста воспитанников:
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
- Расширять представления детей о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развивать ориентировку в их свойствах (химических и физических).
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельной познавательной деятельности.
- Продолжать учить детей пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Развивать у детей умственные способности, совершенствовать аналитическое восприятие стимулировать интерес к познанию.
- Осуществлять социально-личностное развитие воспитанников.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Для развития личности дошкольника имеет значение усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и решение следующих задач:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости
- Развитие внимания; зрительной, слуховой.
Опытно - экспериментальная деятельность разделена на направления
- Живая природа: характерные особенности сезона, многообразие живых организмов и приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом их реализации
- (информационные, действенно - мыслительные, преобразовательные)
Месяц | Природная среда | Темы игр-экспериментов | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | ||
Октябрь | ВОДА | Узнаем, какая вода | Разноцветные следы | «Вот какая пена» | Игры с водой |
Ноябрь | ВОЗДУХ | Что в пакете? | Игры с соломинкой и шариком | «Ветер по морю гуляет» | Воздух повсюду |
Декабрь | ЗВУК | Что звучит? | Кто позвал? | Музыка или шум? | Как много разных звуков |
Январь | ПЕСОК | Знакомство с песком | Мокрый - сухой. | Песочные человечки | Песочный праздник |
Февраль | ВОДА | «Куда спряталась снежинка?» | «Льдинки». | «Волшебные узоры» | Почему грустят льдинка и снежинка? |
Март | РАСТЕНИЯ | Наблюдение за ветками | Какие бывают семена. (овес) | Наблюдение за прорастанием семян (овес) | Уход за растениями в уголке природы |
Апрель | БУМАГА | Какая бывает бумага? | Бумажное платье для куклы Маши | Свойства бумаги | Моя любимая книжка |
Май | ТЕПЛОТА | Опыты с водой | Как «одеваются» белка и зайка | Какая бывает одежда? | Оденем куклу на прогулку |
Месяц | Природная среда | Темы игр-экспериментов | |||
• Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | ||
Октябрь | ВОДА | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет | Значение воды в жизни растений | Игра «Водяной» у нас в гостях |
Ноябрь | ВОЗДУХ | Ветер, ветер, ветерок | Поиск воздуха | Летающие семена | Воздух повсюду |
Декабрь | ЖИВОТНЫЕ | Кошкина шуба | Плавающее перо | Тепло - холодно | Зачем зайчишке другая шубка? |
Январь | СНЕГ и ЛЕД | Какие разные снежинки | Льдинка и снежинка | Вода, снег, лед | Разноцветные льдинки |
Февраль | Металл Дерево пластмасса | «Железная дорога» металл (свойства) | Барышни- матрешки дерево (свойства) | Любимые игрушки пластмасса (свойства) | Оденем куклу Машу на прогулку ткань (свойства) |
Март | РАСТЕНИЯ | Где прячутся детки? | У кого какие детки | Как развивается растение? | Что любят растения? |
Апрель | ПЕСОК | Таинственные картинки | Я повар (формочки) | Песочная страна | Цветной песок |
Май | ЖИВОТНЫЕ | Почему птицы могут летать? | Где живут птенцы? | Зачем утке и лягушке такие лапки? | Как спрятаться бабочкам? |
Месяц | Природная среда | Темы игр-экспериментов | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | ||
Октябрь | ВОДА | Какая бывает вода | Вода - растворитель. Очищение воды | Путешествие капельки | Почему не тонут корабли? |
Ноябрь | ЖИВАЯ ПРИРОДА | Почему летают Птицы? | Почему не тонет утка? | Какие разные семена? | Удивительная почва |
Декабрь | СИЛА ТЯГОТЕНИ МАГНИТ СТЕКЛО | Сила тяготения Почему реки не текут вспять | Испытание магнита Магниты- волшебники | Притягиваются - не притягиваются | Волшебные стеклышки |
Январь | СВОЙСТВА и ЯВЛЕНИЯ | Хитрости инерции | Что такое масса? | Чем можно измерить длину? | |
Февраль | ВОЗДУХ | Воздух (парашют) | Где теплее? | Ветер в комнате | Вертушка |
Март | ЭЛЕКТРИЧЕСТВО | Волшебный шарик | Чудо - прическа | Как увидеть и услышать электричество | Почему поет пластинка? |
Апрель | КОСМОС ВУЛКАН ГОРЫ | Почему в космос летают на ракете? | Как происходит извержение вулкана? | Как появляются горы? | Все обо всем |
Май | СВОЙСТВА и ЯВЛЕНИЯ | Что такое молния? | Секретные записки | Как образуются острова | Радуга на стенке |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Формы работы с детьми | Время в режиме дня |
Группы | |||||||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | ||||||
Длительность мин | Количество в год | Длительность мин | Количество за год | Длительность мин | Коли чество в год | Длительность мин | Количество в год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Познаватель- ная ситуация или ее часть | 1 раз в неделю | 10-12 2-3 | 16 | 16 3-4 | 16 3 | 15-20 4-5 | 16 16 | 20-25 4-5 | 16 10 |
Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты) | 1 раз в неделю как предварительная работа (на усмотрение педагога) | 5-10 | 16 | 10-12 | 16 | 12 - 15 | 16 | 15-20 | 16 |
Наблюдение, труд в уголке природы и на участке | Время отведенное для труда и наблюдения в уголке природы, на участке | 2-3 | 10 | 3-4 | 10 | 4-5 | 27 | 5-7 | 27 |
Развлечения | Во время, отведенное для развлечений | 10 | 4 | 15-20 | 4 | 15-20 | 4 | 15-20 | 4 |
Приложение № 2
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Партнерство с семьями воспитанников в рамках
Педагог дополнительного образования
Ж.К. Каирова
Санкт-Петербург
2013г.
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями включают в себя как коллективные, так и различные индивидуальные формы работы с каждым их них.
Помимо традиционных форм работы активно используются инновационные формы и методы.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Презентация ДОУ, возрастной группы, педагогического проекта, достижений детей, и т.д.;
- Фотомонтажи различной тематики
- Выставки детских работ.
- Киноуниниверситеты;
- Школы для родителей;
- Информационные бюллетени;
- Наглядно-информационные формы работы: папки-пердвижки,стенды.
- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных
- Организация Дней открытых дверей. Активизация деятельности Телефона
доверия;
- Совместное проведение досуга;
- Целевые и спонтанные беседы- встречи с членами семей воспитанников.
- Театрализованные представления для детей с участием родителей;
- Организация конкурсов семейных талантов составление семейных альбомов;
- Оформление портфолио ребенка.
- Организация совместных походов в лес;
- Педагогическое просвещение родителей.
- Родительские гостиные- встречи родителей с гостями ДОУ;
- « воспитание» родителей( школа игры, групповые семинары, практикумы);
- Родительские собрания;
- Посещение семьи.
- Анализ семейных воспитательных ситуаций.
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня родительской компетентности;
Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
Повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Улучшение эмоционального климата в семье;
Повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов педагогов, родителей с детьми.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
Программа по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность детей...
Программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Мастерская знаний»
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.Личность формируется и развивается в процессе деятельности...