Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
«Юные исследователи»
Пояснительная записка
Введение
На сегодняшний день, в условиях динамично развивающейся образовательной сферы особенно важным становится развитие речевой деятельности детей, поскольку с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с теми или иными нарушениями речевого развития.
Одним из способов, оказывающих положительное влияние на развитие речи дошкольников является опытно – экспериментальная деятельность.
Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день ФГОС дошкольного образования диктует определенные требования к речевому развитию дошкольника, к которым относятся:
- Развитие связной, правильной с точки зрения грамматики речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дети стремятся к изучению окружающего мира и любят экспериментировать, поскольку в процессе экспериментальной деятельности развивается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Объединив игру с экспериментом, мы получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным.
Занятия опытно – экспериментальной направленности одновременно являются играми по развитию речи, поскольку педагог всегда ведет непрерывный диалог с ребенком, задавая открытые вопросы и побуждая его к активной коммуникационной деятельности.
Таким образом, занятия, организованные в опытно – экспериментальной направленности стимулируют речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
Каждый вид проектно – экспериментальной работы предусматривает решение речевых задач: подбираются определения к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок, что влечет за собой совершенствование звуковой культуры речи.
Цель проекта: Освоение последовательного и оперативного речевого развития, как средства общения, познания и саморазвития ребенка на основе исследовательской (опытно – экспериментальной деятельности).
Задачи проекта:
- Расширять речевое развитие детей через экспериментальную деятельность.
- Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов (фольга, семечки, снег, камни, вода и т. д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, опытов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Создание в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
- Формировать у детей умения пользоваться приборами (резиновая груша, трубочка. воронка, сито и т.д…)
- Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Владение, речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Вид проекта:
- информационно – творческий,
- исследовательский,
- групповой.
Срок реализации:
- Один год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Изучение методической и педагогической литературы по темам «Развитие речи младших дошкольников в познавательно – экспериментальной деятельности».
- Проведение диагностики по речевому развитию детей 3 – 4 лет.
- Сбор и накопление материалов для уголка опытно – экспериментальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет, через взаимодействие и привлечение родителей воспитанников.
- Создание в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
- Составление плана работы по вопросу ознакомления со способами проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях.
Основной этап:
- Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Изготовление дидактических игр в уголок опытно – экспериментальной деятельности, для самостоятельного использования детьми и совместно с воспитателями с целью закрепления полученных знаний в ходе опытов и экспериментов посредством игрового метода обучения.
- Создание картотеки опытов и экспериментов для проведения опытно – экспериментальной деятельности, отдавая приоритет неживой природе.
Заключительный этап:
- диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет.
- НОД по развитию речи с элементами экспериментирования.
- Презентация с представлением результатов реализации проекта по развитию речи во второй младшей группе «Солнышко» в процессе опытно – экспериментальной деятельности «Почемучки» на педагогическом совете.
Ожидаемый результат:
- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Речевое раскрепощение детей.
- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
- Создание предметно – развивающей среды, способной обеспечить ребенку выбор материала, видов деятельности и партнеров.
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе
Для педагога:
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.
Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты;
- экспериментирование на прогулке;
- индивидуальная работа с детьми;
- развлечения, досуги;
- самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- настольно – печатные игры;
- подвижные игры;
- труд в природе и в уголке природы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ, семейных коллекций;
- наблюдение в природе.
Формы работы с педагогами, родителями:
- Консультация;
- Буклеты, памятки;
- Беседы;
- Фотоотчет.
Реализация проекта:
- Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
- Работа будет проводиться в созданном в группе уголке опытно – экспериментальной деятельности с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
- После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным момента – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I – этап подготовительный
- Диагностика речевого развития у детей 3 – 4 лет. (Приложение 1стр. 9)
- Изучение методической литературы по развитию речи с познавательно – экспериментальной деятельностью. (Приложение 2 стр. 14)
II – этап основной
- План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности. (Приложение 3 стр. 15)
- План работы с родителями по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях. (Приложение 4 стр. 24)
III – заключительный этап
- Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». (Приложение 5 стр. 25)
- Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник» (Приложение 5 стр. 25)
- Подведение итогов диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет. (Приложение 1 стр. 13)
- Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по проектной деятельности.
Заключение
Работа педагога дошкольного образования неразрывно связана с таким направлением как опытно – экспериментальная деятельность, которая, в свою очередь, оказывает влияние на развитие коммуникации. В приведенных в проекте опытах можно проследить связь эксперимента и коммуникационного развития ребенка: при формировании цели эксперимента, в момент обсуждения и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
При проведении опытно – экспериментальной деятельности педагог стимулирует детей к применению сопряженной речи – каждый ребёнок проговаривает своих действий.
Таким образом, приходим к выводу, что данный проект будет способствовать речевому развитию дошкольников.
Раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи».
Диагностическая карта
«Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
Воспитатели:_______________________________________________________________________________________________
Группа:____________________________________________________________________________________________________
Срок исполнения:___________________________________________________________________________________________
Показатели развития
| Фамилия, имя, возраст ребенка | Примечание | ||||||||||||||||||
Аверьянов Илья | Вантеев Миша | Вишневский Семён | Головатюк Илья | Дацун Семен | Драч Ульяна | Ефимов Павел | Иванов Никита | Казачков Артемий | Коновалов Сергей | Колодина Алена | Крылов Максим | Лиханов Самир | Никорова Номина | Овсянюк Варя | Соколова Василиса | Филимонова Ева | Хасанова София |
| ||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
Побуждения | ||||||||||||||||||||
интерес к окружающему
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знания, представления | ||||||||||||||||||||
о названиях предметов одежды
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о названиях предметов обуви
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о названиях головных уборов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о названиях посуды
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о названиях мебели
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о названиях видов транспорта
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении предметов одежды
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении предметов обуви
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении головных уборов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении посуды
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении мебели
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
о назначении видов транспорта
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения, навыки | ||||||||||||||||||||
Формирование словаря | ||||||||||||||||||||
различать существенные детали и части предметов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть существенные детали и части предметов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
различать качества (цвет и его оттенки, форма, размер)
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер)
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
различать особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
различать некоторые материалы и их свойства
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть некоторые материалы и их свойства
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
различать местоположение предметов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть местоположение предметов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет, шуба - пальто -дубленка) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть части суток (утро, день, вечер, ночь)
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть домашних животных
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть детенышей домашних животных
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть овощи
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
называть фрукты
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Звуковая культура речи | ||||||||||||||||||||
внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э)
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
внятно произносить в словах некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
находить источник звука
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
определять источник звука
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
определять, что звучит
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
выполнять длительный выдох
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
отчетливо произносить слова
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
отчетливо произносить короткие фразы
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
говорить спокойно, с естественными интонациями
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Грамматический строй речи | ||||||||||||||||||||
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
форму множественного числа существительных в родительном падеже | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
проявлять словотворчество
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
составлять предложения с однородными членами
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Связная речь | ||||||||||||||||||||
вступать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
вступать в разговор во время наблюдений за живыми объектами | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
вступать в разговор после просмотра спектаклей, мультфильмов | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
использовать инициативную речь во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
рассматривать картинки, книги, наборы предметов
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки показателей:
1. Побуждения: устойчивые (4б); неустойчивые (3б); ситуативные (2б); не проявляет (1б).
2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
Характеристики достижений (вносятся в примечание): инициативность, проявления познавательной активности, сообразительность, осознанность; опора на собственный опыт; проявления познавательных, эстетических, нравственных чувс
Приложение 2
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка – Пресс. 1997 .
- Дыбина О.В. Рахманова Н. П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
- Интернет ресурсы.
Приложение 3
План работы
с детьми второй младшей группы «Солнышко»
по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
№ | Запланированное мероприятие | Отметка о выполнении |
«Вода – волшебница» | ||
1
2 | Опыт «Знакомство с водой, какая она?» Цель: расширять знания детей о свойствах воды с помощью новых слов (прозрачная, бывает холодная, теплая и горячая). Обогащать словарный запас. Материалы: 3 стакан воды (холодная, теплая, горячая), миска. Ход опыта: на столе стоит 3 стакана воды (холодная, теплая, горячая). Попросить детей подойти и пальчиками определить какая водичка, в каком стакане (трогая стенки стакана). Описать словами, «Какая вода?», «Какого она цвета?», учить отвечать полным предложением: «В этом стакане вода холодная» и т.д..
Опыт «Вода, может – течь, потому что она жидкая» Цель: закреплять в речи детей употребление относительных прилагательных и глаголов. Обогащая словарный запас новыми словами. Материалы: 1 стакан воды, миска. Ход опыта: на столе стоит стакан воды и миска, показать, как водичка льется из стакана в миску. «Вода, что делает?», когда переливаем воду из стакана в миску и обратно. «Какая водичка по цвету?» Попросить детей, кто постарше попробовать самостоятельно сделать действия с водой описывая словами, что происходит. Отвечать полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Вода журчит она прозрачная», «Вода льётся, потому что жидкая». | |
3
4
| Опыт «Какие предметы тонут, не тонут, а какие плавает?» Цель: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую активность детей, формировать умение называть свойства предметов образуя новые слова с помощью прилагательных и глаголов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде или плавает). Материал: миска с водой, предметы (пластмассовая лодочка, резиновая уточка, кубик деревянный, камень не большого размера). Ход опыта: в миску наливаем воды и постепенно опускаем предметы, наблюдая за ними, как они будут себя проявлять в воде. Наводящими вопросами в виде диалога подводить детей к правильному ответу. Отвечать на вопросы, полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Что делает уточка?», «Почему камень утонул?» и т.д..
Опыт «Вода – бесцветная» Цель: развивать диалогическую речь с помощью вопросов, подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Материал: стакан воды. Ход опыта: на столе стакан с водой, описать какая по цвету вода. Стараться строить ответ на вопрос правильно полным предложением используя в речи новые слова «прозрачная», «бесцветная». | |
5
6 | Игра с водой «Кто аккуратнее нальет воды в стакан?» Цель: формировать умение правильно строить предложение отвечая на вопрос. Развивать словарный запас слов. Учить переливать воду из кувшина в стакан, аккуратно не проливая ее. Развивать аккуратность. Материал: 4 стакана с водой. Ход игры: в виде соревнований между детьми, кто быстрее и аккуратнее выполнит действие: переливая воду из стакана в стакан. В конце игры подвести итог с помощью диалога «Вопрос – ответ». «Какая водичка по цвету?», «Что делает вода, когда мы ее переливаем?», «У тебя получилось перелить водичку аккуратно?» и т.д..
Опыт «Превращение воды в разные формы того предмета в котором она находится» Цель: обогащать речь детей в непринужденной обстановке новыми словами. Показать детям, что вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который наливается. Материал:3 пробирки разной формы (треугольник, квадрат, круг), вода в миске. Ход опыта: на столе стоит миска с водой и три пробирки разной форы, в них по очереди из миски наливаем воду. Наблюдаем какой формы стала вода в квадратной пробирке, в треугольной и круглой. С помощью наводящих вопросов учим детей строить правильный ответ на вопрос. И делать небольшие выводы. | |
«Воздух – невидимка» | ||
7
| Игра с воздухом «Соломинка» Цель: развивать связанную речь за счет новых слов, обогащая словарь детей. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и показать, как его можно увидеть. Материал: трубочка для коктейля, бумажная салфетка. Ход игры: Из бумажной салфетки сделать небольшие шарики, с помощью коктейльной трубочки дуть воздух из рта, направляя воздух на шарик. Понаблюдаем что происходит с шариком, как он передвигается по столу. «Почему шарик двигается, когда мы на него дуем?». Учить отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. | |
8 | Совместная игра воспитателя с детьми «Вертушки» Цель: умение подбирать слова – существительные и прилагательные, обогащая словарь ребенка. Дать возможность увидеть движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер). Материал: вертушки по количеству детей. Ход игры: возьмем в руки вертушки, подуйте из рта воздухом на вертушку «Что происходит с вертушкой?», «А почему она крутится?». Учить отвечать на вопросы полным предложением используя прилагательные и существительные. Делать выводы. | |
9 | Занятие – развлечение «Воздух – фокусник» Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления неживой природы. Расширять и развивать поисково – познавательную деятельность детей с помощью экспериментальных действий, расширяя словарный запас новыми словам. Поддерживать в детях инициативу, самостоятельно в процессе познавать окружающий мир. Материал: коктейльные трубочки, вертушки, салфетные снежинки. | |
«Снег – снежок» | ||
10 | Опыт «Где образуется снег?»Цель: Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Познакомить детей со свойствами и качествами снега. Материал: трехлитровая банка, горячая вода, тарелка со снегом. Ход опыта: Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается. А со временем она превратится в облако. Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки. Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок. Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. | |
11 | Опыт «Ледяные секретки». Цель: Обогащать словарный запас с помощью новых слов. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Материал: маленькие пластинки льда. Ход опыта: Дать детям потрогать пластинки льда. Учить описывать предмет используя новые слова (хрупкий, скользкий, прозрачный, тонкий). Делать небольшие выводы. Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность. | |
«Камни – камушки» | ||
12
13 | Игра «Найди сокровище». Цель. Стимулировать речевую свободу слова, закреплять порядок следований слов в предложении типа: предмет – действие. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание. Материал: камни разного размера и цвета, крупа пшено. Ход игры: Разноцветные камешки спрятаны в коробке с песком или крупой (гречка, горох, пшено). Перед ребенком ставится задача найти все сокровища и сложить в волшебный сундучок. Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением из 3 – 4 слов.
Опыт «Какими бывают камни». Цель: Учить различать предметы по характерным признакам, образовывая новые слова с помощью прилагательных. Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий). Материал: камни разного цвета. Ход опыта: перед детьми на столе лежат камни разные по цвету. Ребенок может взять камень в руки, изучить его цвет, форму, размер. Формировать умение описывать предмет по его характерным признакам применяя в речи прилагательные. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. | |
14
15 | Игра «Выложи дорожку». Цель. Формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. Внимание, усидчивость. Материал: камни одного размера, но разного цвета. Ход игры: по образцу на картинке выложить дорожку из камней определённого цвета, проговаривая свои действия выполнения. Развивать словарный запас с помощью новых слов.
Опыт «Тонут ли камни в воде?» Цель: Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Определить тонут ли камни в воде и почему они тонут. Материал: камни разного размера, миска с водой. Ход опыта: на столе стоит миска с водой, рядом лежат камни. Понаблюдать за процессом, как камни тонут в воде (этот опыт дети проводят самостоятельно под наблюдением воспитателя и делают выводы «Почему так происходит?»). Учатся строить ответ на вопрос, отвечая полным предложением использую новые слова. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
| |
16 | Опыт «Камень может издавать звуки» Цель: сформировать представление о свойствах камней, с помощью новых прилагательных употребляемых в речи. Материал: камни разных размеров 6 шт., большие, маленькие, легкие. Ход опыта: этот опыт дети выполняют самостоятельно под руководством воспитателя. Возьмем два камня в руки и соприкасаем их между собой соединяя, издается звук, слушаем какой он (громкий, тихий, тонкий). Делаем вывод, отвечаем на вопросы воспитателя, стараемся правильно строить предложение используя новые слова. Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. | |
17 | Эксперимент «Солнечный зайчик» Цель: Активизировать умение вступать в диалог, отвечать полными предложениями из 3- 4 слов используя в речи новые слова прилагательные, глаголы. Материал: зеркало небольшого размера, солнышко. Ход эксперимента: познакомить детей с естественным источником света – солнцем, дать детям представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | |
18
19 | Эксперимент «Волшебный сундучок» Цель: Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих разные части речи. Учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания. Материал: ящик с двумя прорезями для рук и открывающейся крышкой, различные игрушки, предметы. Ход эксперимента: в ящик кладем игрушку, закрываем крышкой. Ребёнок с помощью рук трогая и изучая предмет описывает его. И должен угадать, что он нашел.
Эксперимент «Маленькая хозяйка» Цель: Упражнять детей в составлении распространённого предложения. Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом. Учить детей различать крупу на ощупь. Материал: тряпичные мешочки с крупой (рис, гречка, пшено, макаронные изделия) и мешочки салафановые такой же состав круп. Ход эксперимента: на столе в два ряда лежат мешочки с крупой, нужно с помощью пальцев рук определить и соотнести похожие. При изучении состава мешочка мы описываем «Какая она крупа?» (твердая, мягкая, мелкая, крупная, зернышки большие или маленькие и т.д..).
| |
20 | Эксперимент «Душистые мешочки» Цель: Расширять словарный запас детей, с помощью новых прилагательных образованных от суффиксов. Материал: тряпичные мешочки с лекарственными травами. Ход эксперимента: Развивать обоняние у детей. Закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху и называть, что за трава. |
Приложение 4
План работы с родителями
по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях.
№ | Запланированное мероприятие | Отметка о выполнении |
1. | Привлечение родителей к «посильному» сбору материалов для уголка опытно – экспериментальной деятельности Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?» | |
2. | Консультация "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность" Буклеты «Домашние опыты с детьми 3-4 лет» | |
3. | Консультация: «Эффективная организация детского экспериментирования в домашних условиях» Фото – выставка «Наши маленькие исследователи» |
Приложение 5
Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».
Цель: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: кукла, мячик, ванночка с водой, камешки, веточки, полотенце.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, подвижная игра, эксперимент.
Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник»
Цели: закрепить умение правильно строить полное предложение из 3- 4 слов, используя новые слова прилагательные, глаголы. Познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.
Оборудование: ванночки, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, подвижная игра, эксперимент.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
«Юные исследователи»
Автор – составитель:
Васильева Ирина Николаевна
С. Олонки
2022г.
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
«Юные исследователи»
Пояснительная записка
Введение
На сегодняшний день, в условиях динамично развивающейся образовательной сферы особенно важным становится развитие речевой деятельности детей, поскольку с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с теми или иными нарушениями речевого развития.
Одним из способов, оказывающих положительное влияние на развитие речи дошкольников является опытно – экспериментальная деятельность.
Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день ФГОС дошкольного образования диктует определенные требования к речевому развитию дошкольника, к которым относятся:
- Развитие связной, правильной с точки зрения грамматики речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дети стремятся к изучению окружающего мира и любят экспериментировать, поскольку в процессе экспериментальной деятельности развивается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Объединив игру с экспериментом, мы получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным.
Занятия опытно – экспериментальной направленности одновременно являются играми по развитию речи, поскольку педагог всегда ведет непрерывный диалог с ребенком, задавая открытые вопросы и побуждая его к активной коммуникационной деятельности.
Таким образом, занятия, организованные в опытно – экспериментальной направленности стимулируют речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
Каждый вид проектно – экспериментальной работы предусматривает решение речевых задач: подбираются определения к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок, что влечет за собой совершенствование звуковой культуры речи.
Цель проекта: Освоение последовательного и оперативного речевого развития, как средства общения, познания и саморазвития ребенка на основе исследовательской (опытно – экспериментальной деятельности).
Задачи проекта:
- Расширять речевое развитие детей через экспериментальную деятельность.
- Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов (фольга, семечки, снег, камни, вода и т. д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, опытов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Создание в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
- Формировать у детей умения пользоваться приборами (резиновая груша, трубочка. воронка, сито и т.д…)
- Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Владение, речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Вид проекта:
- информационно – творческий,
- исследовательский,
- групповой.
Срок реализации:
- Один год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Изучение методической и педагогической литературы по темам «Развитие речи младших дошкольников в познавательно – экспериментальной деятельности».
- Проведение диагностики по речевому развитию детей 3 – 4 лет.
- Сбор и накопление материалов для уголка опытно – экспериментальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет, через взаимодействие и привлечение родителей воспитанников.
- Создание в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
- Составление плана работы по вопросу ознакомления со способами проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях.
Основной этап:
- Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Изготовление дидактических игр в уголок опытно – экспериментальной деятельности, для самостоятельного использования детьми и совместно с воспитателями с целью закрепления полученных знаний в ходе опытов и экспериментов посредством игрового метода обучения.
- Создание картотеки опытов и экспериментов для проведения опытно – экспериментальной деятельности, отдавая приоритет неживой природе.
Заключительный этап:
- диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет.
- НОД по развитию речи с элементами экспериментирования.
- Презентация с представлением результатов реализации проекта по развитию речи во второй младшей группе «Солнышко» в процессе опытно – экспериментальной деятельности «Почемучки» на педагогическом совете.
Ожидаемый результат:
- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Речевое раскрепощение детей.
- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
- Создание предметно – развивающей среды, способной обеспечить ребенку выбор материала, видов деятельности и партнеров.
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе
Для педагога:
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.
Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты;
- экспериментирование на прогулке;
- индивидуальная работа с детьми;
- развлечения, досуги;
- самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- настольно – печатные игры;
- подвижные игры;
- труд в природе и в уголке природы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ, семейных коллекций;
- наблюдение в природе.
Формы работы с педагогами, родителями:
- Консультация;
- Буклеты, памятки;
- Беседы;
- Фотоотчет.
Реализация проекта:
- Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
- Работа будет проводиться в созданном в группе уголке опытно – экспериментальной деятельности с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
- После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным момента – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I – этап подготовительный
- Диагностика речевого развития у детей 3 – 4 лет. (Приложение 1стр. 9)
- Изучение методической литературы по развитию речи с познавательно – экспериментальной деятельностью. (Приложение 2 стр. 14)
II – этап основной
- План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности. (Приложение 3 стр. 15)
- План работы с родителями по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях. (Приложение 4 стр. 24)
III – заключительный этап
- Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». (Приложение 5 стр. 25)
- Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник» (Приложение 5 стр. 25)
- Подведение итогов диагностики речевого развития детей 3 – 4 лет. (Приложение 1 стр. 13)
- Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по проектной деятельности.
Заключение
Работа педагога дошкольного образования неразрывно связана с таким направлением как опытно – экспериментальная деятельность, которая, в свою очередь, оказывает влияние на развитие коммуникации. В приведенных в проекте опытах можно проследить связь эксперимента и коммуникационного развития ребенка: при формировании цели эксперимента, в момент обсуждения и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
При проведении опытно – экспериментальной деятельности педагог стимулирует детей к применению сопряженной речи – каждый ребёнок проговаривает своих действий.
Таким образом, приходим к выводу, что данный проект будет способствовать речевому развитию дошкольников.
Раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи».
Диагностическая карта
«Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
Воспитатели:_______________________________________________________________________________________________
Группа:____________________________________________________________________________________________________
Срок исполнения:___________________________________________________________________________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребенка | Примечание | ||||||||||||||||||
Аверьянов Илья | Вантеев Миша | Вишневский Семён | Головатюк Илья | Дацун Семен | Драч Ульяна | Ефимов Павел | Иванов Никита | Казачков Артемий | Коновалов Сергей | Колодина Алена | Крылов Максим | Лиханов Самир | Никорова Номина | Овсянюк Варя | Соколова Василиса | Филимонова Ева | Хасанова София | |||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
Побуждения | ||||||||||||||||||||
интерес к окружающему | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
Знания, представления | ||||||||||||||||||||
о названиях предметов одежды | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о названиях предметов обуви | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о названиях головных уборов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о названиях посуды | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о названиях мебели | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о названиях видов транспорта | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении предметов одежды | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении предметов обуви | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении головных уборов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении посуды | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении мебели | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
о назначении видов транспорта | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
Умения, навыки | ||||||||||||||||||||
Формирование словаря | ||||||||||||||||||||
различать существенные детали и части предметов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть существенные детали и части предметов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
различать качества (цвет и его оттенки, форма, размер) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
различать особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
различать некоторые материалы и их свойства | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть некоторые материалы и их свойства | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
различать местоположение предметов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть местоположение предметов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет, шуба - пальто -дубленка) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть домашних животных | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть детенышей домашних животных | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть овощи | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
называть фрукты | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
Звуковая культура речи | ||||||||||||||||||||
внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
внятно произносить в словах некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
находить источник звука | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
определять источник звука | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
определять, что звучит | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
выполнять длительный выдох | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
отчетливо произносить слова | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
отчетливо произносить короткие фразы | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
говорить спокойно, с естественными интонациями | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
Грамматический строй речи | ||||||||||||||||||||
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
форму множественного числа существительных в родительном падеже | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
проявлять словотворчество | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
составлять предложения с однородными членами | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
Связная речь | ||||||||||||||||||||
вступать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
вступать в разговор во время наблюдений за живыми объектами | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
вступать в разговор после просмотра спектаклей, мультфильмов | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе) | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
использовать инициативную речь во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми | н | |||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
рассматривать картинки, книги, наборы предметов | н | |||||||||||||||||||
к |
Критерии оценки показателей:
1. Побуждения: устойчивые (4б); неустойчивые (3б); ситуативные (2б); не проявляет (1б).
2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
Характеристики достижений (вносятся в примечание): инициативность, проявления познавательной активности, сообразительность, осознанность; опора на собственный опыт; проявления познавательных, эстетических, нравственных чувс
Приложение 2
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка – Пресс. 1997 .
- Дыбина О.В. Рахманова Н. П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
- Интернет ресурсы.
Приложение 3
План работы
с детьми второй младшей группы «Солнышко»
по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
№ | Запланированное мероприятие | Отметка о выполнении |
«Вода – волшебница» | ||
1 2 | Опыт «Знакомство с водой, какая она?» Цель: расширять знания детей о свойствах воды с помощью новых слов (прозрачная, бывает холодная, теплая и горячая). Обогащать словарный запас. Материалы: 3 стакан воды (холодная, теплая, горячая), миска. Ход опыта: на столе стоит 3 стакана воды (холодная, теплая, горячая). Попросить детей подойти и пальчиками определить какая водичка, в каком стакане (трогая стенки стакана). Описать словами, «Какая вода?», «Какого она цвета?», учить отвечать полным предложением: «В этом стакане вода холодная» и т.д.. Опыт «Вода, может – течь, потому что она жидкая» Цель: закреплять в речи детей употребление относительных прилагательных и глаголов. Обогащая словарный запас новыми словами. Материалы: 1 стакан воды, миска. Ход опыта: на столе стоит стакан воды и миска, показать, как водичка льется из стакана в миску. «Вода, что делает?», когда переливаем воду из стакана в миску и обратно. «Какая водичка по цвету?» Попросить детей, кто постарше попробовать самостоятельно сделать действия с водой описывая словами, что происходит. Отвечать полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Вода журчит она прозрачная», «Вода льётся, потому что жидкая». | |
3 4 | Опыт «Какие предметы тонут, не тонут, а какие плавает?» Цель: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую активность детей, формировать умение называть свойства предметов образуя новые слова с помощью прилагательных и глаголов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде или плавает). Материал: миска с водой, предметы (пластмассовая лодочка, резиновая уточка, кубик деревянный, камень не большого размера). Ход опыта: в миску наливаем воды и постепенно опускаем предметы, наблюдая за ними, как они будут себя проявлять в воде. Наводящими вопросами в виде диалога подводить детей к правильному ответу. Отвечать на вопросы, полным предложением используя прилагательные и глаголы. «Что делает уточка?», «Почему камень утонул?» и т.д.. Опыт «Вода – бесцветная» Цель: развивать диалогическую речь с помощью вопросов, подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Материал: стакан воды. Ход опыта: на столе стакан с водой, описать какая по цвету вода. Стараться строить ответ на вопрос правильно полным предложением используя в речи новые слова «прозрачная», «бесцветная». | |
5 6 | Игра с водой «Кто аккуратнее нальет воды в стакан?» Цель: формировать умение правильно строить предложение отвечая на вопрос. Развивать словарный запас слов. Учить переливать воду из кувшина в стакан, аккуратно не проливая ее. Развивать аккуратность. Материал: 4 стакана с водой. Ход игры: в виде соревнований между детьми, кто быстрее и аккуратнее выполнит действие: переливая воду из стакана в стакан. В конце игры подвести итог с помощью диалога «Вопрос – ответ». «Какая водичка по цвету?», «Что делает вода, когда мы ее переливаем?», «У тебя получилось перелить водичку аккуратно?» и т.д.. Опыт «Превращение воды в разные формы того предмета в котором она находится» Цель: обогащать речь детей в непринужденной обстановке новыми словами. Показать детям, что вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который наливается. Материал:3 пробирки разной формы (треугольник, квадрат, круг), вода в миске. Ход опыта: на столе стоит миска с водой и три пробирки разной форы, в них по очереди из миски наливаем воду. Наблюдаем какой формы стала вода в квадратной пробирке, в треугольной и круглой. С помощью наводящих вопросов учим детей строить правильный ответ на вопрос. И делать небольшие выводы. | |
«Воздух – невидимка» | ||
7 | Игра с воздухом «Соломинка» Цель: развивать связанную речь за счет новых слов, обогащая словарь детей. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и показать, как его можно увидеть. Материал: трубочка для коктейля, бумажная салфетка. Ход игры: Из бумажной салфетки сделать небольшие шарики, с помощью коктейльной трубочки дуть воздух из рта, направляя воздух на шарик. Понаблюдаем что происходит с шариком, как он передвигается по столу. «Почему шарик двигается, когда мы на него дуем?». Учить отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. | |
8 | Совместная игра воспитателя с детьми «Вертушки» Цель: умение подбирать слова – существительные и прилагательные, обогащая словарь ребенка. Дать возможность увидеть движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер). Материал: вертушки по количеству детей. Ход игры: возьмем в руки вертушки, подуйте из рта воздухом на вертушку «Что происходит с вертушкой?», «А почему она крутится?». Учить отвечать на вопросы полным предложением используя прилагательные и существительные. Делать выводы. | |
9 | Занятие – развлечение «Воздух – фокусник» Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления неживой природы. Расширять и развивать поисково – познавательную деятельность детей с помощью экспериментальных действий, расширяя словарный запас новыми словам. Поддерживать в детях инициативу, самостоятельно в процессе познавать окружающий мир. Материал: коктейльные трубочки, вертушки, салфетные снежинки. | |
«Снег – снежок» | ||
10 | Опыт «Где образуется снег?»Цель: Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Познакомить детей со свойствами и качествами снега. Материал: трехлитровая банка, горячая вода, тарелка со снегом. Ход опыта: Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается. А со временем она превратится в облако. Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки. Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок. Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом, делать небольшие выводы. | |
11 | Опыт «Ледяные секретки». Цель: Обогащать словарный запас с помощью новых слов. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Материал: маленькие пластинки льда. Ход опыта: Дать детям потрогать пластинки льда. Учить описывать предмет используя новые слова (хрупкий, скользкий, прозрачный, тонкий). Делать небольшие выводы. Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность. | |
«Камни – камушки» | ||
12 13 | Игра «Найди сокровище». Цель. Стимулировать речевую свободу слова, закреплять порядок следований слов в предложении типа: предмет – действие. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание. Материал: камни разного размера и цвета, крупа пшено. Ход игры: Разноцветные камешки спрятаны в коробке с песком или крупой (гречка, горох, пшено). Перед ребенком ставится задача найти все сокровища и сложить в волшебный сундучок. Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением из 3 – 4 слов. Опыт «Какими бывают камни». Цель: Учить различать предметы по характерным признакам, образовывая новые слова с помощью прилагательных. Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий). Материал: камни разного цвета. Ход опыта: перед детьми на столе лежат камни разные по цвету. Ребенок может взять камень в руки, изучить его цвет, форму, размер. Формировать умение описывать предмет по его характерным признакам применяя в речи прилагательные. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. | |
14 15 | Игра «Выложи дорожку». Цель. Формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. Внимание, усидчивость. Материал: камни одного размера, но разного цвета. Ход игры: по образцу на картинке выложить дорожку из камней определённого цвета, проговаривая свои действия выполнения. Развивать словарный запас с помощью новых слов. Опыт «Тонут ли камни в воде?» Цель: Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Определить тонут ли камни в воде и почему они тонут. Материал: камни разного размера, миска с водой. Ход опыта: на столе стоит миска с водой, рядом лежат камни. Понаблюдать за процессом, как камни тонут в воде (этот опыт дети проводят самостоятельно под наблюдением воспитателя и делают выводы «Почему так происходит?»). Учатся строить ответ на вопрос, отвечая полным предложением использую новые слова. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. | |
16 | Опыт «Камень может издавать звуки» Цель: сформировать представление о свойствах камней, с помощью новых прилагательных употребляемых в речи. Материал: камни разных размеров 6 шт., большие, маленькие, легкие. Ход опыта: этот опыт дети выполняют самостоятельно под руководством воспитателя. Возьмем два камня в руки и соприкасаем их между собой соединяя, издается звук, слушаем какой он (громкий, тихий, тонкий). Делаем вывод, отвечаем на вопросы воспитателя, стараемся правильно строить предложение используя новые слова. Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. | |
17 | Эксперимент «Солнечный зайчик» Цель: Активизировать умение вступать в диалог, отвечать полными предложениями из 3- 4 слов используя в речи новые слова прилагательные, глаголы. Материал: зеркало небольшого размера, солнышко. Ход эксперимента: познакомить детей с естественным источником света – солнцем, дать детям представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | |
18 19 | Эксперимент «Волшебный сундучок» Цель: Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих разные части речи. Учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания. Материал: ящик с двумя прорезями для рук и открывающейся крышкой, различные игрушки, предметы. Ход эксперимента: в ящик кладем игрушку, закрываем крышкой. Ребёнок с помощью рук трогая и изучая предмет описывает его. И должен угадать, что он нашел. Эксперимент «Маленькая хозяйка» Цель: Упражнять детей в составлении распространённого предложения. Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом. Учить детей различать крупу на ощупь. Материал: тряпичные мешочки с крупой (рис, гречка, пшено, макаронные изделия) и мешочки салафановые такой же состав круп. Ход эксперимента: на столе в два ряда лежат мешочки с крупой, нужно с помощью пальцев рук определить и соотнести похожие. При изучении состава мешочка мы описываем «Какая она крупа?» (твердая, мягкая, мелкая, крупная, зернышки большие или маленькие и т.д..). | |
20 | Эксперимент «Душистые мешочки» Цель: Расширять словарный запас детей, с помощью новых прилагательных образованных от суффиксов. Материал: тряпичные мешочки с лекарственными травами. Ход эксперимента: Развивать обоняние у детей. Закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху и называть, что за трава. |
Приложение 4
План работы с родителями
по развитию речи в процессе опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3 – 4 лет в домашних условиях.
№ | Запланированное мероприятие | Отметка о выполнении |
1. | Привлечение родителей к «посильному» сбору материалов для уголка опытно – экспериментальной деятельности Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?» | |
2. | Консультация "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность" Буклеты «Домашние опыты с детьми 3-4 лет» | |
3. | Консультация: «Эффективная организация детского экспериментирования в домашних условиях» Фото – выставка «Наши маленькие исследователи» |
Приложение 5
Занятия по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».
Цель: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: кукла, мячик, ванночка с водой, камешки, веточки, полотенце.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, подвижная игра, эксперимент.
Конспект по развитию речи с элементами экспериментирования «Мыло – фокусник»
Цели: закрепить умение правильно строить полное предложение из 3- 4 слов, используя новые слова прилагательные, глаголы. Познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.
Оборудование: ванночки, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, подвижная игра, эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47140.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опыту Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста"
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-4237-1543776456.jpg)
Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-26919-1500388148.jpg)
Проект "Научная лаборатория "Почемучка" по формированию интереса к опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо
Данная работа направлена на формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо (окончания образовательных отношений) посредством опытно-эксперименталь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1326065-1617196738.jpg)
ПРОЕКТ Опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. «Юные исследователи»
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей среды, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте ...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Мы – исследователи»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования,как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство сос...