"Мой любимый котенок"
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОТЕНОК»
Проект в средней группе детского сада
Юсовских Светлана Ивановна,
старший воспитатель МКДОУ ДС № 2
пгт Даровской, апрель 2013 год
Проект образовательный
групповой
информационно-творческий
краткосрочный
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котенка и пр.).
Цель: расширять и углублять знания дошкольников о домашних животных.
Задачи:
- развивать у детей желание больше узнать о жизни и повадках кошек;
- развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности;
- развивать способность целенаправленно наблюдать;
- развивать речь детей, обогащать их словарь;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к домашним животным.
Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей появятся знания о некоторых интересных фактах из жизни кошек; дети научатся отгадывать загадки про кошек, понимая образный их смысл; познакомятся с различными сказками, стихами, песенками, где героями являются кошки; узнают народные приметы, пословицы о кошках; у детей появится желание заботиться о них, не обижать.
Формы и методы реализации проекта: наблюдения, беседы, консультации для родителей, выставки, совместная организованная деятельность.
Содержание проектной деятельности
№ п/п | Мероприятия | Задачи | Ответственные | Сроки |
1 этап. Подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта | ||||
1. | Создание проблемной ситуации для детей | Выяснить, что дети знают о кошках, что хотели бы еще узнать, откуда можно узнать. | Воспитатели | 1-я неделя |
2. | Круглый стол с участием родителей и детей | Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители | 1-я неделя |
3. | Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта | Просвещение родителей | Воспитатели | Постоянно |
4. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий | Организовать совместную деятельность детей и родителей | Воспитатели, родители | 1, 2-я недели |
2 этап. Деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности, при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно | ||||
5. | Рассматривание картины «Кошка с котятами» и составление рассказа по ней | Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия. | Воспитатели | 2-я неделя |
6. | Рисование «Мой любимый котенок» | Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы. Развивать образные представления, воображение, творчество. Закреплять приемы работы кистью и красками. | Воспитатели | 2-я неделя |
7. | Аппликация «Кот на коврике» | Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. | Воспитатели | 2-я неделя |
8. | Конструирование из бумаги «Котенок» | Развитие мелкой моторики, внимания и формирование памяти; воспитание усидчивости, аккуратности | Воспитатели | 2-я неделя |
9. | Разучивание песенок, хороводов, музыкальных игр: - «Котя, котенька, коток», р.н.п. - «Кошка», сл. Н.Френкель, муз. Ан. Александрова - «Серенькая кошечка», сл. Н.Найденовой, муз. В.Витлина - «Котик», муз. И.Кишко, сл.Г.Бойко, перевод с укр. З.Александровой - «Два кота», польская н.п. - «Цап-царап», сл. Р.Алдониной, муз. С.Гаврилова - «Васька-кот», сл. Н.Френкель, муз. Г.Лобачева - «Хитрый кот», игра - «Кошки и котята», игра – муз. М.Раухвергера | Формировать умение слушать и воспринимать песню; развивать умение петь протяжно и напевно, учить звукоподражанию, развивать навыки правильного дыхания; выполнять соответствующие движения по тексту; учить передавать игровой образ в движении | Воспитатели, музыкальный руководитель | 2,3-я недели |
10. | Образовательная деятельность «Кошка – наш милый друг» | Уточнять и расширять представления детей о кошке как о домашнем животном (живет вместе с человеком, ловит мышей, человек любит ее, заботится о ней – кормит, ухаживает, ласкает) | Воспитатели | 2-я неделя |
11. | Заучивание стихотворений: - С.Михалков «Котята» - Б.Заходер «Кискино горе» - «Лежебока рыжий кот» - П.Воронько «Обновки» | Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл; развивать образность речи, память. | Воспитатели, родители | 2,3-я недели |
12. | Чтение художественной литературы: - Г.Остер «Котенок по имени Гав» - С.Маршак «Усатый – полосатый» - Н.Носов «Живая шляпа» - М.Кравчук «Кот и пылесос» - В.Помещиков «Для чего котенку хвост?» (вятский) - песенки, потешки - Ш.Перро «Кот в сапогах» - р.н.с. «Кот и лиса» | Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; развивать интерес к информации, которую несет текст; развивать творческое воображение. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания произведений; учить понимать и оценивать характер и поступки героев. | Воспитатели, родители | 1,2,3-я недели |
13. | Разучивание подвижных игр с детьми: - «Воробушки и кот» - «Кот и мыши» | Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. Приучать детей бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя | Воспитатели, инструктор по физвоспитанию | Постоянно |
14. | Загадывание загадок | Вспомнить жанр загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении | ||
3 этап. Результативный. Самореализация всех участников проекта | ||||
15. | Выставка детских работ по изодеятельности; познавательного материала, сделанного вместе с родителями | Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества. Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке. | Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя |
16. | Презентация проекта в форме игрового развлечения «Моя любимая кошечка» | Представить творческий отчет о проделанной работе. Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех. | Воспитатели, родители, дети | 4-я неделя |
Работа с родителями
Было предложено родителям дома вместе с детьми:
- понаблюдать за кошкой:
- как и что ест кошка
- как неслышно ходит и ловко лазает
- как охотится за мелкими животными
- как заботится о котятах, играет с ними
- как вылизывает себя и своих малышей
- собрать информацию из различных источников о кошках (стихи, песни, потешки, загадки, приметы и т.д.);
- оформить сочинение на тему проекта на бумаге (формат А4) с использованием фотографий, рисунков;
- принести в группу все, что найдут интересного про кошек (в оформленном виде), а также игрушку - кошечка для выставки и развлечения (презентации проекта).
Презентация проекта «Моя любимая кошечка»
Ход праздника:
Ведущий: Ребята давайте поздороваемся с гостями и улыбнёмся им. Я для вас приготовила загадку. Послушайте и отгадайте.
Отворилась тихо дверь-
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род-
На охоту вышел.
Дети (хором). Кот.
Ведущий: Правильно эта загадка про кота. Какой бывает кот?
Дети: Добрый, весёлый, ласковый, пушистый, длинношерстный (У него длинная шерстка)
Ведущий: Подумайте и скажите, что надо делать, чтобы кот был всегда весёлым?
Дети: Надо заботиться о нём.
Ведущий: Как вы заботитесь о своём коте или кошке?
Дети: Кормим, наливаем воды, играем с ним, выпускаем гулять, следим за его шёрсткой.
Ведущий: Как надо ухаживать за котом, если у него длинная шёрстка?
Дети: Расчёсывать специальной расчёской.
Ведущий: Что надо делать, если котик заболел?
Дети: Отвести его к врачу.
Ведущий: Как называется врач, который лечит животных?
Дети: Ветеринар.
Ведущий: Очень важно с детства учиться быть внимательными и чуткими ко всем, кто нас окружает, в том числе и к братьям нашим меньшим - домашним животным кошкам и котам.
Входит Леопольд, поёт песенку.
Кот Леопольд: Здравствуйте, ребятки! Дай, думаю, загляну в детский сад, спрошу, не видели ли вы моего друга, маленького котёнка?
Ведущий: Как зовут его?
Кот Леопольд: Зовут его Мурзик.
Ведущий: Какой он Мурзик.
Кот Леопольд: Такой пушистый, красивый, добрый.
Ведущий: Ребятки, давайте поищем Мурзика.
Дети смотрят по сторонам, под стульчики, но не находят.
Ведущий: Нет нигде твоего Мурзика. Как нам тебя жалко (гладим кота). А у наших ребят дома живут кошки и котята. Дети постарались и нарисовали портреты, вот полюбуйся кот Леопольд, и даже фотографировали их, и сейчас они расскажут о своих любимых питомцах.
Рассказы детей о своих кошках. План рассказа.
1. Кто это и как зовут, где живёт?
2. Какие части тела у него есть?
3. Чем питается?
4. Как кошка подаёт голос?
5. Какую пользу приносит кошка?
Ведущая: Ребята, давайте не только пожалеем, но и постараемся помочь. Оставайся с нами кот Леопольд. Мы тебе поможем Мурзика найти. Послушай песенку, не о твоём ли котёнке поётся?
Песня «Цап-царап». Муз. С. Гаврилина. сл. Р. Алдониной.
Кот Леопольд: Какая красивая песенка.
Ведущий: Ребята как вы думаете, почему Мурзик ушёл из дома?
Дети: Наверное, кто-то обидел Мурзика. Нельзя обижать котят, с ними надо играть, гулять.
Кот Леопольд: Молодцы, правильно вы говорите. Ребята отгадайте, что умеет делать Мурзик?
Мурзик умеет прыгать, бегать, лакать, лазать, мяукать, фырчать, вилять хвостиком, царапать, бросаться, охотится, следить, выгибать спину, мурлыкать, ловить мышей. (Игра с мячом в кругу).
Ведущий: Любят кошки охотиться на мышей. Мы сейчас поиграем в игру «Васька-кот». Вы будете мышками, а где же Васька кот? (надеваем шапочку коту)
Хоровод «Васька-кот»
Кот Леопольд: Ребята давайте, сядем на стульчики. Мы, коты не только любим, ловить мышей, но ещё предсказываем погоду. Как мы это делаем?
Ведущий. Существуют народные приметы: расскажите, ребята, какие вы знаете.
Кошка скребет лапами по полу - зимой - к метели, летом - к дождю
Кошка закрывает нос лапой - к холоду, распускает хвост - к метели
Кошка клубком - на мороз, в печке - к ненастью, вверх брюшком лежит - к теплу.
Кот Леопольд: Молодцы, всё вы знаете о нас.
Ведущий: Кот Леопольд, что ты принёс в корзиночке?
Кот Леопольд: Сейчас я вам покажу. У меня в корзиночке лежат яркие клубочки, я люблю с ними играть, поэтому они размотались. Ребята помогите мне их смотать.
Кот Леопольд раздаёт всем детям клубочки, дети их сматывают после сигнала.
Кот Леопольд: Спасибо дети, быстро смотали клубочки. Как у вас хорошо получилось, аккуратно туго намотали. Молодцы!
Ведущий: Ребята, вы слышите, кто-то мяукает?
Кот Леопольд: Пойду, посмотрю.
С другой стороны выходит котёнок.
Ведущий: Котёнок, как тебя зовут?
Котёнок: Меня зовут Мурзик. Давайте с вами поиграем.
Игра с детьми «Хитрый кот»
Ведущий: Нашёлся Мурзик. Дети, давайте позовём Леопольда.
Дети зовут Леопольда.
Заходит кот, Леопольд видит Мурзика, радуется ему, гладит по голове.
Кот Леопольд: Мурзик мой нашёлся. Спасибо вам, ребятки, что помогли мне найти моего котёнка. Вот радость, какая! А на радости такой попляшите-ка со мной!
Ведущий: Ребятки, давайте попляшем с Леопольдом.
«Разноцветная игра» - танец.
Ведущий: Вот так детки! Как весело плясали.
Кот Леопольд: Спасибо вам ребята, что вы не оставили меня в беде, помогли найти моего котёнка. Какие вы добрые, вы любите кошек и много о них знаете.
Ведущий: Мы с ребятами много читали о кошках, рассказывали сказки, учили стихи, наблюдали за ними, рисовали, делали аппликации, разучивали игры. Давайте поиграем в игру «Кошка и котята»
Кот Леопольд: Я для вас приготовил подарки (конфеты «Кот в сапогах», и картинки-раскраски с изображением котят).
Дарит детям подарки.
Кот Леопольд и Мурзик: До свидания ребята.
Кот Леопольд уходят вместе с Мурзиком.
Ведущий: Праздник закончен, давайте скажем спасибо гостям, что они пришли на наш праздник и попрощаемся. (Под музыку дети уходят).
ВОПРОСЫ про КОТОВ
ВОПРОС: В какой сказке кот съел людоеда?
Ответ: (Кот в Сапогах)
ВОПРОС: В какой сказке мышка взяла кошку в няньки?
Ответ: ("Сказка о Глупом Мышонке" С.Я Маршака)
ВОПРОС: Деревянному человечку повстречались ужасные разбойники. Кто они были? Из какой книги?
Ответ: (Кот Базилио, Лиса Алиса, "Золотой ключик" А.Н. Толстого)
ВОПРОС: Один из самых обаятельных котов жил в деревне Простоквашино. Как его звали?
Ответ: (Кот Матроскин)
ВОПРОС: В какой русской народной сказке кошка вместе с Жучкой и мышкой помогла хозяевам в нелегком труде?
Ответ: (Репка)
ВОПРОС: В какой сказке мыши придумали, как им от кота спастись?
Ответ: ("Кот с Бубенцом" Л.Н.Толстого)
ВОПРОС: У какого котёнка было собачье имя?
Ответ: (Котенок по имени ГАВ)
ВОПРОС: Какую кошку одна женщина похвалила против своей воли 3 раза?
Ответ: (Кошку, которая гуляла сама по себе из сказки Р.Киплинга)
ВОПРОС: Назовите "Большой кошачий секрет".
Ответ: (Я очень очень черный маг
Глотатель шпаг, лошадок и собак
Я продаю большой большой большой секрет
СИЛЬНЕЕ КОШКИ ЗВЕРЯ НЕТ! )
ВОПРОС: Как звали маму кошки, которая была Чёрной Королевой?
Ответ: (Дина)
ВОПРОС: Какому коту не смогли отрубить голову?
Ответ: (Чеширскому)
ВОПРОС: Какой кот глотал лошадок и собак?
Ответ: (Из "Большого секрета для маленькой компании")
ВОПРОС: Из-за чьей коровы все в доме умывались молоком?
Ответ: (кота Матроскина из Простоквашино)
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОШЕК |
Эти загадочные существа появились рядом с человеком очень давно и очень много для него значили. |
Образ кошки в литературе
Кошка любимое домашнее животное.
Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Конечно, существуют и другие любимцы у людей, такие, как собачки, хомячки или рыбки, но именно кошки и коты самые любимейшие из всех домашних животных. Эти домашние животные живут во всех уголках нашей земной планеты, и это не может не радовать. Они очень мягкие, нежные, маленькие пушистые комочки, которые дарят человеку тепло и ласку. Они пробуждают в нас лучшие чувства. Это все они, котята, кошки, коты. Люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С давних времен кошки всегда сопровождали человека. Но при этом они никогда не служили ему, как остальные животные. Живя поблизости, они сохраняют полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет. Однажды, ученые решили подсчитать, сколько домашних животных проживает на нашей планете, и выяснилось, что их всего 400 миллионов, и самое большое количество кошек и котов проживает в США. А в Индонезии живет 30 миллионов этих миленьких и замечательных животных, во Франции их более 8 миллионов.
Образ кошки в системе народных верований
Огромное количество загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок придумано людьми! Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.
Приметы
Есть интересные приметы о кошках. При помощи кошек пытались предсказывать погоду. Например:
- Кошка крепко спит – к теплу.
- Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью.
- Кошка скребет пол – на ветер, на метель.
- Кошка стену дерет – к непогоде.
- Кошка лежит брюхом вверх – к теплу.
- Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде.
- Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью.
- Кошка умывается – гостей зазывает.
- Кошка на человеке потягивается – к обновке.
- Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать.
- Кто кошек любит – будет жену любить.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Кошку против шерсти не гладят.
- Кошка в дом- счастье в нем.
- Рано пташечка запела - как бы кошечка не съела!
- Кошачья лапка мягка, а коготок остер.
Суеверия
Многие из нас верят в различные суеверия, но, оказывается, они не совсем верны.
Черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем,
Наверное, все из Вас помнят эту примету. Эта примета не до конца правдива. Если черная кошка перешла Вам дорогу, это действительно является очень скверным знаком. Кошка почуяла, что Вам грозит опасность, и, преграждая Вам дорогу, она тем самым забрала негатив, который грозил Вам, тем самым, расчищая Вам путь.
Трехцветная кошка отгоняет нечистую силу.
Соответствуя этой примете, у некоторых людей живут по несколько разных кошек. К большому сожалению, это не очень хороший знак. Это означает, что в доме много плохой энергетики. Иногда, сами хозяева являются источником негативной энергии. Кошки, забирая с собой все плохое, помогают своим хозяевам очистить дом.
Ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.
В средние века кошки начали подвергаться сильным гонениям со стороны человека. Людей стали пугать некоторые особенности кошек. Черные кошки стали ассоциироваться с нечистой силой, а женщин, которые держали черных кошек, считали ведьмами. А, как известно, ведьм сжигали на костре и кошек вместе с ними. Но этих кошек могло спасти одно маленькое обстоятельство, если на черной кошке можно было найти, хоть один белый волосок, это спасало от смерти. У всех черных кошек есть некий оберег - "белые перчатки", манишки и другие белые пятнышки.
Образ кошки в славянской мифологии.
Все суеверия берут свое начало в мифах. Существуют вот такие виды мифических кошек:"кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".
Кошка – демон
В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Кот – проводник
Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.
Кошка – домовой
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку.
Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.
Кошка – разрушитель
Людям фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.
Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. В различных сказаниях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном,
Кот – Баюн
Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд". Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить». Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».
Кот – игрун
Еще один необычный персонаж сказок — кот-игрун из сказки «Иван меньшой — разумом большой». Этот кот играет на волшебных гуслях, и его игра заставляет всех, кто ее слышит, танцевать помимо собственной воли.
Огненная земляная кошка
На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
Образ кошки в русских народных сказках.
В русских народных сказках тоже существуют очень известные коты. Животные в русских народных сказках представляют собой разнообразные характеры. Конечно, все животные показывают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником, плутом или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. У сказочного кота может быть роль защитника и помощника, но он может выступать также хитрецом и служителем злых сил.
Выделено несколько видов сказочных котов.
Заступником можно назвать кота из сказки «Кот, петух и лиса». В этом сказании кот спасает петуха, которого лиса обманом выманивает из домика. Но кот оказывается хитрее лисы. Он выманивает плутовку из норы и освобождает петушка.
Кот-обманщик предстает перед нами в сказке «Кот и лиса». Однако в данном случае лиса выступает партнершей или женой кота. Вдвоем они заставляют всех зверей в лесу приносить им подарки. Плутовские свойства кота сближают его с лисой. В этой сказке кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.
В животном мире сказок существует особый тип героя – плут и обманщик. Лиса, как и кот проецируют характер и черты человека.
Лиса в сказках выступает главным обманщиком. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. У лисы в сказках есть отчество - Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила отчество – Патрикеевна. Кот тоже имеет человеческое имя Кот Котофеевич, Котофей Иванович.
Пускает в ход лукавство и кот из сказки «Напуганные медведь и волки». В начале сказания кот — «вор и разбойник». Из-за того, что он съедает у хозяйки все припасы, та решает заколоть барана и козла. Но кот рассказывает обо всем барану и козлу, винится перед ними, и все вместе они сбегают из дома. Впоследствии в лесу кот спасает товарищей от голодных волков, обманув хищников.
Кот-помощник— Мудрость издавна приписывалась кошке. Часто в сказках коты помогают своим хозяевам, находят награду за труды, становятся полезными помощниками. Коты подсказывают нужный выход из беды и избавляют от несчастий.
Это, например, Васька из сказки «Волшебное кольцо». Взамен за доброту главного героя Мартынки, кот помогает ему, хотя на протяжении всей сказки продолжает хитрить, обманывать и добиваться своего.
Заключение
И все же: какая она кошка в сказках? Отличаются ли наши любимицы от сказочных персонажей?
Итак, кошки в сказках:
- имеют очень сильный иммунитет или как мы говорим – имеют девять жизней, а тем самым они очень устойчивы к болезням;
- имеют ярко выраженный характер;
- часто бывают по-собачьи преданы своим хозяевам;
- отличаются сообразительностью и хитростью;
- имеют повышенную энергетику и способны зарядить своих хозяев положительными эмоциями, забрав себе все отрицательные;
- отличные крысоловы, что было подмечено еще с древних времен.
Познакомившись с разными образами кошки в литературе, можно сделать вывод о том, что кошка обладает совершенно одинаковыми чертами и в древней мифологии, и в фольклоре, и сказках разных народов мира. Кошки становятся для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Кошки очень похожи на нас с вами. И все же кошка остаётся существом таинственным и загадочным.
Вот такие вот они, сказочные кошки, очень разные и многогранные. Никто не знает, что от них ожидать, и возможно в этом и заключается маленькое волшебство чудесных созданий.
Пословицы и поверья про кошек
Кота в мешке не бери.
Не всё коту масленица.
Кошка не мышей храбра.
Против шерстки кошку не гладят
Нет кошки дома – мышам воля.
Кот видит молоко, да у него рыло коротко.
Живут как кошка с собакой.
Остерегайтесь людей, которые не любят котов.
Кошке – игрушки, мышке – слёзки.
Кошка – лапкою, медведь – пятернею.
Черный кот на крыльце – достаток в доме.
Знай кошка своё лукошко.
На мышку и кошка зверь. Не велик, да лапист.
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Кошка тщательно моет уши к дождю.
Доброе слово и кошке приятно.
Где нет кошки, там мышь резвится.
Жалеть молока – не видать кошки.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Лукав, как кошка.
Любит и кошка мышку.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.
Не играй кошка углём – лапу обожжешь.
Кошкой в глаза мечется.
Отольются кошке мышкины слёзки.
В темноте все кошки серы.
Кошку чем больше гладишь, тем больше хвост дерёт.
Поклонишься и кошке в ножки.
Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе.
Живут, как кошка с собакой.
Постригся кот, намылся кот, а всё тот же кот.
Влез кот на сало да кричит: мало!
Не всё коту масленица.
Загордился кот и с печи нейдет.
И кот песни поёт, когда хорошо живётся.
Кота в мешке покупать нельзя.
«Кошке – игрушки, а мышке – слёзки» — что для сильного становится порой игрой, развлечением, слабому может причинить боль и страдание.
Поговорки и пословицы о кошках
Кто кошек любит, будет жену любить.
Кошка да баба в избе, мужак да собака на дворе.
Он, как кошка, все на ноги падает.
Ложка не кошка, рта не оцарапнет.
Наши лепешки поели кошки.
Кошку бьют, а невестке наветки дают.
Поклонишься и кошке в ножки!
Рано пташка запела, как бы кошка не съела.
Кошка лазит и в окошко.
Дай Бог и кошке свое лукошко.
Знай кошка свое лукошко.
Позавидовала кошка собачью житью!
Носится, как кошка с котятами.
Эти кошки облизали ножки.
Кошки грызутся — мышам приволье (или раздолье).
Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть.
Любит кошка молоко, да рыло коротко.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Не играй, кошка, углем, лапу обожжешь!
Яков лаком, съел кошку с маком.
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Захотел от кошки лепешки, от собаки блинов!
Кошка клубком, на мороз.
Кошка крепко спит, к теплу, кошка в печурку — стужа на двор.
Кошка морду хоронит, к морозу, или к ненастью.
Кошка спину дерет — к непогоде.
Кошка лежит брюхом вверх, к теплу.
Кошка моется, лижет лапу — к ведру, кошка лижет хвост, прячет голову—к ненастью.
Кошка лижется по телу — к ненастью.
Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.
Кошка на человека тянется, к обнове.
Кошка моется — гостей замывает, зазывает.
Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.
Сказка про Кошку и Мышку
1.
Играли однажды Кошка и Мышка в прятки. Потянула Кошка Мышку за хвостик, он и оторвался.
"Отдай мне мой хвостик, - просит Мышка.
"Нет, - отвечает Кошка, - прежде принеси мне молока от коровы!"
2.
Побежала Мышка к Корове и говорит: "Прошу тебя, Корова, дай мне молочка. Я отнесу его Кошке и она вернет мне мой хвостик". "Нет, - отвечает Корова, - не дам тебе молока пока ты не принесешь мне от Фермера свежей травы!"
Побежала Мышка к Фермеру: "Прошу тебя,Фермер, дай мне сена. Я отнесу сено Корове, она даст мне молока, отнесу молоко Кошке и она вернет мне мой хвостик".
"Нет, - отвечает Фермер, - не дам тебе сена, пока ты не принесешь мне мяса от мясника".
3.
Побежала Мышка к Мяснику: "Прошу тебя, Мясник, дай мне мяса. Я отнесу мясо Фермеру, он даст мне сена. Я отнесу сено Корове, она даст мне молока, отнесу молоко Кошке и она вернет мне мой хвостик".
"Нет, - отвечает Мясник, - не дам тебе мяса, пока не принесешь мне хлеба от пекаря."
Побежала Мышка к Пекарю: "Прошу тебя,Пекарь, дай мне хлеба. Я отнесу хлеб Мяснику. Он даст мне мяса. Я отнесу мясо Фермеру, он даст мне сена. Я отнесу сено Корове, она даст мне молока, отнесу молоко Кошке и она вернет мне мой хвостик".
4.
Пожалел Пекарь Мышку и дал ей хлеба!
Отдала Мышка хлеб Мяснику и он дал ей мяса.
5.
Отдала Мышка мясо Фермеру. И он дал ей сена.
6.
Отдала Мышка сено Корове и она дала Мышке молока.
7.
Отдала Мышка молоко Кошке и та вернула ей хвостик.
С тех пор мышки с кошками в Прятки не играют, а прячутся от них по-настоящему.
про кошек для детей
У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.
(Кот)
***
Зубастый, мохнатый, как есть начнет — песенку поет.
(Кот, Кошка)
***
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
***
Сидит на окошке кошка:
Лапы, как у кошки,
уши, как у кошки,
но не кошка.
Кто это?
(Кот)
***
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – …
(Кот)
***
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …
(Кот)
***
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)
***
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте–
Неленивый я в работе.
(Кот)
***
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
***
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
(Кошка)
***
Мягкие лапки,
а в лапках — цап-царапки.
(Кошка)
***
Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
***
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Кошка)
***
В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.
(Кот)
***
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
(Котёнок)
***
Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.
(Кошка)
***
Зеленые глаза — всем мышам гроза.
(Кот)
***
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кот)
***
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)
***
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко–
Вот и вся загадка.
(Кот)
***
Мохнатенькая,
Усатенькая,
По кладовкам рыщет,
Сметанку ищет.
(Кот)
***
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты.
(Кошка)
***
Ночью бродит,
Днём храпит,
Или просто он молчит,
А из блюдца ест сметану,
Если я ему достану,
И охотник до мышей,
Кушает в обед ершей.
Может песню затянуть,
Мне тогда и не уснуть.
Ответ: Кот
***
Кто родится с усами?
Ответ: Кошка
***
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко -
Вот и вся загадка.
***
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей,
Полосатых малышей
Я учу ловить мышей.
Из тебя, котенок-крошка,
Вырастет большая ...
Вчера я был мышегонятельным,
Вполне сметаноуплетательным,
Сегодня я диваноспальный,
Вполне подушкоодеяльный.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа -
Он вымоет лапки,
Но после обеда.
Стихи про кошек
Два кота
Жили-были
Два кота -
Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?
С. Маршак
Кошка
-Что ты, кошка, сторожишь?
-Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу её на чай!
В.Лунин
Котёнок
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
Елена Благинина
Котёнок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатиться,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цац-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
В.Берестов
Кискино горе
Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Б.Заходер
* * *
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
С.Маршак
* * *
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..
* * *
Крошка сын к отцу пришел и задал ему вопрос:
"Папа, папа, для чего нужен кошке хвост?"
Папа кашляет в кулак, пальцем чешет нос:
"Удивительный вопрос, и совсем не прост...
Когти острые нужны, чтоб ловить мышей,
Чтоб обивку кресла драть, или малышей
Поцарапать, затаясь хитро у дверей,
Чтоб на дерево залезть от собак скорей.
Лапы ловкие нужны, чтоб катать клубок,
Чтобы мордочку умыть, или в уголок
Быстро убегать, стащив со стола кусок...
В общем лапы чтоб никто их догнать не смог.
Голос - серенады петь, всем мешая спать,
А шершавый язычок- молоко лакать.
Для красы нужны усы, зубы чтоб кусать,
А глаза нужны затем, чтоб во тьме пугать".
Бедный папа чешет лоб, чешет бровь и нос:
"Для чего же кошке хвост? Помогите! SOS !"
Что вы знаете
Про кошку?
Всё, наверно, понемножку.
Кошка первой входит в дом
И живёт подолгу в нём.
То мяучит,
То играет,
То куда-то удирает,
исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца
Аккуратно
Пьёт сырое молоко.
И погладить
Разрешает,
И работать
не мешает,
Половицей
Не скрипит.
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шёпотом
И спит.
Видеть кошку
на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья
У кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно-
Это всем на свете ясно ,-
Но,
К несчастью детворы,
Разбирать его
ОПАСНО:
Когти кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно -
Только ноги уноси!...
А на морде,
Как антенны,
Установлены усы.
Чует кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд.
Точно фары
У машины,
У неё глаза горят.
Уступаю ей дорогу,
Повстречавши у ворот.
Если хочет -
Пусть пройдёт.
Вдруг возьмёт
Да на подмогу
Братца тигра
Позовёт?
Вдруг из парка
Или сквера,
Со двора,
Из-за угла,
Выйдет чёрная пантера,
Скажет:
-Мура, как дела?
Вдруг придут
Её проведать
Дядя барс и тётя рысь,
Сядут вместе пообедать...
Тут уж точно берегись!
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама
В родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Тем, кто с кошкой
Добр и мягок,
Может кошка
Другом стать.
Но обидчику,
Однако,
Может кошка сдачи дать!
Владимир Приходько
Обновки
Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
П. Воронько
Что случилось у котят
Что случилось у котят,
Почему они не спят?
Почему буфет открыли,
Чашку новую разбили?
Уронили барабан,
Поцарапали диван?
Почему их лапки
Влезли в чьи-то тапки?
Молока разлили плошку,
Разбудили маму-кошку?
Почему порвали книжку?
Потому что ловят мышку.
В.Степанов
Кошкин щенок
Был у кошки сын приёмный -
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Язычком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
шею, спинку и бочок.
Кошка-мать -
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрос Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею
Сыну,
Надо влезть
Ему на спину.
-Ох, - вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
В.Берестов
Лапки
Как у старой бабки
Жили-были лапки.
Встанет бабка утром рано,
Выйдет в погреб за сметаной -
Лапки вслед за ней бегут.
Всюду бабку стерегут.
Сядет бабушка вязать -
Лапки рядом с ней опять:
Схватят бабушкин клубок
И закатят в уголок...
Надоели бабке
Озорные лапки!
Видит бабка - у ворот
Умывают лапки рот.
Стала бабка ждать гостей,
Суп сварила из костей.
Ждет гостей, а их все нет.
Стынет бабушкин обед.
Глядь, а лапки из кастрюли
Кость большую утянули.
Вот тебе и лапки!
Нет покоя бабке.
Отчего ж тогда стара
Их не гонит со двора?
Оттого, что ночью лапки
Верно служат старой бабке.
Если лапки ночью вскочат,
Когти острые поточат,
По полу пройдутся -
Все мыши разбегутся!
Нет мышей у бабки.
Вот какие лапки!
Юрий Коринец
Кисонька
Слыхали вы пpо кисонькy - пpо милyю мою
Hе любит мама кисонькy, а я ее люблю!
Она такая чеpная, а лапки - точно снег,
Hy, всех она наpяднее, и веселее всех!
Сказала мама кисоньке: "Лови y нас мышей!"
Мышат не ловит кисонька, на что мышата ей!
А пpиласкаешь кисонькy, погладишь по спине -
Глаза закpоет кисонька и помypлычет мне!..
Глаза откpоет кисонька, а я yж под столом!
Она мяyчит жалобно и бегает кpyгом.
В кyвшин заглянет, в чашечкy - кyда я деться мог?
Да свеpхy вдpyг откyда-то ко мне на шею скок!
А ночь настанет темная - yснy я pядом с ней.
Мышат не ловит кисонька - на что мышата ей!
Hо вот однажды с кисонькой беда стpяслась y нас -
Ее на кyхне с мышками застала мама pаз!
Она pезвилась, пpыгала, каталась кyвыpком,
И с нею мышки весело кpyжилися pядком!..
Схватила мама кисонькy - нy чем я мог помочь?!
И за воpота вынесла, и выбpосила пpочь!...
И гоpько-гоpько плакал я, все кисонькy жалел,
И даже с новой лошадью игpать не захотел...
И все не мог yтешиться... Hо что там слышy я?!
Скpебется в двеpи кисонька, затейница моя!
Тyт стали обниматься мы, пyстились с нею в пляс,
А мама только глянyла и не бpанила нас!
Живет со мною кисонька, затейница моя,
Хоть мама и не pада ей, да pад ей очень я!!!
Лев Квитко
Грустная киска
-Почему ты плачешь, киска?
-У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
-Почему же стало грустно?
- Потому, что было вкусно!
В.Орлов
* * *
Гонялся кот за воробьями,
Попал в сугроб, и вот,
Как будто в белых панталонах,
Из снега вышел кот.
Стал лапки чистить зверь опрятный
День целый напролет.
И с той поры по снегу бегать
Уже не смеет кот.
Д. Д. Минаев
КОТЯТА
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.
ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
С. Михалков
КОШКА И РЕБЁНОК |
Соседство кошек и детей не только возможно, но и желательно. Для детей, уже умеющих ходить, кошка, как, впрочем, и любое другое домашнее животное, может быть своего рода учебным пособием: ребенок будет присматривать за животным, ухаживать за ним, заботиться. Дети учатся понимать живых существ, и, обладая определенной степенью ответственности, например, за кормление и причесывание, приобретают и уверенность в себе. Если в доме кошка, а не кот, дети рано узнают об интимной жизни, рождении потомства и заботе о малышах. Выбор породы здесь не имеет значения.
Если вы намерены приобрести для детей кошку, не делайте этого, если сами вы не любите этих животных. Ведь в семье одному из родителей нужно будет взять на себя ответственность по уходу за кошкой. Это бремя нельзя полностью возложить на детей: в худшем случае они быстро привыкнут к новой "игрушке", а в лучшем их настолько заинтересуют другие дела, что они будут забывать покормить или вычесать кошку. Возможно, подобная смена интересов не имеет для них самих особого значения, но для кошки и ее благополучия это весьма существенно. И ни в коем случае не покупайте кошку в подарок детям своих знакомых, не проконсультировавшись и не получив предварительно разрешения на то родителей. Могут быть определенные причины, не позволяющие им пойти на этот шаг, о которых вы ничего не знаете.
Очень важно исключить дурное обращение с кошкой; обычно это происходит от незнания (нельзя, например, тискать и непрерывно ласкать киску), а также вследствие беззаботности и неправильного представления об удовольствии. Необходимо объяснить детям, что в любом случае с кошкой нужно обращаться так, как им хотелось бы, чтобы обращались с ними самими, и потом показать, как это делать. Сознательная жестокость по отношению к животным обычно распространена среди тех детей, с которыми также обращаются дурно.
Детей в возрасте между тремя и шестью годами следует удобно посадить и только после этого дать подержать кошку, в противном случае они могут уронить ее, особенно, если животное извивается у них в руках или, если речь идет о котенке, царапается и кусается.
У детей, еще не научившихся ходить, могут возникнуть проблемы с кошками. Малыши очень любят гладить кошек, и тем это очень нравится. Но при этом поблизости всегда должен находиться кто-то из взрослых. Если ребенок будет тянуть кошку за хвост, дергать ее шерсть или случайно наступит на животное, кошка может предпринять атаку (агрессия, вызванная болью). Очень маленькие дети (менее двух лет) имеют природную привычку неожиданно хватать предметы, что настораживает котят.
Кроме того, кошка может быть источником различных заболеваний, передающихся от животного человеку, и здесь наибольшая опасность угрожает детям, поскольку они имеют привычку держать пальцы и разные предметы во рту. К числу таких заболеваний относятся воспаление брюшины и токсоплазмоз.
Нужно исключить возможность того, чтобы кошки и дети имели доступ к пище друг друга, а также нельзя допускать, чтобы кошка лизала ребенку лицо. После игры с кошкой ребенок должен обязательно мыть руки, а до этого он ни в коем случае не должен брать руки в рот. Младенцев и "ползунков" не следует подпускать к корытцу кошки, а детскую песочницу нужно прикрывать, когда в ней не играют, иначе кошка может воспользоваться ею как своим туалетом. Кошачьи экскременты необходимо убирать немедленно, особенно, если они появились там, где играют дети.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ КОШКУ? |
Бить кошку хуже, чем бесполезно. Единственным чувством, полностью отсутствующим у кошки, является чувство вины. Свой самый гадкий поступок кошка никогда не связывает с последующим наказанием, каким бы скорым оно не было. Наказание связывается ею либо с человеком, либо с предметом, причиняющим ей страдание. Получив шлепок или грубую брань, кошки лишь убеждаются в том, что им следует опасаться ваших рук и вас самих, которые без всякой причины, с их точки зрения, причиняют им боль.
Кошка не понимает слово "нельзя". Все запреты она воспринимает, как посягательство на ее право устанавливать свой порядок на принадлежащей ей территории, а человека, наказывающего ее, - исключительно как врага. Окриками и побоями вы сможете только добиться того, что кошка начнет бояться вас или, наоборот, проявлять агрессию по отношению к вам.
Когда кошка залезает на кухонный стол, или на полки, или в шкаф, то с помощью окрика, взмаха руки или шлепка газетой вы лишь научите не делать ее этого в вашем присутствии. Необходимо применить косвенное устрашение, которое считается самым эффективным методом обучения и переобучения кошек. Его достоинство состоит в том, что кошка не ассоциирует его с человеком. Вам следует придумать и расставить так называемые ловушки, позволяющие отпугнуть кошку от нежелательных действий или мест.
Например, вы можете поставить на край стола неустойчивый поднос, и когда кошка прыгнет на него, то с грохотом, пугающим ее, окажется на полу. Можно также полностью заставить стол, подоконник с цветами или полку легкими банками (из-под пива или воды), чтобы кошка, прыгнув, обязательно на что-нибудь наткнулась. Тогда ей либо будет некуда поставить лапы, либо она что-нибудь свалит, произведя неожиданный шум. Кроме этого, можно расставить в местах, которые, по вашему мнению, должны быть недоступны для кошки, перевернутые вверх дном деревянные мышеловки, накрытые сверху листом бумаги. Когда кошка встанет или запрыгнет на одну из них, мышеловка захлопнется, издав характерный звук, и подпрыгнет на месте, не причинив при этом кошке никакого вреда и лишь испугав ее.
Классический пример отвращающего косвенного обучения - обрызгивание кошки с расстояния из пульверизатора. Если кошка карабкается на штору, прыгает на кухонный стол, точит когти о ножку стула, облейте ее струей воды. Эффективным оказываются шарики нафталина, засыпанные в цветочный горшок, чтобы кошка не пользовалась им в качестве туалета, а бросок в сторону провинившейся кошки легкой банкой, заполненной камешками или мелкими монетами, или связки ключей произведет необходимый отпугивающий шум. Можно привязать надутый воздушный шарик на том месте, где кошка точит когти - его неожиданно резкий при лопании звук отпугнет ее. Неприятные вкусовые и запаховые ощущения можно использовать при отучении кошки грызть провода, мебель и листья комнатных растений. Достаточно опрыскать эти предметы раствором уксуса. Существуют также специальные отпугивающие промышленные средства: "Антигадин", "Стоп", "Антигрызин".
Другое непременное условие обучения кошек заключается в том, чтобы заблаговременно предупредить у них появление вредных привычек или нежелательного поведения, предоставив им альтернативное решение. Так, чтобы ваша кошка не портила мебель, приобретите для него когтеточку и соответствующие игрушки. Нередко нарушение поведения связано с тем, что кошке просто нечем заняться в ваше отсутствие, то есть со скукой. Больше общайтесь со своим питомцем, тогда он будет лучше вести себя и охотнее соблюдать правила этикета.
УХОД ЗА КОШКОЙ
УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ
Шерсти породистых кошек нужно уделять большое внимание. Наиболее прост уход за короткошерстными кошками. В этом случае можно ограничиться расчесыванием шерсти обыкновенной щеткой для волос или специальной щеткой для кошек. В период, когда животные линяют, их нужно расчесывать каждый день, в остальное время достаточно делать это два раза в неделю. Качество шерсти от этого только улучшается. Длинношерстных кошек нужно расчесывать специальным гребнем и щеткой каждый день, чтобы шерсть не засаливалась. Купают кошек, как правило, один раз в месяц, а также перед выставкой. Купать животных надо в теплом помещении или в ванной в воде с температурой около 35° С, используя шампунь или другие специальные средства. Затем кошку сушат под феном или досуха вытирают. Для ухода за шерстью применяют специальную пудру. Животное после купания должно оставаться в теплом помещении, так как оно может заболеть воспалением легких. Надо стараться, чтобы вода при купании не попала в уши. Это может вызвать воспаление слухового канала.
УХОД ЗА ГЛАЗАМИ
В нормальном состоянии глаза у кошек чистые, настороженные. Если из внутреннего угла выходит третье веко (мигательная перепонка) и частично закрывает глаз, значит, в организме не все в порядке. Это может быть признаком повышенной температуры или инфекционного заболевания. Если третье веко появилось только на одном глазу, возможно, что-то случилось именно с этим глазом. Если симптом сохраняется, нужно проконсультироваться у ветеринара. При закупорке слезных протоков слезы катятся по щекам, оставляя след между глазом и носом. Его следует вытирать ватой, смоченной в солевом растворе (1 чайная ложка соли на 0, 5 л охлажденной кипяченой воды, что эквивалентно 18 г соли на 1 л воды). Выделения из глаз (как правило, коричневого цвета) могут быть признаком респираторной инфекции. В этом случае требуется консультация у ветеринара. Глаза промывают раз в неделю, однако при необходимости это можно делать и чаще. Закупорку слезных протоков лечат хирургическим путем.
УХОД ЗА УШАМИ
Если у кошки что-то не в порядке с ушами, она начинает их расчесывать. Это может быть признаком серной пробки в ушах или ушных клещей. При наличии клещей в ушной раковине появляются темно-коричневые сернистые налеты. Они вызваны ушными чесоточными клещами (Otodectes cynotis, которыми собаки и кошки заражают друг друга. Такую кошку следует изолировать от других животных до полного выздоровления.
Выделения серы и клещевые загрязнения можно удалять ватным тампоном, обмакнув его в жидкий парафин или противоклещевой раствор. Небольшое количество раствора следует также ежедневно закапывать в ухо. Следите за тем, чтобы кошка не трясла головой и не вылила лекарство, прежде чем оно проникнет внутрь. Чтобы это произошло скорее, помассируйте ухо, закапав теплую жидкость, и не давайте кошке шевелить головой. Потом проделайте те же манипуляции со вторым ухом. Никогда не пытайтесь забраться в него поглубже, туда, где вам ничего не видно. Осматривать уши нужно раз в неделю и при необходимости ежедневно обрабатывать их.
ЗУБЫ
Изменение цвета зубов и десен, плохой запах изо рта указывают на необходимость визита к ветеринару. На зубах может появиться камень, который удаляет ветеринар. Потеря аппетита бывает следствием больных десен. Повышенное слюноотделение - признак отравления или язвочек во рту. Лучший способ произвести осмотр - запрокинуть голову животного назад одной рукой и открыть рот указательным пальцем другой. Рот и зубы нужно проверять каждую неделю.
НОС
Малейшие признаки насморка, чиханья и выделений из носа - сигнал к тому, что ваш питомец требует серьезного внимания. Поскольку респираторные инфекции опасны, лучше сразу проконсультироваться у ветеринара. Но если для ухода за шерстью вы пользуетесь присыпкой, проверьте, не вызывает ли она аллергии. Изолируйте чихающую кошку от других животных.
КОГТИ
Кошки обычно точат когти о деревья или специальные столбики, которые они используют для затачивания и чистки когтей. Советуем вам обзавестись подходящим предметом, чтобы отвлечь их от мебели. Кошка, пользующаяся свободным выгулом, приводит когти в порядок естественным образом, гуляя по дорогам и тропинкам, царапая стволы деревьев. У кошек, содержащихся взаперти, когти могут вырасти чрезмерно длинными, так что животное будет цепляться за ковры и мебельную обивку. Укорачивать можно только кончики когтей. Для этого нужно посадить кошку на колени, спиной к себе. Одной рукой возьмите кошачью лапку, сжав ее между пальцами, чтобы коготки выступили вперед. Тогда вам будет легко подрезать их ножницами или щипчиками, которые вы держите в другой руке. Кончик каждого когтя состоит из мертвых тканей и, подобно кончикам наших ногтей, не чувствует боли, но розовой, внутренней части касаться нельзя, так как она содержит нервы и кровеносные сосуды, снабжающие коготь кровью. Ножницы или щипчики должны быть острыми, чтобы не расщепить коготь. Проверять длину когтей достаточно раз в месяц. Совсем удалять когти не рекомендуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный досуг в средней группе "Непослушный котенок"
Интерактивный досуг подразумевает активное участие детей в действе....
Занятия-инсценировка по нравственному воспитанию "Котенок" Е. Благининой (вторая младшая группа)
Занятие - инсценировка по нравственному воспитанию «Котенок» Е. Благининой (вторая младшая группа)Цель: воспитание у детей доброты, сочувствия, сопереживания, готовности прийти на помощь.С...
" Знакомство с игрушкой- котенок. Каша для котенка".
НОД конспект занятия в 1-ой младшей группе по нетрадиционным формам рисования тема "Знакомство с игрушкой- котенок. Каша для котенка"....
Интегрированное занятие по окружающему миру в младшей группе. КОШКА И КОТЕНОК. ПОДАРОК ЛЮБИМОМУ КОТЕНКУ
Цель: познакомить с домашними животными и их детенышами; формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных;Воспитывать любовь к домашним животным и желание прояв...
Конспект НОД по лепке для средней группы «Наш любимый котенок».
Конспект по лепке для средней группы...
29.10.2021г НОД ОО "Художественно-эстетическое развитие" Тема: Подарок любимому котенку
Тема: Подарок любимому котенку.Цель: Формировать образное восприятие и представление .Задачи:Образовательные: Формировать образное восприятие и представление . Учить детей использовать ранее приобрете...
Конспект занятия по развитию речи "Про любимого котенка"2 младшая группа
конспект нод на тему "Про любимого котенка"...