Перспективный план по экологическому воспитанию для младших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Методические рекомендации по экологическому воспитанию длядетей 3 -4 лет (еженедельные наблюдения, темы занятий на учебный год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по экологическому воспитанию для младших дошкольников
Методические рекомендации
для педагогов МАДОУ
«Детский сад № 276
комбинированного вида»
подготовила воспитатель
Шайхиева Д.Р.
Казань
2013г.
Сентябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
Установление и налаживание благоприятной атмосферы и доброжелательных отношений с детьми, которые за лето отвыкли от детского сада. Выяснение в беседах с детьми уровня их экологической воспитанности. | «Цветы на участках нашего детского сада» Цель: Уточнить представление детей о том , что кроме деревьев и кустарников нВ территории детского сада растут цветы. Все они разные, красивые, некоторые из них имеют приятный запах. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к цветам. | «Сезонные явления природы» Цель: Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать выводы. Замечать связь между погодой и тем как люди одеваются, уметь одеваться по погоде. Учить выявлять и перечислять особенности осенней погоды. |
«Сад-огород» Цель: наблюдать за прилежащим к территории детского сада диким яблоневым садом, показать как растут фрукты-яблоки. На огороде детского сада поучаствовать в сборе урожая овощей, показать их произрастание, объяснить где ботва, корнеплоды, плоды. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Как устроены цветы и как ими украсить помещение» Цель: Уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности размера, формы, окраски-различия и сходства. Побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов. Воспитывать чувства детей, воспринимать красоту цветущих растений, желание сохранить её. Учить украшать помещение цветами, воспитывать желание делать людям приятное. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Фрукты и овощи» Цель: уточнить представление у детей о фруктах и овощах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления фруктов и овощей в пищу. Развивать речь, сенсорные способности. |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Птицы на участке» Цель развивать умение детей наблюдать за птицами, различать их по размеру, окраске оперения, а также уточнить их общие признаки. Познакомить с названиями птиц: воробей, ворона, синица. | «Деревья - осенью» Цель: Рассмотреть листву деревьев на участке, какого она цвета, что происходит, если дует ветер и треплет ветки. Посмотреть какие листья лежат на земле и с каких деревьев они упали. Вспомнить и закрепить строение дерева. Дети набирают осенний букет листьев для занятий в группе. | «Грустная осень» Цель: расширять знания детей о сезонных изменениях неживой природы (холодные ветра, частые дожди, размытые дорожки, пасмурное небо). Закрепить умение устанавливать причину погодных явлений и вызывать эмоциональный отклик на них. |
«Целевая прогулка в уголок леса» Цель: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей. Формировать умение предвидеть отрицательные последствия своего вмешательства. Воспитывать в детях основные нормы поведения в природе, умение любоваться её красотой. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Все листья разные» Цель: Познакомить детей со строением листа, показать разнообразие форм листьев, используя спец материал. Сравнивать образцы из материала с настоящими листьями, находить похожие. можно познакомит с названиями форм листьев. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Что растет в лесу» Цель: Дать детям первоначальные знания о лесе, о его растительном мире. В лесу тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить детей с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса, учить замечать красоту картин, рассказать, что их пишут художники. |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Наш зеленый уголок» Цель: формировать представления детей о комнатных растениях, их строении, условиях роста и развития (свет, вода, тепло). Воспитать навыки ухода за растениями зеленого уголка, бережное отношение к растительному миру. Учит устанавливать простейшие причинно –следственные связи: неполитые растения- засохнут, на холоде –погибнут. | «Куда улетели птицы» Цель: укрепить знания детей о птицах, об особенностях их жизни. Развивать любознательность, наблюдательность. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи: почему птиц стало меньше. воспитывать в детях чувство жалости и сострадания к зимующим птицам. | «Как деревья готовятся к зиме» Цель: Рассказать о приспособляемости растений к сезонным изменениям в природе осенью и зимой. |
«Здравствуй хомячок» Цель: уточнить представление у детей об особенностях внешнего вида хомячка, учить выделять части тела, называть их, рассказать о питании. Развивать чувство симпатии к зверьку, желания наблюдать и ухаживать за ним. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Птица» Цель: расширить и закрепить знания детей о строении птицы: голова, клюв, крылья, туловище, лапки. рассказать о способах передвижения птиц, особенностях их питания. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Кто живет в лесу?» Программное содержание: расширять представление детей о лесе – дать первоначальные реалистичные знания о том ято в лесу живут разные дикие животные (заяц, волк, ёж, белка, лиса, медведь). Учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Волшебница зима» Цель: формировать общее представление детей о зиме и характерных её признаках, способствовать самостоятельному нахождению этих признаков. Развивать навыки и умение наблюдать за природными явлениями и объектами. Вызываь эмоциональный отклик на красоту зимней природы. | «Снег, снег, кружится- белая вся улица» Цель: формировать представление о снегопаде, снег падает снежинками. расширить представления детей о снеге и его свойствах ( белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, липкий- материал для построек, покрывает всю землю). | «Живое - неживое» Цель: дать представление о признаках живых и неживых объектах. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире. |
«Ёлочка» Цель: расширять представления о деревьях, упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам. показать особенности ели: ветви покрыты зелёными иголками, имеют пирамидальное строение. обратить внимание на красоту деревьев в снежном убранстве. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Опыт со снегом» Цель: активизировать поисковую деятельность детей, закрепить представления о свойствах снега. Принести снег в помещение – он тает , образует талую воду (рассмотреть её), талая вода вынесенная на мороз- затвердевает, превращаясь в лед. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течение года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | Коллективное изготовление альбома «Ёлочка». Программное содержание: уточнить представление детей о бумаге и изделиях из неё ( книги, альбомы, салфетки и др.) Бумага бывает разного цвета, токая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё делают игрушки. Бумагу изготавливают из дерева, она очень нужна людям, её нужно беречь. Выполнение аппликации. |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Шишки» Цель: познакомить детей со строением шишки (удлиненная форма, чешуйки, их расположение), с семенами ели. Показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве висит в закрытом виде, в тепле раскрывает чешуйки, из которых выпадают семена. | «Превращение воды в лед» Цель: проэксперементировать и рассказать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лёд ( а не в снег), а из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки для украшения участка | «Морозные узоры» Цель: познакомить детей с образованием снежных узоров на окне. Учить устанавливать причинно –следственные связи. Формировать умение и желание любоваться красотой снежных узоров |
«Следы на снегу» Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность., умениеопределять кому могут принадлежать следы. Уточнить представление о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий , пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Какая вода и кому она нужна» Цель :продолжать закреплять у детей знания о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, проливается, легко впитывается). Уточнить , что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Объяснить как в большом городе вода приходит в дом, и что её надо экономить. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Птичий двор» Цель: расширить и закрепить знания детей о домашней птице: курах, утках, гусях, (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). Рассказать об уходе за домашними птицами. |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Огород на окне» Предварительная работа: посадка луковиц. Учить детей замечать изменения в росте луковиц, связывая их с условиями, в которых находится каждая луковица. Формировать умения наблюдать и фиксировать информацию. Объяснить что в зелёном луке много витаминов и поэтому он полезен. | «Путешествия по зимнему лесу» Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистическое представление о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни состояние оказывают влияние условия: холод, отсутствие воды, короткий день, мало света. | «Кто живет в воздушном шарике» Цель: дать первоначальные реалистические знания о воздухе. Познакомить с его свойствами и признаками. Помочь определить его качества: в помещении _ теплый, на улице – холодный. Расширять кругозор. |
«Ветер, ветер, ты могуч…» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью ветра в природе и в жизни человека. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка. Разнообразить приемы наблюдения, используя ветряки, ленточки. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Скотный двор»(коза. корова, свинья, лошадь, овца) Программное содержание: познакомить детей с домашними животными, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают. уточнить представление о взрослых животных и детенышах, развивать воображение, умение сравнивать, ходить в игровую ситуацию. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Друзья наши меньшие» Программное содержание: уточнить и расширить представление детей о кошке и собаке как о домашних животных, их детенышах (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и человека, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает) |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Кто живет в аквариуме» Цель: формировать элементарные представления детей о рыбах. рассказать о том, что в аквариуме, кроме рыб живут улитки, водоросли, все они живые. обратить внимание детей на особенности передвижения рыб и улиток в воде. Развивать познавательный интерес. | «В каких условиях живут рыбки» Цель: формировать у детей представление об условиях обитания в аквариуме: аквариум стеклянный, прозрачный, много света; там много чистой воды комнатной температуры – рыбкам просторно плавать; на дне лежат песок и камни, в которых хорошо растут водоросли. Рыбки не голодают потому что и каждый день кормят, периодически меняют воду. чтобы она не стала мутной. | «Здравствуй звонкая весна» Цель: развивать обобщенное представление детей о весне, расширять знания о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. способствовать пониманию простых взаимосвязей между погодными явлениями и их последствиями. обратить внимание на одежду людей. |
«Первые листочки- первые цветочки» Программное содержание: рассказать детям о первых весенних лесных цветах – подснежниках. Показать открытки с их изображением. Объяснить, что подснежники красивые, люди их охраняют, рвать эти цветы в лесу запрещено –ими можно только любоваться. срезать несколько веток с тополя, принести в группу и поставить в вазу. Показать детям почки и наблюдать что будет дальше. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Морские обитатели» Цель: познакомить детей с морем и его некоторыми жителями, которые могут быть как маленькими так и большими (рыбы, акулы, дельфины, осьминоги, раки, киты, тюлени и т.д.). Приобщать детей к охране окружающей среды. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Зоопарк» Программное содержание: познакомить и сформировать представление детей о диких, экзотических животных. Дать элементарные сведения о тлм, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу, какие издают звуки. |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Весёлые ручейки» Цель: определить, что стало со снегом куда он исчез. Сформировать представление детей об ручейках, о способах их образования, прислушаться к их журчанию. поощрять самостоятельные открытия детей (кораблик легче воды, поэтому не тонет) Развивать в детях исследовательские способности для более полного познания и освоения окружающего мира. | «Весна в лесу» Программное содержание: познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период: становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава. Формировать теоретические представления о жизни лесных животных: просыпаются от спячки, линяют, выводят потомство. | «Птицы прилетели» Цель: расширить представление детей о пернатых. Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы, понимать роль птиц в нашей жизни. Радоваться встречи с перелетными птицами. |
«Мать и мачеха» Цель: учить детей находить и узнавать мать и мачеху, определить её особенности. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего на солнечных местах. Воспитывать в детях эмоционально положительное отношение к пробуждающейся природе. |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Из чего это сделано» Цель: познакомить детей с особенностями камня, дерева, железа, стекла, ткани, их свойствами, а также предметами изготовленными них. Развивать эстетическое восприятие мира неживой природы. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Красная книга» Цель: познакомить детей с красной книгой, рассказать для чего она нужна, каких животных в неё заносят. воспитывать бережное отношение к природе, приобщать детей к её охране и уходу за растениями и животными. |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдения | |||
«Водоёмы» Программное содержание: рассказать детям об озере, реке, пруде, море, океане; их особенностях и различиях. Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения во время пребывания на водоёмах. Способствовать умению любоваться красотой, понимать необходимость бережного отношения к ним. | «Насекомые» Цель: развивать в детях экологическую культуру путем познания окружающего мира. Познакомить детей с насекомыми, встречающимися на участке, о пользе, которую они приносят. Приобщать к охране окружающей среды. | «Украсим землю цветами» Цель: приобщить детей к посильной деятельности, высадке рассады в цветник. Продолжить знакомство с условиями для жизни и роста растений в открытом грунте. |
«Скоро лето» Цель: познакомить детей с очередными сезонными изменениями в явлениях живой. неживой природы ( становится теплее, увеличился световой день, ярче светит солнце, оживают растения, животные, насекомые, возвратились перелетные птицы, которые вьют гнезда). |
Занятие 1 | Занятие 2 | ||
Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «Встреча со старичком - лесовичком» Цель: познакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать пониманию последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Формировать умения предвидеть последствия отрицательного вмешательства в природу. | Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы. Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними. | «День земли Программное содержание: побеседовать с детьми о том что все люди отмечают день земли. Они хотят, чтобы планета, на которой мы живем, была чистой, красивой. Земля – это наш общий дом: заботясь о месте, в котором мы живем. мы заботимся обо всей Земле. |
Использованная литература:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №276 комбинированного вида», разработанная на основе содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.
Соломенникова О.А., Мозаика – Синтез, 2009г.
- Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори, Снежинск 2002г.
- Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп, часть 1, часть 2, часть 3, Снежинск 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности
Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....
Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями".
В помощь педагогам для второй младшей группы....
Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"
Перспективное планирование в первой младшей группе...
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...
Перспективный план работы с детьми на тему «Развитие логического мышления, коммуникативных качеств дошкольников через экологическое воспитание» ( 2ая младшая группа).
планы занятий на учебный год....
Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями".
Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями"....