Использование дидактических игр в экологическом воспитании с младшими дошкольниками.
консультация (младшая группа)

Кочнева Ирина Фёдоровна

Экологическая игра - это форма экологического образования,основанная на развертывании специальной активности участников, стимулирующий высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональное включение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_v_ekologicheskom_vospitanii.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в экологическом воспитании с младшими дошкольниками.

     В экологическом образовании младшего дошкольника есть важный момент - проведение диагностики понимание экологических понятий ребенка, которого считают важной составляющей в системе образования ребенка, потому что именно контроль позволяет оценить успехи детей, обращая внимание на то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого и то, что она пока сама сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно.

     Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы прекрасен и великолепен. Однако далеко не каждый способен увидеть эту красоту, разнообразие цветов, форм, разнообразие оттенков цветов неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается сама по себе, не дается готовое к использованию с рождения. Обучение жить в гармонии с природой и окружающей средой должно начинаться в дошкольном возрасте.

     Основным видом деятельности для детей является игра, которая помогает удовлетворить любопытство детей, вовлекает ребенка в активное развитие окружающего его мира и помогает ему овладеть знаниями о связях между предметами и явлениями.

     В образовании все игры классифицируются по разным причинам. Особое место занимает дидактическая игра - разновидность игр с правилами, специально созданными педагогикой для обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется образовательное и эволюционное влияние игровой деятельности .

     Дидактические игры также могут быть классифицированы в соответствии с их содержанием в математике, сенсорных, вокальных, музыкальных, экологических, и т. д. Согласно определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, «экологическая игра» - это форма экологического образования, основанная на развертывании специальной активности (игры) участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональное включение . Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные.

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей группе. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

     Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

     Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

     В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

     Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

    Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах.

     Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

     Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

     Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животных.

     Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

     Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, прогрессивное выполнение заданий с учетом возрастных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 190Кировского района г.Волгограда  КонсультацияИспользование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 61 «Семицветик»    Консультация для родителей Использование дидактич...

Консультации для воспитателей "Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"...

Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

"Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей с примерами экологических игр....